Отзыв: Фильм "Щегол" (2019) - Искусство побеждает пороки, делает нас лучше
Достоинства: Смотреть интересно, оператор, познавательно (если человек после просмотра будет гуглить о художнике, это уже удача)
Недостатки: Фильм для любителей искусства, дорога к простой мысли слишком длинная, через дебри человеческого несовершенства
Книгу «Щегол» не читала, хотя отзывы знакомых восторженные. Буду оценивать исключительно фильм.
Благодатная тема искусства, антиквариата... Редкий человек не очаровывался старинными вещами, а также произведениями об этом. В СССР очень любили снимать фильмы, преимущественно криминальные детективы. Например, о древних легендах и сокровищах («Ларец Марии Медичи», 1980 г.), об антикварных картинах, часах и т. д. («Переступить черту», 1985 г.), о старинных музыкальных инструментах («Визит к Минотавру», 1987 г.). Много было подобных тем в знаменитом сериале «Следствие ведут ЗнаТоКи». Такое впечатление, что дразнили народ, потерявший своё добро (кто большое, кто маленькое – не важно) в ходе революций, войн и других катаклизмов. А новое нажить честным путём было априори почти невозможно. И вот такие фильмы...
Я сама очень люблю старинные вещи, художественное образование даёт о себе знать. Есть у меня кое-какие вещи, доставшиеся от родственников. Не подумайте – ничего суперценного, так, безделушки, но они помогают воспитать вкус, чутьё на подлинность. Это, знаете, сродни интуиции, когда с малых лет находишься рядом с такими вещами, прошедшими через множество владельцев, оставивших свою энергетику, своё право на владение и частичку души. Эти предметы с годами как будто наполняются ещё большим смыслом. И когда тебе пытаются втюхать новодел, ты просто знаешь, что это ненастоящее... Эх, ладно, не буду углубляться в тему, понятную немногим.
В общем, в двух словах о сюжете. Мальчик теряет мать вследствие взрыва в музее, где они находились на осмотре. Умирающий посетитель даёт мальчику старинное кольцо, а также просит подобрать лежащую на полу, но уцелевшую после взрыва картину художника Карела Фабрициуса «Щегол» (изображающую птичку, сидящую на насесте с маленькой цепью на лапке). Уже интригующе и странно, но что происходит с человеком при смерти, нам трудно понять, видимо, для старика было важно закончить дела. Да, ещё он успевает назвать адрес, куда необходимо доставить кольцо. Это антикварный магазин. Про картину – ни слова, ничего непонятно, но будоражит ум.
Мальчик поселился у знакомой многодетной и обеспеченной семьи, немного пришёл в себя от шока и пошёл по адресу. Передав кольцо, он продолжает общаться с хозяином магазина, тот учит его премудростям своего бизнеса (вот, как раз об этом я и говорила выше – умению с детства различать настоящие вещи, буквально на ощупь).
Далее следуют различные события в жизни мальчика – переезды, неожиданно возникшие родственники, новые друзья и т. д. В общем, жизнь непростая, насыщенная. Но картина лежит себе в укромном месте до поры до времени, охраняется им как зеница ока...
Лично я думаю, что парень, потеряв мать, зациклился на этой картине, сконцентрировав всю свою боль, как будто душа матери каким-то образом перешла туда. Обычно, чрезмерное увлечение чем-то одним, фиксирование – признак нервного нарушения. Но, собственно говоря, все неординарные люди этим грешат.
Фильм идёт два с половиной часа, много лишнего, много странного, знаковые вещи надуваются, как воздушные шарики, – и тут же сдуваются. Главный герой одновременно и порочен, и благороден. Вроде наблюдается решительность в некоторых поступках, а в других – полное аморфное существование, подпадание под чужое влияние. Я даже не смогла определиться, симпатичен он мне или нет. А вот образ матери прекрасен, почти ангел... Николь Кидман, сыгравшая многодетную аристократку, у которой жил главный герой, на этот раз не произвела особого впечатления, наоборот, я почувствовала лёгкое раздражение от ещё одной шаблонной роли – всё это было, и не раз, непременно рядом ребёнок (дети), и не важно, играет она родную мать или просто женщину, почерк типичный («Рождение», «Другие», «Кроличья нора», «Лев», «Роковое искушение»).
Моя оценка фильму – четвёрка, так как главная мысль истории (именно по фильму, подчёркиваю) слишком витиевато подана, дорога к ней невозможно длинна, хоть и увлекательна. Здесь и скитания сироты, и наркомания, и несостоявшаяся любовь, и предательство дружбы, и даже русская мафия. Перебор. А какова же главная мысль? По моим ощущениям, мысль простая, все это знают давно: искусство долговечнее и выше человеческой жизни, оно делает людей лучше, помогает, облагораживает; каждый должен служить искусству (по мере индивидуальных возможностей, конечно); нельзя наживаться на прекрасном (боком выйдет) и всё в таком духе. Фильм поймут не все, но для ценителей искусства в конце будет сюрприз, так что не выключайте, когда пойдут титры.
