Отзыв: Город Брюссель (Бельгия) - "Бомбезный" Брюссель!
Достоинства: Много музеев,удивительная атмосфера города!
Недостатки: Не существенные.
=Вместо начала=
Есть заезженный литературный штамп-"Город контрастов", какие названия городов сразу всплывают после этой фразы? Ну конечно Нью Йорк, а еще Рио де Жанейро, Берлин и Москва, но не Вена, Прага или Санкт-Петербург, а почему? Все просто, историческое ядро этих городов не нарушено современными архитектурными решениями и целостный образ столетних городских кварталов, воспринимается как не тронутое единое целое, которое радует взгляд, не оставляя нас равнодушными к произведениям архитектурного искусства.
=Брюссель=
А вот Брюссель сегодня, к сожалению стал "город контрастов". И это настолько очевидно,
что сразу бросается в глаза, причем чем больше вы погружаетесь в жизнь города, тем больше вы откроете для себя новые глубинные пласты противоречий в жизни столицы Европы.
Эту "заумь"я переведу на житейский уровень, такой фразой:"В него(Брюссель)можно, одновременно втрескаться по уши и возненавидеть до глубины души!"Все конечно индивидуально, зависит от вашего настроения, от самочувствия, да мало ли от чего!
Вы не выспались, встали не стой ноги или гид попался плохенький, а может скорее всего его вообще не было и вы не нашли в "бродилках" по городу той точки опоры, с которой начинается открытие нового мира.
Вообще то я вам подскажу маленький секрет, как найти эту точку в Брюсселе, все просто!
Во первых успокойтесь, расслабьтесь и никуда не спешите! Вы в столице Европы и помимо этого вы в шоколадной столице мира и в пивной тоже!
Смело идем в ближайшую "шоколатерию" и пробуем вкусный, шелковисто-бархатный,
тающий во рту продукт, наполняющий ваш мозг радостным гимном послевкусия от разлившихся по вашему телу волн радости, означающих лучшие минуты счастья в вашей жизни.
Или заходим в пивное заведение, которых множество в определенных местах, выбираем один из 900 сортов пенного напитка+картошку фри с соусом и двумя огромными слегка поджаренными колбасками, все это не спеша, смакуя пиво кушаем, обсуждая в веселой беседе с другом, как вы докатились до такой беззаботной жизни!
После этого вам сам черт не страшен, не то что европейская столица, а что бы счастье вас заполнило до краев, потихоньку проберитесь сквозь лабиринт улочек на всемирно знаменитую площадь, историческое сердце Брюсселя.
Когда вам неожиданно откроется "Гран-Плас", ваша душа по словам не без известного "Папандопуло":"Сначала от восторга развернется, а затем при уходе снова свернется!"
И это ничуть не преувеличение, это так и есть! Настолько она сногсшибательно красива!
Как говорят немцы:"das ist fantastichs"!
Фразой:"Душа развернется и свернется", как раз можно дать характеристику городу
Брюссель, это и есть город контрастов, поэтому мой рассказ о столице Европы будет построен именно в этом ключе, таким я его увидел и запомнил.
=Площади Брюсселя=
Если меня спросит человек, не бывший в Брюсселе, в характере которого преобладают скептические нотки:"Назови мне хотя бы одну причину, из-за которой я должен посетить этот город?" Я не задумываясь отвечу:"Что бы увидеть самую красивую средневековую площадь Европы "Гран Плас"!"
Я недаром показываю площадь в завораживающей ночной подсветке, придающей ей загадочность и блеск недоступной королевской роскоши. Для зрителей этого театра жизни она и есть воплощение сказочных декораций в которых происходят странные события из жизни "Щелкунчика" и "Золушки", "Оловянного солдатика" и "Питер-Пена", и уж точно за окном в одном из удивительных домов отдыхает "Спящая красавица".
Конечно подобных причин в Брюсселе множество и для каждого они будут самыми заветными тропинками что бы наполнить сердце нотками радости.
А теперь друзья плавно переместимся на встречу с замечательным человеком, живущим на площади "Grasmarkt", именно ему человечество обязано тем, что "Гран Плас"осталась не тронутой, и в том виде какой мы ее видим. Пройти надо всего ничего, все рядом.
Имя нашего героя "Шарль Бюльс", в 19 веке он служил бургомистром Брюсселя на протяжении почти двух десятков лет.
Будучи человеком высоко-духовным, абсолютно честным и справедливым, культурным и преданным своему делу, ему на своем посту удалось отстоять в нелегком диалоге с королем Бельгии "Леопольдом Первым" свое твердое убеждение, что исторический центр города не должен быть снесен и перестроен, так как он является вековым наследием непревзойденной архитектуры в стиле "Брабантской" готики.
Скорее всего его убеждения подпитывались фламандским происхождением, ведь как оказалось он так и остался в истории города единственным мэром фламандцем.
"Шарль Бюльс" скромно примостился на парапет фонтана, рядом преданный пес с которым он не расставался ни где, взгляд его устремлен в сторону "Гран Плас", которую ему удалось отстоять в нелегком споре с королем Бельгии.
Площадь уютная, рядом вход в знаменитый торговый пассаж Брюсселя "Сент-Юбер", а еще она примечательна тремя отелями, стоящими по дуге вокруг нее"Ibis, "NH"и"Novotel",
расположение отелей блестящее, комфорт отменный, но цены могут укусить и больно!
Друзья, на этой площади мы узнали, что оказывается меры городов бывают честными и любимы горожанами, ведь именно они собрали денежку на этот памятник.
Площадь "Гран плас"заслуживает отдельного рассказа, но не в этот раз, просто добавлю одну деталь, бельгийцы решили, что невероятную красоту ее зданий возможно усилить, расстелив на площади знаменитый бельгийский гобелен, "сотканный" из сотен тысяч живых цветов, это происходит раз в два года в августе.
Вид площади вызывает полный экстаз, невероятно красиво, а затраты и не легкий ручной труд полностью окупаются за счет миллионов туристов приехавших полюбоваться рукотворным чудом.
Однако все познается в сравнении, для этого переместимся на площадь "Монэ", что бы посмотреть на здание Королевской Оперы Брюсселя. В названии площади вам ничего не слышится, прислушайтесь, кажется вы слышите звон монет, так и должно быть, еще в 17 веке на этой площади находился монетный двор, его разрушили по приказу Людовика 15,
а на этом месте возвели здание Королевского Оперного Театра, дав ему второе название "Ла Моне".
К архитектурному проекту приложили руки итальянские и бельгийские зодчие, здание многострадальное, оно горело и было разрушено, к последнему проекту приложил руку бельгиец "Жозеф Пуларт".
На мой взгляд вид театра весьма традиционный, однако в 18 веке здание театра считалось одним из самых красивых в Европе, но уже позже здание Венской оперы и конечно здание оперы в Одессе отодвинули его своей красотой на задний план.
Однако именно Королевский Оперный Театр является историческим символом в истории Бельгийского государства, став колыбелью брюссельского восстания против Нидерландского господства в начале 19 века. Из интересных фактов о театре можно вспомнить, что именно на его сцене начинал свою карьеру молодой "Мариус Петипа".
На этой же площади ровно напротив здания оперы выстроили монстра из стекла и металла, этакий "билдинг" нафаршированный офисами, магазинами и госучреждениями,
вот он знаменитый Брюссельский контраст в архитектуре.
Кстати в этом здании на втором этаже находится Главпочтамт Брюсселя, заходите выбираете открытку с видом города, клеите марку и отправляете открытку себе домой,
есть такое хобби у отдельных путешественников, что в прочем здорово!
Вообще в "Городе на болоте", именно так переводится с старонидерландского название Брюссель, произошли весьма странные дела с городской застройкой, старый город все время пытаются модернизировать и как то упорядочить, видно слава барона Османа преобразовавшего Париж не дает покоя власть имущим.
Во все времена что то кому то мешало, то крепостные стены, то старые средневековые постройки не вписывались в планы преобразований, то нехватка средств на перестройку и из за этого были приняты нелепые разрушительные законы, что в итоге вылилось в термин-"брюсселизация", что означает все старое снести и настроить чудовищных монстров из стекла и бетона, безликих, холодных и бездушных.
Конечно можно понять местных чинуш, ведь получивший статус европейской столицы Брюссель нужно было так преобразить, что бы найти возможность разместить европейскую бюрократию, да и деньги Евросоюза в город потекли на эти цели большие
и все же найти гармонию между стариной и блестящим будущем отчасти не удалось, правда добавлю слово-пока.
И если азиатские тигры Гон-Конг и Сингапур за устремленность ввысь критиковать не подымется рука, там и старины средневековой кот наплакал, то искривлять Брюссель
сложными современными архитектурными решениями надо было бы с умом, но надеюсь куда то да вырулят в будущем.
