Отзыв: Музей Океанографии и Выставка личной коллекции старинных автомобилей Князя Монако (Монако) - Храм моря в княжестве Монако
Достоинства: интересный музей с большим Аквариумом (около 6000 экземпляров красивых рыб, беспозвоночных, кораллов); шоу, где можно погладить акул; обзорная площадка на крыше; продажа нескольких вариантов льготных "совмещенных" билетов
Недостатки: теснота, духота и давка в Аквариуме (возможно, не в летний сезон ситуация лучше)
Несмотря на приятное знакомство с «Подводной Одиссеей» и книгами исследователя Мирового океана и изобретателя акваланга Жака-Ива Кусто, я не особо стремилась увидеть «сухопутное» место его работы - Океанографический музей Монако. Как на территории самого княжества, так и на территории Лазурного берега его «соседки» Франции я выделила множество других объектов и мест, являвшихся для меня более значимыми, чем этот.
Поэтому вопрос о посещении Океанографического музея решался следующим образом: если получится, то хорошо, а не получится - огорчаться не стану.
Скорее всего, сработал бы второй вариант, если бы к остановке у порта в Ницце не подъехал автобус №100, который, напомню, следует через Монако в Ментон. Мы с мужем расценили появление этого автобуса как знак судьбы и оказались в его салоне. Выйдя на остановке Place d'Armes (вторая при въезде на территорию княжества), мы вновь забрались на вершину скалы в Монако-Вилль, чтобы познакомиться со знаменитым музеем, которым справедливо гордится это малоформатное европейское государство.
Красивое здание, которое по незнанию (а также, если не вглядываться в висящие на нем рекламные щиты и таблички) можно легко принять за княжеский дворец, было спроектировано архитектором П. Делефортри в конце XIX столетия. Однако из-за стремления княжества сохранить расположенные рядом Сады Святого Мартина и архитектурные ценности Старого города, в проект были внесены коррективы, в результате чего строительство продлилось до 1910 года. А в 1957 году руководителем музея станет знаменитый ученый Жак-Ив Кусто, который будет занимать этот пост сорок лет - до ухода из жизни.
Кроме музея, в здании разместились Институт Океанографии и Аквариум с шестью тысячами экземпляров морских обитателей: рыб, беспозвоночных, кораллов.
Как я упоминала в одном из предыдущих рассказов о данной стране, у истоков создания Института Океанографии и Океанографического музея стоял князь Монако Альбер I, прозванный за свою страсть к научным исследованиям и морским экспедициям «Князем Моря».
В принципе, мы могли сэкономить, если бы купили комбинированные билеты на посещение Княжеского дворца и Океанографического музея. Но я, в тот день, когда мы осматривали дворец, объективно оценив наши силы, отказалась от такой экономии. После совмещения визитов во дворец и музей, при изнуряющей послеполуденной жаре мы просто кое-как «отбыли» бы оставшуюся часть программы, не получив никакого удовольствия от других достопримечательностей Монако и мечтая как можно скорее уехать оттуда.
Стоимость билетов в музей зависит от времени года. В его прайс-листе выделено три сезона, каждому из которых соответствуют свои тарифы.
Поскольку мы посещали княжество в так называемый «высокий сезон» (июль-август), то платили за вход по максимуму - 14 EUR за человека. Сейчас, насколько я знаю, оплата в этом периоде увеличилась на 2 EUR. Билеты для детей в возрасте от 4 до 12 лет стоили вдвое дешевле; тариф для тинейджеров (13-18 лет) из-за ненадобности я не запомнила, а для детей до 4 лет вход бесплатный.
Если знакомство с Монако в общем и целом доставило нам огромное удовольствие, музей оказался единственным местом в княжестве, с которым нам удалось «подружиться» только частично.
Из-за почтенного возраста и стесненных территориальных условий (расширяться элементарно некуда: вспомните о размерах и рельефе страны), музей буквально захлебывается от легионов туристов. Если в залах, где экспонируется различное оборудование для изучения океана или коллекции, собранные в морских экспедициях, мы могли передвигаться без «пробок», и нам никто не дышал в затылок, то Аквариум, размещенный в подвальной части музея, напоминал тамбур электрички в пятничный вечер в разгаре дачного сезона. В Аквариуме было невыносимо тесно, шумно и душно.
