Отзыв: Мавзолей "Гур-Эмир" (Узбекистан, Самарканд) - Прекрасный образец среднеазиатского архитектурного стиля 15 века с уникальным интерьером!
Достоинства: Расположение, великолепный интерьер мавзолея, уникальная отделка сооружений,история места,цена
Недостатки: Не искали
Приветствую читателей моего отзыва!
Когда стала писать отзыв об отдыхе в Самарканде, поняла, что в одном отзыве невозможно рассказать обо всех местах, где мы побывали за 3 дня пребывания в городе.
Поэтому о местах, которые произвели на нас с дочкой наибольшее впечатление( удивительно, но наши взгляды в целом совпадают) решила
вначале рассказать отдельно.
Сегодня мой отзыв о мавзолее Гур_ Эмир( в переводе с персидского- "Гробница эмира"), считающимся по праву, и теперь я в этом уверена, в числе главных достопримечательностей города, шедевром исламской архитектуры. Этому удивляться не следует, ибо автором проекта является Махмуд Исфахани, родом из Ирана.
Порой его называют мавзолеем Тимуридов по названию правящей династии. На это тоже есть основания: здесь покоиться не только прах грозного восточного завоевателя Амира Тимура( Тамердана), но и некоторых его родных и приближенных, о чем я расскажу позднее.
Очень интересна и история строительства мавзолея, но об этом тоже потом.
Пока все по-порядку.
К мавзолею мы подошли со стороны какого-то красивого прилегающего парка. Издали увидели величественный купол мавзолея, один из минаретов и портал входной арки.
Конечно, стоит отдавать отчет, что это работа реставраторов, но я уже давно знаю, интересовалась в свое время и даже читала книгу одного очень известного реставратора, насколько скрупулезно ведется подготовка ими к реставрации с тем, чтобы супермаксимально восстановить прежний облик сооружения и его отделки.
Это фото влево от входа.
Если всмотреться, то левее второго дерева под навесом лежит плита( от портала главного входа это будет сразу вправо) с арабской вязью. Туда постоянно подходят туристы.
Есть точка зрения исследователей, что когда-то плита являлась подиумом для трона Тамерлана, а в более поздние времена именно на ней короновали эмиров и ханов, управлявших Самаркандом.
Приятно удивила его основательность и качество подачи информации. Где бы мы ни были до этого или позднее, не видели больше подобных, суперэстетичных стендов.
Почитайте внимательно и попытайтесь вспомнить, видели ли вы где-то у нас такую форму разъяснительно- запретительных требований? Я - нет. Если тебя постоянно благодарят, то будешь ли ты способен что-то нарушить, совершить действия, которых от тебя не ждут?
Вот только жаль, что для пенсионеров нет никаких скидок... Я об этом даже спросила, а вдруг? Но, увы...
Не совсем я поняла по поводу фотографирования. Вроде бы указана оплата, но мы не платили, нас ни о чем не спросили в этом плане, запретных табличек я вроде бы не видела.
Внутри я фотографировала и не только на телефон, а порой и на фотоаппарат. Вопросов ни у кого не возникало.
Я так подумала, что возможно тут речь идет о профессиональной фото-видео- съемках.
Повернули во дворе налево, где открылся весьма "фотогеничный" вид на мавзолей, его портал, 2 минарета. На его фоне провели фотосессию.
Позднее читала, что минареты восстановили по инициативе первого президента Узбекистана Каримова. До наших времен дошла лишь часть одного единственного минарета, но, видимо, для симметрии сделали и второй, когда проводилась реставрация комплекса.
Невольно бросилось в глаза, что в Гур-Амире наиболее великолепна верхняя часть мавзолея Гур-Эмир, экстерьер же восьмиугольного одноэтажного основания очень скромен по отделке.
Зодчие тех времен, когда и сложился в 15 веке подобный среднеазиатский стиль архитектуры с отделкой в синих тонах, синие тона получали из привозного кобальта. За распространенность этот цвет порой даже называли "мусульманской синькой".
Купол такой мощный, что как бы придавливает барабан и само сооружение.
Читала, что количество граней на куполе не случайно, оно соответствует количеству прожитых земных лет пророком Мухаммедом.
Было интересно узнать, что только построенная Санкт- Петербургская соборная мечеть незадолго до революции имеет такой же купол. Больше нигде аналогов купола нет.
Ниже вид на купол со стороны входного портала.
