Отзыв: Фильм "Тайное влечение" (2013) - 45 - баба ягодка опять!
Достоинства: насыщенный событийный ряд, хороший подбор саундтреков, красиво снято
Недостатки: амёбные персонажи, никакой рефлексии героев на происходящее, часто неправдоподобные сцены, хилая актёрская игра
"Тайное влечение" - это экранизация новеллы Дорис Лессинг "Бабушки" и от слова "экранизация" нам в данном случае никуда не уйти, потому как именно с ним связаны все минусы и недочёты картины, которые без проблем можно было бы убрать, не старайся режиссёр уложить роман в два экранных часа, но к этому вернёмся немного позже.
Сюжетная ситуация довольно интригующая и не сказать, что заезжена до дыр: две сорокапятилетние женщины, имеющие сыновей одного возраста, были подругами с самого детства и как-то так вышло, что то ли австралийский воздух, то ли отсутствие секса сделали своё дело и они начали засматриваться на "юных" девятнадцатилетних Аполлонов. Так как инцест даже в весьма либеральном обществе не приветствуется, то, естественно, каждая мадам бальзаковского возраста закрутила роман с сыном подруги. Причём одну из них вовсе не обременяло то, что она замужняя дама.
Как ни беги, но от курящего в сторонке свои любимые сигары Фрейда не сбежать, Эдипов комплекс тут возвышается во весь свои исполинский рост, абсолютно исключая, однако, довольно важную его составляющую - чувство вины. Ясно ж, что сексуальные фантазии касательно матери просто перекладываются на самый максимально подобный ей заменитель - её лучшую подругу. Причём, если один из героев действительно делает именно так, то второй занимается сексом с его матерью только в отместку, ну, знаете, как это бывает в дурацких американских комедиях: "я тр... ну твою маму!" Главная проблема завязки фильма в том, что хотя буквально на десятой минуте звучит фраза "я тебя люблю!" все мы отлично понимаем, что любовью ну вообще ж не пахнет. Согласитесь, оценивать сексуальность собственных детей нереально (я уж не говорю о том, что противоестественно), а дети, которые росли на твоих глазах, дети лучших подруг, которые постоянно находились в твоём доме, играли с твоими - это практически свои, сколько бы им не было лет, восприниматься они всё равно будут детьми и пускать слюни на молоденьких мальчиков, поигрывающих бицепсами, когда они не чьи-то там дети, а буквально твои собственные - это как-то, не то, что невозможно, но довольно странно. Обычно ситуации сексуального согласия в таком случае происходят после долгих раздумий, мытарств, полувзглядов, вздохов и душевных метаний, а тут раз-два, все уже в постели, не долго думая и "лямур-тужур" во всём объёме. Тут у зрителя случается коллапс, так как стойкое ощущение, будто вырезали кусок фильма длинной минимум минут в 30-40, не покидает до самого конца.
Ну окей, вот у нас сложился 2+2, все, вроде довольны, но в чём тогда тайность этого влечения? Ни один из его участников не переживает по поводу наличия у него таких относительно странных отношений (относительно, потому что по большому счёту я не вижу ничего ужасного в романе 45летней женщины и 19-21летнего юноши, если их не связывают кровные узы), никого не терзают мысли типа "а вдруг узнают", два года они весьма бесконфликтно в этом существуют, не получая вообще никакой оценки ситуации из вне, так что ни тайность, ни порочность оценить просто-напросто некому, а может, и оценивать-то по большому счёту нечего...
В общем-то, вот казалось бы и всё, что обещал нам синопсис и трейлер: отношения есть, никакого конфликта нет, час времени прошёл. В итоге странным кажется уже набор факторов:
- реакция каждого из сыновей на отношения друга с его матерью. Козе понятно, что шкала ревности будет зашкаливать, это случается, даже если появляется вообще любой хахаль, любого возраста, а тут всё внимание маман переключается на лучшего друга. Даже я-то, далеко не юноша с Эдиповым комплексом, скажи мне моя как раз 45летняя мама, что она уходит от отца к 20летнему юноше, испытала бы отнюдь не положительные эмоции, а тут семья разрушается, да и ладно.