Те, кто проектировал музейное здание, естественно, не могли предвидеть ни такие аншлаги, ни такую особенность нынешнего столетия, когда не менее половины пришедших будут составлять мамы с колясками, причем не с компактно-складными моделями, а с довольно солидными лежачими «экипажами».
Когда мы с мужем вошли в музей, мы увидели приехавших по вызову работников «Скорой помощи». Одна из молодых мам, потеряв сознание (скорее всего, на ступеньках), опрокинула коляску с ребенком. Поэтому пока один медик приводил ее в чувство, другой осматривал ее малыша - нет ли травм. В силу своего возраста этот ребенок едва ли умел отличать рыбок от птичек и вряд ли осознавал, куда и зачем его привезли.
Знакомясь с музеем, задуманным его создателями как «Храм Моря», мы не могли не оценить по достоинству элегантный декор его залов. Темы напольных мозаик, настенных панно, картин и оформление люстр, естественно, связаны с морями и океанами.
Как я уже говорила, направляясь в Аквариум, запаситесь железным терпением. Приблизиться к отсекам с интересующими вас обитателями морского дна удастся только с какой-нибудь восьмой-девятой-десятой попытки, если напирающая сзади толпа не унесет вас в другое место.
Так что «ходить по Аквариуму» - формулировка абсолютно неверная. В данном случае правильнее употреблять другие глаголы и выражения: переползать, продираться, протискиваться и пр. Почти все время нашего пребывания в Аквариуме звучал многоголосый детский хор: стоит расплакаться одному малышу, и его моментально поддержат десятки других. Жара с тридцатью пятью градусами плюс насыщенная туристическая программа, придуманная родителями, в которую до визита в музей наверняка был включен еще и поход в зоопарк, вполне способны привести к таким результатам.
Стеклянные тоннели, как это сделано в океанариумах нового поколения, в Монако отсутствуют. «Живые экспонаты» помещены либо в крупногабаритную «емкость», которую нужно обходить по кругу, либо в стенные аквариумные ниши. Поэтому данный блок Океанографического музея княжества, безусловно, уступает по зрелищности современным зарубежным аналогам.
Однако размеры имеющейся коллекции, научная ценность и внешность входящих в нее экземпляров не могут не вызывать уважения. Кораллы, кстати, выращивают непосредственно в институте.
Отмечу, что администрация Аквариума Монако придумала довольно интересную акцию для посетителей, направленную на защиту «жителей» моря. Все желающие могут взять под опеку (или, если хотите, «усыновить») понравившегося им «персонажа» из списка, опубликованного на сайте музея: каких-либо рыб (включая акул), морских коньков, осьминога или черепаху.
По условиям акции, «опекун» придумывает имя для своего любимца и получает право на бесплатные визиты к нему в течение года, т. е. читайте - возможность бесплатного прохода в музей. Данное удовольствие, разумеется, далеко не бесплатное и весьма недешевое. Так, например, «опека» над рыбой-клоуном или тюлевым апогоном обойдется в 100 EUR, «усыновление» осьминога - в 1000 EUR, акул - в 3000 EUR (но эти создания, думаю, вряд ли проникнутся данной суммой и если их выпустить на свободу, предварительно подержав на голодной диете, то все равно покусают), а черепахи - в 5000 EUR.
Ну что же, встречайте, дамы и господа. На подиуме - подводные красавицы из Монако. Рыбы-клоуны, рыбы-ангелы, рыбы-кардиналы, аротроны, рыбы-львы, рыбы-хирурги, мандариновые рыбы, королевские граммы и многие-многие другие.
Трехязычная информационная поддержка в Аквариуме, безусловно, на высоте, однако вчитаться в текст, выдаваемый на экране, из-за столпотворения, шума и детского плача, увы, нереально. Не говоря уже о возможности зафиксировать что-то в блокноте. Когда я попыталась записать названия рыбок (пусть даже каракулями вслепую), у меня выбили авторучку. Понятно, что не со зла, а по причине безумной давки.
Эти симпатичные оранжево-белые малютки - одна из разновидностей рыбок-клоунов:
Эта ощетинившаяся важная «дама» - красная рыба-лев:
Одни персонажи Аквариума - улыбчивые и энергичные, другие - задумчивые и погруженные в себя:
Кто-то вызывающе ярок, кто-то, наоборот, сдержанно элегантен или вообще скромен и незаметен.