Гур-Эмир производил впечатление на современников своей силой, мощью, монументальностью. Даже на Алишера Навои, который жил чуть позднее после его строительства, он произвел настолько сильное впечатление, что остались его в стихотворной форме : " Тот свод - вершина всех земных чудес, подобье свода вечного небес. Что куполу небесному дано, все в куполе земном отражено!"
В музее можно воспользоваться и современными технологиями получения информации, но мы не стали ими пользоваться.
На стене слева на нас смотрит сам великий завоеватель Амир Тимур (Тамерлан).
Думаю, что облик его достоверен, так как еще обучаясь в вузе на биофаке, нам рассказывали о трудах недавно умершего к тому времени
В. Герасимова, который в научной среде прославился найденным способом ( с детских лет увлекался антропологией, скрупулезно выверял соотношение скелета и мышц, особенно в лицевой части черепа) восстановления достоверного облика исторических личностей, если удавалось провести идентификацию их останков.
Позднее он создал скульптурные портреты Не только Амира Тимура, но и его сыновей, внуков, которые тут похоронены, Ярослава Мудрого, Ивана Грозного, Федора Ушакова и еще многих...
Что это за "развалины" стало понятно, когда здесь, в выставочном зале, под портретом Амира Тимура увидели макет мавзолея и целую группу фотографий, показывающих состояние комплекса в прошлом.
Оказывается, мавзолей Гур-Эмир был построен по указанию Тимура в связи с внезапной смертью в 27-летнем возрасте Мухаммед- Султана, любимого внука эмира, являвшегося к тому же наследником престола.
Неутешный от горя Тимур приказал срочно строить мавзолей не на пустом месте, не " с нуля", как бы сейчас сказали, а на месте, где на рубеже веков самим Мухамммед - Султаном был возведен ансамбль, состоявший из медресе, ханаки, единой декоративной стены с 4-мя минаретами по углам. Ханака являлась резиденцией царевича.
Историки считают, что архитектурный ансамбль Мухаммед-Султана был задуман как центр исламского образования, а не погребальный комплекс. Просто жизнь внесла свои коррективы...
Вот это и показано на макете.
Если сопоставить, то, что мы видели при входе, и макет, то становится понятно, что до наших дней дошли не все сооружения. И минаретов не хватает, и вместо ханаки и медресе лишь фундаменты...
И ясно, что дед Мухаммед-Султана Тимур решил, что быстрее всего можно построить мавзолей, видоизменив назначение комплекса, сделав его центром мавзолей.
Первое сооружение над склепом внука эмиру почему-то не понравилось, его разобрали, а вот второе, еще более грандиозное и великолепное сооружение он не увидел: умер в 1405 году, как и любимый внук, в походе, правда, в Китае, пережив его всего лишь на два года.
Вопреки его воле, родные похоронили Амира Темура не в Шахрисабзе, где уже и Мавзолей был построен, а рядом с внуком. А семейным склепом династии Тимуридов стал мавзолей во время правления другого внука Тимура, выдающегося ученого Улугбека, который позднее тоже был тут был похоронен.
Внутренний объем и пространство мастера увеличили за счет ниш в форме креста. Декоративное покрытие роскошно: преобладает золотистый оттенок, который усиливается, оттеняется глубоким синим.
А какая тут роспись! Как же красивы рельефные выступы с цветочным орнаментом, свод в виде звездного неба, ажурные решетки на окнах, мраморные и ониксовые панели, на поверхности которых нет свободного места, всюду роспись, резьба, инкрустации полудрагоценных камней, деревянные двери с тончайшей резьбой...
Как бы мы ни старались, но фотографии не передают этого великолепия, его надо видеть!
В некоторых отзывах писали, что в пасмурную погоду там бывает мрачновато, в прохладную- холодно. Но мы были в жаркий солнечный день и внутри было спокойно и в тоже время неотразимо торжественно и как-то жизненно, несмотря на назначение места.
И решетка, и декоративные каменные надгробия отлично гармонируют с великолепным оформлением мавзолея.
Это место захоронения Амира Тимура, его сыновей Шахруха и Мираншаха, его внуков, Мухаммед-Султана и Улугбека. Имя последнего, ученого и просветителя, нам очень хорошо известно из курса истории еще школьных лет. О нем я еще немного расскажу в будущих отзывах.
Также здесь похоронены духовный наставник Тимура, шейх Мир Саид Барак и еще про какого-то приближенного пишут...
