Отзыв: Фильм "Боль и слава" (2019) - «Человека делают старым не морщины, а отсутствие мечты и надежды»
Достоинства: Выразительный, неимоверно красивый, увлекательный сюжет, заставляющий задуматься о жизни и смерти, прекрасная актёрская игра, эстетика в каждом кадре
Недостатки: Нет
Чем больше фильмов Альмодовара я смотрю (а за последние несколько месяцев я их увидела немало), тем больше проникаюсь искренней любовью к этому режиссёру.
Думала, что не буду писать отзыв и эмоции растворятся во мне сами собой, осядут на дно, как прозрачные крупинки сахара в чёрном кофе, но не тут-то было. Уже прошло время, а я не перестаю размышлять ночами и ворочаться с боку на бок - значит, нужно делиться с вами, друзья. Хотите вы этого или нет.
Эта лента вышла в прошлом году, и многие успели окрестить её самой автобиографичной в фильмографии режиссёра. Но насколько это правда, нам остаётся лишь гадать, хотя невооруженным взглядом видно, что оснований для таких выводов множество. Педро стареет, как и главный герой картины, роль которого исполняет Антонио Бандерас, также в прошлом (по сценарию) известный и талантливый режиссёр. Но на закате своей жизни он рефлексирует по былому, вспоминая свою бурную молодость, разбирая старые ошибки и пытаясь понять, что его ждёт дальше. Есть ли будущее, если лучшее позади? А сегодня – лишь боль утрат и груз сожалений, и боль физическая, которая не даёт ни на минуту забыть о цифрах в паспорте, о бесповоротно ускользающей жизни, утекающей сквозь пальцы, как уносимый ветром дым от сигарет.
Я смотрела на Бандероса и не видела его, этого именитого актёра с грустными и одновременно горячими глазами. Я видела уставшего, затухающего, запутавшегося человека, который ищет смысл жизни на пороге вечности, хоть он ещё совсем не стар. Мне такое редко удаётся - отделаться от личности исполнителя во время просмотра. Всё равно я то и дело вижу перед собой не воинственного и отважного Ахиллеса, как в «Трое», а прекрасно сложённого и притягательного Брэда Питта, сколько доспехов и лат на него не надевай. Так что эта роль Антонио запомнится мне надолго, настолько он органично в ней существовал, ни разу не вызвав в памяти маску Зорро или острый клинок.
Это фильм-размышление, без особой динамики, для вдумчивого и сентиментального зрителя. Хотя, наверное, все картины Педро такие. Ты либо отдаёшься полностью в его нежные руки, либо не стоило и начинать. Меня сразу обволакивает эта особая атмосфера, с первых кадров увлекая в свою манящую пучину. Как же это красиво снято, Господи!
Все мои нервные окончания вибрируют от восторга, глядя на сочные, яркие, безумные сочетания цветов и форм. Конфликт (или союз?) красного и синего. Я могу часами разглядывать предметы обстановки, делая стоп-кадры во время фильма. Сумасшедшая эклектика! Одна лишь плитка из божественной керамики в жалкой подземной лачуге на побеленной каменной стене стоит тысячи вздохов.
Героиня Пенелопы Крус, играющая здесь молодую мать в воспоминаниях героя, в противовес персонажу Розамунды в "Возвращении", лишена всякого лоска, практически без макияжа, в каком-то жутком сарафане, но так прекрасна, что я беру все свои слова обратно: она - само совершенство. Только Альмодовар может снимать её так, что талант Пенелопы начинает сверкать, словно самородок в тёмной пещере в окружении искр, высекаемых тяжёлым молотом о неподатливую горную породу.
А какие фантастические интерьеры! От них режет глаз: футуристичные вазы и прозрачные стулья, картины в стиле Пикассо и графичные ковры – мечта кубизма, тут же поп-арт и ретро! Мама дорогая, всё это смешано в диком коктейле и приправлено перцем чили, но как же это вкусно! Плесните мне ещё, сегодня я хочу быть пьяна от высокого градуса искусства.
