Генуэзская крепость Кафа в Феодосии
Генуэзская крепость Кафа знакома всем жителям Феодосии, но большинство туристов, приезжающих на отдых в Крым, почти ничего не знают об этой цитадели древности.Генуэзская крепость Кафа знакома всем жителям Феодосии, но большинство туристов, приезжающих на отдых в Крым, почти ничего не знают об этой цитадели древности.
Античная Феодосия пала в IV веке нашей эры во время нашествия гуннов, поэтому в архитектуре Феодосии от греческого периода ничего не сохранилось.
В XIII-XIV веках на руинах древнего города эллинов возник новый, получивший название Кафа, которым в течение двух столетий владели генуэзцы. Поэтому «матерью» Феодосии по праву считается Генуя. Город даже так и называли — Вторая Генуя, ведь оборонительные сооружения строений — итальянского типа.
В 1226 году генуэзские купцы выторговали у татарского хана Оран-Тимура феодосийские руины и на их месте построили крепость Кафу, ставшую центром черноморских владений Генуи. Довольно скоро крепость Кафа превратилась в крупнейший транзитный центр международной торговли и опорный пункт генуэзских колоний в Причерноморье. Через Кафу в Европу вывозилась драгоценные камни и золото, восточные пряности и пшеница.
Вот как описывает город А. Крупняков в романе «У моря русского»: «Всю ночь до самого рассвета не закрывались ворота Кафы. Проходили через них мохнатые лошадки с арбами, нагруженными виноградом и фруктами, с телегами, полными огурцов, дынь, арбузов... Проходили, не спеша, караваны верблюдов из дальних земель. Высокие тюки покачивались на их горбах, задевая своды каменных ворот. Возы везут на ярмарку соль, рыбу, икру, зерно. Особое место занимают ткани: восточная камка и массульская парча, витрийский бархат и ковры. Кафа, ненасытная Кафа».
Город был обширен и богат. В порту стояли сотни купеческих галер, и для швартовки прибывающих судов порой не хватало пристаней. Слышался многоязычный говор многих народностей: здесь жили армяне, болгары, греки, евреи, итальянцы, караимы, татары, украинцы.
В Кафе было около двадцати тысяч домов, свыше ста церквей и мечетей, более ста фонтанов, целая система дренажных колодцев, бассейнов и гротов, остатки которых любители истории находят и сегодня. Город украшали построенные лучшими мастерами итальянского Возрождения монументальные дворцы и храмы.
Исторические документы свидетельствуют о том, что в XII-XV веках Кафа являлась центром работорговли в бассейне Черного моря, ее невольничий рынок был известен и при генуэзцах, и позднее при турках.
Писатель и историк Даниил Мордовец так описал этот торг: «Обширный рынок, обставленный мечетями и гордыми минаретами, полон невольников из Московской Руси, с Подолии, с Волыни, из Польши. Несчастный живой товар сидит и стоит группами. Бородатые покупатели — турки, армяне, крымцы — ходят от группы к группе, прицениваются, высматривают здоровых работников и красивых детей и женщин... А кругом — роскошь зданий, журчащие фонтаны, синее чудное море почти у ног. Толпа все валит и валит на этот рынок, на это чудное, чарующее и страшное зрелище».
До наших дней сохранилось описание Кафы XV века, автором которого является отважный русский путешественник Афанасий Никитин. В 1472 году он возвращался домой из своего шестилетнего «хождения за три моря». А. Никитин первым из европейцев — за четверть века до Васко да Гамы — достиг полуострова Индостан. Почти три года прожил он в Индии, собрал обширные сведения о жизни и быте народов и экономике этой страны, о пути в Китай и Японию. А потом затосковал по отчему дому, по земле русской. Долгим и многотрудным путем возвращался Афанасий Никитин через Индийский океан к берегам Персии. Путешественник попал в Трапезунд, где господствовали турецкие захватчики, принявшие его за вражеского лазутчика. Тогда русскому мореплавателю чудом удалось избежать казни. У него не осталось ничего, кроме главного сокровища: тетрадей с описанием Индии. Однако путешественнику удалось расположить к себе взявшего его на свой корабль, идущий в Кафу, трапезундского купца. В те времена в Кафе находилось русское подворье, и после многих лет странствий отважный путешественник снова услышал русскую речь, узнал новости с родины. Здесь он обработал свои путевые записки и весной 1475 года направился в Тверь. Память об Афанасии увековечена в Феодосии в названии одной из улиц города. А вблизи старинных стен цитадели не так давно поставили памятник известному русскому путешественнику.
Крепость Кафа имела две линии укреплений: цитадель и внешнюю часть.