А пока отправимся смотреть места в городе, где душу и взор греет архитектура сопряженная с гармонией человеческих чувств.
Про площадь "Моне"остается добавить одну немаловажную деталь, на ней поселился со времен восстания 1830 года мятежный "дух непокорности", все время здесь происходят разные митинги, протесты связанные с разными причинами, столкновения с полицией и просто демонстрации с флагами и плакатами за что то или против чего то.
=Гора Искусств=
Однако как вы относитесь к словосочетанию "Гора Искусств", как вы это понимаете, если буквально, то можно представить этакую "гору", созданную из произведений писателей, поэтов, художников, скульпторов и архитекторов, а также их самих в купе с артистами всех жанров, забавно, но это лишь фантасмагория воображения.
Если серьезно, "Гора Искусств"на самом деле есть, находится она в самом центре Брюсселя в районе "Сен-Рошез", она рукотворная и создана на рубеже 19 и 20 веков по распоряжению кроля Бельгии "Леопольда Второго"с названием "Kunstberg" или
"Mont des Arts".
Почему так названа и чем она нам интересна? Все просто и очевидно, именно на этом холме и вокруг него находятся множество чудесных музеев, а также здание "Королевской Библиотеки".
Найдите время посетить "Королевский Музей Искусств" и "Музей Рене Магрита", выдающегося художника сюрреалиста, они находятся рядом.
А еще холм интересен тем, что с него открывается удивительно красивый вид на старые кварталы нижнего города, прекрасно просматривается башня ратуши на площади
"Гран Плас", а в хорошую погоду вдалеке можно увидеть знаменитую базилику
"Сакре-Кер".
В моем рейтинге интересностей и красивостей Брюсселя "Гора искусств"занимает почетное второе место после "Гран Плас".
На нижнем плато холма разместился чудесный регулярный сад на французский манер, все растения стрижены под линеечку и строго регламентированы по виду и расцветке.
Вдалеке стоит конный памятник королю "Альберту Первому", весьма почитаемому бельгийцами, за стойкость во времена "Первой мировой войны".
Удивительна судьба монарха, выжить в кровавых боях и умереть в мирное время сорвавшись с горной стены во время восхождения.
Однако именно в этом месте можно любоваться удивительной архитектурой домов 17-19 века, которые дают нам возможность увидеть, что потеряли брюссельцы во времена
"брюсселизации".
По сути Брюссель был наполнен архитектурой схожей с Гентом или даже Брюгге,
конечно средневековая готика очень трудно поддается плавному сопряжению с современным течением в архитектуре и все же решение можно было бы найти и не рушить прекрасные творения зодчих далекой эпохи.
Дружная шестерка домов наглядно показывает как готика первого дома плавно перешла в великолепный модерн в стиле "Ар Нуво", особенно выразителен дом с названием
"Old England"(Старая Англия), построен в 1899 году, автор проекта бельгийский архитектор "Пол Сейнтеной".
Раньше в этом здании был универмаг, а сегодня в нем находится один из лучших в мире музеев музыкальных инструментов.
Наступившая эра постмодернизма заменила столь замечательные архитектурные проекты на безликие массивные геометрические формы однообразного кремового окраса к коим относятся стоящие недалеко здания "Королевской библиотеки" и
"Дворца конгрессов".
Заострять внимание на них смысла нет, но все же покажу забавные часы, установленные на одном из фасадов здания библиотеки, явно для того, что бы хоть немного оживить скучные архитектурные формы.
Часики тикают, фигурки крутятся, колокол отбивает каждый час пройденного времени,
возле подобных объектов особенно остро ощущаешь бренность бытия, нехватки времени на решение проблем и "проблемочек", которые постоянно возникают из ниоткуда и также
куда то в никуда исчезают.
Неожиданно в голове возникли слова "Аристотеля":"Если проблема имеет решение, то волноваться незачем, а если решения нет, то волноваться бессмысленно.
На душе становится легче и веселее, жизнь продолжается, ее движение по синусоиде,
взлеты и падения, главное что бы синусоида не перешла в сплошную линию, это конец всего.
Маленькое отступление, подвело нас к вопросу о контрасте в архитектуре Брюсселя и не только, контраст можно заметить в городской скульптуре, в рисунках стрит арт, являющимися ярким выражением культурной жизни города, да собственно во всем что происходит на площадях и улицах столицы Европы.
Давайте продолжим удивительную экскурсию по Брюсселю, молниеносно передвигаясь от одного интересного объекта к другому, что бы прочувствовать этот самый брюссельский контраст жизни, которая бесконечно пульсирует в городе в форме синусоиды.
=Контрасты Брюсселя=
Королевство начинается с королевского дворца и флагштока над ним, если флаг поднят и трепещется на ветру, значит монарх пребывает в стране.
Вот здесь требуется пояснение, в самом сердце Брюсселя в Брюссельском парке находится официальная резиденция короля (напомню сегодня король Бельгии
Phillippe Leopold Louis Marie), в ней он и его семья не живут, этот дворец служит для официальных приемов и встреч с подданными в рабочем порядке.
Удивительно то, что его можно совершенно свободно и бесплатно посетить с вторника по воскресенье включительно с 10-30 утра, у вас для осмотра буде 5 часов, осматривать во дворце есть что, поверьте будет интересно.
Там же можно попасть в музей "Бельвю", но уже за 7 евро, история Бельгии в вашем распоряжении с весьма любопытной экспозицией.
Дворец строился более 100 лет, за время строительства сменилось семь архитекторов,
здание построено в стиле классицизма, с элементами необарокко.
Строго, но безусловно красиво. Остается добавить, что король и его семья проживают в другом месте, в так называемом "Лакенском дворце", находящемся на севере города.
На что нужно обратить внимание рядом с королевским дворцом, в первую очередь на церковь "Св. Иакова на холме Куденберга". Если вы посмотрите на нее не зная, что это церковь, вы воскликнете это же дворец!
Однако это католический храм и непростой, это придворная церковь бельгийской королевской семьи и одновременно она является приходской базиликой Бельгийских вооруженных сил.
Исходя из вышеперечисленного, можно с уверенностью понять, что интерьер церкви будет безусловно интересным.
Церковь построили в конце 18 века в стиле неоклассицизма, мы видим треугольный фронтон с фресками, который подпирают шесть колонн коринфского ордена, сверху построили колокольню из дерева с четырьмя колоколами, дерево является хорошим резонатором звука, поэтому звон колоколов льется чисто и сильно.
Статуи на балюстраде изображают в центре Св. Иакова, слева Св. Андрея и справа Св. Иоана.
Перед храмом стоит конный памятник, посвященный предводителю первого "Крестового похода"графу Готфриду Бульонскому", Королю Иерусалима, наделенного титулом барона и"Защитника Гроба Господнего".
Следующий объект нашего внимания "Нотр-Дам дю Саблоне", типичный образец позднего готического стиля.
Церковь считается архитектурным памятником 14 века, интерьер и экстерьер отличает большое количество красивых статуй, а самое интересное это витражи с расписанными изображениями, которые подсвечиваются ночью.
Теперь вы должны мне сказать, это все красивости старины, а где же Брюссельский контраст?
А вот вам и контраст, это вид на новостройки возле Северного вокзала, билдинги,
высотки и небоскребы из стекла и бетона, вместо кварталов старого города.
Небоскребы большие "кони", а мы вернемся к нашим маленьким и любимым"пони", как вы понимаете это соборы и городские дворцы, коих в Брюсселе все таки осталось не мало.
Самая большая базилика Брюсселя это Собор Святого Сердца, "Сакре-Кер", сравнительно молодой храм Брюсселя, наподобие парижского, интересен, но к нему мы не пойдем, он далеко на севере города, хотя при наличии времени посмотреть его стоит.
Зато мы посмотрим главный в Брюсселе собор Св. Михаила и Св. Гудулы, почитаются как небесные покровители города.
Главный кафедральный собор Брюсселя действует с 1485 года, строили его чуть более 250 лет, красив как любой крупный готический храм с оттенком "брабантской" готики в архитектуре. Он не чем не выделяется на фоне более знаменитых собратьев в Европе и все же отметим некоторые детали, у него и у брюссельской ратуши на "Гран Плас" один и тот же архитектор "Ян ван Рейсбрук", а над центральным входом вместо "розетки" размещен огромный витраж стрельчатой формы.
Собор Св. Михаила и Св. Гудулы яркий представитель духовно-сакральной архитектуры Брюсселя, а его "контрастером"по достопримечательностям города, является яркий представитель науки и техники, построенный к всемирной выставке в Брюсселе 1958 года проект "Атомиум".
Талантливо сконструированный инженерами-архитекторами фрагмент кристаллической решетки атома железа, увеличенный в 165 миллиардов раз, высота которого составляет 102 метра.
