Великобритания | Манчестер |
Музей в Солфорде - последняя реализация Даниэля Либескинда - "младший брат" существующего Британского военного музея в Ламбете (Южный Лондон). Новый комплекс расположен возле Манчестерского судоходного канала в северо-западном предместье города - Солфорде. Несмотря на то, что лондонский музей уже давно был переполнен, решение о создании новой институции было принято относительно недавно. Надо отметить, что другая, бурно обсуждаемая работа архитектора - спиральная пристройка к лондонскому Музею Виктории и Альберта - с введением в строй манчестерского проекта, снискавшего полное одобрение кураторов военного музея, как бы отошла на второй план.
Манчестер - большой город "с претензией", однако довольно бесформенный. Будучи ещё в начале XIX века небольшим поселением, он пережил небывалый рост, на глазах всего одного поколения превратившись в одну из индустриальных метрополий Британской империи. Именно здесь создавал свои первые труды Фридрих Энгельс. Во второй половине ХХ века Манчестер вступил в затяжной период упадка, вызванного коллапсом промышленного производства Западной Европы. В наше время город как бы оказался на исходных позициях, и его бесформенность точно отражает борьбу за заполнение пустот, оставшихся после закрытия промышленных предприятий. Таким образом, большие градостроительные проекты, направленные на возрождение города, представляют собой изолированные островки более или менее интересной архитектуры, раскиданные в океане архитектурного "мусора".
Набережные Солфорда - один из подобных "островов". Манчестер, как известно, расположен вдали от моря, однако обладает своим портом - грузовым терминалом, построенным на канале, соединяющем город с морем. Менее чем 5 лет назад эта территория была вызвана из небытия реализацией нескольких крупных проектов - строительством трамвайной линии (активно возрождаемого в Европе транспорта), красочного концертного комплекса Lowry Майкла Уилфорда, и открытого летом 2002 года Британского военного музея, построенного по проекту Даниэля Либескинда.
Эти проекты, конечно, большое достижение. Однако они имели также негативные последствия. Реализация этих программ привела к сильному росту цен на землю, что пробудило частную коммерческую инициативу; вместе с тем цены выросли недостаточно для того, чтобы сказаться на качестве архитектуры этих объектов. И одиночные культурные институции, ставшие заметными городскими ориентирами, оказались окружены бессмысленно раскиданными автостоянками, торговыми центрами, бизнес-парками и национальными ресторанами, выглядящими времянками, которые в любой момент могут исчезнуть столь же быстро, как и появились.
Новое здание Британского военного музея расположено прямо напротив Lowry-центра Майкла Уилфорда (партнёра покойного Джеймса Стерлинга), при этом резко с ним контрастируя. Несмотря на то, что для реализации проекта Либескинда не хватало и предусмотренных бюджетом 65,2 миллионов долларов, архитектор проявил невероятную изобретательность и профессионализм, уложившись в сумму 46,5 миллионов долларов. Добиться этого Либескинд смог, резко сократив количество материалов, переделав проект конструктивной начинки музея и отказавшись от строительства аудитории (которую, впрочем, всё же планируется построить, хотя и несколько позже). При этом ему удалось сохранить практически без изменений драматичную композицию здания (с которой он собственно и выиграл конкурс 1997 года). К сожалению, из-за экономии средств пришлось пожертвовать оригинальным проектом благоустройства и озеленения территории. Тем не менее, и в своём нынешнем виде здание Либескинда в значительной степени "окультурило" окружающий ландшафт, сформировав неповторимый, наполненный драматизмом дух места.
В основе формальной композиции проекта музея лежит метафора глобуса, расколотого на множество осколков, что должно олицетворять трагедию и пафос войны. Три самых крупных осколка соединены определённым, как бы случайным образом, образуя сложную объёмно-пространственную композицию. Первый из осколков символизирует войну на море, второй - войну в воздухе, а третий - войну на суше. Каждый из них представляет собой пустотелый контейнер.
