Отзыв: Собор Святого Петра в Риге (Латвия, Рига) - Тот случай, когда скромность украшает
Достоинства: интересное место в центре города, смотровая площадка, проходят выставки и концерты
Недостатки: практически полностью восстановлен в 70е годы 20 века
Церковь Святого Петра - это одна из самых интересных достопримечательностей Риги. Не похожее на всё другое сооружение с высоченным шпилем, она буквально втиснута в пространство Старого города. 123 метра для строения 13 века - это вам не шутки, так что на данный момент в церкви располагается смотровая площадка, поднявшись на которую можно увидеть всю Ригу как на ладони.
Если я уже давно привыкла к европейским католическим соборам, с их величественностью и монументальностью, то будучи в Латвии я открыла для себя совершенно иные церковные строения - соборы лютеранские. Как и много веков назад, украшения в них не играют большой роли, они всегда скромны и милы, в них нет ничего лишнего, но несомненно есть что-то своё, причём в каждом. Собор Святого Петра я посетила на следующий день после Домского и, стоит отметить, что желание сделать этот собор альтернативой "для бедных" осуществилось и противопоставление отлично видно и по сей день, несмотря на прошедшие от момента замысла 9 веков.
Сам собор располагается в историческом центре Риги, его легко узнать по высокому зелёному шпилю с петушком и странноватой архитектуре. Собор словно чуть приплющен снизу и очень вытянут сверху. Сфотографировать его в полный рост сложновато, но это фото хорошо именно тем, что передаёт его устремлённость в небо.
Во время второй мировой войны собор подвергся обстрелу, а так как здание было деревянным, оно практически полностью выгорело, оставив от себя буквально останки. Как вы понимаете, всё, что было внутри, убранство, стены было разрушено и, несмотря на то, что восстановлением собора занимаются ещё с шестидесятых годов прошлого века, полностью его уже не восстановить.
На данный момент собор действующий, он принадлежит лютеранской церкви и в нём регулярно проходят богослужения.
Как видите, никаких дубовых лавочек, никакого шикарного алтаря и золочённого органа, вместо этого в рядок стоят обычные стулья, алтарь деревянный, просто лакированный, стены кирпичные, без фресок и только частично заштукатурены.
Стеклянные двери на входе, практически не спрятанная аппаратура и пол выдают современность постройки. На данный момент в соборе не только проходят богослужения, но бывают концерты и выставки, так что он служит некой культурной Меккой не только для людей религиозных.
На момент нашего посещения собора, в нём так же проходила выставка, были представлены различные хэнд-мейд полотна, сделанные из лоскутков и ниток. Помимо этого, есть небольшая постоянная экспозиция, рассказывающая об истории собора и его восстановлении, в которой представлены уцелевшие кусочки и фигуры собора, его фото и рисунки.
Но помимо восстановленных и уцелевших кусочков, есть в соборе и уцелевшие эпитафии, которые заблаговременно сняли и вывезли.
В общем, может собор и не такой шикарный, но всё равно есть, что посмотреть, да и сам по себе он достаточно интересный.
Но помимо самого собора, есть ведь и его башня, та самая, с петушком. На неё любой желающий может подняться на лифте. Мы были здесь в субботу, в это время в Риге проходила парусная регата, о которой я уже писала, так что город был наполнен туристами и лифт мы ждали минут 10 точно, так как смотровая площадка была очень плотно набита, лифты были загружены, а входит в них определённое количество человек, лифтёр строго ведёт отсчёт и просит ждать тех, кто не влез.
Но подъём на башню того стоил, с высоты открываются изумительные виды на город. Сверху хорошо видно, как разнородны стили строений и как плотно в городе велась постройка. Среди оранжевых, европейского типа крыш, внезапно появляется практически копия здания МГУ, а то и вовсе блоки здания вокзала.
Несмотря на то, что на смотровой площадке было уж очень многолюдно (приходилось просто-таки протискиваться, поднимая вверх фотоаппарат) и весьма прохладно (высота, да плюс дует от реки), я не пожалела, что поднялась.
Напоследок хочу рассказать рижскую легенду, связанную с собором: считается, что каждый раз после любого восстановления или реконструкции собора (а такое бывало частенько и до Второй мировой), архитектор должен забраться на возвышающего на башне собора петушка, выпить в таком положении стакан вина и кинуть стакан вниз, на землю Считается, что на сколько кусков разобьётся стакан, столько башня и простоит. В 18 веке после очередной реконструкции мастер, который за неё отвечал, забрался на петуха с вином и скинул стакан. Как ни странно, стакан долетел до земли целый, от него не отлетел ни единый кусочек. По городу поползли слухи, что собор не простоит и года, а он, в свою очередь, простоял как раз до середины 20 века без единого изменения в строении. Не знаю, кидали ли стаканы в семидесятых годах, когда заканчивали реконструкцию, но пока собор стоит.
В целом собор Святого Петра показался мне очень интересным местом, совмещающим в себе памятник архитектуры, музей, смотровую площадку и религиозный объект. Конечно, очень жаль, что такое строение практически полностью сгорело и теперь мы можем увидеть только восстановленную копию, но куда деваться, всё же копия лучше, чем ничего.