Достойно ли это сооружение восхищения, безусловно достойно! А еще интересно совершить по нему экскурсию.
Прежде, чем мы перейдем к следующей теме и поговорим о городской скульптуре, и немного посмотрим знаменитый брюссельский стрит-арт, мне хочется показать вам еще одно замечательное здание в самом центре города, Брюссельская фондовая биржа.
Если вам предложат послушать рассказ о каком либо финансовом институте, то скорее всего вы замахаете руками и скажете, нет не нужно, помилуйте нас от этого!
Но в отношении рассказа о здании Брюссельской Биржи, я вас не помилую и попрошу послушать, а рассказ я назову:
=Метаморфозы=
Скорее всего многие из вас слышали имя итальянского гения Проторенессанса "Франческо Петрарка", помимо поэзии он прекрасно разбирался в истории Италии и не только. Именно ему принадлежит первое деление Европейской истории на периоды античную и новую, причем новые времена он называл "темными", приписывая им глубокий культурный упадок в жизни Европы.
Упадок культуры, был налицо, до эпохи возрождения оставалось два, три века, но при этом, воздух был чистейшим, воды ручьев рек и озер были идеальными, снег был белым,
а природа была наполнена жизнью ее обитателей.
Имя другого итальянского ученого гуманиста "Флавио Бьондо"знают не многие, но именно он первым в своих трудах употребил термин "Средние века", а уже другой итальянский ученый гуманист "Леонардо Бруни" укрепил в своих трудах этот термин, указав, что история делится на "Античность", "Средневековье" и "Новые времена",
но для него "Новые времена"это был 14 век, а теперь скажите к каким временам отнести нашу жизнь сегодня, может назовем их "Новейшим временем", в котором жить стало грустно, ведь воздух стал грязным, вода в реках и озерах тоже, снег почти всегда серый или желтый, а природа загнана в ужасное гетто, в котором животный мир выживает из последних сил, может нАши "новейшие" времена надо называть "Темными", а не те о которых говорил "Петрарка"?
Какое отношение все это имеет к красивому зданию "Биржи" построенному по проекту архитектора "Леона-Пьера Суйса"в 1873 году, недалеко от "Гран Плас"на вновь возведенном бульваре "Анспах"(назван в честь мера Жуля Анспаха, великий и успешный мер Брюсселя, преобразовавший его в лучшую сторону), дело в том, что в далекие средневековые времена на этом месте монахи построили аббатство "Францисканского ордена" на берегах небольшой речки "Сенна" в которой струились чистые воды, полные рыбы и другой живности вокруг.
Затем плохие людишки разрушили монастырь, а вместо него "расцвел" во всей своей "красе" масличный рынок, который принес много бед окружающей среде. Разросшийся город и рынок уничтожили речку "Сенна", превратив ее в зловонную грязную канаву, вызывающую отвращение.
В 19 веке власти города заточили речку в подземелье, а вместо рынка возвели
роскошное здание"Финансовой Биржи".
Архитектор и участвующие в проекте знаменитые мастера, в том числе молодой мало известный в те года "Огюст Роден"потрудились на славу, возведя здание в неоклассическом стиле, украсив его элементами необарокко.
Множество скульптур, барельефы, удивительно сложная лепнина это пышное и красивое платье в которое дизайнеры того времени нарядили "Бурс", так местные зовут это здание.
Место на ступеньках "Биржи" любит молодежь, постоянно днем и ночью тусуясь возле него, устраивая "флешмобы"и покатушки на всевозможных устройствах.
Вот такие произошли "метаморфозы"с тем местом на котором стоит Брюссельская "Бурс".
Удивительно глубоко подчеркивают это скульптуры "Брабантских Львов", стоящих у входа на пьедесталах. Я увидел каменного "Льва" царя зверей, как символ природы загнанной человеком в каменное подземелье, его грустные глаза полны невыносимой боли, но он вынужден подчинится и терпеть бездушие, вырождающейся человеческой морали, которая приведет к наступлению "темных времен", по выражению"Петрарки".
В качестве контраста могучему финансовому учреждению находящемуся в пышном здании, а работает в нем "EURONEXT BRUSSELS"(Фондовая биржа), занимающая 11 место в мире по величине капитала, я покажу "флешмоб", устроенный неравнодушными молодыми активистами на самой оживленной пешеходной артерии города улице "Нев"напротив церкви "Нотр-Дам"дю Финистр.
Четыре человека стали в каре с планшетами в руках, на лица были одеты маски с лицом
"Гая Фокса".
Что бы четко было видно изображение на экранах, гаджеты были заключены в подобие короба, они стояли неподвижно и молча, словно караул на страже, после некоторого времени их сменяли их товарищи и продолжали молчаливую акцию.
Проходившие мимо них прохожие вольно или нет обращали внимание на то, что показывалось на экранах, а показывались кадры как человек уничтожает живую природу.
Охота на китов, которых осталось уже не много, пластик в океанах, медленно убивающий морскую фауну, вырубка лесов в Амазонии и не только, легкие планеты уже не могут дать столько кислорода сколько надо увеличивающемуся населению планеты, гербициды
используемые на полях, убивающие вместе с сорняками пчел и других насекомых, безудержная охота на диких животных по всему миру, которых уже и так почти не осталось и в довершение всего варварское отношение к недрам и их безудержное потребление, приведшее к изменению климата, это ли не "темные времена", которые наступают не без участия в этом процессе мощных финансовых институтов,
являющимися генераторами подпитывающими это разрушение.
Ребята предупреждают, что антропогенное вмешательство в природу принесет много бед человечеству, сейчас мы отчетливо это ощутили на себе, а это лишь вершина айсберга...
Потревоженная алкоголем человеческая печень восстанавливается за 30 дней, потревоженной человеком природе на восстановление нужно от 100 до 200 лет, надо остановится разрушать природу, надо прислушаться к активистам вроде "Греты Тунберг",
иначе нам природа отомстит, но мстить она будет не нам, а нашим детям.
=Уличные памятники и"Стрит Арт", смешное и не только=
Предупреждаю, в "отзыве" не увидите "писающих мальчиков, девочек и собачек", пускай они себе спокойно писают на брюссельских улицах и будоражат умы этим действием туристов не равнодушных к своеобразному юмору брюссельцев, это уже все растиражировано многократно другими авторами. Я же обращу ваше внимание немного на иные объекты малых форм, которых в городе предостаточно.
Возле стен церкви Св. Николая, недалеко от "Гран-Плас"вы увидите фонтан "Три слепца", фонтан одновременно может напоить;чаша внизу для собачек, верхняя чаша для птичек и из крана питьевая вода для людей Наверху фонтана маленькая "скульптурка"величиной с большую ладонь, изображающая персонажей из картины
"Питера Брейгеля старшего" "Незрячий ведет слепых", написанную по мотивам библейской притчи.
Я с умыслом выделил композицию, чтобы вы лучше прочувствовали замысел творца, а замысел прост:-"Если кормчий слеп, то все идущие за ним попадут в беду вместе с ним."
Остается добавить, что это одна из нескольких скульптур, созданных по мотивам великого брюссельца "Брейгеля", разбросанных по городу . Смешная она или серьезная решать вам и выводы делать тоже вам.
Однако не забудем про контраст, в городской скульптуре Брюсселя он тоже имеется, как вам подобное произведение на одном из городских бульваров?
Как это назвать? "Хроника пикирующего планера" или "Прерванный полет"? Уму не постижимо.
Не далеко от "Манекен-Пис"мне и супруге приглянулась скульптура "Мадам Шапо", это театральный персонаж, которого играл актер мужчина, это прикольно!
Вообще то неприлично заглядывать в чужой кошелек, но как же хочется посмотреть!
А в контрасте веселому персонажу, что то еще более веселое, но совсем непонятное...
Хотя нет, все понятно, сфотографироваться в компании всеобщего любимца бельгийцев и еще половины жителей земного шара, это престижно!
Главный герой комиксов в Бельгии репортер "Тин-тин" и его верный друг пес "Сноупи".
Создатель веселых героев художник "Эрже", в начале своей карьеры даже не подозревал к чему приведет его увлечение. Он стал знаменит и вообще началась "тинтиномания"
повально захватывающая вначале Европу, а затем и весь мир.
Однако в традициях городской скульптуры все же преобладают любимые народом личности, которые поступками в своей жизни остались в их сердцах.
Весьма скромный памятник, посвященный королеве Бельгии Елизавете Баварской установлен на площади "Альбертина" в 1980 году, в отличии от памятника ее мужу королю Альберту первому памятник изготовили из камня, а не из бронзы. Супруги смотрят друг на друга, Елизавета пережила мужа на 31 год, ее жизнь была образцом в подражании для многих бельгийцев.
Чем нам, помнящим время СССР интересна личность королевы Бельгии Елизаветы Баварской?
