Отзыв: Книга "Степной волк" - Герман Гессе - Человек-выхухоль
Достоинства: Психоанализ в поэзии и прозе
Недостатки: Немного не хватило
Мишель Фуко как-то сказал, что Фрейд внёс больший вклад в культуру, чем в психиатрию, не обошёл этот жребий и роман Германа Гессе. Сложно не заметить это влияние в двойственности/множественности личности Галлера, хотя в литературе подобное встречалось и раньше, например в Хайде Стивенсона или "Вильяме Вильсоне" По. Даже постоянно повторяющийся в народном творчестве мотив историй и легенд про оборотней, что это, как не отзвук постоянной борьбы человека с собственными порывами, желаниями и инстинктами. Всё это вечные попытки отделить эти порывы от собственной личности, приписать их сначала духам и бесам, нашёптыванию внешних сил, а после сгрузить этот груз в бездонное хранилище подсознательного, Ит, Тени и прочих внутренних свалок.
Привычная борьба "духа и брюха" знакома каждому в той или иной мере, чаще всего приводя к компромиссам разной степени разумности. А вот главного героя, немолодого человека по имени Гарри Геллер, учёного, интеллектуала и бездельника, эта борьба раздирает на части и делает глубоко несчастным. Его с одинаковой силой влечёт к кристальным вершинам духа и мещанскому уюту, обществу и одиночеству, мысли и действию. Называя часть собственной личности "степным волком" Гарри не способен как побороть, так и примириться с этим альтер-эго. Так и живёт, поминутно задумываясь о суициде, ощущая на собственной шее цепкие лапки внутренней выхухоли.
Встреча с Герминой меняет жизнь героя, любитель классической музыки, оперы и любви открывает для себя радости джаза, танцев и секса. Гарри оказывается на тёмной стороне и некоторое время лакомится печеньем, после чего разрешает внутренний конфликт несколько необычным способом.
Из недостатков отмечу периодическую "одномерность" главного героя, вероятно для лучшей наглядности, иллюстрации мысли и избыток всего этого пафоса "инаковости", только для сумасшедших и так далее. Как будто не нобелевский лауреат, а юный поэт непонятый гений, или один из яркой безликой толпы популярных неформальных течений. Также бесконечные примечание переводчика из разряда "у главного героя те же инициалы, что и у автора, обратите внимания, это неспроста" очарования книге не прибавили.
Думал, что ставить, четыре или пять, но пусть будет пять, всё же я ставил максимальные оценки книгам на уровень ниже. Называть, значит ограничивать и Гессе, в определённом смысле, преодолевает разделение личности на несколько чётких определённых частей - наша личность многообразна, я бы даже сказал фрагментарна, добрый человек вполне может убить старушку топором и в этом не будет никакого противоречия.
Хорош эпизод с "внутренним театром", также при желании каждого персонажа книги можно рассматривать как альтер-эго, части личности Гарри Галлера.
Привычная борьба "духа и брюха" знакома каждому в той или иной мере, чаще всего приводя к компромиссам разной степени разумности. А вот главного героя, немолодого человека по имени Гарри Геллер, учёного, интеллектуала и бездельника, эта борьба раздирает на части и делает глубоко несчастным. Его с одинаковой силой влечёт к кристальным вершинам духа и мещанскому уюту, обществу и одиночеству, мысли и действию. Называя часть собственной личности "степным волком" Гарри не способен как побороть, так и примириться с этим альтер-эго. Так и живёт, поминутно задумываясь о суициде, ощущая на собственной шее цепкие лапки внутренней выхухоли.
Встреча с Герминой меняет жизнь героя, любитель классической музыки, оперы и любви открывает для себя радости джаза, танцев и секса. Гарри оказывается на тёмной стороне и некоторое время лакомится печеньем, после чего разрешает внутренний конфликт несколько необычным способом.
Из недостатков отмечу периодическую "одномерность" главного героя, вероятно для лучшей наглядности, иллюстрации мысли и избыток всего этого пафоса "инаковости", только для сумасшедших и так далее. Как будто не нобелевский лауреат, а юный поэт непонятый гений, или один из яркой безликой толпы популярных неформальных течений. Также бесконечные примечание переводчика из разряда "у главного героя те же инициалы, что и у автора, обратите внимания, это неспроста" очарования книге не прибавили.
Думал, что ставить, четыре или пять, но пусть будет пять, всё же я ставил максимальные оценки книгам на уровень ниже. Называть, значит ограничивать и Гессе, в определённом смысле, преодолевает разделение личности на несколько чётких определённых частей - наша личность многообразна, я бы даже сказал фрагментарна, добрый человек вполне может убить старушку топором и в этом не будет никакого противоречия.
Хорош эпизод с "внутренним театром", также при желании каждого персонажа книги можно рассматривать как альтер-эго, части личности Гарри Галлера.
Общее впечатление | Человек-выхухоль |
Моя оценка | |
Рекомендую друзьям | ДА |
Комментарии к отзыву26
Хотя, наверное, должны быть хорошие книги не рассчитанные на читателей - для одних слишком рано, другим уже поздно)
Я как раз такую не написал))
Эт я про вас))