Отзыв: Книга "Почти как Бьюик" - Стивен Кинг - Кинг, ворующий у Кинга.
Достоинства: Интересно показана психология среднего "белого" американца
Недостатки: Как-то всё слишком поверхностно, легковесно, сумбурно, не оригинально и не страшно
Американский писатель Стивен Кинг на сегодняшний день является, пожалуй, самым авторитетным и популярным из ныне живущих писателей-фантастов и его почти что официальное звание "Король ужасов" не возьмётся оспорить никто, однако, лично у меня с его творчеством с давних пор сложились достаточно противоречивые отношения. С одной стороны, у него есть несколько романов, которые я с лёгкостью готов признать безусловными шедеврами жанра, с другой стороны, у него же хватает и произведений, которые производят впечатление, мягко говоря, проходных или откровенно попсовых, написанных как-будто бы для того, чтобы заполнить образовавшуюся паузу между работой над по-настоящему великими романами. Одним из таких романов, который не то что бы совсем уж меня не впечатлил или разочаровал, но, скажем так, показался намного слабее практически всех предыдущих, стал роман Кинга под названием "Почти как Бьюик", прочитанный мной на очередном ночном дежурстве прошлой ночью.
Главный герой этого фантастического романа - похожий на "Бьюик" зловещий и прекрасный американский ретро-автомобиль тёмно-синего цвета, который в конце 1970-х годов стал противозаконной собственностью взвода дорожной полиции из провинциального городка где-то в самом захолустном уголке Западной Пенсильвании. Как-то раз эту страшную и таинственную машину бросил на автозаправке не менее странный владелец и вот уже более 20-и лет простоватые американские копы изо дня в день по мере сил пытаются разгадать её загадку. Что это - колесница дьявола или компактный передвижной портал в какие-нибудь инопланетные пространства и потусторонние измерения? За время изучения этой загадки состарились или погибли ужасной смертью немало полицейских, однако уходящим на смену приходит новое поколение, которое точно так же одержимо тайной опасного и завораживающего "Почти Бьюика".
Итак, чем же мне не понравился этот малоизвестный фантастический роман Стивена Кинга?... Ну, прежде всего, в сравнении с другими романами этого писателя он кажется каким-то рыхлым, поверхностным и написанным им словно бы второпях, едва-ли не на коленке. По сути, это просто сборник каких-то отрывочных воспоминаний о десятке потрясающе однообразных и, если честно, довольно скучных, нудных и не особо-то страшных событий, произошедших в старом гараже В базы патрульного полицейского взвода. На мой взгляд, динамика в этом романе отсутствует почти напрочь, единственное, что в нём есть, так это подробные, страниц по 20-30, описания регулярных"светопреставлений" и омерзительных визитёров из параллельного мира. Для чего это всё было написано и какой во всей этой истории глубокий философский подтекст - не понятно...
Единственное, что я чисто для себя "выловил" из этого довольно большого по объёму произведения - несколько дополнительных штришков к общему психологическому портрету среднестатистического "белого" американца из пыльного штатовского захолустья. Вот здесь - да, спору нет, есть что почитать и над чем подумать. Два десятка полуграмотных деревенских копов становятся владельцами сверхъестественного предмета, но, вместо того, чтобы отдать его властям США, из чисто местечковой гордости говорят федералам:"Нате, выкусите!" и создают своего рода подпольную секту или тайный мужской клуб, самостоятельно возложив на себя обязанности защиты мира от инопланетной угрозы. Тупо, конечно, но как-то очень уж по-американски... Фактически этот как бы автомобиль осветил их серую, убогую провинциальную жизнь без примечательных событий, сделал её значимой в их собственных глазах, превратившись одновременно в смысл жизни, любимую страшную игрушку, лёгкий наркотик и притягательный волшебный предмет типа толкиеновского Кольца Всевластия. Короче, эти взрослые дети придумали себе тайную игру, заменившую им рыбалку, еженедельный покер, посиделки в баре и прочие тоскливые удовольствия американской глубинки. Пожалуй, это и есть главный смысл этого романа, а уж никак не история с загадочной потусторонней машиной. У того же Кинга есть несколько примерно похожих историй, но на этот раз он, судя по всему, просто решил поэксплуатировать один из популярных американских фетишей - красивые ретро-автомобили 50-х годов. Отметился, так сказать, пока другие его с этой темой не опередили...
Вот, кстати, что ещё мне не понравилось, так это то, что во время чтения романа у меня не один раз появлялось ощущение, что "Почти как Бьюик" представляет собой некий пазл из нескольких ранее написанных самим Кингом романов и некоторых фантастических произведений других писателей. Действительно, в этом романе встречается очень много уже хорошо всем знакомого и совершенно не оригинального. Так, пенсильванские гаишники забавляются со сверхъестественной тачкой точно так же, как дубаки из кинговской же "Зелёной мили" общаются с сидящим в их блоке обладателем сверхъестественных способностей. "Почти Бьюик" затягивает своих жертв неизвестно куда точно так же как злодеи и монстры из "Оно" и "Сияния". Автомобиль в качестве некоего живого техномонстра ранее уже был описан Кингом в хорошо всем известной "Кристине". Сюжет романа в общих чертах напоминает многочисленные произведения мировой фантастики о группе учёных, которые исследуют какое-нибудь странное инопланетное устройство, а ужасный автомобиль из романа Кинга в иносказательным смысле это практически тоже самое, что "Сатанинская бутылка" Р. Л. Стивенсона, Ящик Пандоры и всё то же Кольцо Всевластья из "Властелина Колец". Одним словом, абсолютно ничего нового и неожиданного...
