Отзыв: Фильм "Экзистенция" (1999) - Игра играет в человека, или биопанк от мастера body-horror
Достоинства: Оригинальный сюжет, идея, образы
Недостатки: Натурализм
Канадский мастер «боди-хоррора» (буквально переводится как «ужасы тела»), выдающийся эстет всяких мерзостей Дэвид Кроненберг перешел в 90-х с ужасов натуралистических на деформации человеческой психики, всякий раз экспериментируя с возможными вариантами психических отклонений. Отсюда зашкаливающий бред сюжетов его фильмов, граничащий с гениальностью. Персонажи все поголовно неизлечимые «фрики», выплескивающие свое болезненное состояние на экран. Кроненберг похож на хирурга, который превращает свою очередную картину в публичный сеанс наглядной анатомии. Зрителям же отводится скромная роль студентов на галерке, их главная задача – наблюдать за точными движениями скальпеля, что разрывает тонкую оболочку нормальности и вытаскивает на свет божий всевозможные патологии. Вы еще думаете, что здоровы? Вас просто не обследовали.
Итак, одевайте повязку и халат, мы начинаем. На этот раз в наш анатомический театр попал прелюбопытный фильм Мастера под названием «Экзистенция», снятый Кроненбергом в самом конце 90-х, еще одна версия виртуальной реальности, поразительно совпавшая по дате выхода с такими тяжеловесами, как «Матрица» или не столь популярный «Тринадцатый этаж». Но в отличие от аналогов, где человек помещен в электронно-вычислительную машину из металла, имитацией реальности в «Экзитенции» занимается особый вид биомашин, созданных талантливым дизайнером видеоигр Аллегрой Геллер, которая добилась не мысленного перемещения человека в мир приставки, а проникновения видеоигры в окружающую человека реальность! Фантастика! Для этого поразительного эффекта достаточно подключиться к специальному разъему, больше напоминающему присоску и активировать терминал, больше напоминающий инопланетное существо, омерзительного внешнего вида, но способное погрузить ваше сознание в выдуманный мир. Проблема в том, что в какой-то момент вы просто перестанете различать виртуальность и реальность, поскольку они сольются в одно пестрое месиво.
Кроненберг отлично справился с задачей дезориентации зрителя, совершенно запутав его в происходящем. Если поначалу мы еще уверены в реальности всего происходящего, то ближе к концу картины мы сомневаемся уже в собственной вменяемости – все происходящее может с одинаковыми шансами оказаться проекцией или элементом действительности. Даже люди, не говоря уже про окружающий мир. Кроненберг опять применил эффект уничтожения реальности, на этот раз с его размытием.
Кроме очевидных достоинств, заставляющих дымится мозг, в картине много других достоинств. Взять хотя бы техническое решение вопроса – режиссер одним из немногих обратился к экзотическому жанру биопанка и решил использовать мотивы биологических механизмов. Но корни такого решения уходят еще в 80-е, когда мастер снимал «Видеодром» и другие свои артхаусные фантастические проекты. Плюс актеры, молодой Джуд Лоу и Дженнифер Джейсон Ли, плюс нетривиальные сюжетные ходы и поразительные по содержанию диалоги, вкупе с визуальными образами, которые натурально расшатывают кору, вызывая аналогии с лучшими работами Сальвадора Дали. Достоинств много, но говорить о них это одно, а смотреть и оценивать по достоинству – совсем другое дело.
Засим, приятного просмотра.
Но для начала советую избавиться от стереотипов восприятия и приготовиться к одному из самых невероятных «трипов» в мировой кинофантастике. Операция закончена, тушим свет, всем спасибо.
Итак, одевайте повязку и халат, мы начинаем. На этот раз в наш анатомический театр попал прелюбопытный фильм Мастера под названием «Экзистенция», снятый Кроненбергом в самом конце 90-х, еще одна версия виртуальной реальности, поразительно совпавшая по дате выхода с такими тяжеловесами, как «Матрица» или не столь популярный «Тринадцатый этаж». Но в отличие от аналогов, где человек помещен в электронно-вычислительную машину из металла, имитацией реальности в «Экзитенции» занимается особый вид биомашин, созданных талантливым дизайнером видеоигр Аллегрой Геллер, которая добилась не мысленного перемещения человека в мир приставки, а проникновения видеоигры в окружающую человека реальность! Фантастика! Для этого поразительного эффекта достаточно подключиться к специальному разъему, больше напоминающему присоску и активировать терминал, больше напоминающий инопланетное существо, омерзительного внешнего вида, но способное погрузить ваше сознание в выдуманный мир. Проблема в том, что в какой-то момент вы просто перестанете различать виртуальность и реальность, поскольку они сольются в одно пестрое месиво.
Кроненберг отлично справился с задачей дезориентации зрителя, совершенно запутав его в происходящем. Если поначалу мы еще уверены в реальности всего происходящего, то ближе к концу картины мы сомневаемся уже в собственной вменяемости – все происходящее может с одинаковыми шансами оказаться проекцией или элементом действительности. Даже люди, не говоря уже про окружающий мир. Кроненберг опять применил эффект уничтожения реальности, на этот раз с его размытием.
Кроме очевидных достоинств, заставляющих дымится мозг, в картине много других достоинств. Взять хотя бы техническое решение вопроса – режиссер одним из немногих обратился к экзотическому жанру биопанка и решил использовать мотивы биологических механизмов. Но корни такого решения уходят еще в 80-е, когда мастер снимал «Видеодром» и другие свои артхаусные фантастические проекты. Плюс актеры, молодой Джуд Лоу и Дженнифер Джейсон Ли, плюс нетривиальные сюжетные ходы и поразительные по содержанию диалоги, вкупе с визуальными образами, которые натурально расшатывают кору, вызывая аналогии с лучшими работами Сальвадора Дали. Достоинств много, но говорить о них это одно, а смотреть и оценивать по достоинству – совсем другое дело.
Засим, приятного просмотра.
Но для начала советую избавиться от стереотипов восприятия и приготовиться к одному из самых невероятных «трипов» в мировой кинофантастике. Операция закончена, тушим свет, всем спасибо.
Общее впечатление | Игра играет в человека, или биопанк от мастера body-horror |
Моя оценка | |
Рекомендую друзьям | ДА |
Комментарии к отзыву2