Отзыв: Книга "Свет погас" - Редьярд Киплинг - Мой любимый роман Киплинга. О настоящей - безусловной - Любви.
Достоинства: Сюжет, смысл, прекрасный образный язык. Главный герой и его друзья.
Недостатки: Для меня нет.
Приветствую читающих этот отзыв! На сегодня мной прочитаны лишь два романа Р. Киплинга (пока), и если "Наулака" дался мне легко, то "Свет погас" я читала в состоянии сильного эмоционального напряжения. Но оно того стоило, поверьте.
Здесь рассказывается о судьбе молодого талантливого художника Дика Хелдара - мастера батальных сцен, сотрудничавшего с британскими военными корреспондентами, работавшими на передовой в Индии и Судане. О судьбе трагической, но в моих глазах и прекрасной одновременно, потому что тот, кто умеет Любить, точно не зря живёт на Земле.
Вообще Р. Киплинг, если вспомнить все те произведения (преимущественно рассказы и сказки), с какими мне пришлось познакомиться (кстати, "Книгу Джунглей" я не читала), всегда удивляет меня непохожестью своих произведений одного на другое. Большинство писателей можно по стилю и настроению угадать, не глядя на обложку, но, не знаю, как у других читателей, у меня сложилось мнение, что Киплинг в своих творениях очень и очень разный. И, если бы я вдруг отчего-то не знала имени автора прочитанных мной рассказов "Ложный рассвет" или "Они", романа "Наулака", то не догадалась бы без подсказки, что написал их, как и "Свет погас", один и тот же художник слова.
Роман вспомнился мне не только потому, что коллеги по Отзовику обратили моё внимание на творчество этого прекрасного писателя, но и в связи с тем, что недавно мне пришлось прочесть книгу о художнике другого автора - "Луна и грош" Сомерсета Моэма, и невольно я провела параллель и постаралась сравнить свои впечатления. Отчего не смогла я дочитать до конца книгу Моэма, а к истории Дика вернулась вновь, с замиранием сердца перечитывая несколько забытый, но с каждой строчкой воскресающий, вместе с состраданием и восхищением в душе, сюжет?
Потому что мне не интересна личность, какой бы талантливой и даже гениальной ни была она, не умеющая любить (не важно, кого: мужчину, женщину, родителей, ребёнка, друзей, просто людей и пр.). Мне не интересен тот, кто отдаётся искусству ради искусства, каким бы самопожертвованием и самозабвением ни был окрашен его творческий подвиг. И я, намучившись, наблюдая за скитаниями гения, бросаю всё и отворачиваюсь. Но от повести о художнике, который всю свою сознательную жизнь, как ни было дорого ему его Призвание, способен был хранить любовь и духовную верность единственной, чья клятва о взаимности согревала его много лет до новой встречи, принести к ногам её и время, и энергию, и вдохновение, я отвернуться не могу.
Как описал Киплинг чувства своего героя к Мэйзи - это надо читать, это не перескажешь. Вся сила и красота Любви - безусловной, отдающей, самозабвенной, терпеливой, в которой нет места ни обидам, ни критике ("Королева всегда безупречна"), ни агрессии не только по отношению к возлюбленной, но и ко всем, кто своим невежеством и непониманием ранил его глубоко и больно, - воплотилась на страницах этого великолепного произведения. Я ловила каждое слово их диалогов, в которых голос его звучал мягко и страстно, хотя он не смел пересечь ту черту, которая их разделяла, я внутренне съёживалась, читая описание этюда, сделанного подругой Мэйзи, в котором Дик увидел свою обнажённую душу, я чувствовала, как у него стали ватными ноги при известии, обрушившемся для него самым страшным ударом...
Книга, несмотря на то, что произошедшее с главным героем переживается тяжело, не оставила во мне ощущения тягости и уныния. Это могло бы быть лишь в случае, если бы беда уничтожила его как личность, но здесь, и я уважаю это, автор не последовал известному стереотипу о преувеличенной уязвимости и ранимости т. н. "творческих людей". Наблюдая, как человек, кажется, готов опуститься на дно, как начинает хвататься, словно за последнюю соломинку, за тех, кто его недостоин, но кидает помощь, как подачку, за деньги, я расстраивалась. Но финал меня поразил.
Страшно потерять многое в жизни, но страшнее всего - потерять себя. Когда я предчувствовала развязку, мне сложно было определить своё отношение к концовке произведения. Она не проста и не однозначна. Но в моих глазах она оказалась именно такой, какая была необходима главному герою.
Что касается остальных персонажей, то мне очень понравились образы друзей Дика, которые действовали по наитию, стремясь помочь ему, хотя он, как это свойственно мужчинам, делился с близкими приятелями чем угодно, кроме самого серьёзного и самого страшного, предпочитая страдать в одиночку. Очень интересными получились в романе образы женщин, описанные писателем верно и естественно. И поведение Мэйзи было понятным и жизненным, как есть - без прикрас. И скользнувшая по судьбе тенью таинственная женщина, приславшая письмо... я знаю, кто она, но почему же она не открылась? Только он и был способен без условий и оговорок идти и быть рядом... И та, которую он назвал "комком грязи", - каким правдоподобным в своей бесхитростности и жестокости выглядел её поступок, последствия которого для художника она никогда не могла бы осознать...