Цитадель была возведена в 1340-1343 годах на крутых в сторону моря склонах вокруг Карантинного холма, служивших первичной преградой для врагов, и достраивалась еще в течение десяти лет. Цитадель построена из известняка на известковом растворе с тщательно затертыми швами. Строительные материалы для крепости обычно добывались на склонах окружающих гор, в местах выхода на поверхность скальных пород, или со дна моря. Длина стен цитадели составляла 718 метров, из которых сохранились лишь 469 метров. Стены достигали 11 метров в высоту и 2 метра в ширину.
Периметр наружной крепости составлял почти 5,5 километров и включал в себя более 30 башен. Глубокий ров, пролегавший под крепостными стенами и наполненный водой, выполнял функции оборонительного сооружения и канала для отвода в море ливневых стоков. В плане городская крепость напоминала амфитеатр, сценой которого выступала Феодосийская бухта.
Административный центр Кафы находился во внутренней, хорошо укрепленной части города. В цитадели размещались здание суда с балконом для объявления консульских постановлений, казначейство, консульский дворец, резиденция латинского епископа, а также конторы для проверки весов, магазины особенно ценных товаров — драгоценных камней, меха, шелков — и склады.
С Кафой связано и одно из трагических событий в истории Европы — эпидемия чумы в 1347-1351 годах. В 1347 году среди осаждавших крепость золотоордынских войск Дженибека вспыхнула чума. Не в силах овладеть Кафой, кочевники с помощью катапульт стали забрасывать трупы умерших через оборонительные стены в город. Болезнь вынудила генуэзцев покинуть крепость, спасаясь на судах. В тех местах, где спасавшиеся останавливались на пути в Геную, возникали очаги чумы. Страшная болезнь унесла 75 миллионов жизней — четверть населения средневековой Европы. Спустя 120 лет даже Джованни Боккаччо в знаменитом «Декамероне» упоминал об этой эпидемии чумы.
В XIX веке большинство сооружений были разобраны. До настоящего времени сохранилась южная стена цитадели с двумя башнями (башня Святого Климента и башня Криско), часть западной стены, пилоны ворот, несколько башен в разных частях города (Доковая, Константина, круглая). На территории цитадели сохранились также мост, турецкие бани и несколько церквей.
Феодосия. Церковь Иверской иконы Божьей Матери.
Феодосия – один из древнейших городов мира. Это один из первых городов Крыма, который был просвещен светом христианской веры. Здесь, в районе Карантина, находится Иверская церковь, построенная предположительно в XIV веке. Она была восстановлена и освящена в 1858 году священником Николаем Трегубовым. В церкви сохранились уникальные изображения из камня, а также православные святыни.
Начало христианства в Крыму положил апостол Андрей Первозванный, один из двенадцати учеников Христа, и св. Климент, епископ Римский. В середине первого века первозванный ученик Христа апостол Андрей посетил с проповедью Феодосию, принеся сюда благую весть о Спасителе.
- Исходя из сведений Жития, мы видим, что уже в те далекие времена в нашем городе появляется христианская община. Археологические исследования последних лет свидетельствуют, что во втором-третьем веках христианство было широко распространено в Восточном Крыму. Вероятнее всего, это были последователи тех первых, просвещенных апостолом жителей Пантикапея, Феодосии и Херсонеса, - рассказывает помощник Благочинного отца Антония Олег Павлов.
Самый большой след в Феодосии оставило православие средних веков. В средневековой Кафе действовала Кафская епархия, которая подчинялась Константинопольскому Патриарху.
– Это было, несмотря на то, что город в это время принадлежал генуэзцам, которые в основном были католиками. На тот момент в Кафе действовало, как минимум, 13 греческих церквей и три православных монастыря, - продолжил рассказ Олег Владимирович. – До наших дней сохранилось три греческие церкви: Введения во храм Пресвятой Богородицы, церковь Георгия Победоносца и церковь святого Дмитрия. Также сохранился фундамент церкви свв. Феодоров Тирона и Стратилата. На территории старого города сохранились церковь Иоанна Богослова и церковь во имя Иверской иконы Божией Матери.
Церковь во имя Иверской иконы Божией Матери, расположенная неподалеку от средневековой генуэзской цитадели, сложена из дикого камня. Она несколько раз за свою историю перестраивалась.
Судя по сохранившемуся архитектурному облику, первоначально церковь в плане была квадратной. К квадратному зданию со стороны главного входа позднее примкнула вместительная пристройка. Внутри она разделена столбами, перекрытыми сводами с арками. Венчает храм купол на восьмигранном барабане с узкими окнами.
Принято считать, что она построена в XIV веке, но, скорее всего, гораздо раньше.
По некоторым описаниям, своим архитектурным обликом Иверская церковь напоминает армянские церкви ХIII-ХIV веков: квадратное в плане здание, увенчанное куполом на восьмигранном барабане с узкими окнами.
