Отзыв: Сериал "Мастер и Маргарита" (2005) - Получилось. Удача. Несмотря на отсебятину.
Достоинства: Почти все.
Недостатки: Бегемот. Гафт. Нагиев. Ананас на столе у Пилата.
Задача была, в принципе, нерешаемая. В этом, по-видимому, должен признаться себе каждый, кто возьмется за экранизацию романа, и рискнет предложить - или скрупулезно воспроизведенную каждую строку, или - проще - отпрепарированного книгой СЕБЯ - свое видение, впечатления, жизнь, которая для многих делится на "до" и "после" прочтения "Мастера и Маргариты".
Владимиру Бортко было, думаю, легче, чем многим - мечтавшим, дерзавшим, хотевшим. Триумф "Собачьего сердца" - и помогал, и обозначал некую канву - сущий пустячок - точно попади с актерами, композицией, добавь ВСЮ свою любовь к Булгакову, непременно - немного яда, сотвори атмосферу - и готово.
А вот - не вышло. И получиться не могло.
Нельзя скакать из Москвы тридцатых в евангельский Иерусалим, из Дома Грибоедова в дворец Ирода Великого, из арбатского подвальчика на Бал у Сатаны - нельзя перескакивать НАЯВУ, оставаясь просто восхищенным зрителем, который дочитав (досмотрев), захлопнув книгу (выключив экран), сможет отдохнуть и переключиться.
Мистика книги - в вовлечении того, кто прикоснется, в сотворчество, в горение.
Бортко сделал все, чтобы этого избежать. Он изо всех сил держал поводья - и свои, и оператора, и Корнелюка, и актеров. С одной-единственной целью - НЕ МЕШАТЬ смотрящему. С трудом выдерживать, хранить, лелеять булгаковскую партитуру - интонаций, всплесков, цвета и света.
Басилашвили стар? А каким должен быть Он? Мускулистым шалуном-поскакунчиком из оперетты в черно-красных тонах? Воланд устал, очень устал, не скрывает этого, сдержан, и хулиганит только изредка, но зато как...
Лучшая роль Абдулова - и рожа, и жестяной голос, и как бы комические диалоги с Бегемотом - просто украшение фильма.
Азазелло - вот каким он должен быть - ни убавить, ни прибавить. Александр Филиппенко купается в роли, точен, КРАСИВ.
А вот Геллы было мало. А жаль.
Теперь не демоны, а люди - просто отдохновение души. Все. Мастер-Галибин с голосом Безрукова - никаких протестов не вызывает, Маргарита-Ковальчук - правдивая и 100% попадающая в образ, Бездомный - ровно настолько наивен, грешен, ИСПРАВИМ - насколько надо. Вся банда из Варьете, Поплавский, Арчибальд Арчибальдович - класс!
Кирилл Лавров - божественен. Никакого ложного величия. Царь и бог, но - сдержанное воплощение римской власти. Но - Пилата, Иешуа, Левия Матвея разделять не хочу - потому что они пропитаны друг другом, взаимной болью, страхом, жизнью, смертью. За одним исключением - блестящей режиссерской отсебятиной Бортко - Афрания с голосом Басилашвили - железным и точным объяснением скрытого присутствия Воланда там, в этот день, в эту ночь.
Немного о неудачах. Гафт а-ля Берия из "Пиров Валтасара" - ни о чем, и ни к чему. Бегемот - микс из недоделок, симбиоз Фурмана и Баширова в одной шкуре - нелепость.
Нагиев - ясно, Майгель-Иуда, хочешь - играй, хочешь - ходи туда-сюда. что оный и выполняет.
Смешные детали - некие красные штаны на Лаврове и ананас в качестве десерта... Пилат не варвар, и, пардон, брюки, как вид одежды, ему не присвоены - практически цитата из булгаковского "Бега". Опять же ананас - никак. Они бы еще сковороду жареной картошечки с помидорным салатом употребили - под фалернское…
И - о послевкусии. Хорошо. Ощущение, что тебя не обманули, и во многом с тобой согласились. Даже сходство Анны Ковальчук с фотографиями Елены Сергеевны Булгаковой - не раздражает.