Она была первой королевской особой из стран Западной Европы посетившей Союз,
именно после этого появилась знаменитая фраза, звучавшая приблизительно так:
"Борис Пастернак может выехать, но делать он этого не хочет", это был далекий 1958 год.
Следующего памятника, который мы увидим и о котором поговорим, как не странно не было бы в Брюсселе, если бы Елизавета Баварская не стала королевой Бельгии.
Тут дело вот в чем, Королева Елизавета имела разностороннее образование, что позволяло ей отлично разбираться в искусстве, особый интерес она проявляла к музыке,
слыла меломанкой и сумела создать в Брюсселе уникальный культурный климат.
Именно по ее приглашению в Бельгию приезжали великие музыканты исполнители и композиторы и в их числе гениальный венгерский композитор "Бела Барток", который более 50 раз бывал в Брюсселе, подолгу жил в этом городе, считая его своей второй родиной.
Памятник ему установили на площади "Испания", потому что он останавливался в доме возле нее. В 1995 году венгерский скульптор "Имре Варга"создал памятник в Брюсселе на 50-летие со дня смерти композитора.
Мне трудно что то сказать о работе скульптора, судить конечно вам.
Однако отмечу свое личное отношение к бронзовому монументу, он скучный, применю такую формулировку: "Памятник выразителен своей не выразительностью". Если учесть, что "Барток"был жизнерадостным человеком, собирателем фольклора, зажигательных венгерских и румынских мелодий, был очень общительный и коммуникабельный человек, то такое прочтение скульптором личности, весьма странное, это памятник
"интроверту", композитор конечно им не был.
Но мы помним, что Брюссель город контрастов и от грустного памятника, мы перейдем к веселому. На одной из улиц в центре города установили памятник "Смурфику, придуманному "мультяшному" существу, всегда веселому и находчивому.
Он сидит на шляпке гриба и что то замышляет! Проходишь мимо, видишь это чудо, невольно улыбаешься и настроение улучшается.
Во многих любимых туристами городах всегда есть объекты которые они трут ручками как заклинание, то ли на счастье, то ли на удачу, то ли что бы вернуться в этот город, то ли что бы найти любовь, а может ее потерять побыстрее, вообщем причину всегда найдут и трут что то до блеска, правда сегодня надо с собой флакончик с обеззараживающим спреем носить и рученьки после ритуала обязательно побрызгать, а не то... ай я яй!
Есть такой объект и в самом центре Брюсселя на выходе из площади "Гран Плас", когда людской поток вас несет смотреть на "Маникен пис". Так вот у "Дома Звезды"есть арка, а в ней благодарные брюссельцы устроили мемориал национальному герою лорду
"Эверарду Серкласу", под руководством которого в далеком 14 веке из города были изгнаны войска графа Фландрии.
В 1888 году здесь установили три бронзовых барельефа на тему свободы и горельеф умирающего поэта "Эверарда Серкласа". Горожане данное талантливое произведение назвали "Спящий рыцарь"и все "туристеры"фотографируют и трут какую либо часть памятника.
Надо отметить, что с 2011 года туристы усердно натирают копию памятника, оригинал на реставрации, видно затерли до дыр, так что трем копию рыцаря и надеемся вернутся в чудный город.
В продолжении героической темы относительно Бельгии и Брюсселя важно посмотреть на памятник бельгийской пехоте, отважно сражавшейся в годы первой мировой войны.
Этот памятник возвели в 1935 году по инициативе ветеранов.
Из за его значимости и размеров, его можно считать мемориалом погибшим солдатам в "Первой и Второй мировых войнах". Архитектор проекта "Антуан Де Мол", скульптор "Эдвард Верейцкен", кстати сами участники "Первой мировой войны".
В основании обелиска мы видим группу солдат и офицеров идущих под крыльями Победы.
Мне очень понравился памятник посвященный "Фредерику де Мерод"на площади мучеников он прост и лаконичен, при этом удивительно элегантен и скажу так:"Цепляет душу"!
"Фредерик Мерод"национальный герой революции 1930 года, произошедшей в Бельгии.
Ну и конечно тут же рядом пресловутый Брюссельский контраст, в данном случае он выражен в памятнике "Контейнеру".
Вот такой вот Брюссель где рядом с героикой соседствует ирония, а с серьезным веселое.
=Немного о Стрит Арт=
Было бы странно в городе где родился "Комикс", мы не увидели их изображения на улицах города, выраженных в рисунках нанесенных на стены домов, в Брюсселе их полно, можно экскурсию проводить "По следам Стрит Арт", надо сказать иногда это расцвечивает стены в грустном квартале, иногда веселит, а иногда и злит, тут все индивидуально.
Давайте бегло пробежимся по улицам Брюсселя в поисках веселых картинок на стенах.
Неожиданно правда? Человек пробивающий стену, эмоционально, исполнение талантливо!
Сюжет из комиксов."Добро пожаловать Африка, познай все прелести европейской колонизации!"
Прямо по курсу многолетняя реставрация "Дворца правосудия".
Сюжет из комикса, верх. Продавец фруктов:-"Смотрите, что он делает, уберите клетку!"
Низ:-"И кто это оплатит?"
Ну и что, что мы живем в тупике, подумаешь, если улицу нельзя продлить, то ее можно нарисовать и все дела!
"Вам не кажется друзья, что что то с перспективой не то? Это не я виноват, это краски не правильные."
Помимо прочего, юмор на улицах Брюсселя, немаловажная часть его успеха у "туристеров".
=Уличные зарисовки=
За что мы любим "бродилки"по европейским городам, будь то Прага или Париж, Лондон или Мадрид, Мюнхен или Барселона, любим ходить с открытым взором или с прищуром, замечать то что нас радует и наполняет нашу душу положительными эмоциями, от которых в нашу память откладываются терабайты впечатлений, продлевающие ощущение полноты жизни. Иногда успеваешь необычное запечатлеть на камеру и затем предвкушаешь мгновения, когда ты этим делишься с друзьями, это и называется открытый мир!
И так немного Брюсселя для Вас!
"В галерее Северного пассажа".
Инсталляция "Велосипедомания".
"Уличный шарманщик".
"Бродячий человек оркестр из Южной Америки". Тяжелый заработок.
Любимое место встречи у "Красного ситроена".
"Осенний блюз".
Вот таким я хотел вам показать Брюссель, город история в камне, город устремленный в будущее, город с добрыми и отзывчивыми людьми и на конец город контрастов!
До встречи на дружном "Отзовике"!
Есть заезженный литературный штамп-"Город контрастов", какие названия городов сразу всплывают после этой фразы? Ну конечно Нью Йорк, а еще Рио де Жанейро, Берлин и Москва, но не Вена, Прага или Санкт-Петербург, а почему? Все просто, историческое ядро этих городов не нарушено современными архитектурными решениями и целостный образ столетних городских кварталов, воспринимается как не тронутое единое целое, которое радует взгляд, не оставляя нас равнодушными к произведениям архитектурного искусства.
=Брюссель=
А вот Брюссель сегодня, к сожалению стал "город контрастов". И это настолько очевидно,
что сразу бросается в глаза, причем чем больше вы погружаетесь в жизнь города, тем больше вы откроете для себя новые глубинные пласты противоречий в жизни столицы Европы.
Эту "заумь"я переведу на житейский уровень, такой фразой:"В него(Брюссель)можно, одновременно втрескаться по уши и возненавидеть до глубины души!"Все конечно индивидуально, зависит от вашего настроения, от самочувствия, да мало ли от чего!
Вы не выспались, встали не стой ноги или гид попался плохенький, а может скорее всего его вообще не было и вы не нашли в "бродилках" по городу той точки опоры, с которой начинается открытие нового мира.
Вообще то я вам подскажу маленький секрет, как найти эту точку в Брюсселе, все просто!
Во первых успокойтесь, расслабьтесь и никуда не спешите! Вы в столице Европы и помимо этого вы в шоколадной столице мира и в пивной тоже!
Смело идем в ближайшую "шоколатерию" и пробуем вкусный, шелковисто-бархатный,
тающий во рту продукт, наполняющий ваш мозг радостным гимном послевкусия от разлившихся по вашему телу волн радости, означающих лучшие минуты счастья в вашей жизни.
Или заходим в пивное заведение, которых множество в определенных местах, выбираем один из 900 сортов пенного напитка+картошку фри с соусом и двумя огромными слегка поджаренными колбасками, все это не спеша, смакуя пиво кушаем, обсуждая в веселой беседе с другом, как вы докатились до такой беззаботной жизни!
После этого вам сам черт не страшен, не то что европейская столица, а что бы счастье вас заполнило до краев, потихоньку проберитесь сквозь лабиринт улочек на всемирно знаменитую площадь, историческое сердце Брюсселя.