Мимо нас проплыли акулы, «усыновляемые» по повышенному тарифу. Интересно, обрели ли они «приемных родителей»?
Это скат, отдыхающий после тяжелого трудового дня. Устал, бедняга, от такого повышенного внимания. Думаете, легко тут работать? Всех встречай, всем улыбайся, всем показывайся во всей красе:)
Далее появилась компания милых морских коньков. Нам хотелось побыть около нее чуть подольше, но народ «выдавил» нас из этого сектора.
Надо сказать, что в Аквариуме проводятся шоу в открытом бассейне, где можно погладить маленьких живых акул и некоторых других морских существ, но при описанных обстоятельствах и из-за разыгравшейся у меня головной боли, мы с мужем решили воздержаться от участия в данном действе, а также от подъема на крышу и осмотреть сам музей.
В музее установлен памятник его основателю - Альберу I:
Этот человек лично участвовал в нескольких десятках научных походов (в том числе в Арктику), построив для проведения исследований серию мощных паровых яхт: «Принцесса Алиса», «Принцесса Алиса II», «Ирондель II».
В список научных заслуг Альбера I входят первая в мире карта глубин Мирового океана, изучение глубоководной фауны и пелагических животных, открытие отмели в районе Азорских островов, впоследствии названной отмелью принцессы Алисы, открытие нового вида креветок и основание парижского Института Палеонтологии.
К сожалению, то ли из-за усталости, то ли из-за разболевшейся головы я не обнаружила никаких экспонатов, связанных с деятельностью Жака-Ива Кусто в роли директора музея. И, если честно, нигде не нашла информацию об их наличии. Дело в том, что Жак-Ив Кусто не просто руководил музеем, он, можно сказать, подарил ему новую и бурную жизнь после долгих лет запустения (потомок скончавшегося Альбера I не разделял интересов отца, не говоря уже о двух войнах, «ударивших» по экономике княжества). Под руководством Кусто музей превратился в высокодоходное предприятие. Для этого была перестроена исследовательская работа, модернизировано оснащение лабораторий, наняты новые эффективные специалисты, расширен Аквариум, открыт Международный центр по изучению радиоактивности моря…
Обстановка в основных залах была намного спокойнее, чем в Аквариуме:
Зал Альбера I (см. фото над абзацем) посвящен научно-исследовательской карьере князя. В нем представлены фотографии, архивные документы и отчеты о 28 экспедициях, организованных им в период с 1885 по 1915 годы, а также макеты и элементы оснастки судов, на которых он плавал. При входе в зал внимание посетителей автоматически приковывается к потолку: к нему подвешен муляж кашалота.
Вдалеке в нише воссоздана лаборатория, оборудованная на самой «продвинутой» яхте князя - «Ирондель II». Судьба этой яхты была трагической: после ухода из жизни Альбера I, судно в период безденежья продали кинематографистам, а те, согласно сценарию, взорвали его при съемках.
В Зале Кита размещены скелеты и чучела различных морских млекопитающих: китов, косаток, нарвалов.
Конечно же, выставлено большое собрание чучел различных рыб:
Так выглядит скелет моржа:
Руководство музея позаботилось о максимально удобном, наглядном и доступном преподнесении информации об экспонатах, и посетители, как мы заметили, это ценят:
Один из наиболее впечатляющих экспонатов музея - челюсти Мегалодона, вымершего вида акул. Мечта стоматолога! Хоть сейчас размещай в рекламе какой-нибудь клиники.
В этой музейной кунсткамере демонстрировались находки из экспедиций, книги, лабораторное оборудование, макеты судов, скелеты и муляжи:
Очень жаль, что нам не удалось запечатлеть без «брака» старые виды скафандров, и в частности знаменитый скафандр Клингерта, сконструированный в конце XVIII столетия и позволявший пробыть несколько минут на глубине 12 метров. А эти раритетные экспонаты, безусловно, заслуживают внимания.
Всю красоту и богатство Аквариума Океанографического музея Монако я смогла прочувствовать только дома: при просмотре фотографий на мониторе. В реальности это был один из самых сложных объектов в моей туристической практике. Но несмотря на все описанные неудобства, я не жалею о визите в этот интересный музей.
Поэтому вопрос о посещении Океанографического музея решался следующим образом: если получится, то хорошо, а не получится - огорчаться не стану.
