Очень приятно, что по эпическим книгам Джорджа Мартина делают действительно хорошее кино и хорошие игры. Недавно вышла локализация второго издания мощной и глубокой стратегии «Game of Thrones: The Boardgame». Первое издание увидело свет в 2003-м, второе — вышло под громовой успех сериала, но что у него общего с сериалом и книгами? Та же вселенная, но совсем другая ветвь развития. В ней Эддард Старк не погиб и может сразить в поединке Бейлона Грейджоя. В ней Ренли Баратеон заодно со своим коронованным братом Станнисом защищает Железный Трон от посягательств третьих сил. Это всё условности настольной стратегической игры — 30-й в списке лучших современных настольных игр по версии BoardGameGeek.com, крупнейшего ресурса настольщиков.
Название Игра престолов / Game of Thrones
Издатель Fantasy Flight Games
Локализатор Мир Хобби
Тип коробочная
Жанр американка
Число игроков (и оптимальное) 3—6 (6)
Сложность освоения умеренная
Время подготовки 15-20 минут
Время партии 2-5 часов
Похожие игры Twilight Struggle и компьютерные игры серии Total War, а также, отдельными механиками, Starcraft и Мятеж
Настольная версия Игры престолов рассчитана на компанию от 3 до 6 человек, каждый из которых возглавит один из Великих домов Семи королевств. Стратегическая (тактическая?) составляющая игры — продуманная и стройная система управления армиями и городами (отсюда и длинные правила), причем столкновения, влияния и интриги отыгрываются в абстрактно-логической форме. Дипломатическая же составляющая — живое общение между участниками. Правила игры воистину могут отпугнуть неискушенных, но поверьте — они сложные лишь на первый взгляд, и игра того стоит. Каждый ее элемент, каждая фишечка преисполнены любовью к «Песни Льда и Пламени», так что провести вечер за партией борьбы за Железный Трон — это отличный вариант развлечения для компании фэнов.
Упаковка, дизайн и локализация
Игра сделана с любовью: прекрасная полиграфия, добротные жетоны и красивые карты. Во втором издании фигурки сделаны из пластика (а не из дерева) — это не так красиво, но функционально. В коробке: 1 игровое поле, 138 пластиковых фишек, 105 карт, 266 жетонов, 6 ширм игроков, 1 правила игры.
В переводе не замечено опечаток, однако перевод имен собственных некоторых персонажей является авторским и вызывает неоднозначную оценку. В их числе обращение к рыцарю «сер» (у АСТ: сир), Дагмер Битый Рот (Дагмер Щербатый), Эйерон Сыровласый (Мокроголовый), Арео Хота (Хотах) и Красная Гадюка (Красный Змей).
Правила и механика
Правила игры — и по объему, и по содержанию — эпичны. Они лежат в открытом доступе, так что можете скачать и оценить их сами. Игрокам предстоит сначала торговаться за власть, затем грамотно распределять приказы между провинциями, а потом сражаться за новые земли.
Основные элементы игры:
Колоды Вестероса обыгрывают случайные, но прогнозируемые события на текущий ход.
Трекер влияния домов — это власть (порядок хода и жетон Железного Трона), воинская верность (победа при ничьих и жетон Валирийского клинка), интриги (разнообразие приказов и жетон Ворона-вестника). Уравновешивает тактическую составляющую игры.
Трекер снабжения зависит от числа подконтрольных провинций и влияет на количество войск, которые вы можете направить в одну из провинций.
Жетоны приказов открывают широкие возможности для блефа или внезапных ударов; игроки втайне назначают их своим провинциям, а затем одновременно вскрывают и по очереди разыгрывают.
Карты полководцев вносят небольшие, но предсказуемые изменения в каждый бой между игроками. Немного коррелируют с характерами и ролями одноименных персонажей книги.
Само тактическое поле с провинциями и войсками. На нем происходит самая наглядная часть Игры Престолов — перемещение войск и захват городов, тогда как бо?льшая часть игры заключается в подковерных интригах и удачном планировании.
Ход состоит из трех этапов: фазы Вестероса, фазы Замыслов и фазы Действия. Ширмы скрывают приказы.