Позже церковь перестраивалась: со стороны главного входа пристроили довольно вместительное помещение, разделенное столбами на три нефа (неф – вытянутое помещение, ограниченное с одной или с обеих продольных сторон рядом колонн или столбов – ред.), перекрытых сводами с опирающимися на консоли арками. Благодаря этому храм мог принимать большее количество прихожан.
Минуя мрачноватую пристройку, верующие попадали в высокий, светлый купольный зал. Он был замечательно украшен: по бокам полукруглой апсиды (выступ здания, перекрытый полукуполом или сомкнутым полусводом – ред.) стояли в полный рост фигуры Иоанна Крестителя и Николая Чудотворца, вырезанные из камня. Торжественные, освещенные солнечным светом, они производили на посетителей неизгладимое впечатление. В верхней части апсиды находилось изображение Христа и двенадцати апостолов.
Иверский храм за долгую историю своего существования имел разные названия, одно из них – храм Иоанна Предтечи – встречается в литературе и сейчас. Документально доказано, что название храма Иверской иконы Божией Матери появляется с 1858 года, когда священник Николай Трегубов с помощью благотворителей восстановил и заново освятил церковь.
С этого времени она носит название Иверской иконы Божией Матери, в ней возобновляются богослужения. В 1875 году меценат Рукавишников окрасил ее и пожертвовал три иконы в киотах. В церкви сохранились уникальные изображения из камня - барельефы.
- На горнем месте мы видим Спасителя, а по сторонам от него 12 апостолов, по шесть с каждой стороны, - пояснил помощник настоятеля храма. - Также с двух сторон в алтаре есть изображения из камня, над жертвенником – Иоанн Креститель с агнцем в руке, на противоположной стене – святитель Николай Чудотворец с книгой в руке, под куполом – лик Господа. Вход в купольный зал обрамляет арка, украшенная ажурной каменной резьбой.
В прошлом стены храма были расписаны фресками, фрагменты которых еще можно было видеть в начале ХХ века. К сожалению, до наших дней они не сохранились.
Иверская церковь освящена в честь Иверской иконы Пресвятой Богородицы.
– Сама икона, та, что обнаружили живущие на Афоне монахи, находится на Афоне. Существует много списков с этой иконы. В нашем храме есть копия Иверской иконы, созданная по благословению священника.
Существует предание о первоначальной иконе. Оно гласит, что в IX веке, во время жестокого гонения на святые иконы, близ города Никея жила благочестивая вдова с сыном. В устроенной ее усердием церкви находилась чудотворная икона Божией Матери.
Один из воинов, посланных уничтожить святые иконы, ударил в лик Богоматери, и тотчас из пронзенной иконы потекла кровь. Желая спасти чудотворную икону от поругания, вдова опустила икону в море. К великой ее радости икона не упала в воду, а, стоя прямо, двинулась по морю к западу.
Однажды монахи Иверской обители увидели на море огненный столп, доходящий до самого неба, в основании которого находилась стоящая на воде икона Богоматери. Явление продолжалось много дней и ночей. Старец Гавриил, которому было видение Пресвятой Богородицы, безбоязненно пошел по воде и принял на руки чудотворную икону, которую поставили в часовню, и трое суток совершали перед нею молитвы.
На другой день икону не нашли на том месте, где ее поставили, а обнаружили над монастырскими воротами. Икону отнесли на прежнее место, но на утро она опять оказалась над воротами.
Так продолжалось несколько раз, пока, наконец, Пресвятая Богородица вновь явилась преподобному Гавриилу и сказала: «Иди в монастырь и скажи инокам, чтобы больше не искушали меня. Не для того я прибыла, чтобы вы охраняли меня, но чтобы Я охраняла вас... доколе икона Моя будет в обители вашей, дотоле благодать и милость Сына моего к вам не оскудеет».
Иноки построили надвратную церковь в честь Богоматери, хранительницы обители, в которой чудотворная икона пребывает и доныне.
Знаменитый русский путешественник, тверской купец Афанасий Никитин, который прожил в Кафе три года. Совершив путешествие в Персию и Индию, возвращаясь в 1472 году домой через средневековую Кафу, известный путешественник написал здесь книгу записок «Хожение за три моря». В своей книге он писал: «Море перешли, да занесло нас к Балаклаве, и оттуда пошли в Гурзуф, и стояли мы там пять дней. Божиею милостью пришел я в Кафу за девять дней до Филиппова поста (Бог-творец!). Милостию Божией прошел я три моря».
По одной из версий, вступив на землю Кафы, Афанасий Никитин увидел церковь во имя Иверской иконы Божией Матери и услышал пение молитв. Поскольку отважному путешественнику долгое время пришлось жить среди людей, исповедовавших буддизм и мусульманство, он с радостью молился в храме. Вознося Господу молитвы о своем благополучном возвращении, он отслужил в Иверской церкви благодарственный молебен.
