Гелатский монастырь (Википедия)
Гелатский монастырь Богородицы близ Кутаиси — наиболее значительный средневековый монастырь в Грузии. Центр церковной и культурной жизни, резиденция католикоса со 2-й половины XVI века до 1814 года, памятник Всемирного наследия (1994).
История возникновения
Монастырь был основан царём Давидом IV Строителем в 1106 году и стал его усыпальницей. Соборная церковь строилась до 1125 года и ещё пять лет украшалась мозаиками, которые почитаются лучшими во всём Закавказье. В то время монастырь был местопребыванием Гелатской академии, члены которой живо интересовались древнегреческой философией.
В XIII веке к монастырскому ансамблю добавились церкви св. Николая и св. Георгия, а также трехъярусная звонница. Стенопись относится к разным периодам грузинской истории, с XII по XVIII века; особенно примечательны портретные изображения венценосных особ. Прежде в монастыре сохранялось немало ценных икон и предметов прикладного искусства; в советское время они были изъяты и распределены по музеям.
Источник "Грузия Для Всех"
Гелати или Гелатский монастырь (გელაოი) формально относится к Ткибульскому муниципалитету, хотя часто пишут, что он находится в Кутаиси. Монастырь относится к Кутаисско-Гаэнатской епархии, а его храм - кафедральный храм этой епархии. Гелати построен на высоком прохладном месте, от него хороший вид на округу и на далекие Рача-Лечхумские горы. В общих словах монастырь - это большой храм Рождества Богородицы XII века, и еще два храма XIII века. Рядом звонница, Академия, несколько хозяйственных построек и две арки ворот. Все обнесено стеной, вход бесплатен.
История монастыря
В 1104 году царь Давид Строитель захватил Кахетинское царство. Сельджукские правители Гянджи вторглись в Кахетию восстановить справедливость и были разбиты в сражении при Эрцухи. В память присоединения Кахетии и Эрцухской битвы Давид решил основать монастырь, и в 1006 году приказал начать строительство на горах над столицей (Кутаиси). Первым и основным зданием стал Собор Рождества Пресвятой Богородицы, который строили до 1125 года. Таким образом, этот монастырь, и особенно его собор, стал символом грузинского Золотого века, а вернее, символом начала новой фазы этого века.
При монастыре была основана Академия, здание которой недавно отреставрировали. В итоге возник комплекс: Собор, шатер над родником, здание Академии, трапезная, дом настоятеля и кельи. Все это было обнесено стеной. Дополнительно было построено второе кольцо стен, которое уже не существует. В те годы вокруг монастыря были построены даже специальные места для отшельников. Осталось ли от них что-то, мы уже не знаем.
Именно при Давиде в монастырь была перенесена Хахульская икона Божьей Матери. Сейчас её можно видеть в музее искусств в Тбилиси. Давид умер в 1125 году и был похоронен в воротах монастыря. Его сын, царь Димитрий, достроил западный придел храма (через который сейчас входят в собор), расписал его фресками, а потом построил южный придел.
Около 1200 года, уже при царице Тамаре, в Гелати был построен храм Святого Николая Чудотворца, очень небольшой, но зачем-то поднятый вверх на целый этаж, так что под храмом можно свободно ходить.
В 1293 году в соборе монастыря был похоронен царь Давид Нарини (в юго-восточном приделе).
Позже был построен и третий храм - в честь Георгия Победоносца. Этот храм странен. На нем нет датировочных надписей и в документах его постройка не упоминается. Предполагается середина XIII века, хотя это только версия. У храма нет никаких явных элементов, которые помогли бы идентифицировать эпоху.
Помимо этих трёх храмов существует ещё колокольня. С её датировкой как раз все просто. Такие колокольни в больших количествах строили в самом конце XIII века и в начале последующего. Колокольню построили над родником, где до этого стоял каменный шатер. Ещё недавно у нее был унылый купол из кровельного железа, но в 2010 году его разобрали и перестроили, выложив глазурованной плиткой.
В XIV веке монастырь был частично разрушен монголами, в XV веке восстановлен.
В 1510 году турки совершили первый разведывательный рейд на Грузию. Они дошли до Кутаиси, порушили его, а затем зашли в Гелати. Во время этого набега сильно пострадали фрески монастыря. Имеретинский царь Баграт III (1510—1565) приложил усилия к восстановлению фресок. В храме Рождества фрески сделаны между 1561 и 1578 годами (ибо на них изображена вторая жена царя Гиоргия II), а в храме Святого Гиоргия - после 1578 года (там Гиоргий упомянут в надписи с третьей женой).
С 1557 по 1578 Абхазским (западногрузинским) католикосом был Евдемон I (Чхетидзе). Именно при нём прекратила существовать православная церковь на территории Абхазии. Население региона почти полностью ушло в язычество, поэтому храмы были забыты и оставлены. Евдемон покинул Пицунду (резиденцию католикоса с XIII века) и переселился в Гелати. Ему была передана церковь Великомученика Гиоргия, которая стала кафедральным собором всего западногрузинского католикосата. Видимо, в эти же годы была привезена главная реликвия Абхазии - икона Бичвинтской Богоматери. Сейчас она вроде бы должна храниться в тбилиском музее искусств, но что-то её там не видно.
В 1994 включено в список Всемирного Наследия ЮНЕСКО.