Благодаря издателю игры Fantasy Flight Games, к созданию иллюстраций к саге были привлечены сотни художников, среди них Томаш Ендрушек, Майкл Комарк, Марк Симонетти и многие-многие другие. Для фэндома ПЛИО эти имена были открыты именно благодаря FFG, ее настольным, тактическим и карточным играм. Однако настольная игра ни в коем случае не эмулирует события книги и является продуктом достаточно независимым от «Песни Льда и Пламени». Даже знакомые именные карты («полководцы») и их характеристики — лишь отдаленно связаны с характерами книжных персонажей… И тем не менее, связь между ними есть, причем довольно тонкая. Например, карта Тириона Ланнистера: «Можете немедленно вернуть на руку противника выбранную им карту Дома. Он должен выложить другую карту Дома, если сможет, а иначе не использует карт Дома в этом бою». И в самом деле: Тириону (впрочем, не одному ему) сложно отказать в умении предугадывать и расстраивать планы противника, вынуждая того действовать по обстоятельствам или отступать.
Итак, стартовая ситуация игры — смерть короля Роберта Баратеона и последующая смута. Шесть Великих домов распределяются между игроками, сидящими за картой Вестероса. Знакомые имена и названия, карта, почтовый ворон и Железный трон — все это из книги, но на этом явная связь заканчивается, и игроки могут разыгрывать альтернативную историю Семи королевств. Степень ее альтернативности во многом уже заложена в правила и расстановку сил. Скажем, в разных дополнениях и переизданиях — разный набор полководцев: так, во втором издании базового набора настольной игры Ренли Баратеон — заодно со Станнисом, а в одном из дополнений первого издания — вместе с Тиреллами.
Фаза Вестероса
Единственная фаза, в которой может произойти что-то неожиданное для игроков — впрочем, возможен лишь один из заданного набора вариантов, распределенных по трем колодам. Во время хода вскрывается по одной карте из колоды, и определенное таким образом событие влияет на всех игроков одновременно:
призыв солдат / пересчет снабжения / ничего
накопление влияния / торговля за Трекер влияния домов / ничего
нашествие Одичалых (еще один интересный вариант торговли) / запрет на использование одного вида приказов в этот ход (5 вариантов) / ничего
Таким образом, войска появляются у всех одновременно, да и снабжение тоже просто так не изменяется. Это привносит определенный колорит в игру, порой заставляя сражаться малыми силами и думать: разорвать союз и бросить на соседний город малые войска или подождать, подтягивая отряды из других провинций, но рискуя обнаружить, что в начале следующего хода гарнизон крепости пополнится новыми армиями?
Фаза Замыслов
Игроки взакрытую раздают своим провинциям те приказы, которые есть у них на руках. Количество приказов зависит от положения на трекере влияния вашего дома по шкале Ворона и от того, какие приказы были запрещены в этот ход меняющимися погодными условиями колоды Вестероса.
Действует правило, что приказы можно отдавать только в те провинции, где есть ваши войска. Это вынуждает распылять войска по игровому полю, упираясь тем самым в предел снабжения. Войну приходится вести малыми силами, так как кто-то должен усмирять разбойников и смутьянов, а также патрулировать второстепенные территории, чтобы предотвратить неожиданное вторжение, например с моря.
Фаза Действий
Игроки вскрываются и разыгрывают отданные ими приказы. Очередность действий зависит от положения на трекере влияния по шкале Железного Трона. Приказы почти всегда можно разыграть по-разному, в игре доступны следующие их виды:
Набеги — уничтожить или не трогать чужое подкрепление или накопление власти.
Боевой марш — передислоцировать войска или напасть на любую соседнюю провинцию.
Подкрепление — оказать поддержку в любую соседнюю провинцию, если там кто-то сражается, либо отказать в поддержке, расстроив чьи-то планы.
Оборона — дает преимущество при обороне.
Накопление власти происходит, если вашу провинцию не разграбили и не завоевали.
По окончании всех трех фаз хода смотрим, завоеваны ли кем-то 7 городов. Если нет, то игра продолжается.
Отзывы16
ОписаниеФотогалерея