Местоположение
РоссияМосква

Бахрушин Алексей Александрович. Купец I гильдии, основатель Театрального музея

Алексей Александрович Бахрушин родился 31 января (13 февраля) 1865 г. в Москве в купеческой семье. Русский. Потомственный почётный гражданин.

Семья Бахрушиных жила в Замоскворечье, в Кожевниках.

С ранних лет родители привили Бахрушину любовь к искусству, к театру. Многие родственники увлекались коллекционированием. Бахрушины были известными благотворителями. Бахрушин с шестилетнего возраста стал завсегдатаем Большого театра, потом поклонником труппы Малого театра, а впоследствии сам пробовал играть на сцене Перловского театрального кружка.
1888 г. - окончил гимназию Ф. Креймана.
1888-1890 гг. - активно занимается торгово-промышленной деятельностью в семейном деле - «Товариществе кожевенной и суконной мануфактуры АлексейБахрушин и сыновья».
С 1890 г. - увлёкшись собирательством, Бахрушин посвящал ему всё больше времени и постепенно отошёл от дел.
Коллекционировать Бахрушин начал под влиянием двоюродного брата, страстного собирателя Алексея Петровича Бахрушина.
Первоначально Алексей Александрович увлёкся было восточными редкостями, потом «переболел» Наполеоном I. После встречи с купцом-собирателем Н. А.Куприяновым навсегда отдал предпочтение театру. В 1890 г. они поспорили: кто больше за год соберёт театральной старины. В дом стали стремительно стекаться афиши, программы спектаклей, фотографии актёров в ролях, эскизы костюмов, личные вещи артистов. Бахрушин выиграл спор и понял, что нашёл своё призвание.
Сын Бахрушина Юрий об отце: «Вскоре театральное собирательство превратилось у него в страсть. Окружающие смотрели на это как на блажь богатого самодура, трунили над ним, предлагали купить пуговицу от брюк Мочалова или сапоги Щепкина.»
30 мая 1894 г. - Бахрушин впервые показал своё театральное собрание ближайшим друзьям
29 октября 1894 г. - Бахрушин представил своё театральное собрание для обозрения театральной общественности Москвы. Этот день считается днём создания первого московского литературно-театрального музея.
1895 г. - женился на Вере Васильевне Носовой.
1896 г. - по проекту архитектора К. Гиппиуса Бахрушин построил новый особняк (Замоскворечье, Лужнецкая ул., 31/12). Ещё при закладке дома хозяин предусмотрел для размещения коллекций три полуподвальные большие комнаты. Однако когда строительство было завершено и музейные комнаты заполнились экспонатами, то вскоре и все остальные помещения полуподвала оказались переполненными театральной стариной.
Из воспоминаний сына Бахрушина Юрия: «Затем дело дошло до жилого верха, постепенно превращавшегося в музей, потом начали сворачиваться служебно-хозяйственные комнаты, за ними последовали детские апартаменты, был занят коридор, буфетная и, наконец, даже конюшня и каретный сарай. Не надо забывать при этом, что с 1913 года дед отдал в распоряжение отца соседний дом, в котором когда то я родился, и он был также забит вещами, книгами и прочими материалами».
Среди многочисленных коллекционеров своего времени Бахрушин отличался самостоятельностью в поисках. Он не довольствовался тем, что предлагали торговцы или другие собиратели раритетов.
Бахрушин о своём увлечении: «Коллекционировать только через антикваров, не выискивая самому, не интересуясь глубоко, - занятие пустое, неинтересное, а если собирать старину, то только при условии глубокого личного интереса к ней».
Бахрушин целенаправленно вёл поиски, чтобы представить в своей коллекции всю историю отечественного театра, от зарождения до современности. Собиратель раз в неделю обязательно бывал на Сухаревке, часто наведывался в антикварные лавки Н. Г. Африканова и В. И. Лекатто, регулярно переписывался с петербургским антикваром М. М. Савостиным Благодаря Савостину он приобрёл много реликвий деятелей петербургских театров, в частности получил архив актёра и театрального собирателя И. Ф. Горбунова. В поисках экспонатов Бахрушин не раз совершал длительные путешествия по России, из которых привозил не только театральные раритеты, но и произведения народного искусства, мебель, старинные русские костюмы. Бывая за границей, Алексей Александрович непременно обходил антикварные магазины. В начале 1900-х гг. он трижды предпринимал специальные поездки для пополнения разделов по истории западноевропейского театра (в т. ч. он привёз личные вещи французской актрисы Марс, коллекцию масок итальянского театра комедии, многие редчайшие музыкальные инструменты). Одним из основных источников пополнения коллекции были дары: «лицедействующей братии», по словам антиквара М. М. Савостина, идея Бахрушина о создании театрального музея так пришлась по душе, что многие «безданно и беспошлинно» присылали ему в подарок редкие фотографии, автографы, мемориальные вещи. Притоку даров способствовали и снискавшие немалую популярность в театральных кругах Москвы «Бахрушинские субботы». В гостях у Бахрушина собирались известные актёры и режиссёры, в т. ч. А. И. Южин, А. Л. Ленский, М. Н. Ермолова, Г. Н. Федотова, Ф. И. Шаляпин, Л. В. Собинов, К. С. Станиславский, В. И. Немирович-Данченко. По