Могила Тимура в центре, в ногах учителя, которого он очень почитал. Надгробная плита из красивого темного нефрита, как и мраморная решетка, установлены еще при Улугбеке.
Здесь, в красивейшем помещении стоят лишь надгробия, а сами захоронения находятся строго под надгробиями внизу, в подвале мавзолея.
Мне не хочется эти легенды пересказывать, кому интересно, можно найти в Интернете... Я к ним просто скептически отношусь, особенно к последней, связанной с событиями Второй Мировой войны. И доказательств тому - целое море, надо только искать, но не на рекламных площадках.
Мы здесь сидели (ура, и это можно!) долго, минут 10-15, хотелось насладиться прохладой, немного перевести дух.
У меня в телефон была заброшена информация с сайта горячо любимого московского музея - Дарвиновского- о В. Герасимове - "Гений научной реставрации".
В этой статье детально описано со ссылкой на исторический источник тех времен как выглядело это место сразу после похорон Амира Тимура,
почему потом изменилось, как появилось надгробие, как вскрывали могилы( почему, для чего, что увидели, на что "пролили свет" реконструированные облики Тимура, его сыновей и внуков, их сопоставление, какие выводы сделали...). Суперпознавательный материал! Кстати, именно исследования Герасимова показали, почему на Западе Амира Тимура прозвали Тамерланом( от "Тимур ленг" что в переводе означает - хромой). Исследуя скелет, Герасимов подтвердил, что эмир после очередного ранения хромал.
И доверие к этому материалу у меня вызывает отзыв дочери Герасимова, которая пошла по его стопам, и которая в 2017 году благодарила сайт музея за текст об отце "грамотно составленный, уважительный, без всяких, свойственных интернету "завлекалочек" и "таинственностей".
Вот почему мне было так интересно тут побывать, а не просто "для галочки"...
Когда бываешь в подобных местах, то теряется чувство времени, пытаешься его "отмотать назад", вообразить что тут было сотни лет назад.
А почти рядом с нами сидел дедушка, в застывшей позе, так, увы, непонятной нам. И я понимала, что для него быть здесь не просто полюбоваться на красоты оформления, а нечто большее, глубинное, неподвластное моему сознанию.
После выхода из мавзолея мы повернули направо и пошли по кругу.
Всюду находились интересные ракурсы, да и детали декора по-разному выглядели в зависимости от освещения. Было интересно их рассматривать, приближая с помощью объектива фотоаппарата.
А вот с этой стороны мавзолея, чуть правее, и стоит искать вход в подвал мавзолея с захоронениями. Водят ли туда туристов, мы как-то не интересовались.
Судя по всему, Гур-Эмир был давно в полуразрушенном состоянии, о чем можно догадаться, глядя на картину В. Верещагина, которую впоследствии у него приобрел Третьяков.
Деньги же на его реконструкцию были выделены еще при жизни Сталина, но реконструкция началась позднее, завершилась уже к началу нового века и, кажется, очень медленно продолжается до сих пор.
Надеюсь, что сейчас, когда туризм у ряда стран стал одной из важнейших частей доходов, этот процесс ускорится.
Но мы не пошли. Впереди была еще очень обширная программа с более значимыми объектами, могло просто не хватить светового времени дня. Да и вряд ли после посещения Гур- Эмира нас тут могло восхитить внутренне убранство.
Мне даже порой кажется, что подобные орнаментальные надписи выполнены по каким-то неведомым математическим законам.
Хотя если честно, если сравнивать визуально, то не зная, можно об этом не догадаться. Лично я бы не подумала... Но, как говорится, специалистам виднее.
Подводя итог нашему посещению, хочу сказать, что в Гур_Эмире восхищают не столько могильные камни, история места, сколько непередаваемый по красоте интерьер и в целом облик сооружений.
Для меня это тот случай, про которые говорят, что "красота спасет мир".
История и легенды, о которых спорят, и будут спорить, которым можно верить, а можно не верить- это одна сторона медали. А вот красота мавзолея, уверена, никого не оставит равнодушным! А поэтому к посещению гостям Самарканда Гур-Эмир рекомендуем!
Когда стала писать отзыв об отдыхе в Самарканде, поняла, что в одном отзыве невозможно рассказать обо всех местах, где мы побывали за 3 дня пребывания в городе.