- самоосознание себя в отношениях у героинь. Его вообще нет, они только пассивные участницы, которыми владеют и периодически ещё "овладевают" (кстати, у фильма ограничение 16+, особо откровенных сцен нет). Никакой рефлексии даже в зачаточном состоянии, никаких попыток объяснить, что "так не должно" и желания хотя бы понять, зачем это всё, ибо отсутствие перспективы ясно и тюленю, и оленю. А ведь именно женщины здесь являются главными героинями, об их забытой обществом сексуальности речь (поясню: с рождением ребёнка женщина воспринимается как мать, а не как сексуальный объект, "тыжемама" ставит табу на естественном проявлении сексуальности, которая начинает отрицаться социумом).
- романтический подтекст отношений. На нашем экране только секс и совместные обеды (вчетвером, прошу заметить), никакого психологизма в отношении чувств ни одного из героев, никакой демонстрации того, что это не просто страсть и затянувшееся летнее развлечение у океана, именно поэтому периодически звучащие "Я тебя люблю!" выглядят совершенно безосновательно и хочется кричать в монитор "ну так покажи это, ну хотя бы гримасу романтическую скорчи".
- активные отсылки к мифологизму и природному началу в репликах героинь, которые никак не подтверждены визуальным и событийным рядом. В итоге все эти фразы выглядят довольно неестественными и очень выделяются из контекста.
То, что происходит дальше, а замечу, фильм идёт ещё 50 минут, мало как раскрывает представленные в начале отношения, в плане их понимания не даёт ничего нового ни нам, зрителям, ни самим героям повествования. Дальше сцены разных периодов жизни просто сменяют друг друга, показывая их жизнь после. Всё это не плохо, довольно интересно, но, увы и ах, к тому, что обещает нам синопсис, не имеет ни малейшего отношения. Всё так же скомкано, поверхностно, показательно. Мне это напомнило автобусные экскурсии по Европе с девизом "Новый день - новый город": вроде и побывали, но ничего конкретного сказать не можете и ничего не увидели, только так... из окна автобуса проездом и вполуха слушая гида. Вот в фильме аналогичная ситуация, только это такой тур по жизни участников любовных отношений через 2-3-6 лет. Некоторые сцены откровенно плохи (например сцена в больнице, это просто кошмар!), но в своей массе крепкий середняк для единичного просмотра, дабы скоротать вечерок.
Так вот, возвращаемся к новелле Дорис Лессинг. У меня такое стойкое впечатление, что я смотрела фильм по краткому пересказу, где есть фабульные события и ничего более: каждая фраза звучит как выдернутый отрывок из монолога, герои абсолютно амёбны и дать им характеристику, отличающую их от всех остальных просто невозможно, фильм построен какими-то скачками из одного временного промежутка в другой (смотрите-смотрите и тут внезапно посреди экрана "прошло 2 года" и, пока вы не очухались, уже о другом речь). В итоге фильм, как законченное художественное произведение вышел довольно слабым, хотя, возьми режиссёр только основное событие романа - любовь юношей к матери своего друга и сосредоточь все два часа только на этом, с нужным психологизмом, с раскрытой проблематикой, вышло бы очень годное кино, потому как снято достойно по-французски (съёмочная команда французская, австралийские только актёры), в хорошем смысле слова (режиссура очень напомнила последние фильма Озона). А так, в итоге, мне просто захотелось прочитать новеллу, которая, как мне думается, куда глубже по содержанию, но фильм оставил меня абсолютно незаинтересованной в себе как авторском высказывании.
С оценкой дело сложное, мне в принципе всегда сложно оценивать по пятибалльной шкале, ещё и без десятичных дробей: это явно не тройка из-за качества постановки и съёмок, но и далеко не пятёрка. Настолько далеко, что только четыре. Смотреть рекомендую, так как теперь вы предупреждены, а значит вооружены, восприятие фильма у вас будет несколько иное из-за иного горизонта зрительского ожидания и его просмотр пройдет более безболезненно.
