Отзыв: Церковь Святой Параскевы Пятницы (Литва, Вильнюс) - Пушкинское место в центре Вильнюса
В историческом центре Вильнюса, на пересечении улиц Диджойи, Пилес и Латако, стоит небольшая православная церковь Параскевы Пятницы (она же – Пятницкая церковь), о которой я обещала рассказать Вам в отзыве, посвященном Старому Городу. Глядя на фотографию этой церкви, не торопитесь делать какие-то выводы и ставить «диагнозы» ее внешнему виду: некрасивая, не впечатляет, ничего особенного, так себе и т. п.
Причины, по которым я обращаю Ваше внимание на здание Пятницкой церкви, не имеют ни малейшего отношения к архитектурным изыскам, хотя она и считается самым первым каменным храмом, появившимся в Вильнюсе. Но этот объект, думаю, по достоинству оценят все те, кто воспитан на русской литературе и те, кто неравнодушен к русской истории и культуре. И поскольку данная церковь расположена на одной из главных туристических трасс литовской столицы, ее посещение или хотя бы наружный осмотр (если двери будут закрыты) не отнимут у Вас много времени.
Обо всех важнейших вехах в истории храма повествуют большие мемориальные доски на его стенах.
Я не буду выстраивать свой рассказ строго «по хронологии» и начну с самого главного. До 1705 года в жизни этого храма, сооруженного в XIV веке благодаря пожеланию первой супруги литовского князя Альгирдаса витебской княжны Марии Ярославовны, православной по вероисповеданию, не было ничего из ряда вон выходящего. Да, были большие пожары, да, имели место сильные разрушения с очень долгими и мучительными процессами восстановления. Да, был неоднократный переход «из рук в руки» – от православных к униатам и обратно.
Однако, вся эта эпопея была абсолютно типична для многих храмов и городов и для тогдашнего Вильнюса в том числе. Но в 1705 году в этой церкви происходит знаковое событие: великий русский царь-реформатор Петр I отслужил благодарственный молебен в честь победы России в Северной войне – над шведским королем Карлом XII. Более того, императором было подарено церкви трофейное знамя, позднее «уехавшее» в польский город Пулавы – в Ново-Александрийский музей.
В 1705 году в стенах этой церкви происходит еще одно, довольно значимое событие для российской истории. Именно здесь Петр I крестил своего арапа Ганнибала, ставшего впоследствии прадедом великого русского поэта Александра Сергеевича Пушкина. Арапа крестили под именем Абрам, а в качестве восприемников выступали сам царь Петр Алексеевич и польская королева, супруга короля Августа II – Кристиана-Эбергардина. Отчество, как Вы знаете, «арап Петра Великого» получил царское – Петрович.
Таким образом, церковь Святой Параскевы Пятницы является одним из двух пушкинских мест в столице Литвы – наряду с усадьбой в районе Маркучяй, где жил с семьей и был похоронен один из сыновей Александра Сергеевича Пушкина Григорий Александрович. Как видите, несмотря на то, что Пушкин никогда не был в Литве, у поэта имеются явные «родственные связи» с Вильнюсом.
Я очень долго откладывала написание рассказа о Пятницкой церкви, т. к. по различным причинам не получалось сфотографировать ее интерьер: мы попадали в нее или в те часы, когда она была закрыта, или во время служб, или во время бесед священника с прихожанами, или во время ее показа экскурсионным группам. Т. к. помещение церкви маленькое и тесное, то выбрать подходящее время, чтобы никому не мешать – не так уж и просто.
Одноярусный иконостас (включая иконы) этой церкви был изготовлен в 90-х годах ХХ века. Дело в том, что церковь относительно благополучно выстояла в Первую Мировую войну, была отремонтирована после пожара и разрушений, произошедших в годы Второй Мировой войны, однако в 60-е годы советской эпохи, в результате очередного этапа «борьбы с религией», храм закрыли. Закрыли, чтобы сделать в его помещении музей атеизма. Однако этой сомнительной чести был удостоен другой – не православный, а католический храм Вильнюса – костел Святого Казимира. А в здании церкви Параскевы Пятницы «поселился» другой музей – Музей малых художественных форм. Только в начале 90-х годов, уже при восстановлении независимости Литвы, церковь вернули верующим.
Также замечу, что в этой церкви крестили не только А. П. Ганнибала, но и трех канонизированных виленских мучеников Иоанна, Антония и Евстафия.
Осмотрев здание церкви, обязательно зайдите в церковный двор, т. е. не выходя за ее ограду. В мае 2011 года там установили, на мой взгляд, интересный, замечательный памятник А. С. Пушкину и его предку А. П. Ганнибалу. Памятник создан, подчеркиваю, литовским скульптором Витаутасом Наливайкой и литовским же архитектором Кястутисом Микшисом. А в церемонии открытия памятника участвовал вильнюсский мэр А. Зуокас.
Летом, когда вокруг стоят зеленые деревья, место, где находится памятник, выглядит более привлекательно, и на этом фото отчетливо видно, насколько удачно он расположен.
Мне понравилось, что авторы не стали создавать очередные бюсты, очередные стоящие фигуры в полный рост и т. д., а предложили изящное, нестандартное решение. Руки с длинными тонкими пальцами и ногтями, напоминающие руки с широко известного портрета Пушкина, выполненного художником Кипренским. В ладонях два медальона. На медальонах высечены профили Абрама Петровича и Александра Сергеевича. Между ладонями возвышается православный крест. Может быть, кто-то и не в восторге, но мне надоели избитые, затертые до дыр подходы к сооружению памятников известным людям. Мне нравится, что эта скульптурная композиция отражает связь времен, что в ней «встречаются» два представителя одного и того же рода, живших в разные исторические периоды.
К сожалению, многим людям предок Александра Сергеевича известен только как «арап Петра Великого», как человек с экзотической внешностью. В действительности, А. П. Ганнибал получил блестящее по тем временам инженерно-техническое образование и проявил себя как талантливый военный инженер. В частности, он руководил строительством укреплений в Кронштадте, на Тоболе, в Санкт-Петербурге, был комендантом Ревеля (Таллинна) и именно он, по указанию Екатерины II, стал первым крупномасштабным «картофелеводом» в Российской Империи.
На площади возле церкви Параскевы Пятницы предлагают свои полотна художники всех жанров и стилей. В торговых павильонах выставлены янтарные украшения, изделия из глины, шерсти и льна.
Мимо проходят шумные разноязыкие тургруппы, направляясь к улице Пилес, Кафедральному собору, холму с башней Гедиминаса, Дворцу Правителей. Данная площадь не просто место пересечения улиц. Это еще и место пересечения двух культур, в центре которого незримо присутствуют три выдающихся личности российской истории: Петр Первый, Пушкин и его прадед. Поэтому простая, маленькая и скромная Пятницкая церковь однозначно заслуживает внимания.
Время использования | очень часто |
Год посещения | 2004 |
Общее впечатление | Пушкинское место в центре Вильнюса |
Моя оценка | |
Рекомендую друзьям | ДА |
Комментарии к отзыву37