Поэтому о местах, которые произвели на нас с дочкой наибольшее впечатление( удивительно, но наши взгляды в целом совпадают) решила
вначале рассказать отдельно.
Сегодня мой отзыв о мавзолее Гур_ Эмир( в переводе с персидского- "Гробница эмира"), считающимся по праву, и теперь я в этом уверена, в числе главных достопримечательностей города, шедевром исламской архитектуры. Этому удивляться не следует, ибо автором проекта является Махмуд Исфахани, родом из Ирана.
Порой его называют мавзолеем Тимуридов по названию правящей династии. На это тоже есть основания: здесь покоиться не только прах грозного восточного завоевателя Амира Тимура( Тамердана), но и некоторых его родных и приближенных, о чем я расскажу позднее.
Очень интересна и история строительства мавзолея, но об этом тоже потом.
Пока все по-порядку.
К мавзолею мы подошли со стороны какого-то красивого прилегающего парка. Издали увидели величественный купол мавзолея, один из минаретов и портал входной арки.
Конечно, стоит отдавать отчет, что это работа реставраторов, но я уже давно знаю, интересовалась в свое время и даже читала книгу одного очень известного реставратора, насколько скрупулезно ведется подготовка ими к реставрации с тем, чтобы супермаксимально восстановить прежний облик сооружения и его отделки.
Это фото влево от входа.
Если всмотреться, то левее второго дерева под навесом лежит плита( от портала главного входа это будет сразу вправо) с арабской вязью. Туда постоянно подходят туристы.
Есть точка зрения исследователей, что когда-то плита являлась подиумом для трона Тамерлана, а в более поздние времена именно на ней короновали эмиров и ханов, управлявших Самаркандом.
Приятно удивила его основательность и качество подачи информации. Где бы мы ни были до этого или позднее, не видели больше подобных, суперэстетичных стендов.
Почитайте внимательно и попытайтесь вспомнить, видели ли вы где-то у нас такую форму разъяснительно- запретительных требований? Я - нет. Если тебя постоянно благодарят, то будешь ли ты способен что-то нарушить, совершить действия, которых от тебя не ждут?
Вот только жаль, что для пенсионеров нет никаких скидок... Я об этом даже спросила, а вдруг? Но, увы...
Не совсем я поняла по поводу фотографирования. Вроде бы указана оплата, но мы не платили, нас ни о чем не спросили в этом плане, запретных табличек я вроде бы не видела.
Внутри я фотографировала и не только на телефон, а порой и на фотоаппарат. Вопросов ни у кого не возникало.
Я так подумала, что возможно тут речь идет о профессиональной фото-видео- съемках.
Повернули во дворе налево, где открылся весьма "фотогеничный" вид на мавзолей, его портал, 2 минарета. На его фоне провели фотосессию.
Позднее читала, что минареты восстановили по инициативе первого президента Узбекистана Каримова. До наших времен дошла лишь часть одного единственного минарета, но, видимо, для симметрии сделали и второй, когда проводилась реставрация комплекса.
Невольно бросилось в глаза, что в Гур-Амире наиболее великолепна верхняя часть мавзолея Гур-Эмир, экстерьер же восьмиугольного одноэтажного основания очень скромен по отделке.
Зодчие тех времен, когда и сложился в 15 веке подобный среднеазиатский стиль архитектуры с отделкой в синих тонах, синие тона получали из привозного кобальта. За распространенность этот цвет порой даже называли "мусульманской синькой".
Купол такой мощный, что как бы придавливает барабан и само сооружение.
Читала, что количество граней на куполе не случайно, оно соответствует количеству прожитых земных лет пророком Мухаммедом.
Было интересно узнать, что только построенная Санкт- Петербургская соборная мечеть незадолго до революции имеет такой же купол. Больше нигде аналогов купола нет.
Ниже вид на купол со стороны входного портала.
Гур-Эмир производил впечатление на современников своей силой, мощью, монументальностью. Даже на Алишера Навои, который жил чуть позднее после его строительства, он произвел настолько сильное впечатление, что остались его в стихотворной форме : " Тот свод - вершина всех земных чудес, подобье свода вечного небес. Что куполу небесному дано, все в куполе земном отражено!"
В музее можно воспользоваться и современными технологиями получения информации, но мы не стали ими пользоваться.
На стене слева на нас смотрит сам великий завоеватель Амир Тимур (Тамерлан).