Поймала себя на мысли, что фильмы Альмодовара могу смотреть даже без звука, настолько меня завораживает картинка. Так красиво и стильно, по моему субъективному мнению, снимает только Том Форд, но у него совсем иной взгляд на вещи - безупречность вкуса и эстетика минимализма, много чёрного и белого, что, наверное, мне ещё ближе. И стоит ли удивляться, что всё самое прекрасное создано режиссёрами-геями?
И всё-таки меня всегда влекло к испанцам и итальянцам, скорее всего, потому что притягиваются противоположности. Понятно, почему мне так нравятся фильмы Педро, насыщенные тестостероном, источающие бешеную энергетику и чрезмерность во всём, как пылающая самбука, когда страсти кипят и каждая бытовая ссора превращается в девятый вал. Я же из тех, кто скрупулёзно выбирает старую щербатую чашку, чтобы эффектно грохнуть ей об пол и потом аккуратно замести веником. А лучше вообще без этого.
Хочу обратить ваше внимание на то, что в фильме много запрещённых препаратов и показ нетрадиционных отношений. Но это отнюдь не пропаганда и не пресловутая толерантность. Если вам претит смотреть на подобное, то рекомендую воздержаться от просмотра. Мало того, будет даже поцелуй двух бородатых мужиков. Но, на удивление, я не отпрянула от экрана и не закрыла глаза, хотя это вполне ожидаемая реакция моей чувствительной гетеросексуальной натуры. Во-первых, это случилось неожиданно, во-вторых, не было пошло и противно. К тому же эффект разорвавшейся бомбы был нивелирован густой растительностью участников сего действа, скрывшей все пикантные подробности в глухой чаще этого поседевшего возрастного леса. Мало того, актёр, сыгравший первую любовь главного героя, настолько хорош собой и обворожителен в своей харизме и чувстве вкуса, что я сама с радостью подменила бы Бандероса в этой короткой сцене. Но, увы, на небосклоне Альмодовара существует только одна звезда с именем Пенелопа.
На самом деле, фильм глубокий и проникающий, заставляющий задуматься о своей жизни, о выборе пути и правильности тех или иных решений. Педро вновь показывает нам, что о дереве нужно судить не только по пышной кроне, но и, исходя из знаний о его семени, каким он осело в почву, чем его поливали, как за ним ухаживали и удобряли. Как важна связь ребёнка с матерью. И что нельзя забывать о том, что рано или поздно мы все останемся наедине с собой и будем задавать вопросы. Неудобные, пугающие, страшные. Где искать ответы?
Также много размышлений о творчестве, искусстве в целом и о различных его проявлениях. Всем, кто любит созидать и мечтает оставить что-то после себя, будет интересно. Как всегда, грустно и чувственно, трогательно и проникновенно.
И в заключение хочу поместить цитату из фильма:
«Когда ночью во мне соединяются все эти боли, я верю в Бога и молюсь. А когда боль какая-то одна, я – атеист».
Думала, что не буду писать отзыв и эмоции растворятся во мне сами собой, осядут на дно, как прозрачные крупинки сахара в чёрном кофе, но не тут-то было. Уже прошло время, а я не перестаю размышлять ночами и ворочаться с боку на бок - значит, нужно делиться с вами, друзья. Хотите вы этого или нет.
Эта лента вышла в прошлом году, и многие успели окрестить её самой автобиографичной в фильмографии режиссёра. Но насколько это правда, нам остаётся лишь гадать, хотя невооруженным взглядом видно, что оснований для таких выводов множество. Педро стареет, как и главный герой картины, роль которого исполняет Антонио Бандерас, также в прошлом (по сценарию) известный и талантливый режиссёр. Но на закате своей жизни он рефлексирует по былому, вспоминая свою бурную молодость, разбирая старые ошибки и пытаясь понять, что его ждёт дальше. Есть ли будущее, если лучшее позади? А сегодня – лишь боль утрат и груз сожалений, и боль физическая, которая не даёт ни на минуту забыть о цифрах в паспорте, о бесповоротно ускользающей жизни, утекающей сквозь пальцы, как уносимый ветром дым от сигарет.