Благодатная тема искусства, антиквариата... Редкий человек не очаровывался старинными вещами, а также произведениями об этом. В СССР очень любили снимать фильмы, преимущественно криминальные детективы. Например, о древних легендах и сокровищах («Ларец Марии Медичи», 1980 г.), об антикварных картинах, часах и т. д. («Переступить черту», 1985 г.), о старинных музыкальных инструментах («Визит к Минотавру», 1987 г.). Много было подобных тем в знаменитом сериале «Следствие ведут ЗнаТоКи». Такое впечатление, что дразнили народ, потерявший своё добро (кто большое, кто маленькое – не важно) в ходе революций, войн и других катаклизмов. А новое нажить честным путём было априори почти невозможно. И вот такие фильмы...
Я сама очень люблю старинные вещи, художественное образование даёт о себе знать. Есть у меня кое-какие вещи, доставшиеся от родственников. Не подумайте – ничего суперценного, так, безделушки, но они помогают воспитать вкус, чутьё на подлинность. Это, знаете, сродни интуиции, когда с малых лет находишься рядом с такими вещами, прошедшими через множество владельцев, оставивших свою энергетику, своё право на владение и частичку души. Эти предметы с годами как будто наполняются ещё большим смыслом. И когда тебе пытаются втюхать новодел, ты просто знаешь, что это ненастоящее... Эх, ладно, не буду углубляться в тему, понятную немногим.
В общем, в двух словах о сюжете. Мальчик теряет мать вследствие взрыва в музее, где они находились на осмотре. Умирающий посетитель даёт мальчику старинное кольцо, а также просит подобрать лежащую на полу, но уцелевшую после взрыва картину художника Карела Фабрициуса «Щегол» (изображающую птичку, сидящую на насесте с маленькой цепью на лапке). Уже интригующе и странно, но что происходит с человеком при смерти, нам трудно понять, видимо, для старика было важно закончить дела. Да, ещё он успевает назвать адрес, куда необходимо доставить кольцо. Это антикварный магазин. Про картину – ни слова, ничего непонятно, но будоражит ум.
Мальчик поселился у знакомой многодетной и обеспеченной семьи, немного пришёл в себя от шока и пошёл по адресу. Передав кольцо, он продолжает общаться с хозяином магазина, тот учит его премудростям своего бизнеса (вот, как раз об этом я и говорила выше – умению с детства различать настоящие вещи, буквально на ощупь).
Далее следуют различные события в жизни мальчика – переезды, неожиданно возникшие родственники, новые друзья и т. д. В общем, жизнь непростая, насыщенная. Но картина лежит себе в укромном месте до поры до времени, охраняется им как зеница ока...
Лично я думаю, что парень, потеряв мать, зациклился на этой картине, сконцентрировав всю свою боль, как будто душа матери каким-то образом перешла туда. Обычно, чрезмерное увлечение чем-то одним, фиксирование – признак нервного нарушения. Но, собственно говоря, все неординарные люди этим грешат.
Фильм идёт два с половиной часа, много лишнего, много странного, знаковые вещи надуваются, как воздушные шарики, – и тут же сдуваются. Главный герой одновременно и порочен, и благороден. Вроде наблюдается решительность в некоторых поступках, а в других – полное аморфное существование, подпадание под чужое влияние. Я даже не смогла определиться, симпатичен он мне или нет. А вот образ матери прекрасен, почти ангел... Николь Кидман, сыгравшая многодетную аристократку, у которой жил главный герой, на этот раз не произвела особого впечатления, наоборот, я почувствовала лёгкое раздражение от ещё одной шаблонной роли – всё это было, и не раз, непременно рядом ребёнок (дети), и не важно, играет она родную мать или просто женщину, почерк типичный («Рождение», «Другие», «Кроличья нора», «Лев», «Роковое искушение»).
Моя оценка фильму – четвёрка, так как главная мысль истории (именно по фильму, подчёркиваю) слишком витиевато подана, дорога к ней невозможно длинна, хоть и увлекательна. Здесь и скитания сироты, и наркомания, и несостоявшаяся любовь, и предательство дружбы, и даже русская мафия. Перебор. А какова же главная мысль? По моим ощущениям, мысль простая, все это знают давно: искусство долговечнее и выше человеческой жизни, оно делает людей лучше, помогает, облагораживает; каждый должен служить искусству (по мере индивидуальных возможностей, конечно); нельзя наживаться на прекрасном (боком выйдет) и всё в таком духе. Фильм поймут не все, но для ценителей искусства в конце будет сюрприз, так что не выключайте, когда пойдут титры.
Общее впечатление | Искусство побеждает пороки, делает нас лучше |
Моя оценка | |
Рекомендую друзьям | ДА |
Комментарии к отзыву41
Но не решилась.)
На фильм пока тоже решиться не могу…
Даже несмотря на такую протяженность.
Благоговение перед искусством я испытывать еще способна, но разбираться в деталях - этому нужно или учиться, или иметь чутье. Однажды соседка привезла бабушкины вещи (дом продали), и в числе их был комод с зеркалом. Резное обрамление зеркала, ящичков было таким искусным, вид комода таким необычным, что я залюбовалась. Больше нигде я не видела подобной вещи, ни на экране, ни в жизни. Это была уникальная вещь, раритетная. Соседка знала ей цену, это радует.
Отзыв в черновиках лежит, но никак не переварю - финал меня немного разочаровал.
Или Мопассан? Толстого так и вовсе от церкви отлучили. (