сложившейся традиции сюда являлись не с пустыми руками. Так, прославленная актриса Малого театра Г. Н. Федотова передала Бахрушину все свои реликвии и памятные подарки, полученные за годы сценической жизни. Свой музей Бахрушин называл литературно-театральным. В обширном и многообразном его собрании выделялись три раздела - литературный, драматический и музыкальный. В литературном разделе были собраны редкие издания пьес Я. Б. Княжнина, А. П. Сумарокова, А. С. Пушкина, А. С. Грибоедова, Н. В. Гоголя, А. Н. Островского. Немалый интерес представляли и сочинения по истории театра, театральные альманахи, журналы, сборники. Здесь были письма, записные книжки, дневники известных деятелей отечественной культуры: А. С. Грибоедова, И. И. Лажечникова, М. М. Хераскова, Н. В. Гоголя, А. Н. Верстовского, А. Ф. Писемского, П. А. Каратыгина, Н. Г. Помяловского. Коллекция рукописей включала свыше тысячи наименований. В драматическом разделе были собраны декорации, афиши и программы, портреты и скульптурные изображения актёров и драматургов, предметы театрального быта. Среди произведений декораторов хранились работы двух крупнейших театральных художников конца XIX- начала XX в. - К. А. Коровина и А. Я. Головина. Особую ценность представляли личные вещи многих прославленных актёров, в частности В. Н. Асенковой, А. П. Ленского, М. С. Щепкина, П. М. Медведева. У Бахрушина была полная обстановка кабинета В. Ф. Комиссаржевской, гримёрная К. А. Варламова. Изюминка собрания - коллекция балетных туфелек со времён Тальони до Павловой. А также подношения актёрам: юбилейные венки, поздравительные ленты, адреса, бенефисные подарки. В драматическом разделе находилась, в т. ч. изумительная по богатству портретная галерея (рисунки, гравюры, литографии, живописные и скульптурные произведения, большая коллекция фотографий, причём не только отдельные портреты актёров, но и большое число запечатлённых фотографами сцен из спектаклей). Театральный быт представлен предметами, сопутствующими завзятым театралам, в том числе - уникальной коллекцией зрительских трубочек и театральных биноклей. Музыкальный отдел состоял из инструментов разных времён и народов: в т. ч. славянские гусли, румынская кобза, европейская мандолина, китайская флейта, африканские трубы. Бахрушинское собрание приобрело широкую известность. К нему обращались учёные, историки театра, издатели, режиссёры.
Свою коллекцию Бахрушин не раз представлял на выставках - к юбилею П. С. Мочалова (Москва, 1896), Всемирной выставке в Париже (1900), Первой русской театральной выставке в Петербурге (1908), Второй русской театральной выставке в Москве (1909). Когда в 1899 г. в Ярославле отмечалось 150-летие русского театра, выставка, подготовленная к этому юбилею, почти на треть состояла из экспонатов бахрушинского собрания.
Бахрушину хотелось сделать музей достоянием Москвы.
Из воспоминаний сына Бахрушина Юрия: «Как гласный Думы он предложил передать свой музей в собственность Московского городского самоуправления. Но маститые отцы города, лишь заслышав об этом, стали всячески отмахиваться от этой напасти. „Что вы?! Мы с третьяковским и солдатенковским собраниями достаточно горя хлебнули. А тут вы ещё с вашим! Увольте, Христа ради!..“ Отец был в отчаянии - огромное собрание, уже тогда стоившее сотни тысяч, предлагаемое бесплатно государственным учреждениям, оказывалось никому не нужным. Сломить чиновничью косность оказалось невозможным».
Коллекцию согласилась принять Императорская Санкт-Петербургская академия наук.
25 ноября 1913 г. - состоялся торжественный акт передачи музея Императорской Санкт-Петербургской академии наук. Было создано Правление музея во главе с Бахрушиным, признававшимся пожизненным почётным попечителем музея.
Из речи Бахрушина при передаче музея: "Когда во мне утвердилось убеждение, что собрание моё достигло тех пределов, при которых распоряжаться его материалами я уже не счёл себя вправе, я задумался над вопросом, не обязан ли я, сын великого русского народа, предоставить это собрание на пользу этого народа».
30 января 1919 г. музей был национализирован большевицкой властью. Нарком просвещения А. В. Луначарский издал распоряжение: «Театральный музей имени А. Бахрушина в Москве, находящийся в ведении Академии наук при Народном комиссариате по просвещению, ввиду своего специально-театрального характера, переходит на основании п. 2 „Положения о Театральном отделе“ в ведение Театрального отдела Народного комиссариата по просвещению».
1 февраля 1919 г. - Бахрушин был назначен заведующим саоего бывшего музея. О. Д. Каменева подписала приказ: «Назначаю члена Бюро историко-театральной секции Алексея Александровича Бахрушина заведующим Театральным музеем Театрального отдела Народного комиссариата по просвещению имени А. Бахрушина».
Бахрушин оставался во главе музея до самой смерти.
Умер 7 июня 1929 г. в усадьбе Горки близ станции Апрелевка Киевской железной дороги. Похоронен на Ваганьковском кладбище.