Сильное, красивое и, несмотря ни на что, жизнеутверждающее произведение, которое рекомендую к прочтению.
Здесь рассказывается о судьбе молодого талантливого художника Дика Хелдара - мастера батальных сцен, сотрудничавшего с британскими военными корреспондентами, работавшими на передовой в Индии и Судане. О судьбе трагической, но в моих глазах и прекрасной одновременно, потому что тот, кто умеет Любить, точно не зря живёт на Земле.
Вообще Р. Киплинг, если вспомнить все те произведения (преимущественно рассказы и сказки), с какими мне пришлось познакомиться (кстати, "Книгу Джунглей" я не читала), всегда удивляет меня непохожестью своих произведений одного на другое. Большинство писателей можно по стилю и настроению угадать, не глядя на обложку, но, не знаю, как у других читателей, у меня сложилось мнение, что Киплинг в своих творениях очень и очень разный. И, если бы я вдруг отчего-то не знала имени автора прочитанных мной рассказов "Ложный рассвет" или "Они", романа "Наулака", то не догадалась бы без подсказки, что написал их, как и "Свет погас", один и тот же художник слова.
Роман вспомнился мне не только потому, что коллеги по Отзовику обратили моё внимание на творчество этого прекрасного писателя, но и в связи с тем, что недавно мне пришлось прочесть книгу о художнике другого автора - "Луна и грош" Сомерсета Моэма, и невольно я провела параллель и постаралась сравнить свои впечатления. Отчего не смогла я дочитать до конца книгу Моэма, а к истории Дика вернулась вновь, с замиранием сердца перечитывая несколько забытый, но с каждой строчкой воскресающий, вместе с состраданием и восхищением в душе, сюжет?
Потому что мне не интересна личность, какой бы талантливой и даже гениальной ни была она, не умеющая любить (не важно, кого: мужчину, женщину, родителей, ребёнка, друзей, просто людей и пр.). Мне не интересен тот, кто отдаётся искусству ради искусства, каким бы самопожертвованием и самозабвением ни был окрашен его творческий подвиг. И я, намучившись, наблюдая за скитаниями гения, бросаю всё и отворачиваюсь. Но от повести о художнике, который всю свою сознательную жизнь, как ни было дорого ему его Призвание, способен был хранить любовь и духовную верность единственной, чья клятва о взаимности согревала его много лет до новой встречи, принести к ногам её и время, и энергию, и вдохновение, я отвернуться не могу.
Как описал Киплинг чувства своего героя к Мэйзи - это надо читать, это не перескажешь. Вся сила и красота Любви - безусловной, отдающей, самозабвенной, терпеливой, в которой нет места ни обидам, ни критике ("Королева всегда безупречна"), ни агрессии не только по отношению к возлюбленной, но и ко всем, кто своим невежеством и непониманием ранил его глубоко и больно, - воплотилась на страницах этого великолепного произведения. Я ловила каждое слово их диалогов, в которых голос его звучал мягко и страстно, хотя он не смел пересечь ту черту, которая их разделяла, я внутренне съёживалась, читая описание этюда, сделанного подругой Мэйзи, в котором Дик увидел свою обнажённую душу, я чувствовала, как у него стали ватными ноги при известии, обрушившемся для него самым страшным ударом...
Книга, несмотря на то, что произошедшее с главным героем переживается тяжело, не оставила во мне ощущения тягости и уныния. Это могло бы быть лишь в случае, если бы беда уничтожила его как личность, но здесь, и я уважаю это, автор не последовал известному стереотипу о преувеличенной уязвимости и ранимости т. н. "творческих людей". Наблюдая, как человек, кажется, готов опуститься на дно, как начинает хвататься, словно за последнюю соломинку, за тех, кто его недостоин, но кидает помощь, как подачку, за деньги, я расстраивалась. Но финал меня поразил.
Страшно потерять многое в жизни, но страшнее всего - потерять себя. Когда я предчувствовала развязку, мне сложно было определить своё отношение к концовке произведения. Она не проста и не однозначна. Но в моих глазах она оказалась именно такой, какая была необходима главному герою.
Что касается остальных персонажей, то мне очень понравились образы друзей Дика, которые действовали по наитию, стремясь помочь ему, хотя он, как это свойственно мужчинам, делился с близкими приятелями чем угодно, кроме самого серьёзного и самого страшного, предпочитая страдать в одиночку. Очень интересными получились в романе образы женщин, описанные писателем верно и естественно. И поведение Мэйзи было понятным и жизненным, как есть - без прикрас. И скользнувшая по судьбе тенью таинственная женщина, приславшая письмо... я знаю, кто она, но почему же она не открылась? Только он и был способен без условий и оговорок идти и быть рядом... И та, которую он назвал "комком грязи", - каким правдоподобным в своей бесхитростности и жестокости выглядел её поступок, последствия которого для художника она никогда не могла бы осознать...
Сильное, красивое и, несмотря ни на что, жизнеутверждающее произведение, которое рекомендую к прочтению.
Общее впечатление | Мой любимый роман Киплинга. О настоящей - безусловной - Любви. |
Моя оценка | |
Рекомендую друзьям | ДА |
Комментарии к отзыву2