Скорее всего, сработал бы второй вариант, если бы к остановке у порта в Ницце не подъехал автобус №100, который, напомню, следует через Монако в Ментон. Мы с мужем расценили появление этого автобуса как знак судьбы и оказались в его салоне. Выйдя на остановке Place d'Armes (вторая при въезде на территорию княжества), мы вновь забрались на вершину скалы в Монако-Вилль, чтобы познакомиться со знаменитым музеем, которым справедливо гордится это малоформатное европейское государство.
Красивое здание, которое по незнанию (а также, если не вглядываться в висящие на нем рекламные щиты и таблички) можно легко принять за княжеский дворец, было спроектировано архитектором П. Делефортри в конце XIX столетия. Однако из-за стремления княжества сохранить расположенные рядом Сады Святого Мартина и архитектурные ценности Старого города, в проект были внесены коррективы, в результате чего строительство продлилось до 1910 года. А в 1957 году руководителем музея станет знаменитый ученый Жак-Ив Кусто, который будет занимать этот пост сорок лет - до ухода из жизни.
Кроме музея, в здании разместились Институт Океанографии и Аквариум с шестью тысячами экземпляров морских обитателей: рыб, беспозвоночных, кораллов.
Как я упоминала в одном из предыдущих рассказов о данной стране, у истоков создания Института Океанографии и Океанографического музея стоял князь Монако Альбер I, прозванный за свою страсть к научным исследованиям и морским экспедициям «Князем Моря».
В принципе, мы могли сэкономить, если бы купили комбинированные билеты на посещение Княжеского дворца и Океанографического музея. Но я, в тот день, когда мы осматривали дворец, объективно оценив наши силы, отказалась от такой экономии. После совмещения визитов во дворец и музей, при изнуряющей послеполуденной жаре мы просто кое-как «отбыли» бы оставшуюся часть программы, не получив никакого удовольствия от других достопримечательностей Монако и мечтая как можно скорее уехать оттуда.
Стоимость билетов в музей зависит от времени года. В его прайс-листе выделено три сезона, каждому из которых соответствуют свои тарифы.
Поскольку мы посещали княжество в так называемый «высокий сезон» (июль-август), то платили за вход по максимуму - 14 EUR за человека. Сейчас, насколько я знаю, оплата в этом периоде увеличилась на 2 EUR. Билеты для детей в возрасте от 4 до 12 лет стоили вдвое дешевле; тариф для тинейджеров (13-18 лет) из-за ненадобности я не запомнила, а для детей до 4 лет вход бесплатный.
Если знакомство с Монако в общем и целом доставило нам огромное удовольствие, музей оказался единственным местом в княжестве, с которым нам удалось «подружиться» только частично.
Из-за почтенного возраста и стесненных территориальных условий (расширяться элементарно некуда: вспомните о размерах и рельефе страны), музей буквально захлебывается от легионов туристов. Если в залах, где экспонируется различное оборудование для изучения океана или коллекции, собранные в морских экспедициях, мы могли передвигаться без «пробок», и нам никто не дышал в затылок, то Аквариум, размещенный в подвальной части музея, напоминал тамбур электрички в пятничный вечер в разгаре дачного сезона. В Аквариуме было невыносимо тесно, шумно и душно.
Те, кто проектировал музейное здание, естественно, не могли предвидеть ни такие аншлаги, ни такую особенность нынешнего столетия, когда не менее половины пришедших будут составлять мамы с колясками, причем не с компактно-складными моделями, а с довольно солидными лежачими «экипажами».
Когда мы с мужем вошли в музей, мы увидели приехавших по вызову работников «Скорой помощи». Одна из молодых мам, потеряв сознание (скорее всего, на ступеньках), опрокинула коляску с ребенком. Поэтому пока один медик приводил ее в чувство, другой осматривал ее малыша - нет ли травм. В силу своего возраста этот ребенок едва ли умел отличать рыбок от птичек и вряд ли осознавал, куда и зачем его привезли.
Знакомясь с музеем, задуманным его создателями как «Храм Моря», мы не могли не оценить по достоинству элегантный декор его залов. Темы напольных мозаик, настенных панно, картин и оформление люстр, естественно, связаны с морями и океанами.
Как я уже говорила, направляясь в Аквариум, запаситесь железным терпением. Приблизиться к отсекам с интересующими вас обитателями морского дна удастся только с какой-нибудь восьмой-девятой-десятой попытки, если напирающая сзади толпа не унесет вас в другое место.