Думаю, что облик его достоверен, так как еще обучаясь в вузе на биофаке, нам рассказывали о трудах недавно умершего к тому времени
В. Герасимова, который в научной среде прославился найденным способом ( с детских лет увлекался антропологией, скрупулезно выверял соотношение скелета и мышц, особенно в лицевой части черепа) восстановления достоверного облика исторических личностей, если удавалось провести идентификацию их останков.
Позднее он создал скульптурные портреты Не только Амира Тимура, но и его сыновей, внуков, которые тут похоронены, Ярослава Мудрого, Ивана Грозного, Федора Ушакова и еще многих...
Что это за "развалины" стало понятно, когда здесь, в выставочном зале, под портретом Амира Тимура увидели макет мавзолея и целую группу фотографий, показывающих состояние комплекса в прошлом.
Оказывается, мавзолей Гур-Эмир был построен по указанию Тимура в связи с внезапной смертью в 27-летнем возрасте Мухаммед- Султана, любимого внука эмира, являвшегося к тому же наследником престола.
Неутешный от горя Тимур приказал срочно строить мавзолей не на пустом месте, не " с нуля", как бы сейчас сказали, а на месте, где на рубеже веков самим Мухамммед - Султаном был возведен ансамбль, состоявший из медресе, ханаки, единой декоративной стены с 4-мя минаретами по углам. Ханака являлась резиденцией царевича.
Историки считают, что архитектурный ансамбль Мухаммед-Султана был задуман как центр исламского образования, а не погребальный комплекс. Просто жизнь внесла свои коррективы...
Вот это и показано на макете.
Если сопоставить, то, что мы видели при входе, и макет, то становится понятно, что до наших дней дошли не все сооружения. И минаретов не хватает, и вместо ханаки и медресе лишь фундаменты...
И ясно, что дед Мухаммед-Султана Тимур решил, что быстрее всего можно построить мавзолей, видоизменив назначение комплекса, сделав его центром мавзолей.
Первое сооружение над склепом внука эмиру почему-то не понравилось, его разобрали, а вот второе, еще более грандиозное и великолепное сооружение он не увидел: умер в 1405 году, как и любимый внук, в походе, правда, в Китае, пережив его всего лишь на два года.
Вопреки его воле, родные похоронили Амира Темура не в Шахрисабзе, где уже и Мавзолей был построен, а рядом с внуком. А семейным склепом династии Тимуридов стал мавзолей во время правления другого внука Тимура, выдающегося ученого Улугбека, который позднее тоже был тут был похоронен.
Внутренний объем и пространство мастера увеличили за счет ниш в форме креста. Декоративное покрытие роскошно: преобладает золотистый оттенок, который усиливается, оттеняется глубоким синим.
А какая тут роспись! Как же красивы рельефные выступы с цветочным орнаментом, свод в виде звездного неба, ажурные решетки на окнах, мраморные и ониксовые панели, на поверхности которых нет свободного места, всюду роспись, резьба, инкрустации полудрагоценных камней, деревянные двери с тончайшей резьбой...
Как бы мы ни старались, но фотографии не передают этого великолепия, его надо видеть!
В некоторых отзывах писали, что в пасмурную погоду там бывает мрачновато, в прохладную- холодно. Но мы были в жаркий солнечный день и внутри было спокойно и в тоже время неотразимо торжественно и как-то жизненно, несмотря на назначение места.
И решетка, и декоративные каменные надгробия отлично гармонируют с великолепным оформлением мавзолея.
Это место захоронения Амира Тимура, его сыновей Шахруха и Мираншаха, его внуков, Мухаммед-Султана и Улугбека. Имя последнего, ученого и просветителя, нам очень хорошо известно из курса истории еще школьных лет. О нем я еще немного расскажу в будущих отзывах.
Также здесь похоронены духовный наставник Тимура, шейх Мир Саид Барак и еще про какого-то приближенного пишут...
Могила Тимура в центре, в ногах учителя, которого он очень почитал. Надгробная плита из красивого темного нефрита, как и мраморная решетка, установлены еще при Улугбеке.
Здесь, в красивейшем помещении стоят лишь надгробия, а сами захоронения находятся строго под надгробиями внизу, в подвале мавзолея.
Мне не хочется эти легенды пересказывать, кому интересно, можно найти в Интернете... Я к ним просто скептически отношусь, особенно к последней, связанной с событиями Второй Мировой войны. И доказательств тому - целое море, надо только искать, но не на рекламных площадках.