Вот и славно.
Владимиру Бортко было, думаю, легче, чем многим - мечтавшим, дерзавшим, хотевшим. Триумф "Собачьего сердца" - и помогал, и обозначал некую канву - сущий пустячок - точно попади с актерами, композицией, добавь ВСЮ свою любовь к Булгакову, непременно - немного яда, сотвори атмосферу - и готово.
А вот - не вышло. И получиться не могло.
Нельзя скакать из Москвы тридцатых в евангельский Иерусалим, из Дома Грибоедова в дворец Ирода Великого, из арбатского подвальчика на Бал у Сатаны - нельзя перескакивать НАЯВУ, оставаясь просто восхищенным зрителем, который дочитав (досмотрев), захлопнув книгу (выключив экран), сможет отдохнуть и переключиться.
Мистика книги - в вовлечении того, кто прикоснется, в сотворчество, в горение.
Бортко сделал все, чтобы этого избежать. Он изо всех сил держал поводья - и свои, и оператора, и Корнелюка, и актеров. С одной-единственной целью - НЕ МЕШАТЬ смотрящему. С трудом выдерживать, хранить, лелеять булгаковскую партитуру - интонаций, всплесков, цвета и света.
Басилашвили стар? А каким должен быть Он? Мускулистым шалуном-поскакунчиком из оперетты в черно-красных тонах? Воланд устал, очень устал, не скрывает этого, сдержан, и хулиганит только изредка, но зато как...
Лучшая роль Абдулова - и рожа, и жестяной голос, и как бы комические диалоги с Бегемотом - просто украшение фильма.
Азазелло - вот каким он должен быть - ни убавить, ни прибавить. Александр Филиппенко купается в роли, точен, КРАСИВ.
А вот Геллы было мало. А жаль.
Теперь не демоны, а люди - просто отдохновение души. Все. Мастер-Галибин с голосом Безрукова - никаких протестов не вызывает, Маргарита-Ковальчук - правдивая и 100% попадающая в образ, Бездомный - ровно настолько наивен, грешен, ИСПРАВИМ - насколько надо. Вся банда из Варьете, Поплавский, Арчибальд Арчибальдович - класс!
Кирилл Лавров - божественен. Никакого ложного величия. Царь и бог, но - сдержанное воплощение римской власти. Но - Пилата, Иешуа, Левия Матвея разделять не хочу - потому что они пропитаны друг другом, взаимной болью, страхом, жизнью, смертью. За одним исключением - блестящей режиссерской отсебятиной Бортко - Афрания с голосом Басилашвили - железным и точным объяснением скрытого присутствия Воланда там, в этот день, в эту ночь.
Немного о неудачах. Гафт а-ля Берия из "Пиров Валтасара" - ни о чем, и ни к чему. Бегемот - микс из недоделок, симбиоз Фурмана и Баширова в одной шкуре - нелепость.
Нагиев - ясно, Майгель-Иуда, хочешь - играй, хочешь - ходи туда-сюда. что оный и выполняет.
Смешные детали - некие красные штаны на Лаврове и ананас в качестве десерта... Пилат не варвар, и, пардон, брюки, как вид одежды, ему не присвоены - практически цитата из булгаковского "Бега". Опять же ананас - никак. Они бы еще сковороду жареной картошечки с помидорным салатом употребили - под фалернское…
И - о послевкусии. Хорошо. Ощущение, что тебя не обманули, и во многом с тобой согласились. Даже сходство Анны Ковальчук с фотографиями Елены Сергеевны Булгаковой - не раздражает.
Вот и славно.
Общее впечатление | Получилось. Удача. Несмотря на отсебятину. |
Моя оценка | |
Рекомендую друзьям | ДА |
Комментарии к отзыву