Я смотрела на Бандероса и не видела его, этого именитого актёра с грустными и одновременно горячими глазами. Я видела уставшего, затухающего, запутавшегося человека, который ищет смысл жизни на пороге вечности, хоть он ещё совсем не стар. Мне такое редко удаётся - отделаться от личности исполнителя во время просмотра. Всё равно я то и дело вижу перед собой не воинственного и отважного Ахиллеса, как в «Трое», а прекрасно сложённого и притягательного Брэда Питта, сколько доспехов и лат на него не надевай. Так что эта роль Антонио запомнится мне надолго, настолько он органично в ней существовал, ни разу не вызвав в памяти маску Зорро или острый клинок.
Это фильм-размышление, без особой динамики, для вдумчивого и сентиментального зрителя. Хотя, наверное, все картины Педро такие. Ты либо отдаёшься полностью в его нежные руки, либо не стоило и начинать. Меня сразу обволакивает эта особая атмосфера, с первых кадров увлекая в свою манящую пучину. Как же это красиво снято, Господи!
Все мои нервные окончания вибрируют от восторга, глядя на сочные, яркие, безумные сочетания цветов и форм. Конфликт (или союз?) красного и синего. Я могу часами разглядывать предметы обстановки, делая стоп-кадры во время фильма. Сумасшедшая эклектика! Одна лишь плитка из божественной керамики в жалкой подземной лачуге на побеленной каменной стене стоит тысячи вздохов.
Героиня Пенелопы Крус, играющая здесь молодую мать в воспоминаниях героя, в противовес персонажу Розамунды в "Возвращении", лишена всякого лоска, практически без макияжа, в каком-то жутком сарафане, но так прекрасна, что я беру все свои слова обратно: она - само совершенство. Только Альмодовар может снимать её так, что талант Пенелопы начинает сверкать, словно самородок в тёмной пещере в окружении искр, высекаемых тяжёлым молотом о неподатливую горную породу.
А какие фантастические интерьеры! От них режет глаз: футуристичные вазы и прозрачные стулья, картины в стиле Пикассо и графичные ковры – мечта кубизма, тут же поп-арт и ретро! Мама дорогая, всё это смешано в диком коктейле и приправлено перцем чили, но как же это вкусно! Плесните мне ещё, сегодня я хочу быть пьяна от высокого градуса искусства.
Поймала себя на мысли, что фильмы Альмодовара могу смотреть даже без звука, настолько меня завораживает картинка. Так красиво и стильно, по моему субъективному мнению, снимает только Том Форд, но у него совсем иной взгляд на вещи - безупречность вкуса и эстетика минимализма, много чёрного и белого, что, наверное, мне ещё ближе. И стоит ли удивляться, что всё самое прекрасное создано режиссёрами-геями?
И всё-таки меня всегда влекло к испанцам и итальянцам, скорее всего, потому что притягиваются противоположности. Понятно, почему мне так нравятся фильмы Педро, насыщенные тестостероном, источающие бешеную энергетику и чрезмерность во всём, как пылающая самбука, когда страсти кипят и каждая бытовая ссора превращается в девятый вал. Я же из тех, кто скрупулёзно выбирает старую щербатую чашку, чтобы эффектно грохнуть ей об пол и потом аккуратно замести веником. А лучше вообще без этого.
