Отзыв: Фильм "Продажа" (2016) - Снимая на столь тяжелые темы, нельзя делать кино поверхностным и проходным
Достоинства: Работа художников, саундтрек, юная актриса Нияр Саикиа
Недостатки: Слабая постановка по типовому сценарию. Карикатурная либо вялая игра практически всего актерского состава
Чудесная 13-летняя девчушка Лакишми живет с родителями в горах Непала. Она чиста душой, она как утренняя роса. Учится, помогает в хозяйстве, запускает бумажного змея... И в один не прекрасный день одна красивая тётя из индийской Калькутты уговаривает отца ребенка отдать ее на работу в богатый дом, заплатив за Лакишми депозит, который позволит семье пережить голодную зиму... Нетрудно догадаться, что за "богатый дом" в итоге станет тюрьмой для девочки. У нас тут тяжелейшая тема торговли детьми и принуждения их к занятиям древнейшей профессией.
Режиссер и сценарист Джеффри Д. Браун в 80-х получил Оскара за лучшую короткометражку ("Пилигрим Молли"), в 90-х снял популярный в США комедийный сериал "Чудесные годы"... Потом пропал более, чем на 10 лет, чтобы вернуться с драмой "Продажа". Триумфальным возвращение не стало. И даже просто заметным тоже.
История идет очень уж "по-накатанной", как это только возможно для подобных социальных драм. Факт невыносимо тяжелой темы и демонстрации жестоких сцен сам по себе не является пропуском в большое кино. Главная сутенерша-злодейка здесь чуть ли ни по-диснеевски карикатурна, как и ее кровожадные охранники; персоналии работниц-рабынь - набор типовых типажей (в возрасте "с судьбой", молодая да жадная, сочувствующая, несочувствующая и т. п.). Кроме главной героини, не раскрыли никого. Лакишми в исполнении Нияр Саикиа (это ее первое появление на экране) - единственное, ради чего хочется кино досмотреть. Девочка прекрасно исполнила роль, да и сам персонаж - единственный в ленте - хоть как-то прилично прописан.
Несмотря на то, что картина притворяется индийской (со всеми сопутствующими атрибутами в виде плясок даже на задворках страшного публичного дома), сделана она в США. Засим у нас тут парочка американских артистов, отвечающих... А ни за что не отвечающих! Фото-журналистка и правозащитница в перформансе Джиллиан Андерсен и полицейский в исполнении Дэвида Аркетта ничего не могут сделать ни как персонажи (маленькая Лакишми все свои проблемы вынуждена решать сама), ни как артисты (ощущение, что они играли за еду или по дружбе с режиссером). Когда они изредка появлялись на экране, я вслух спрашивала: "Зачем вы здесь"?
Что у нас тут хорошего? Работа художников и, как ни странно, саундтрек. Он вроде бы и типичный для кино об Индии, но с другой стороны слушается аутентично.
Резюмируя, скажу, что, беря настолько страшную тему, создатели фильмов берут на себя и огромную ответственность: снять так, чтобы зритель не зевал и не почесывался в нетерпении: когда это закончится!? Снять так, чтобы он не забыл ваш фильм сразу же после просмотра... А для этого он должен быть не только констатирующим факт - детьми продолжают торговать. Не только показывать жестокости. Он должен быть высокохудожественным... А в "Продаже" высокохудожественным является только вступление с волнительными видами Непала и наставлением матери своему ребенку: "Только тогда счастлив человек, когда старается для других". Учитывая то, чем Лакишми потом пришлось заниматься, да - звучит, как чудовищное пророчество и приобретает дополнительный смысл.
За хороший дебют юной актрисы, художников, саундтрек и открывающие сцены даю три балла. Рекомендация - очень условная. Особого внимания фильм не стоит.
Режиссер и сценарист Джеффри Д. Браун в 80-х получил Оскара за лучшую короткометражку ("Пилигрим Молли"), в 90-х снял популярный в США комедийный сериал "Чудесные годы"... Потом пропал более, чем на 10 лет, чтобы вернуться с драмой "Продажа". Триумфальным возвращение не стало. И даже просто заметным тоже.
История идет очень уж "по-накатанной", как это только возможно для подобных социальных драм. Факт невыносимо тяжелой темы и демонстрации жестоких сцен сам по себе не является пропуском в большое кино. Главная сутенерша-злодейка здесь чуть ли ни по-диснеевски карикатурна, как и ее кровожадные охранники; персоналии работниц-рабынь - набор типовых типажей (в возрасте "с судьбой", молодая да жадная, сочувствующая, несочувствующая и т. п.). Кроме главной героини, не раскрыли никого. Лакишми в исполнении Нияр Саикиа (это ее первое появление на экране) - единственное, ради чего хочется кино досмотреть. Девочка прекрасно исполнила роль, да и сам персонаж - единственный в ленте - хоть как-то прилично прописан.
Несмотря на то, что картина притворяется индийской (со всеми сопутствующими атрибутами в виде плясок даже на задворках страшного публичного дома), сделана она в США. Засим у нас тут парочка американских артистов, отвечающих... А ни за что не отвечающих! Фото-журналистка и правозащитница в перформансе Джиллиан Андерсен и полицейский в исполнении Дэвида Аркетта ничего не могут сделать ни как персонажи (маленькая Лакишми все свои проблемы вынуждена решать сама), ни как артисты (ощущение, что они играли за еду или по дружбе с режиссером). Когда они изредка появлялись на экране, я вслух спрашивала: "Зачем вы здесь"?
Что у нас тут хорошего? Работа художников и, как ни странно, саундтрек. Он вроде бы и типичный для кино об Индии, но с другой стороны слушается аутентично.
Резюмируя, скажу, что, беря настолько страшную тему, создатели фильмов берут на себя и огромную ответственность: снять так, чтобы зритель не зевал и не почесывался в нетерпении: когда это закончится!? Снять так, чтобы он не забыл ваш фильм сразу же после просмотра... А для этого он должен быть не только констатирующим факт - детьми продолжают торговать. Не только показывать жестокости. Он должен быть высокохудожественным... А в "Продаже" высокохудожественным является только вступление с волнительными видами Непала и наставлением матери своему ребенку: "Только тогда счастлив человек, когда старается для других". Учитывая то, чем Лакишми потом пришлось заниматься, да - звучит, как чудовищное пророчество и приобретает дополнительный смысл.
За хороший дебют юной актрисы, художников, саундтрек и открывающие сцены даю три балла. Рекомендация - очень условная. Особого внимания фильм не стоит.
Время использования | 94 минуты |
Общее впечатление | Снимая на столь тяжелые темы, нельзя делать кино поверхностным и проходным |
Моя оценка | |
Рекомендую друзьям | ДА |
Комментарии к отзыву5