Службы в храме проводились до середины 20-х годов. Последний известный нам священник – Павел Евграфович Виноградов (священник Виленского полка) назначен настоятелем в июле 1918 года. В 1902-1914 годах он был учителем Закона Божьего в феодосийском шестиклассном городском училище.
Олег Владимирович также утверждает, что после революции церковь использовалась под склад. В 1995 году, на основании Указа Президента Украины, она вновь передана Украинской православной церкви Московской Патриархии. Освятил ее митрополит Крымский Лазарь.
– Сейчас церковь восстановлена, она действующая. Каждые выходные и в православные праздники в ней идут богослужения. Двери храма открыты каждый день для всех желающих, - сообщил помощник отца Антония.
В храме имеются такие святыни: икона Божьей матери Касперовская и Чудотворная икона Святителя Пантелеймона с частицами его мощей.
Старинная Касперовская икона Божией Матери обновилась в июле 2003 г. Олег Владимирович отметил, что в феврале 2011 года икону похитили, но преступление раскрыли в течение суток, и икону вернули обратно в храм.
– Эта икона является чудотворной. Если прикладываться к ней с верой, то наступает исцеление. Известны многочисленные случаи таких исцелений от Касперовской иконы. Несмотря на то, что грабители не вернули украшения, дарованные благодарными христианами, для нас это, прежде всего, святыня, она бесценна, - объяснил О. Павлов.
В послереволюционное время у церкви было свое небольшое православное кладбище, где рядом со своими родными и близкими погребен бывший феодосийский градоначальник, председатель феодосийского суда Христофор Афанасиевич Анастасьев. Он совершил в составе армии Суворова, в качестве офицера, переход через Альпы. Здесь же похоронен Алексей Иванович Верзилов, священник Феодосийской карантинной полуроты, служивший в конце XIX века в Иверской церкви. В возрасте 86 лет, 18 октября 1906 года, его убили преступники.
Как говорит О. Павлов, в Иверском храме в 1906 году венчались знаменитый художник Константин Богаевский и Жозефина Дуранте. Как известно, К. Богаевский (1872-1943) родился в Феодосии и жил на Карантине, здесь же находилась его мастерская. Храм иконы Иверской Божией Матери был его любимым.
Храм чуть не погиб
В 30 годы XX века храм закрыли и фактически забросили. Несмотря на то, что в советское время на Карантине создали историко-архитектурный заповедник, который охранялся законом, храм начал разрушаться, и едва не погиб. Из-за споров между проектным институтом и органами архитектуры, реставрационные работы не велись семь лет. Тем временем вода через дыры в изношенной крыше залила стены и повредила древние фрески, пол был покрыт грудами мусора и мокрого грунта. Тем не менее, нашлись неравнодушные люди – архитекторы, искусствоведы, музейные работники, - которые смогли убедить власти в необходимости срочно спасти храм.
Реставрационные работы консультировал архитектор и скульптор Валерий Замеховский. Провели дренажные работы, уровень земли понизили на 60-70 см, церковный двор вымостили камнем. Помогали и будущие прихожане храма, они выносили из церкви мусор, украшали двор цветниками. Реставрация храма закончилась в 1996 году, его вернули верующим.
В летнее время от Иверского храма проводятся экскурсии, благодаря которым каждый желающий имеет возможность услышать об истории древних православных храмов феодосийского Карантина, посмотреть на византийские фрески, прикоснуться к прохладным каменным стенам, хранящим в себе отзвуки прошлого, почувствовать всю благодать этого места.
Адрес Иверской церкви: г. Феодосия, ул. Портовая, 16.
Феодосия. Храм во имя святого Димитрия.
Храм во имя святого Димитрия находится на северо- восточном участке средневекового городища, на небольшой возвышенности, расположенный между двумя водоотводными каналами, в пределах внешнего оборонительного кольца.
Фресковые росписи покрывали весь внутренний объем храма. В настоящее время сохранилась лишь малая часть росписей, но и по ним можно определить византийский стиль и высокое мастерство иконописи. Имеются достоверные данные, что росписи здесь сделаны Феофаном Греком.
На сегодняшний день лучше всего сохранилась роспись алтарной апсиды и западной стены церкви. В алтарной апиде хорошо сохранилась левая часть фрески "Евхаристия", где шесть апостолов подходят к Христу для принятия Тела. Справа от этой фрески, где Спаситель причащает апостолов из Чаши, остался лишь небольшой фрагмент, прикрывающий престол.
Над небольшим оконцем в алтаре находилась фреска Богородицы. До наших дней дошли лишь часть нимба и головного убора.
На западной стене традиционно был изображен Страшный Суд.
Фрески церкви святого Димитрия- это классическая поздневизантийская иконопись. которая характеризуется четкостью линий, неординарной смелостью композиции, сохранившейся до наших дней цветовой гаммой, поражающей своим колоритом и удивительной динамикой линий.