Хочу обратить ваше внимание на то, что в фильме много запрещённых препаратов и показ нетрадиционных отношений. Но это отнюдь не пропаганда и не пресловутая толерантность. Если вам претит смотреть на подобное, то рекомендую воздержаться от просмотра. Мало того, будет даже поцелуй двух бородатых мужиков. Но, на удивление, я не отпрянула от экрана и не закрыла глаза, хотя это вполне ожидаемая реакция моей чувствительной гетеросексуальной натуры. Во-первых, это случилось неожиданно, во-вторых, не было пошло и противно. К тому же эффект разорвавшейся бомбы был нивелирован густой растительностью участников сего действа, скрывшей все пикантные подробности в глухой чаще этого поседевшего возрастного леса. Мало того, актёр, сыгравший первую любовь главного героя, настолько хорош собой и обворожителен в своей харизме и чувстве вкуса, что я сама с радостью подменила бы Бандероса в этой короткой сцене. Но, увы, на небосклоне Альмодовара существует только одна звезда с именем Пенелопа.
На самом деле, фильм глубокий и проникающий, заставляющий задуматься о своей жизни, о выборе пути и правильности тех или иных решений. Педро вновь показывает нам, что о дереве нужно судить не только по пышной кроне, но и, исходя из знаний о его семени, каким он осело в почву, чем его поливали, как за ним ухаживали и удобряли. Как важна связь ребёнка с матерью. И что нельзя забывать о том, что рано или поздно мы все останемся наедине с собой и будем задавать вопросы. Неудобные, пугающие, страшные. Где искать ответы?
Также много размышлений о творчестве, искусстве в целом и о различных его проявлениях. Всем, кто любит созидать и мечтает оставить что-то после себя, будет интересно. Как всегда, грустно и чувственно, трогательно и проникновенно.
И в заключение хочу поместить цитату из фильма:
«Когда ночью во мне соединяются все эти боли, я верю в Бога и молюсь. А когда боль какая-то одна, я – атеист».
Время использования | 1 раз |
Общее впечатление | «Человека делают старым не морщины, а отсутствие мечты и надежды» |
Моя оценка | |
Рекомендую друзьям | ДА |
Комментарии к отзыву80
Согласна с Вами, это отдельный мир, в который погружаешься снова и снова.
Оба эти фильма мне понравились, а «Возвращение» даже вдохновил на отзыв.
Несомненно в закладки, позже отпишусь. Спасибо)
Буду ждать Вашего мнения)
Поэтому Альмодовара смотрю исключительно в одиночестве.
Подумаю о просмотре, спасибо за такой завораживающий рассказ!
Соглашусь, Пенелопа прекрасна, но у Педро - особенно прекрасна) Знойная красавица, в свои 46 выглядит изумительно, при этом без явной пластики. В фильме видны ее морщинки у глаз, без косметики, и в таком естественном виде она чудо, как хороша! Глаз не отвести. Про фигуру я вообще молчу.
Даже интрига есть? События преобретают неожиданный поворот!
Интрига своеобразная, но все же есть)
Хорошее кино всегда заставляет задуматься и порождает вопросы, как и хорошая книга.
Режиссёр особенный, на любителя, если раньше не сталкивались, не факт, что понравится.
Благодарю за интересный отзыв.
Конечно, нужно всегда искать подходящий настрой.
Спасибо.
Прекрасно написано, душой.
Я совсем редко сейчас смотрю фильмы.
И с режиссёром, увы! не знакома.
Но вы так описали свои впечатления, что вдохновили на новое знакомство!
Спасибо)
При первом знакомстве, если отважитесь, имейте в виду, что режиссёр со своим видением и не всем приходится по душе, его кино не проходное, многим сложное для восприятия. Если не отпугнула - тогда приятного просмотра)
Отзывы об искусстве пишутся вдохновенно и быстро, а не рождаются в муках, во всяком случае у меня) Видимо поэтому читаются легко. Я очень этому рада)
Фильм в миллионы раз лучше отзыва)
Я читала и… сердилась, вспомнила твой другой рассказ о выставке Александра Петрова. И твой зарок не писать на подобные темы. Неправильный зарок! С таким чувством прекрасного, с таким словом-слогом НАДО писать о прекрасном, и о выставках в том числе. Про щербатую чашку запомню, так ярко сказано:)))
А звук выключаю ещё когда смотрю "Меланхолию" Ларса фон Триера.