Когда вам неожиданно откроется "Гран-Плас", ваша душа по словам не без известного "Папандопуло":"Сначала от восторга развернется, а затем при уходе снова свернется!"
И это ничуть не преувеличение, это так и есть! Настолько она сногсшибательно красива!
Как говорят немцы:"das ist fantastichs"!
Фразой:"Душа развернется и свернется", как раз можно дать характеристику городу
Брюссель, это и есть город контрастов, поэтому мой рассказ о столице Европы будет построен именно в этом ключе, таким я его увидел и запомнил.
=Площади Брюсселя=
Если меня спросит человек, не бывший в Брюсселе, в характере которого преобладают скептические нотки:"Назови мне хотя бы одну причину, из-за которой я должен посетить этот город?" Я не задумываясь отвечу:"Что бы увидеть самую красивую средневековую площадь Европы "Гран Плас"!"
Я недаром показываю площадь в завораживающей ночной подсветке, придающей ей загадочность и блеск недоступной королевской роскоши. Для зрителей этого театра жизни она и есть воплощение сказочных декораций в которых происходят странные события из жизни "Щелкунчика" и "Золушки", "Оловянного солдатика" и "Питер-Пена", и уж точно за окном в одном из удивительных домов отдыхает "Спящая красавица".
Конечно подобных причин в Брюсселе множество и для каждого они будут самыми заветными тропинками что бы наполнить сердце нотками радости.
А теперь друзья плавно переместимся на встречу с замечательным человеком, живущим на площади "Grasmarkt", именно ему человечество обязано тем, что "Гран Плас"осталась не тронутой, и в том виде какой мы ее видим. Пройти надо всего ничего, все рядом.
Имя нашего героя "Шарль Бюльс", в 19 веке он служил бургомистром Брюсселя на протяжении почти двух десятков лет.
Будучи человеком высоко-духовным, абсолютно честным и справедливым, культурным и преданным своему делу, ему на своем посту удалось отстоять в нелегком диалоге с королем Бельгии "Леопольдом Первым" свое твердое убеждение, что исторический центр города не должен быть снесен и перестроен, так как он является вековым наследием непревзойденной архитектуры в стиле "Брабантской" готики.
Скорее всего его убеждения подпитывались фламандским происхождением, ведь как оказалось он так и остался в истории города единственным мэром фламандцем.
"Шарль Бюльс" скромно примостился на парапет фонтана, рядом преданный пес с которым он не расставался ни где, взгляд его устремлен в сторону "Гран Плас", которую ему удалось отстоять в нелегком споре с королем Бельгии.
Площадь уютная, рядом вход в знаменитый торговый пассаж Брюсселя "Сент-Юбер", а еще она примечательна тремя отелями, стоящими по дуге вокруг нее"Ibis, "NH"и"Novotel",
расположение отелей блестящее, комфорт отменный, но цены могут укусить и больно!
Друзья, на этой площади мы узнали, что оказывается меры городов бывают честными и любимы горожанами, ведь именно они собрали денежку на этот памятник.
Площадь "Гран плас"заслуживает отдельного рассказа, но не в этот раз, просто добавлю одну деталь, бельгийцы решили, что невероятную красоту ее зданий возможно усилить, расстелив на площади знаменитый бельгийский гобелен, "сотканный" из сотен тысяч живых цветов, это происходит раз в два года в августе.
Вид площади вызывает полный экстаз, невероятно красиво, а затраты и не легкий ручной труд полностью окупаются за счет миллионов туристов приехавших полюбоваться рукотворным чудом.
Однако все познается в сравнении, для этого переместимся на площадь "Монэ", что бы посмотреть на здание Королевской Оперы Брюсселя. В названии площади вам ничего не слышится, прислушайтесь, кажется вы слышите звон монет, так и должно быть, еще в 17 веке на этой площади находился монетный двор, его разрушили по приказу Людовика 15,
а на этом месте возвели здание Королевского Оперного Театра, дав ему второе название "Ла Моне".
К архитектурному проекту приложили руки итальянские и бельгийские зодчие, здание многострадальное, оно горело и было разрушено, к последнему проекту приложил руку бельгиец "Жозеф Пуларт".
На мой взгляд вид театра весьма традиционный, однако в 18 веке здание театра считалось одним из самых красивых в Европе, но уже позже здание Венской оперы и конечно здание оперы в Одессе отодвинули его своей красотой на задний план.
Однако именно Королевский Оперный Театр является историческим символом в истории Бельгийского государства, став колыбелью брюссельского восстания против Нидерландского господства в начале 19 века. Из интересных фактов о театре можно вспомнить, что именно на его сцене начинал свою карьеру молодой "Мариус Петипа".
На этой же площади ровно напротив здания оперы выстроили монстра из стекла и металла, этакий "билдинг" нафаршированный офисами, магазинами и госучреждениями,
вот он знаменитый Брюссельский контраст в архитектуре.
Кстати в этом здании на втором этаже находится Главпочтамт Брюсселя, заходите выбираете открытку с видом города, клеите марку и отправляете открытку себе домой,
есть такое хобби у отдельных путешественников, что в прочем здорово!
Вообще в "Городе на болоте", именно так переводится с старонидерландского название Брюссель, произошли весьма странные дела с городской застройкой, старый город все время пытаются модернизировать и как то упорядочить, видно слава барона Османа преобразовавшего Париж не дает покоя власть имущим.
Во все времена что то кому то мешало, то крепостные стены, то старые средневековые постройки не вписывались в планы преобразований, то нехватка средств на перестройку и из за этого были приняты нелепые разрушительные законы, что в итоге вылилось в термин-"брюсселизация", что означает все старое снести и настроить чудовищных монстров из стекла и бетона, безликих, холодных и бездушных.
Конечно можно понять местных чинуш, ведь получивший статус европейской столицы Брюссель нужно было так преобразить, что бы найти возможность разместить европейскую бюрократию, да и деньги Евросоюза в город потекли на эти цели большие
и все же найти гармонию между стариной и блестящим будущем отчасти не удалось, правда добавлю слово-пока.
И если азиатские тигры Гон-Конг и Сингапур за устремленность ввысь критиковать не подымется рука, там и старины средневековой кот наплакал, то искривлять Брюссель
сложными современными архитектурными решениями надо было бы с умом, но надеюсь куда то да вырулят в будущем.
А пока отправимся смотреть места в городе, где душу и взор греет архитектура сопряженная с гармонией человеческих чувств.
Про площадь "Моне"остается добавить одну немаловажную деталь, на ней поселился со времен восстания 1830 года мятежный "дух непокорности", все время здесь происходят разные митинги, протесты связанные с разными причинами, столкновения с полицией и просто демонстрации с флагами и плакатами за что то или против чего то.
=Гора Искусств=
Однако как вы относитесь к словосочетанию "Гора Искусств", как вы это понимаете, если буквально, то можно представить этакую "гору", созданную из произведений писателей, поэтов, художников, скульпторов и архитекторов, а также их самих в купе с артистами всех жанров, забавно, но это лишь фантасмагория воображения.
Если серьезно, "Гора Искусств"на самом деле есть, находится она в самом центре Брюсселя в районе "Сен-Рошез", она рукотворная и создана на рубеже 19 и 20 веков по распоряжению кроля Бельгии "Леопольда Второго"с названием "Kunstberg" или
"Mont des Arts".
Почему так названа и чем она нам интересна? Все просто и очевидно, именно на этом холме и вокруг него находятся множество чудесных музеев, а также здание "Королевской Библиотеки".
Найдите время посетить "Королевский Музей Искусств" и "Музей Рене Магрита", выдающегося художника сюрреалиста, они находятся рядом.
А еще холм интересен тем, что с него открывается удивительно красивый вид на старые кварталы нижнего города, прекрасно просматривается башня ратуши на площади
"Гран Плас", а в хорошую погоду вдалеке можно увидеть знаменитую базилику
"Сакре-Кер".
В моем рейтинге интересностей и красивостей Брюсселя "Гора искусств"занимает почетное второе место после "Гран Плас".
На нижнем плато холма разместился чудесный регулярный сад на французский манер, все растения стрижены под линеечку и строго регламентированы по виду и расцветке.
Вдалеке стоит конный памятник королю "Альберту Первому", весьма почитаемому бельгийцами, за стойкость во времена "Первой мировой войны".
Удивительна судьба монарха, выжить в кровавых боях и умереть в мирное время сорвавшись с горной стены во время восхождения.
Однако именно в этом месте можно любоваться удивительной архитектурой домов 17-19 века, которые дают нам возможность увидеть, что потеряли брюссельцы во времена
"брюсселизации".
По сути Брюссель был наполнен архитектурой схожей с Гентом или даже Брюгге,
конечно средневековая готика очень трудно поддается плавному сопряжению с современным течением в архитектуре и все же решение можно было бы найти и не рушить прекрасные творения зодчих далекой эпохи.