А ещё, если бы Кинг написал этот роман уже в наши дни, его стопудово обозвали бы расистом, потому что среди не только главных героев, но даже и среди второстепенных персонажей нет ни одного, даже самого завалящего афроамериканца. По нынешним меркам - самый натуральный расизм в чистом виде...
Короче, роман очень и очень на любителя и у меня есть огромное желание влупить ему честно заслуженный "трояк", но, чисто из уважения к прежним заслугам Короля Ужасов, так уж и быть, поставлю ему такую сла-а-абенькую, жиденькую и малюсенькую "четвёрочку"...
Главный герой этого фантастического романа - похожий на "Бьюик" зловещий и прекрасный американский ретро-автомобиль тёмно-синего цвета, который в конце 1970-х годов стал противозаконной собственностью взвода дорожной полиции из провинциального городка где-то в самом захолустном уголке Западной Пенсильвании. Как-то раз эту страшную и таинственную машину бросил на автозаправке не менее странный владелец и вот уже более 20-и лет простоватые американские копы изо дня в день по мере сил пытаются разгадать её загадку. Что это - колесница дьявола или компактный передвижной портал в какие-нибудь инопланетные пространства и потусторонние измерения? За время изучения этой загадки состарились или погибли ужасной смертью немало полицейских, однако уходящим на смену приходит новое поколение, которое точно так же одержимо тайной опасного и завораживающего "Почти Бьюика".
Итак, чем же мне не понравился этот малоизвестный фантастический роман Стивена Кинга?... Ну, прежде всего, в сравнении с другими романами этого писателя он кажется каким-то рыхлым, поверхностным и написанным им словно бы второпях, едва-ли не на коленке. По сути, это просто сборник каких-то отрывочных воспоминаний о десятке потрясающе однообразных и, если честно, довольно скучных, нудных и не особо-то страшных событий, произошедших в старом гараже В базы патрульного полицейского взвода. На мой взгляд, динамика в этом романе отсутствует почти напрочь, единственное, что в нём есть, так это подробные, страниц по 20-30, описания регулярных"светопреставлений" и омерзительных визитёров из параллельного мира. Для чего это всё было написано и какой во всей этой истории глубокий философский подтекст - не понятно...
Единственное, что я чисто для себя "выловил" из этого довольно большого по объёму произведения - несколько дополнительных штришков к общему психологическому портрету среднестатистического "белого" американца из пыльного штатовского захолустья. Вот здесь - да, спору нет, есть что почитать и над чем подумать. Два десятка полуграмотных деревенских копов становятся владельцами сверхъестественного предмета, но, вместо того, чтобы отдать его властям США, из чисто местечковой гордости говорят федералам:"Нате, выкусите!" и создают своего рода подпольную секту или тайный мужской клуб, самостоятельно возложив на себя обязанности защиты мира от инопланетной угрозы. Тупо, конечно, но как-то очень уж по-американски... Фактически этот как бы автомобиль осветил их серую, убогую провинциальную жизнь без примечательных событий, сделал её значимой в их собственных глазах, превратившись одновременно в смысл жизни, любимую страшную игрушку, лёгкий наркотик и притягательный волшебный предмет типа толкиеновского Кольца Всевластия. Короче, эти взрослые дети придумали себе тайную игру, заменившую им рыбалку, еженедельный покер, посиделки в баре и прочие тоскливые удовольствия американской глубинки. Пожалуй, это и есть главный смысл этого романа, а уж никак не история с загадочной потусторонней машиной. У того же Кинга есть несколько примерно похожих историй, но на этот раз он, судя по всему, просто решил поэксплуатировать один из популярных американских фетишей - красивые ретро-автомобили 50-х годов. Отметился, так сказать, пока другие его с этой темой не опередили...
Вот, кстати, что ещё мне не понравилось, так это то, что во время чтения романа у меня не один раз появлялось ощущение, что "Почти как Бьюик" представляет собой некий пазл из нескольких ранее написанных самим Кингом романов и некоторых фантастических произведений других писателей. Действительно, в этом романе встречается очень много уже хорошо всем знакомого и совершенно не оригинального. Так, пенсильванские гаишники забавляются со сверхъестественной тачкой точно так же, как дубаки из кинговской же "Зелёной мили" общаются с сидящим в их блоке обладателем сверхъестественных способностей. "Почти Бьюик" затягивает своих жертв неизвестно куда точно так же как злодеи и монстры из "Оно" и "Сияния". Автомобиль в качестве некоего живого техномонстра ранее уже был описан Кингом в хорошо всем известной "Кристине". Сюжет романа в общих чертах напоминает многочисленные произведения мировой фантастики о группе учёных, которые исследуют какое-нибудь странное инопланетное устройство, а ужасный автомобиль из романа Кинга в иносказательным смысле это практически тоже самое, что "Сатанинская бутылка" Р. Л. Стивенсона, Ящик Пандоры и всё то же Кольцо Всевластья из "Властелина Колец". Одним словом, абсолютно ничего нового и неожиданного...
А ещё, если бы Кинг написал этот роман уже в наши дни, его стопудово обозвали бы расистом, потому что среди не только главных героев, но даже и среди второстепенных персонажей нет ни одного, даже самого завалящего афроамериканца. По нынешним меркам - самый натуральный расизм в чистом виде...
Короче, роман очень и очень на любителя и у меня есть огромное желание влупить ему честно заслуженный "трояк", но, чисто из уважения к прежним заслугам Короля Ужасов, так уж и быть, поставлю ему такую сла-а-абенькую, жиденькую и малюсенькую "четвёрочку"...
Общее впечатление | Кинг, ворующий у Кинга. |
Моя оценка | |
Рекомендую друзьям | ДА |
Комментарии к отзыву