Сюжетная ситуация довольно интригующая и не сказать, что заезжена до дыр: две сорокапятилетние женщины, имеющие сыновей одного возраста, были подругами с самого детства и как-то так вышло, что то ли австралийский воздух, то ли отсутствие секса сделали своё дело и они начали засматриваться на "юных" девятнадцатилетних Аполлонов. Так как инцест даже в весьма либеральном обществе не приветствуется, то, естественно, каждая мадам бальзаковского возраста закрутила роман с сыном подруги. Причём одну из них вовсе не обременяло то, что она замужняя дама.
Как ни беги, но от курящего в сторонке свои любимые сигары Фрейда не сбежать, Эдипов комплекс тут возвышается во весь свои исполинский рост, абсолютно исключая, однако, довольно важную его составляющую - чувство вины. Ясно ж, что сексуальные фантазии касательно матери просто перекладываются на самый максимально подобный ей заменитель - её лучшую подругу. Причём, если один из героев действительно делает именно так, то второй занимается сексом с его матерью только в отместку, ну, знаете, как это бывает в дурацких американских комедиях: "я тр... ну твою маму!" Главная проблема завязки фильма в том, что хотя буквально на десятой минуте звучит фраза "я тебя люблю!" все мы отлично понимаем, что любовью ну вообще ж не пахнет. Согласитесь, оценивать сексуальность собственных детей нереально (я уж не говорю о том, что противоестественно), а дети, которые росли на твоих глазах, дети лучших подруг, которые постоянно находились в твоём доме, играли с твоими - это практически свои, сколько бы им не было лет, восприниматься они всё равно будут детьми и пускать слюни на молоденьких мальчиков, поигрывающих бицепсами, когда они не чьи-то там дети, а буквально твои собственные - это как-то, не то, что невозможно, но довольно странно. Обычно ситуации сексуального согласия в таком случае происходят после долгих раздумий, мытарств, полувзглядов, вздохов и душевных метаний, а тут раз-два, все уже в постели, не долго думая и "лямур-тужур" во всём объёме. Тут у зрителя случается коллапс, так как стойкое ощущение, будто вырезали кусок фильма длинной минимум минут в 30-40, не покидает до самого конца.
Ну окей, вот у нас сложился 2+2, все, вроде довольны, но в чём тогда тайность этого влечения? Ни один из его участников не переживает по поводу наличия у него таких относительно странных отношений (относительно, потому что по большому счёту я не вижу ничего ужасного в романе 45летней женщины и 19-21летнего юноши, если их не связывают кровные узы), никого не терзают мысли типа "а вдруг узнают", два года они весьма бесконфликтно в этом существуют, не получая вообще никакой оценки ситуации из вне, так что ни тайность, ни порочность оценить просто-напросто некому, а может, и оценивать-то по большому счёту нечего...
В общем-то, вот казалось бы и всё, что обещал нам синопсис и трейлер: отношения есть, никакого конфликта нет, час времени прошёл. В итоге странным кажется уже набор факторов:
- реакция каждого из сыновей на отношения друга с его матерью. Козе понятно, что шкала ревности будет зашкаливать, это случается, даже если появляется вообще любой хахаль, любого возраста, а тут всё внимание маман переключается на лучшего друга. Даже я-то, далеко не юноша с Эдиповым комплексом, скажи мне моя как раз 45летняя мама, что она уходит от отца к 20летнему юноше, испытала бы отнюдь не положительные эмоции, а тут семья разрушается, да и ладно.
- самоосознание себя в отношениях у героинь. Его вообще нет, они только пассивные участницы, которыми владеют и периодически ещё "овладевают" (кстати, у фильма ограничение 16+, особо откровенных сцен нет). Никакой рефлексии даже в зачаточном состоянии, никаких попыток объяснить, что "так не должно" и желания хотя бы понять, зачем это всё, ибо отсутствие перспективы ясно и тюленю, и оленю. А ведь именно женщины здесь являются главными героинями, об их забытой обществом сексуальности речь (поясню: с рождением ребёнка женщина воспринимается как мать, а не как сексуальный объект, "тыжемама" ставит табу на естественном проявлении сексуальности, которая начинает отрицаться социумом).