Так что «ходить по Аквариуму» - формулировка абсолютно неверная. В данном случае правильнее употреблять другие глаголы и выражения: переползать, продираться, протискиваться и пр. Почти все время нашего пребывания в Аквариуме звучал многоголосый детский хор: стоит расплакаться одному малышу, и его моментально поддержат десятки других. Жара с тридцатью пятью градусами плюс насыщенная туристическая программа, придуманная родителями, в которую до визита в музей наверняка был включен еще и поход в зоопарк, вполне способны привести к таким результатам.
Стеклянные тоннели, как это сделано в океанариумах нового поколения, в Монако отсутствуют. «Живые экспонаты» помещены либо в крупногабаритную «емкость», которую нужно обходить по кругу, либо в стенные аквариумные ниши. Поэтому данный блок Океанографического музея княжества, безусловно, уступает по зрелищности современным зарубежным аналогам.
Однако размеры имеющейся коллекции, научная ценность и внешность входящих в нее экземпляров не могут не вызывать уважения. Кораллы, кстати, выращивают непосредственно в институте.
Отмечу, что администрация Аквариума Монако придумала довольно интересную акцию для посетителей, направленную на защиту «жителей» моря. Все желающие могут взять под опеку (или, если хотите, «усыновить») понравившегося им «персонажа» из списка, опубликованного на сайте музея: каких-либо рыб (включая акул), морских коньков, осьминога или черепаху.
По условиям акции, «опекун» придумывает имя для своего любимца и получает право на бесплатные визиты к нему в течение года, т. е. читайте - возможность бесплатного прохода в музей. Данное удовольствие, разумеется, далеко не бесплатное и весьма недешевое. Так, например, «опека» над рыбой-клоуном или тюлевым апогоном обойдется в 100 EUR, «усыновление» осьминога - в 1000 EUR, акул - в 3000 EUR (но эти создания, думаю, вряд ли проникнутся данной суммой и если их выпустить на свободу, предварительно подержав на голодной диете, то все равно покусают), а черепахи - в 5000 EUR.
Ну что же, встречайте, дамы и господа. На подиуме - подводные красавицы из Монако. Рыбы-клоуны, рыбы-ангелы, рыбы-кардиналы, аротроны, рыбы-львы, рыбы-хирурги, мандариновые рыбы, королевские граммы и многие-многие другие.
Трехязычная информационная поддержка в Аквариуме, безусловно, на высоте, однако вчитаться в текст, выдаваемый на экране, из-за столпотворения, шума и детского плача, увы, нереально. Не говоря уже о возможности зафиксировать что-то в блокноте. Когда я попыталась записать названия рыбок (пусть даже каракулями вслепую), у меня выбили авторучку. Понятно, что не со зла, а по причине безумной давки.
Эти симпатичные оранжево-белые малютки - одна из разновидностей рыбок-клоунов:
Эта ощетинившаяся важная «дама» - красная рыба-лев:
Одни персонажи Аквариума - улыбчивые и энергичные, другие - задумчивые и погруженные в себя:
Кто-то вызывающе ярок, кто-то, наоборот, сдержанно элегантен или вообще скромен и незаметен.
Мимо нас проплыли акулы, «усыновляемые» по повышенному тарифу. Интересно, обрели ли они «приемных родителей»?
Это скат, отдыхающий после тяжелого трудового дня. Устал, бедняга, от такого повышенного внимания. Думаете, легко тут работать? Всех встречай, всем улыбайся, всем показывайся во всей красе:)
Далее появилась компания милых морских коньков. Нам хотелось побыть около нее чуть подольше, но народ «выдавил» нас из этого сектора.
Надо сказать, что в Аквариуме проводятся шоу в открытом бассейне, где можно погладить маленьких живых акул и некоторых других морских существ, но при описанных обстоятельствах и из-за разыгравшейся у меня головной боли, мы с мужем решили воздержаться от участия в данном действе, а также от подъема на крышу и осмотреть сам музей.
В музее установлен памятник его основателю - Альберу I:
Этот человек лично участвовал в нескольких десятках научных походов (в том числе в Арктику), построив для проведения исследований серию мощных паровых яхт: «Принцесса Алиса», «Принцесса Алиса II», «Ирондель II».