Дружная шестерка домов наглядно показывает как готика первого дома плавно перешла в великолепный модерн в стиле "Ар Нуво", особенно выразителен дом с названием
"Old England"(Старая Англия), построен в 1899 году, автор проекта бельгийский архитектор "Пол Сейнтеной".
Раньше в этом здании был универмаг, а сегодня в нем находится один из лучших в мире музеев музыкальных инструментов.
Наступившая эра постмодернизма заменила столь замечательные архитектурные проекты на безликие массивные геометрические формы однообразного кремового окраса к коим относятся стоящие недалеко здания "Королевской библиотеки" и
"Дворца конгрессов".
Заострять внимание на них смысла нет, но все же покажу забавные часы, установленные на одном из фасадов здания библиотеки, явно для того, что бы хоть немного оживить скучные архитектурные формы.
Часики тикают, фигурки крутятся, колокол отбивает каждый час пройденного времени,
возле подобных объектов особенно остро ощущаешь бренность бытия, нехватки времени на решение проблем и "проблемочек", которые постоянно возникают из ниоткуда и также
куда то в никуда исчезают.
Неожиданно в голове возникли слова "Аристотеля":"Если проблема имеет решение, то волноваться незачем, а если решения нет, то волноваться бессмысленно.
На душе становится легче и веселее, жизнь продолжается, ее движение по синусоиде,
взлеты и падения, главное что бы синусоида не перешла в сплошную линию, это конец всего.
Маленькое отступление, подвело нас к вопросу о контрасте в архитектуре Брюсселя и не только, контраст можно заметить в городской скульптуре, в рисунках стрит арт, являющимися ярким выражением культурной жизни города, да собственно во всем что происходит на площадях и улицах столицы Европы.
Давайте продолжим удивительную экскурсию по Брюсселю, молниеносно передвигаясь от одного интересного объекта к другому, что бы прочувствовать этот самый брюссельский контраст жизни, которая бесконечно пульсирует в городе в форме синусоиды.
=Контрасты Брюсселя=
Королевство начинается с королевского дворца и флагштока над ним, если флаг поднят и трепещется на ветру, значит монарх пребывает в стране.
Вот здесь требуется пояснение, в самом сердце Брюсселя в Брюссельском парке находится официальная резиденция короля (напомню сегодня король Бельгии
Phillippe Leopold Louis Marie), в ней он и его семья не живут, этот дворец служит для официальных приемов и встреч с подданными в рабочем порядке.
Удивительно то, что его можно совершенно свободно и бесплатно посетить с вторника по воскресенье включительно с 10-30 утра, у вас для осмотра буде 5 часов, осматривать во дворце есть что, поверьте будет интересно.
Там же можно попасть в музей "Бельвю", но уже за 7 евро, история Бельгии в вашем распоряжении с весьма любопытной экспозицией.
Дворец строился более 100 лет, за время строительства сменилось семь архитекторов,
здание построено в стиле классицизма, с элементами необарокко.
Строго, но безусловно красиво. Остается добавить, что король и его семья проживают в другом месте, в так называемом "Лакенском дворце", находящемся на севере города.
На что нужно обратить внимание рядом с королевским дворцом, в первую очередь на церковь "Св. Иакова на холме Куденберга". Если вы посмотрите на нее не зная, что это церковь, вы воскликнете это же дворец!
Однако это католический храм и непростой, это придворная церковь бельгийской королевской семьи и одновременно она является приходской базиликой Бельгийских вооруженных сил.
Исходя из вышеперечисленного, можно с уверенностью понять, что интерьер церкви будет безусловно интересным.
Церковь построили в конце 18 века в стиле неоклассицизма, мы видим треугольный фронтон с фресками, который подпирают шесть колонн коринфского ордена, сверху построили колокольню из дерева с четырьмя колоколами, дерево является хорошим резонатором звука, поэтому звон колоколов льется чисто и сильно.
Статуи на балюстраде изображают в центре Св. Иакова, слева Св. Андрея и справа Св. Иоана.
Перед храмом стоит конный памятник, посвященный предводителю первого "Крестового похода"графу Готфриду Бульонскому", Королю Иерусалима, наделенного титулом барона и"Защитника Гроба Господнего".
Следующий объект нашего внимания "Нотр-Дам дю Саблоне", типичный образец позднего готического стиля.
Церковь считается архитектурным памятником 14 века, интерьер и экстерьер отличает большое количество красивых статуй, а самое интересное это витражи с расписанными изображениями, которые подсвечиваются ночью.
Теперь вы должны мне сказать, это все красивости старины, а где же Брюссельский контраст?
А вот вам и контраст, это вид на новостройки возле Северного вокзала, билдинги,
высотки и небоскребы из стекла и бетона, вместо кварталов старого города.
Небоскребы большие "кони", а мы вернемся к нашим маленьким и любимым"пони", как вы понимаете это соборы и городские дворцы, коих в Брюсселе все таки осталось не мало.
Самая большая базилика Брюсселя это Собор Святого Сердца, "Сакре-Кер", сравнительно молодой храм Брюсселя, наподобие парижского, интересен, но к нему мы не пойдем, он далеко на севере города, хотя при наличии времени посмотреть его стоит.
Зато мы посмотрим главный в Брюсселе собор Св. Михаила и Св. Гудулы, почитаются как небесные покровители города.
Главный кафедральный собор Брюсселя действует с 1485 года, строили его чуть более 250 лет, красив как любой крупный готический храм с оттенком "брабантской" готики в архитектуре. Он не чем не выделяется на фоне более знаменитых собратьев в Европе и все же отметим некоторые детали, у него и у брюссельской ратуши на "Гран Плас" один и тот же архитектор "Ян ван Рейсбрук", а над центральным входом вместо "розетки" размещен огромный витраж стрельчатой формы.
Собор Св. Михаила и Св. Гудулы яркий представитель духовно-сакральной архитектуры Брюсселя, а его "контрастером"по достопримечательностям города, является яркий представитель науки и техники, построенный к всемирной выставке в Брюсселе 1958 года проект "Атомиум".
Талантливо сконструированный инженерами-архитекторами фрагмент кристаллической решетки атома железа, увеличенный в 165 миллиардов раз, высота которого составляет 102 метра.
Достойно ли это сооружение восхищения, безусловно достойно! А еще интересно совершить по нему экскурсию.
Прежде, чем мы перейдем к следующей теме и поговорим о городской скульптуре, и немного посмотрим знаменитый брюссельский стрит-арт, мне хочется показать вам еще одно замечательное здание в самом центре города, Брюссельская фондовая биржа.
Если вам предложат послушать рассказ о каком либо финансовом институте, то скорее всего вы замахаете руками и скажете, нет не нужно, помилуйте нас от этого!
Но в отношении рассказа о здании Брюссельской Биржи, я вас не помилую и попрошу послушать, а рассказ я назову:
=Метаморфозы=
Скорее всего многие из вас слышали имя итальянского гения Проторенессанса "Франческо Петрарка", помимо поэзии он прекрасно разбирался в истории Италии и не только. Именно ему принадлежит первое деление Европейской истории на периоды античную и новую, причем новые времена он называл "темными", приписывая им глубокий культурный упадок в жизни Европы.
Упадок культуры, был налицо, до эпохи возрождения оставалось два, три века, но при этом, воздух был чистейшим, воды ручьев рек и озер были идеальными, снег был белым,
а природа была наполнена жизнью ее обитателей.
Имя другого итальянского ученого гуманиста "Флавио Бьондо"знают не многие, но именно он первым в своих трудах употребил термин "Средние века", а уже другой итальянский ученый гуманист "Леонардо Бруни" укрепил в своих трудах этот термин, указав, что история делится на "Античность", "Средневековье" и "Новые времена",
но для него "Новые времена"это был 14 век, а теперь скажите к каким временам отнести нашу жизнь сегодня, может назовем их "Новейшим временем", в котором жить стало грустно, ведь воздух стал грязным, вода в реках и озерах тоже, снег почти всегда серый или желтый, а природа загнана в ужасное гетто, в котором животный мир выживает из последних сил, может нАши "новейшие" времена надо называть "Темными", а не те о которых говорил "Петрарка"?
Какое отношение все это имеет к красивому зданию "Биржи" построенному по проекту архитектора "Леона-Пьера Суйса"в 1873 году, недалеко от "Гран Плас"на вновь возведенном бульваре "Анспах"(назван в честь мера Жуля Анспаха, великий и успешный мер Брюсселя, преобразовавший его в лучшую сторону), дело в том, что в далекие средневековые времена на этом месте монахи построили аббатство "Францисканского ордена" на берегах небольшой речки "Сенна" в которой струились чистые воды, полные рыбы и другой живности вокруг.