Если я уже давно привыкла к европейским католическим соборам, с их величественностью и монументальностью, то будучи в Латвии я открыла для себя совершенно иные церковные строения - соборы лютеранские. Как и много веков назад, украшения в них не играют большой роли, они всегда скромны и милы, в них нет ничего лишнего, но несомненно есть что-то своё, причём в каждом. Собор Святого Петра я посетила на следующий день после Домского и, стоит отметить, что желание сделать этот собор альтернативой "для бедных" осуществилось и противопоставление отлично видно и по сей день, несмотря на прошедшие от момента замысла 9 веков.
Сам собор располагается в историческом центре Риги, его легко узнать по высокому зелёному шпилю с петушком и странноватой архитектуре. Собор словно чуть приплющен снизу и очень вытянут сверху. Сфотографировать его в полный рост сложновато, но это фото хорошо именно тем, что передаёт его устремлённость в небо.
Во время второй мировой войны собор подвергся обстрелу, а так как здание было деревянным, оно практически полностью выгорело, оставив от себя буквально останки. Как вы понимаете, всё, что было внутри, убранство, стены было разрушено и, несмотря на то, что восстановлением собора занимаются ещё с шестидесятых годов прошлого века, полностью его уже не восстановить.
На данный момент собор действующий, он принадлежит лютеранской церкви и в нём регулярно проходят богослужения.
Как видите, никаких дубовых лавочек, никакого шикарного алтаря и золочённого органа, вместо этого в рядок стоят обычные стулья, алтарь деревянный, просто лакированный, стены кирпичные, без фресок и только частично заштукатурены.
Стеклянные двери на входе, практически не спрятанная аппаратура и пол выдают современность постройки. На данный момент в соборе не только проходят богослужения, но бывают концерты и выставки, так что он служит некой культурной Меккой не только для людей религиозных.
На момент нашего посещения собора, в нём так же проходила выставка, были представлены различные хэнд-мейд полотна, сделанные из лоскутков и ниток. Помимо этого, есть небольшая постоянная экспозиция, рассказывающая об истории собора и его восстановлении, в которой представлены уцелевшие кусочки и фигуры собора, его фото и рисунки.
Но помимо восстановленных и уцелевших кусочков, есть в соборе и уцелевшие эпитафии, которые заблаговременно сняли и вывезли.
В общем, может собор и не такой шикарный, но всё равно есть, что посмотреть, да и сам по себе он достаточно интересный.
Но помимо самого собора, есть ведь и его башня, та самая, с петушком. На неё любой желающий может подняться на лифте. Мы были здесь в субботу, в это время в Риге проходила парусная регата, о которой я уже писала, так что город был наполнен туристами и лифт мы ждали минут 10 точно, так как смотровая площадка была очень плотно набита, лифты были загружены, а входит в них определённое количество человек, лифтёр строго ведёт отсчёт и просит ждать тех, кто не влез.
Но подъём на башню того стоил, с высоты открываются изумительные виды на город. Сверху хорошо видно, как разнородны стили строений и как плотно в городе велась постройка. Среди оранжевых, европейского типа крыш, внезапно появляется практически копия здания МГУ, а то и вовсе блоки здания вокзала.
Несмотря на то, что на смотровой площадке было уж очень многолюдно (приходилось просто-таки протискиваться, поднимая вверх фотоаппарат) и весьма прохладно (высота, да плюс дует от реки), я не пожалела, что поднялась.
Напоследок хочу рассказать рижскую легенду, связанную с собором: считается, что каждый раз после любого восстановления или реконструкции собора (а такое бывало частенько и до Второй мировой), архитектор должен забраться на возвышающего на башне собора петушка, выпить в таком положении стакан вина и кинуть стакан вниз, на землю Считается, что на сколько кусков разобьётся стакан, столько башня и простоит. В 18 веке после очередной реконструкции мастер, который за неё отвечал, забрался на петуха с вином и скинул стакан. Как ни странно, стакан долетел до земли целый, от него не отлетел ни единый кусочек. По городу поползли слухи, что собор не простоит и года, а он, в свою очередь, простоял как раз до середины 20 века без единого изменения в строении. Не знаю, кидали ли стаканы в семидесятых годах, когда заканчивали реконструкцию, но пока собор стоит.
В целом собор Святого Петра показался мне очень интересным местом, совмещающим в себе памятник архитектуры, музей, смотровую площадку и религиозный объект. Конечно, очень жаль, что такое строение практически полностью сгорело и теперь мы можем увидеть только восстановленную копию, но куда деваться, всё же копия лучше, чем ничего.
Год посещения | 2013 |
Страна | Латвия |
Регион (край, область, штат) | Рига |
Район | Рига |
Город или поселок | Рига |
Общее впечатление | Тот случай, когда скромность украшает |
Моя оценка | |
Рекомендую друзьям | ДА |
Комментарии к отзыву13
Но в Ригу хочу, была там всего 1 раз :(((