Не скажу, что это зарок, но скорее всего так и будет. Не тот склад характера, видимо, не могу я делать два дела качественно, а в ущерб себе не хочется. Но за комплименты благодарю сердечно:*
Просто читаешь и откликаешься душой.
Вот и в этот раз навеяло о своем, но все восхищаются, поэтому ловлю волну и тоже восхищаюсь)
У меня когда ничего не болит я ближе к Богу и всех люблю)
На самом деле, у меня тоже самое, быстро привыкаю к хорошему и потом воспринимаю это как само собой разумеющееся. А к любимым книжным авторам вообще начинаю придираться даже, мол, что-то в этом романе ты подсдал, дружище!))
Твой жизненный принцип правильный как раз. Нужно уметь быть благодарным за каждый прожитый день, тем более без боли и тревог. Но мы - люди, слабы и заносчивы, вспоминаем о Боге чаще всего когда плохо.
Люблю Альмодовара
Люблю Пенелопу
Не люблю Бандероса. Что делать ? ))) Буду смотреть ;)
Я тоже абсолютно равнодушна к Антонио была, но тут он совсем другой, поверь. Вообще не мачо. И вообще не Бандерос, а просто усталый человек, со своими страхами и болями.
У меня неприязни нет. Да и вообще впервые слышу такое о Бандеросе, прям удивила) А вообще, насколько помню, именно Педро открыл его как актера и он у него постоянно снимался, один из немногих мужчин в его женском царстве.
Вы точно не печатаетесь нигде?
Нигде я не печатаюсь:) Рассмешили.
А вообще, меня удивляет, почему именно этот отзыв всем понравился. Я сильно сомневалась в нем и ничего особенного не вижу, правда. Другие свои же есть получше, на мой взгляд, но их так не хвалили. Парадокс)
И парадокса, как мне кажется, нет. Этот отзыв у тебя получился одновременно: и глубоким, и легким до воздушности слов. Отсюда и столько комплиментов.
Что ж, читателям видней. Я только рада, когда мои впечатления не совпадают в лучшую сторону)
Я пока читала, выпала из реальности на несколько минут)
А про поцелуй двух бородатых мужиков - как деликатно-толерантно и в то же время интригующе!
Одно время я Альмодовара как-то запоем смотрела. Но вот этот фильм пока не видела…
А прежде чем бить щербатую чашку или тарелку, можно еще и газетку подстелить:))
А идея с газеткой просто гениальна, как же мне она в голову не пришла!:)
Спасибо большое, очень приятно такое слышать.
Вот тяготит меня избыток чувственности в его картинах ( о бородатых любовниках с их внезапными засосами и поминать не хочу, ладно бы девки миловались, тогда бы другое дело))) Однако, Ваша апология понуждает взять кино в закладки, уж так и быть, зажмурюсь где надо))
Во-вторых, всё, о чем Вы написали - действительно мудро и истинно, и к этому нужно стремиться, но если бы всё было так просто! Жить, не оглядываясь, принимать всё смиренно…Мне, даже если семимильными шагами идти, ещё долго не приблизиться.
Прекрасно понимаю, что мужчинам смотреть на любовь двух Педро совсем некомфортно, но в данном случае «зажмуривание» будет единоразовым и очень коротким, к тому же это совсем не главная тема фильма, так что смело смотрите)
"Алкоголь слегка горчит,
День прошел – и день убит.
Захудалый музыкант
На мосту
Моей жизни заиграл
Пустоту."