Затем плохие людишки разрушили монастырь, а вместо него "расцвел" во всей своей "красе" масличный рынок, который принес много бед окружающей среде. Разросшийся город и рынок уничтожили речку "Сенна", превратив ее в зловонную грязную канаву, вызывающую отвращение.
В 19 веке власти города заточили речку в подземелье, а вместо рынка возвели
роскошное здание"Финансовой Биржи".
Архитектор и участвующие в проекте знаменитые мастера, в том числе молодой мало известный в те года "Огюст Роден"потрудились на славу, возведя здание в неоклассическом стиле, украсив его элементами необарокко.
Множество скульптур, барельефы, удивительно сложная лепнина это пышное и красивое платье в которое дизайнеры того времени нарядили "Бурс", так местные зовут это здание.
Место на ступеньках "Биржи" любит молодежь, постоянно днем и ночью тусуясь возле него, устраивая "флешмобы"и покатушки на всевозможных устройствах.
Вот такие произошли "метаморфозы"с тем местом на котором стоит Брюссельская "Бурс".
Удивительно глубоко подчеркивают это скульптуры "Брабантских Львов", стоящих у входа на пьедесталах. Я увидел каменного "Льва" царя зверей, как символ природы загнанной человеком в каменное подземелье, его грустные глаза полны невыносимой боли, но он вынужден подчинится и терпеть бездушие, вырождающейся человеческой морали, которая приведет к наступлению "темных времен", по выражению"Петрарки".
В качестве контраста могучему финансовому учреждению находящемуся в пышном здании, а работает в нем "EURONEXT BRUSSELS"(Фондовая биржа), занимающая 11 место в мире по величине капитала, я покажу "флешмоб", устроенный неравнодушными молодыми активистами на самой оживленной пешеходной артерии города улице "Нев"напротив церкви "Нотр-Дам"дю Финистр.
Четыре человека стали в каре с планшетами в руках, на лица были одеты маски с лицом
"Гая Фокса".
Что бы четко было видно изображение на экранах, гаджеты были заключены в подобие короба, они стояли неподвижно и молча, словно караул на страже, после некоторого времени их сменяли их товарищи и продолжали молчаливую акцию.
Проходившие мимо них прохожие вольно или нет обращали внимание на то, что показывалось на экранах, а показывались кадры как человек уничтожает живую природу.
Охота на китов, которых осталось уже не много, пластик в океанах, медленно убивающий морскую фауну, вырубка лесов в Амазонии и не только, легкие планеты уже не могут дать столько кислорода сколько надо увеличивающемуся населению планеты, гербициды
используемые на полях, убивающие вместе с сорняками пчел и других насекомых, безудержная охота на диких животных по всему миру, которых уже и так почти не осталось и в довершение всего варварское отношение к недрам и их безудержное потребление, приведшее к изменению климата, это ли не "темные времена", которые наступают не без участия в этом процессе мощных финансовых институтов,
являющимися генераторами подпитывающими это разрушение.
Ребята предупреждают, что антропогенное вмешательство в природу принесет много бед человечеству, сейчас мы отчетливо это ощутили на себе, а это лишь вершина айсберга...
Потревоженная алкоголем человеческая печень восстанавливается за 30 дней, потревоженной человеком природе на восстановление нужно от 100 до 200 лет, надо остановится разрушать природу, надо прислушаться к активистам вроде "Греты Тунберг",
иначе нам природа отомстит, но мстить она будет не нам, а нашим детям.
=Уличные памятники и"Стрит Арт", смешное и не только=
Предупреждаю, в "отзыве" не увидите "писающих мальчиков, девочек и собачек", пускай они себе спокойно писают на брюссельских улицах и будоражат умы этим действием туристов не равнодушных к своеобразному юмору брюссельцев, это уже все растиражировано многократно другими авторами. Я же обращу ваше внимание немного на иные объекты малых форм, которых в городе предостаточно.
Возле стен церкви Св. Николая, недалеко от "Гран-Плас"вы увидите фонтан "Три слепца", фонтан одновременно может напоить;чаша внизу для собачек, верхняя чаша для птичек и из крана питьевая вода для людей Наверху фонтана маленькая "скульптурка"величиной с большую ладонь, изображающая персонажей из картины
"Питера Брейгеля старшего" "Незрячий ведет слепых", написанную по мотивам библейской притчи.
Я с умыслом выделил композицию, чтобы вы лучше прочувствовали замысел творца, а замысел прост:-"Если кормчий слеп, то все идущие за ним попадут в беду вместе с ним."
Остается добавить, что это одна из нескольких скульптур, созданных по мотивам великого брюссельца "Брейгеля", разбросанных по городу . Смешная она или серьезная решать вам и выводы делать тоже вам.
Однако не забудем про контраст, в городской скульптуре Брюсселя он тоже имеется, как вам подобное произведение на одном из городских бульваров?
Как это назвать? "Хроника пикирующего планера" или "Прерванный полет"? Уму не постижимо.
Не далеко от "Манекен-Пис"мне и супруге приглянулась скульптура "Мадам Шапо", это театральный персонаж, которого играл актер мужчина, это прикольно!
Вообще то неприлично заглядывать в чужой кошелек, но как же хочется посмотреть!
А в контрасте веселому персонажу, что то еще более веселое, но совсем непонятное...
Хотя нет, все понятно, сфотографироваться в компании всеобщего любимца бельгийцев и еще половины жителей земного шара, это престижно!
Главный герой комиксов в Бельгии репортер "Тин-тин" и его верный друг пес "Сноупи".
Создатель веселых героев художник "Эрже", в начале своей карьеры даже не подозревал к чему приведет его увлечение. Он стал знаменит и вообще началась "тинтиномания"
повально захватывающая вначале Европу, а затем и весь мир.
Однако в традициях городской скульптуры все же преобладают любимые народом личности, которые поступками в своей жизни остались в их сердцах.
Весьма скромный памятник, посвященный королеве Бельгии Елизавете Баварской установлен на площади "Альбертина" в 1980 году, в отличии от памятника ее мужу королю Альберту первому памятник изготовили из камня, а не из бронзы. Супруги смотрят друг на друга, Елизавета пережила мужа на 31 год, ее жизнь была образцом в подражании для многих бельгийцев.
Чем нам, помнящим время СССР интересна личность королевы Бельгии Елизаветы Баварской?
Она была первой королевской особой из стран Западной Европы посетившей Союз,
именно после этого появилась знаменитая фраза, звучавшая приблизительно так:
"Борис Пастернак может выехать, но делать он этого не хочет", это был далекий 1958 год.
Следующего памятника, который мы увидим и о котором поговорим, как не странно не было бы в Брюсселе, если бы Елизавета Баварская не стала королевой Бельгии.
Тут дело вот в чем, Королева Елизавета имела разностороннее образование, что позволяло ей отлично разбираться в искусстве, особый интерес она проявляла к музыке,
слыла меломанкой и сумела создать в Брюсселе уникальный культурный климат.
Именно по ее приглашению в Бельгию приезжали великие музыканты исполнители и композиторы и в их числе гениальный венгерский композитор "Бела Барток", который более 50 раз бывал в Брюсселе, подолгу жил в этом городе, считая его своей второй родиной.
Памятник ему установили на площади "Испания", потому что он останавливался в доме возле нее. В 1995 году венгерский скульптор "Имре Варга"создал памятник в Брюсселе на 50-летие со дня смерти композитора.
Мне трудно что то сказать о работе скульптора, судить конечно вам.
Однако отмечу свое личное отношение к бронзовому монументу, он скучный, применю такую формулировку: "Памятник выразителен своей не выразительностью". Если учесть, что "Барток"был жизнерадостным человеком, собирателем фольклора, зажигательных венгерских и румынских мелодий, был очень общительный и коммуникабельный человек, то такое прочтение скульптором личности, весьма странное, это памятник
"интроверту", композитор конечно им не был.
Но мы помним, что Брюссель город контрастов и от грустного памятника, мы перейдем к веселому. На одной из улиц в центре города установили памятник "Смурфику, придуманному "мультяшному" существу, всегда веселому и находчивому.
Он сидит на шляпке гриба и что то замышляет! Проходишь мимо, видишь это чудо, невольно улыбаешься и настроение улучшается.
Во многих любимых туристами городах всегда есть объекты которые они трут ручками как заклинание, то ли на счастье, то ли на удачу, то ли что бы вернуться в этот город, то ли что бы найти любовь, а может ее потерять побыстрее, вообщем причину всегда найдут и трут что то до блеска, правда сегодня надо с собой флакончик с обеззараживающим спреем носить и рученьки после ритуала обязательно побрызгать, а не то... ай я яй!
Есть такой объект и в самом центре Брюсселя на выходе из площади "Гран Плас", когда людской поток вас несет смотреть на "Маникен пис". Так вот у "Дома Звезды"есть арка, а в ней благодарные брюссельцы устроили мемориал национальному герою лорду
"Эверарду Серкласу", под руководством которого в далеком 14 веке из города были изгнаны войска графа Фландрии.
