Отзыв: Книга "Суперигрушек хватает на все лето" - Б. Олдисс - "Никто не знает, что на самом деле значит "настоящие".
Достоинства: Наводит на размышления, вызывает желание стать лучше
Недостатки: Нет
Любителям экшена рассказ Б. Олдисса "Суперигрушек хватает на все лето" может показаться скучным, тоскливым, лишенным динамики и даже полноценного сюжета. И со всем этим, в общем-то, можно согласиться. Фантастика Олдисса - не приключенчески-захватывающая, она - философская. Для меня это основной критерий ценности литературы любого жанра. Следует кому-нибудь охарактеризовать ту или иную книгу как философскую, т. е. дающую свою толику мудрости читателю, наводящую на размышления, заставляющую работать не только ум, но и чувства, как я всеми силами стараюсь ее отыскать и с жадностью набрасываюсь на чтение. Вот этот рассказ, мне кажется, можно отнести к таким книгам.
Разыскала и прочитала рассказ после просмотра фильма Спилберга "Искусственный разум", который был создан по мотивам "Суперигрушек". К достоинствам фильма, сохранившего, все же, основной мотив рассказа - мотив одиночества, как раз можно отнести напряженную динамичность, насыщенность событиями, новыми персонажами, приключенческую составляющую. Получился, скорее, экшен. Именно поэтому, я думаю, фильм многим нравится больше, чем книга. Но вот идея за этими всеми чисто внешними моментами, спецэффектами оказалась практически вытесненной. У зрителя после просмотра только и возникают вопросы: зачем вообще создавать таких роботов да еще и принимать их в семью?
Книга же на первый план выдвигает не события или собственно событие принятия биологическими родителями в семью ребенка-андроида, а идею или даже комплекс идей: идея о человеческой противоречивости и непостижимости (человек хочет быть любимым, программирует на любовь машину, но не верит в любовь машины); проблема взаимовосприятия, неспособности адекватно воспринять себя глазами другого (Дэвид не понимает равнодушия к нему родителей и страдает от этого, потому что не воспринимает себя так, как воспринимают они, - в качестве машины; с другой стороны, Моника чувствует себя одинокой, потому что не воспринимает себя в качестве об'екта любви для Дэвида, ведь она знает, что он - машина, а разве способна машина чувствовать?); идея сложности определения идеала - одна из ключевых в рассказе: герои пытаются определить для себя понятие "настоящий" в значении "хороший", т. е. такой, который соответствует некому общепринятому образцу. Первоначальная, лишь кажущаяся очевидной, идея о том, что андроид Дэвид более настоящий и человечный, чем его биологические родители, потому что он их любит, а они его нет, не оправдывает себя - "Никто не знает, что на самом деле значит "настоящие" -, т. к. родители как раз очень хотят быть родителями, больше всего на свете. Вот только ребеночка они хотят... настоящего. Отказ от попыток определения понятия "настоящие" применительно к родителям позволяет главному герою не ожесточиться против родителей, а по-прежнему нежно любить их. В этом, я думаю, основная мысль рассказа: если кого-то любишь, не рационализируй, не рассуждай и не пытайся логически об'яснить себе причины его поступков или слов. Просто люби. Не разум, а любовь, пусть даже отвергнутая, придает существованию подлинный смысл. Истина эта не нова, конечно, но, читая "Суперигрушки", ее постигаешь не только умом, но и сердцем.
Разыскала и прочитала рассказ после просмотра фильма Спилберга "Искусственный разум", который был создан по мотивам "Суперигрушек". К достоинствам фильма, сохранившего, все же, основной мотив рассказа - мотив одиночества, как раз можно отнести напряженную динамичность, насыщенность событиями, новыми персонажами, приключенческую составляющую. Получился, скорее, экшен. Именно поэтому, я думаю, фильм многим нравится больше, чем книга. Но вот идея за этими всеми чисто внешними моментами, спецэффектами оказалась практически вытесненной. У зрителя после просмотра только и возникают вопросы: зачем вообще создавать таких роботов да еще и принимать их в семью?
Книга же на первый план выдвигает не события или собственно событие принятия биологическими родителями в семью ребенка-андроида, а идею или даже комплекс идей: идея о человеческой противоречивости и непостижимости (человек хочет быть любимым, программирует на любовь машину, но не верит в любовь машины); проблема взаимовосприятия, неспособности адекватно воспринять себя глазами другого (Дэвид не понимает равнодушия к нему родителей и страдает от этого, потому что не воспринимает себя так, как воспринимают они, - в качестве машины; с другой стороны, Моника чувствует себя одинокой, потому что не воспринимает себя в качестве об'екта любви для Дэвида, ведь она знает, что он - машина, а разве способна машина чувствовать?); идея сложности определения идеала - одна из ключевых в рассказе: герои пытаются определить для себя понятие "настоящий" в значении "хороший", т. е. такой, который соответствует некому общепринятому образцу. Первоначальная, лишь кажущаяся очевидной, идея о том, что андроид Дэвид более настоящий и человечный, чем его биологические родители, потому что он их любит, а они его нет, не оправдывает себя - "Никто не знает, что на самом деле значит "настоящие" -, т. к. родители как раз очень хотят быть родителями, больше всего на свете. Вот только ребеночка они хотят... настоящего. Отказ от попыток определения понятия "настоящие" применительно к родителям позволяет главному герою не ожесточиться против родителей, а по-прежнему нежно любить их. В этом, я думаю, основная мысль рассказа: если кого-то любишь, не рационализируй, не рассуждай и не пытайся логически об'яснить себе причины его поступков или слов. Просто люби. Не разум, а любовь, пусть даже отвергнутая, придает существованию подлинный смысл. Истина эта не нова, конечно, но, читая "Суперигрушки", ее постигаешь не только умом, но и сердцем.
Общее впечатление | "Никто не знает, что на самом деле значит "настоящие". |
Моя оценка | |
Рекомендую друзьям | ДА |
Комментарии к отзыву8