Но когда я дорасту до него, я вспомню Ваше описание, и постараюсь сердцем увидеть то, что обычно вижу только умом…
И как же точно это стихотворение передаёт суть фильма! Просто потрясающе. Значит мне удалось отразить мысли правильно, а тебе - их уловить и переложить в поэзию)
Зло тянется ко злу, красота к красоте…
А с Вами мне всегда интересно пообщаться, чувствую, что многое нам обеим близко.
Приятного просмотра)
Вот только посмотрела…
И… фильм мне очень понравился:)
Краски в фильме крышесносные!:) Нельзя не восхититься!:)
Смотрела на них широко раскрыв глаза!:)
Ещё понравилась в фильме, как показана линия сын-мать.
Запомнились сцены разговоров с матерью в последний год ее жизни.
Там столько любви:)) Конечно, Бандерос и Пенелопа нереально хороши:))
Фильм настолько впечатлил, что мне очень трудно находить слова…
Возможно, они еще не созрели внутри и не родились…
Фильм многогранен. В нём столько всего соединилось, что он не отпустит так просто и не забудется…
Отзыв прочла сразу после просмотра. Он прекрасен!
Согласна со всеми выше написанными дифирамбами:))
И согласна со всеми "буквами" отзыва:))
А ещё я точно знаю, буду смотреть и другие фильмы Альмодовара!:)
Более того, я не ожидала такой реакции. Максимум, на что можно было рассчитывать - сдержанное одобрение, со множеством «но». Первое знакомство с таким непростым Альмодоваром, и такой успех! Я почиваю на лаврах, будто сама срежиссировала этот фильм:))
Огромное Вам спасибо за отклик, за желание смотреть то, что понравилось мне лично, за интерес, за доверие.
Этот фильм я хочу пересмотреть. С удовольствием. А я так могу сказать об очень небольшом количестве фильмов вообще.
Сейчас, перечитывая этот отзыв, я вижу, как много можно было написать в нем еще. Но он вышел бы другим. После прочтения книги о Педро (с которой и пришла Ваша заинтересованность к его работам, как я понимаю), для меня открылось множество новых фактов о нем. И теперь-то я уж знаю, сколь много здесь автобиографичного! Вся та обстановка, которая заворожила меня своими красками и деталями - это воссозданная квартира Альмодовара, его личные вещи, перенесенные в съемочный павильон. Даже некоторая одежда Бандараса с плеча Педро:) Они же близкие друзья. А уж сколько сюжетных заимствований из жизни…Но тогда это будет не комментарий, а уже целый трактат)
Педро обожал свою мать, и когда ее не стало, для него это было страшным ударом, с которым он так и не смог смириться. Поэтому столько меланхолии в фильме.
Еще раз спасибо, Оля. Мне безумно приятно.
И это всё мне!:))
Это Вам спасибо, Танечка!
Я до сих пор под впечатлением.
Посоветуете еще фильм?
Я и хочу смотреть, и боюсь почему-то…
Вдруг, он будет не таким прекрасным?
Честно, мне кажется, с Альмодоваром не нужно частить. Пусть этот фильм вызреет в Вас, осядет на дно души. И вот когда захочется пополнить эмоции, тогда обращайтесь за рекомендацией) Этот фильм я выбрала неспроста, он более или менее безопасен, ну как и все, практически, из последнего его периода. А из тех, что пораньше, гораздо сложнее что-то рекомендовать. Так что сделайте перерыв.
Если хотите, могу упомянутого мной в отзыве Тома Форда посоветовать, если не смотрели. Я его обожаю. Но Вы могли видеть уже его работы. «Под покровом ночи» - один из моих любимых фильмов. Я про него тоже отзыв писала. Для меня - шедевр, но многие не разделяют моего мнения, потом были целые петиции-обсуждения-споры и в личке, и в комментариях) Но это триллер, имейте в виду. Зато с таким слоем глубоких тем! Ну это надо видеть)
Картинки из "Боли и славы" иногда всплывают. Глаза героя Бандероса особенно…
Тома Форда не смотрела:) Буду:)