В 1888 году здесь установили три бронзовых барельефа на тему свободы и горельеф умирающего поэта "Эверарда Серкласа". Горожане данное талантливое произведение назвали "Спящий рыцарь"и все "туристеры"фотографируют и трут какую либо часть памятника.
Надо отметить, что с 2011 года туристы усердно натирают копию памятника, оригинал на реставрации, видно затерли до дыр, так что трем копию рыцаря и надеемся вернутся в чудный город.
В продолжении героической темы относительно Бельгии и Брюсселя важно посмотреть на памятник бельгийской пехоте, отважно сражавшейся в годы первой мировой войны.
Этот памятник возвели в 1935 году по инициативе ветеранов.
Из за его значимости и размеров, его можно считать мемориалом погибшим солдатам в "Первой и Второй мировых войнах". Архитектор проекта "Антуан Де Мол", скульптор "Эдвард Верейцкен", кстати сами участники "Первой мировой войны".
В основании обелиска мы видим группу солдат и офицеров идущих под крыльями Победы.
Мне очень понравился памятник посвященный "Фредерику де Мерод"на площади мучеников он прост и лаконичен, при этом удивительно элегантен и скажу так:"Цепляет душу"!
"Фредерик Мерод"национальный герой революции 1930 года, произошедшей в Бельгии.
Ну и конечно тут же рядом пресловутый Брюссельский контраст, в данном случае он выражен в памятнике "Контейнеру".
Вот такой вот Брюссель где рядом с героикой соседствует ирония, а с серьезным веселое.
=Немного о Стрит Арт=
Было бы странно в городе где родился "Комикс", мы не увидели их изображения на улицах города, выраженных в рисунках нанесенных на стены домов, в Брюсселе их полно, можно экскурсию проводить "По следам Стрит Арт", надо сказать иногда это расцвечивает стены в грустном квартале, иногда веселит, а иногда и злит, тут все индивидуально.
Давайте бегло пробежимся по улицам Брюсселя в поисках веселых картинок на стенах.
Неожиданно правда? Человек пробивающий стену, эмоционально, исполнение талантливо!
Сюжет из комиксов."Добро пожаловать Африка, познай все прелести европейской колонизации!"
Прямо по курсу многолетняя реставрация "Дворца правосудия".
Сюжет из комикса, верх. Продавец фруктов:-"Смотрите, что он делает, уберите клетку!"
Низ:-"И кто это оплатит?"
Ну и что, что мы живем в тупике, подумаешь, если улицу нельзя продлить, то ее можно нарисовать и все дела!
"Вам не кажется друзья, что что то с перспективой не то? Это не я виноват, это краски не правильные."
Помимо прочего, юмор на улицах Брюсселя, немаловажная часть его успеха у "туристеров".
=Уличные зарисовки=
За что мы любим "бродилки"по европейским городам, будь то Прага или Париж, Лондон или Мадрид, Мюнхен или Барселона, любим ходить с открытым взором или с прищуром, замечать то что нас радует и наполняет нашу душу положительными эмоциями, от которых в нашу память откладываются терабайты впечатлений, продлевающие ощущение полноты жизни. Иногда успеваешь необычное запечатлеть на камеру и затем предвкушаешь мгновения, когда ты этим делишься с друзьями, это и называется открытый мир!
И так немного Брюсселя для Вас!
"В галерее Северного пассажа".
Инсталляция "Велосипедомания".
"Уличный шарманщик".
"Бродячий человек оркестр из Южной Америки". Тяжелый заработок.
Любимое место встречи у "Красного ситроена".
"Осенний блюз".
Вот таким я хотел вам показать Брюссель, город история в камне, город устремленный в будущее, город с добрыми и отзывчивыми людьми и на конец город контрастов!
До встречи на дружном "Отзовике"!
Год посещения | 2019 |
Общее впечатление | "Бомбезный" Брюссель! |
Моя оценка | |
Рекомендую друзьям | ДА |
Комментарии к отзыву139
Спасибо.
Спасибо.
Спасибо.
Спасибо.
Незрячий кормчий наводит на грустные мысли.
Спасибо.
Надеюсь увидеть его в августе, когда цветы . Спасибо за чудесный рассказ
Я тоже его тер и надежды на возвращение в Брюссель не теряю,встретимся!)) Спасибо.
Цитата от Аристотеля хороша! Я эту формулу жизни частенько себе повторяю-напоминаю:)
Формулу эту люблю,она "строить и жить помогает",в нашем обществе вообще золотая,из разряда не можешь сопротивляться расслабься и …
Спасибо Татьяна!
А вот на памятнике Бартоку я споткнулась. Он мне понравился безоговорочно и сразу не поняла почему… А потом догодалась… В Москве есть памятник Блоку. Они очень похожи, до состояния плагиата. Линия, настроение, очерк… Но, к сожалению, у Блока наша вечная беда - кладбищенская подробность, до последней пуговицы. А у Бартока - состояние воспоминание о звуке … Как-то так…
В юности был у меня молодой человек с папой-академиком. Так он (папа) практически постоянно находился в таком состоянии полного погружения в себя, в мысли, в творчество. Если бы задумала делать памятник, то лучшей концепции и не придумать. Потрясающе что и говорить… портретное сходство или характерное это, на мой взгляд, скучное решение:)
Но Ваша фраза -"состояние воспоминания о звуке,все ставит на свои места,гениально,Вы все правильно поняли!
Пока в Бельгию не долетела. Все собиралась и никак. Я почему-то, помимо старинных объектов города и его музеев всегда хотела посетить Атомиум и посмотреть и узнать где же располагается штаб-квартира НАТО:)) Это прям с детства осталось. Как помню Международную панораму показывали, так вот и вечно там НАТО склоняли и показывали эту их эмблему;))
Стрит-арт шикарный. Вот молодцы. Такие забавные росписи.
Биржи я посещаю во всех городах, где они есть, это профессиональное, мимо этих организаций я процти не могу.
Скульптура какая замечательная в городе. Фото короля на коне на фоне пасмурного неба просто шикарное.
Биржа и внутри очень интересная,много всего,хоть отдельно о ней пиши.
Да король на коне супер.его народ любит в отличии от "Леопольда второго",его недавно даже снесли после протестов,назвав королем колонезатором.
Спасибо.
Сасибо.
Большое спасибо за Ваш комментарий,это приятно!)
Брюссель меня впечатлил только центральной площвдью, она великолепна. Сам же город приятен, симпатичен, но вот без восторга. И если в Вену или Прагу мне очень хочется вернуться, то в Брюссель - нет
брюсселизация» бесит, я то уж думала только у нас «москволизация»!
Это не только удивительный рассказ о Брюсселе, но и открытие уникального секрета, как обрести точку опоры в городе, чтобы открыть для себя ускользающее очарование города контрастов…
А как символично о здании Биржи! Образно о том, куда изчезает цивилизация. И Лев-царь зверей с невыносимым ликом боли…
А самовлюблённые туристы продолжают натирать до блеска ложные символы…
Благодарю)
Писал долго,немного длинно,но сам наслаждался Брюсселем вместе с Вами,пересматривая и вспоминая моменты в городе,который мне понятен и любим.Брюссель не простой орешек его надо раскусить и только после этого можно вкусить и понять вкус его ядрышка.
Спасибо! Я за Беларусь!
А в Беларуси ноне сложный период, но такой яркий - момент истины.
Роскошно, Вы - мастер слова - как всегда! С каким же удовольствием я с Вами повспоминала -погуляла по этому городу!
Я из тех, кто нежно к нему относится…и на Гран Плас мы в разное время суток специально приходили, и с бургомистром рядышком посидели, и модерном восхитились, и даже граффити заценили…и эту особую шоколадно-вафельную атмосферу города. С брюсселизацией смирится сложно, но жизнь в Москве учит - как искать и ценить жемчужины в архитектурном море…
Брюссель мне понятен и я готов в него ехать опять,много интересного.
По фотографиям мне даже показалось, что здания разных лет неплохо смотрятся вместе)
А люди действительно хорошие,но именно коренные.Спасибо.
А вот основной контингент жителей и много-много мусора нет.
Однако пока терпят и до чего это терпение доведет пока не ясно.Мусор в Брюсселе именно от них,коренные бельгийцы аккуратные люди.
Я подчеркивал не раз,что Брюссель люблю и понимаю.Спасибо.
А еще я люблю Беларусь и ее народ!
Воодушевлен Вашей оценкой,спасибо!)
Бельгия крошечная страна и переварить эмигрантов в таком количестве это сверхсложно. Европейская высокая культура потихоньку отступает под напором чуждого менталитета, выход очень неопределенный и что будет дальше совершенно в тумане.