В годы войны Манчестер подвергся жестокой бомбардировке, и теперь его ландшафт пробуравлен стальной иглой 55-метровой высоты - "осколком войны в воздухе". В основании его расположен вход в музей. Протискиваясь через узкие, облицованные алюминиевыми листами коридоры, напоминающие внутренности боевого самолёта, посетители музея могут подняться на 29-метровую высоту, откуда открывается вид на городские предместья и систему водных артерий.
Основные выставочные пространства музея расположены на нижнем уровне "осколка войны на суше", пол которого слегка выгнут: одна галерея отведена под специализированные временные выставки, в остальных же располагается постоянная экспозиция. Третий, приземистый корпус - "осколок войны на море", в котором располагаются ресторан и офисы, выходит на канал, вступая в визуальное противодействие со спокойной архитектурой Lowry-центра. Либескинд говорит, что строит одновременно в мире порядка и беспорядка - и здесь он пытается запечатлеть некое "промежуточное" состояние, сделав его постоянным. Талантливый музыкант и композитор в прошлом, Либескинд черпает вдохновение в творчестве таких современных композиторов как Шёнберг и Джон Кейдж, стараясь создавать здания такой же ценности.
"Осколки" музея мерцают на фоне серого английского неба; их алюминиевые панели эффектно сверкают даже в пасмурную погоду. Применение алюминия символично - это материал, получивший широкое распространение в годы войны благодаря своим практическим характеристикам. Когда идёт дождь, и вода стекает по его поверхностям, здание начинает волшебным образом "петь".
Самый впечатляющий вид на музей открывается со стороны набережной, особенно с нового моста, соединяющего здание с Lowry-центром. К зданию удачным образом пришвартован небольшой военный корабль защитного серого цвета, который служит своеобразным дополнением музея. Сам музей подобно военному кораблю прокачивает воду сквозь трубы, проложенные под выпуклой поверхностью пола нижнего этажа. Это часть системы охлаждения - типичный либескиндовский приём, возносящий грубую технологию на уровень высокой поэзии.
Музеи создаются как дань памяти и моральный долг цивилизации, собирая под своей крышей легко доступные подлинные остатки материальной культуры - реликты военной археологии, как частные, так и личные, как коллективные, так и общественные в их нынешнем понимании. Совместная работа архитекторов и кураторов превратила центральные помещения музея в некое подобие медиатеки, максимально используя его пространственные характеристики. Помещения, окружающие центральное пространство, оформлены тщательно подобранными "ключевыми" экспонатами: в одном из углов к потолку подвешен "Виллис", воевавший в частях американской морской пехоты; в другом - британский "Харриер" (с вертикальным взлётом); в третьем - советский Т-34, а напротив них - крохотный, почти смешной гэдээровский "Трабант", олицетворяющий последствия Второй мировой войны.
Большая часть экспонатов, рассортированных строго по темам, содержится в подземных хранилищах. Чтобы увидеть их, достаточно нажать на кнопку, и в действие приводится специальный подъёмный механизм наподобие кухонных лифтов. Потрогать руками эти экспонаты нельзя - они расположены под стеклом, как это принято в большинстве музеев. Однако несколько раз в день, в какие-то определённые моменты работники музея позволяют посетителям прикоснуться или даже подержать в руках некоторые из этих вещей или документов. Эту систему можно было бы применить и в Еврейском музее в Берлине, где этого, увы, нет.
Хронологию войны символизирует "Линия Времени" - стена, состоящая из многочисленных дисплеев, на которых прокручиваются ролики, посвящённые определённым временным периодам. Вокруг этой Стены Времени и "закручивается" весь план. Его композицию дополняют шахты, оформляющие выставочные пространства большой высоты. Такие тематические экспозиции, как "Опыт войны", "Наука", "Технологии", "Наследие войны" созданы в лучших кураторских традициях и представляют собой "дышащие" войной искусные инсталляции из собранных по всему свету экспонатов. Над всем этим угрожающе нависает "Осколок войны в воздухе", в который встроена открытая лифтовая шахта, своими решётчатыми конструкциями напоминающая фюзеляж пикирующего бомбардировщика.
Quay West, Trafford Wharf Rd, Manchester M17 1TZ, Великобритания