Жена - Бахрушина (урожд. Носова) Вера Васильевна (1875-1942).

Библиография

Белов А.Частные книгохранилища и музеи в Москве //Лит. вестник. 1901. -Т. 1, кн. 2. - С. 143 - 148. Собрания А. А. Бахрушина, А. П. Бахрушина, П. И. Щукина
Брянский А.М. Памяти А. А. Бахрушина //Красная панорама. - 1929
Южин-Сумбатов А.И. О Государственном театральном музее имени А. А. Бахрушина, 1924 год //Южин - Сумбатов А. И. Записи. Статьи. Письма. - 2 - е изд., перераб. - М., 1951
Станиславский К.С. Собрание сочинений в 8 т. - М.: Искусство, 1954
Театральный музей им. А. А. Бахрушина. - М.: Московский рабочий, 1955
Телешов Н.Д. Избранные сочинения. В 3 т. Т. 3. Записки писателя. Воспоминания и рассказы о прошлом. - М.: Художественная литература, 1956
Луначарский А. В. Собрание сочинений. В 8 т. - М.: Худож. литература, 1964. Т. 3
Русская художественная культура конца ХIХ - начала ХХ века: В 4 кн. /Редкол.: А. Д. Алексеев и др. - М.: Наука, 1968-1980. (Кн. 2: Изобразительное искусство. Архитектура. Декоративно-прикладное искусство, 1895-1907. - 1969; Кн. 4: Изобразительное искусство. Архитектура. Декоративно-прикладное искусство, 1908 - 1917. - 1980)
Алексей Александрович Бахрушин - основатель театрального музея (1865-1929) - М.: Гос. Центр. театр. музей им. А. А. Бахрушина, 1969
Бенуа А.Н. Мои воспоминания: В 5 кн. - М.: Наука, 1980
Кузьмин Н.В. Давно и недавно. - М.: Сов. художник, 1982
Станиславский К.С. Моя жизнь в искусстве. - М.: Искусство, 1983
Леонова Е.Н. А. А. Бахрушин - создатель театрального музея //По страницам театральных рукописей: Из фондов Театрального музея имени А. А. Бахрушина. - М., 1988
Думова Н. Г. Профессиональные благотворители: Алексей Александрович Бахрушин, 1865 - 1929. Алексей Петрович Бахрушин, 1853 - 1904 //Краеведы Москвы. - М., 1991. - Вып. 1
Ончурова Н.К. А. А. Бахрушин. "Жить по правде". // Вагант. 1991
Харламова М. Он был как бы воплощением театра //Мир путешествий. - 1991
Думова Н.Г. Московские меценаты. - М.: Мол. гвардия, 1992
Завещано России: Меценаты и коллекционеры: Альманах "Памятники Отечества". - М., 1993
Бахрушин Ю.А. Воспоминания /Подгот. текста, вступ. ст. и коммент. Н. Сочинской. - М.: Худож. лит., 1994
Корупаев А.Е. Культура. Интеллигенция. Меценаты: Спецкурсы. - М., 1994
Аронов А.А. Золотой век русского меценатства. - М.: Издательство МГУК, 1995
Русские меценаты: Беседа о книгах /РГЮБ: Сост. Н. Н. Кармина. - 1995
Кофанова Е. Увлекаемые особенною любовью: Коллекционеры А. А. и А. П. Бахрушины. К истории театрального музея в Москве //Мир музея. - 1997
Полунина Н., ФроловА.Коллекционеры старой Москвы: Иллюстрированный биографический словарь. - М.: Независимая газета, 1997
850 московских знаменитостей: Словарь - справочник /Авт. - сост.: Т. А. Молокова, В. П. Фролов. - М.: Московский лицей, 1997
Арбатский архив: Историко-краеведческий альманах. Вып. 1. - М.: Тверская,13, 1997