Мы здесь сидели (ура, и это можно!) долго, минут 10-15, хотелось насладиться прохладой, немного перевести дух.
У меня в телефон была заброшена информация с сайта горячо любимого московского музея - Дарвиновского- о В. Герасимове - "Гений научной реставрации".
В этой статье детально описано со ссылкой на исторический источник тех времен как выглядело это место сразу после похорон Амира Тимура,
почему потом изменилось, как появилось надгробие, как вскрывали могилы( почему, для чего, что увидели, на что "пролили свет" реконструированные облики Тимура, его сыновей и внуков, их сопоставление, какие выводы сделали...). Суперпознавательный материал! Кстати, именно исследования Герасимова показали, почему на Западе Амира Тимура прозвали Тамерланом( от "Тимур ленг" что в переводе означает - хромой). Исследуя скелет, Герасимов подтвердил, что эмир после очередного ранения хромал.
И доверие к этому материалу у меня вызывает отзыв дочери Герасимова, которая пошла по его стопам, и которая в 2017 году благодарила сайт музея за текст об отце "грамотно составленный, уважительный, без всяких, свойственных интернету "завлекалочек" и "таинственностей".
Вот почему мне было так интересно тут побывать, а не просто "для галочки"...
Когда бываешь в подобных местах, то теряется чувство времени, пытаешься его "отмотать назад", вообразить что тут было сотни лет назад.
А почти рядом с нами сидел дедушка, в застывшей позе, так, увы, непонятной нам. И я понимала, что для него быть здесь не просто полюбоваться на красоты оформления, а нечто большее, глубинное, неподвластное моему сознанию.
После выхода из мавзолея мы повернули направо и пошли по кругу.
Всюду находились интересные ракурсы, да и детали декора по-разному выглядели в зависимости от освещения. Было интересно их рассматривать, приближая с помощью объектива фотоаппарата.
А вот с этой стороны мавзолея, чуть правее, и стоит искать вход в подвал мавзолея с захоронениями. Водят ли туда туристов, мы как-то не интересовались.
Судя по всему, Гур-Эмир был давно в полуразрушенном состоянии, о чем можно догадаться, глядя на картину В. Верещагина, которую впоследствии у него приобрел Третьяков.
Деньги же на его реконструкцию были выделены еще при жизни Сталина, но реконструкция началась позднее, завершилась уже к началу нового века и, кажется, очень медленно продолжается до сих пор.
Надеюсь, что сейчас, когда туризм у ряда стран стал одной из важнейших частей доходов, этот процесс ускорится.
Но мы не пошли. Впереди была еще очень обширная программа с более значимыми объектами, могло просто не хватить светового времени дня. Да и вряд ли после посещения Гур- Эмира нас тут могло восхитить внутренне убранство.
Мне даже порой кажется, что подобные орнаментальные надписи выполнены по каким-то неведомым математическим законам.
Хотя если честно, если сравнивать визуально, то не зная, можно об этом не догадаться. Лично я бы не подумала... Но, как говорится, специалистам виднее.
Подводя итог нашему посещению, хочу сказать, что в Гур_Эмире восхищают не столько могильные камни, история места, сколько непередаваемый по красоте интерьер и в целом облик сооружений.
Для меня это тот случай, про которые говорят, что "красота спасет мир".
История и легенды, о которых спорят, и будут спорить, которым можно верить, а можно не верить- это одна сторона медали. А вот красота мавзолея, уверена, никого не оставит равнодушным! А поэтому к посещению гостям Самарканда Гур-Эмир рекомендуем!
Время использования | 1 раз |
Стоимость | 270 ₽ |
Год посещения | 2023 |
Общее впечатление | Прекрасный образец среднеазиатского архитектурного стиля 15 века с уникальным интерьером! |
Моя оценка | |
Рекомендую друзьям | ДА |
Комментарии к отзыву42
Читала о нём в фантастической книге популярного писателя-фантаста:)
Теперь вот и увидела:)
Порталы и минареты с потрясающе красивой росписью, да и внутри нереальная красота:)
Спасибо, что показали и рассказали!
Очень впечатляет! И какие красивые восточные узоры, какие краски яркие и как они подобраны… Слов нет!
Герасимов - Человище! Не знала, что дочка пошла по отцовским стопам.
Очень понравились тарелочки.
Я бы купила сувенирную тарелку с красивыми женскими глазами:-)