В список научных заслуг Альбера I входят первая в мире карта глубин Мирового океана, изучение глубоководной фауны и пелагических животных, открытие отмели в районе Азорских островов, впоследствии названной отмелью принцессы Алисы, открытие нового вида креветок и основание парижского Института Палеонтологии.
К сожалению, то ли из-за усталости, то ли из-за разболевшейся головы я не обнаружила никаких экспонатов, связанных с деятельностью Жака-Ива Кусто в роли директора музея. И, если честно, нигде не нашла информацию об их наличии. Дело в том, что Жак-Ив Кусто не просто руководил музеем, он, можно сказать, подарил ему новую и бурную жизнь после долгих лет запустения (потомок скончавшегося Альбера I не разделял интересов отца, не говоря уже о двух войнах, «ударивших» по экономике княжества). Под руководством Кусто музей превратился в высокодоходное предприятие. Для этого была перестроена исследовательская работа, модернизировано оснащение лабораторий, наняты новые эффективные специалисты, расширен Аквариум, открыт Международный центр по изучению радиоактивности моря…
Обстановка в основных залах была намного спокойнее, чем в Аквариуме:
Зал Альбера I (см. фото над абзацем) посвящен научно-исследовательской карьере князя. В нем представлены фотографии, архивные документы и отчеты о 28 экспедициях, организованных им в период с 1885 по 1915 годы, а также макеты и элементы оснастки судов, на которых он плавал. При входе в зал внимание посетителей автоматически приковывается к потолку: к нему подвешен муляж кашалота.
Вдалеке в нише воссоздана лаборатория, оборудованная на самой «продвинутой» яхте князя - «Ирондель II». Судьба этой яхты была трагической: после ухода из жизни Альбера I, судно в период безденежья продали кинематографистам, а те, согласно сценарию, взорвали его при съемках.
В Зале Кита размещены скелеты и чучела различных морских млекопитающих: китов, косаток, нарвалов.
Конечно же, выставлено большое собрание чучел различных рыб:
Так выглядит скелет моржа:
Руководство музея позаботилось о максимально удобном, наглядном и доступном преподнесении информации об экспонатах, и посетители, как мы заметили, это ценят:
Один из наиболее впечатляющих экспонатов музея - челюсти Мегалодона, вымершего вида акул. Мечта стоматолога! Хоть сейчас размещай в рекламе какой-нибудь клиники.
В этой музейной кунсткамере демонстрировались находки из экспедиций, книги, лабораторное оборудование, макеты судов, скелеты и муляжи:
Очень жаль, что нам не удалось запечатлеть без «брака» старые виды скафандров, и в частности знаменитый скафандр Клингерта, сконструированный в конце XVIII столетия и позволявший пробыть несколько минут на глубине 12 метров. А эти раритетные экспонаты, безусловно, заслуживают внимания.
Всю красоту и богатство Аквариума Океанографического музея Монако я смогла прочувствовать только дома: при просмотре фотографий на мониторе. В реальности это был один из самых сложных объектов в моей туристической практике. Но несмотря на все описанные неудобства, я не жалею о визите в этот интересный музей.
Год посещения | 2015 |
Улица | Monaco Ville, Avenue St-Martin |
Общее впечатление | Храм моря в княжестве Монако |
Моя оценка | |
Рекомендую друзьям | ДА |
Комментарии к отзыву103
Вообще надо ставить запрет на посещение с колясками, раз в музее такая ситуация…
К рыбам отношусь прохладно!отзыва мне вполне достаточно для знакомства!
Не знала, что крылатку называют рыбой - львом.
"Эта ощетинившаяся важная «дама»" разве не крылатка?
В Египте часто таких можно под водой увидеть.
Опять узнал много интересного…
А мамы с колясками меня тоже напрягали в московском Москвариуме. Я, признаться, вообще не понимаю, зачем тянуть ребенка, который еще совершенно не может понять , что ему показывают. Если самой хочется сходить, то можно найти вариант, кто посидит с ребенком в это время
Очень красивая люстра и очаровательные морские коньки! :-)
Спасибо!
Здорово, что несмотря на толпы, Вам удалось сделать прекрасные фотографии. Челюсти вымершей акулы просто убили:)). И еще морские коньки очень понравились.
Кстати, тоже, как и некоторые комментаторы, ждала автомобилей в конце отзыва:)).
Людей было мало. Представляю сколько их в Монако было)
Жаль про Кусто мало информации в музее…(