- романтический подтекст отношений. На нашем экране только секс и совместные обеды (вчетвером, прошу заметить), никакого психологизма в отношении чувств ни одного из героев, никакой демонстрации того, что это не просто страсть и затянувшееся летнее развлечение у океана, именно поэтому периодически звучащие "Я тебя люблю!" выглядят совершенно безосновательно и хочется кричать в монитор "ну так покажи это, ну хотя бы гримасу романтическую скорчи".
- активные отсылки к мифологизму и природному началу в репликах героинь, которые никак не подтверждены визуальным и событийным рядом. В итоге все эти фразы выглядят довольно неестественными и очень выделяются из контекста.
То, что происходит дальше, а замечу, фильм идёт ещё 50 минут, мало как раскрывает представленные в начале отношения, в плане их понимания не даёт ничего нового ни нам, зрителям, ни самим героям повествования. Дальше сцены разных периодов жизни просто сменяют друг друга, показывая их жизнь после. Всё это не плохо, довольно интересно, но, увы и ах, к тому, что обещает нам синопсис, не имеет ни малейшего отношения. Всё так же скомкано, поверхностно, показательно. Мне это напомнило автобусные экскурсии по Европе с девизом "Новый день - новый город": вроде и побывали, но ничего конкретного сказать не можете и ничего не увидели, только так... из окна автобуса проездом и вполуха слушая гида. Вот в фильме аналогичная ситуация, только это такой тур по жизни участников любовных отношений через 2-3-6 лет. Некоторые сцены откровенно плохи (например сцена в больнице, это просто кошмар!), но в своей массе крепкий середняк для единичного просмотра, дабы скоротать вечерок.
Так вот, возвращаемся к новелле Дорис Лессинг. У меня такое стойкое впечатление, что я смотрела фильм по краткому пересказу, где есть фабульные события и ничего более: каждая фраза звучит как выдернутый отрывок из монолога, герои абсолютно амёбны и дать им характеристику, отличающую их от всех остальных просто невозможно, фильм построен какими-то скачками из одного временного промежутка в другой (смотрите-смотрите и тут внезапно посреди экрана "прошло 2 года" и, пока вы не очухались, уже о другом речь). В итоге фильм, как законченное художественное произведение вышел довольно слабым, хотя, возьми режиссёр только основное событие романа - любовь юношей к матери своего друга и сосредоточь все два часа только на этом, с нужным психологизмом, с раскрытой проблематикой, вышло бы очень годное кино, потому как снято достойно по-французски (съёмочная команда французская, австралийские только актёры), в хорошем смысле слова (режиссура очень напомнила последние фильма Озона). А так, в итоге, мне просто захотелось прочитать новеллу, которая, как мне думается, куда глубже по содержанию, но фильм оставил меня абсолютно незаинтересованной в себе как авторском высказывании.
С оценкой дело сложное, мне в принципе всегда сложно оценивать по пятибалльной шкале, ещё и без десятичных дробей: это явно не тройка из-за качества постановки и съёмок, но и далеко не пятёрка. Настолько далеко, что только четыре. Смотреть рекомендую, так как теперь вы предупреждены, а значит вооружены, восприятие фильма у вас будет несколько иное из-за иного горизонта зрительского ожидания и его просмотр пройдет более безболезненно.
Общее впечатление | 45 - баба ягодка опять! |
Моя оценка | |
Рекомендую друзьям | ДА |
Комментарии к отзыву11
Когда люди сильно любят друг друга при этом понимая, что это никуда не ведет (общество ведь будет против), их разговор не будет о свадьбе и детях… его нужно читать между строк, там и скрывается глубокое чувство (например в том, что его не раздражают ее разговоры о неминуемой старости). В целом, чтобы фильм понравился, нужно понимать чувства героев. Вы от этого бесконечно далеки. Поэтому и сетуете на сцены мелькаюшие после расставания. Вам хотелось, чтобы так все и осталось. А для меня они были деталями, которые, как им и полагается, не занимали слишком много места.
Ну а это уж совсем… Рассуждения 15-ти летней девочки апеллирующей вырезкой из интернетной пурги. Где? Где вы узрели недостаток внимания к ним, как к сексуальным объектам? Муж есть и хочет секса с женой (чем они, в общем-то и занимаются), ухажер - имеется, барный флиртун -есть (еще и не смутившийся от информации "онажемама"). Что еще вам нужно?