Отзыв: Аудиокнига "Черный обелиск" - Эрих Мария Ремарк - Черный обелиск Ремарка
Достоинства: Эрих Мария Ремарк.
Недостатки: Не прочитать уже в первый раз.
Запрещенный на собственной родине и поставленный в вечный игнор нобелевским комитетом Эрих Мария Ремарк получил нечто большее, чем вся эта шелуха - признание читателей. Черный обелиск можно считать неким символом его творчества. Гигантский памятник, который стоит немыслимых денег. только такой ханжа и глупец, как Генрих Кроль, может продать его в рассрочку и его нужно будет потом, в убыток себе, выкупать обратно. Потому что такие вещи не продаются.
"Черный обелиск" попал ко мне в руки довольно поздно, его не было в семейной библиотеке, хотя там были все основные книги Ремарка. В 90-е же годы, когда я уже нечитающим худлит студентом в ущерб самому себе купил эту книгу, она отобразила время. Я всегда с особым интересом вчитывался в те строки, которые так скупо проступали в "Трех товарищах", где описывалась немецкая инфляция, когда зарплату выдавали каждый день, потому что после ежедневного объявления нового курса доллара она реально обесценивалась. Что же сдерживает доллар в воскресенье? Да потому что биржа закрыта!
Дикое и ужасное время, кто его не помнит и у нас, когда продукты питания приобретали настоящую ценность, а настоящим королем становился крестьянин-животновод, а мечтой - хорошо прожаренный кусок мяса. Книга помогала сравнивать действительность нашу и немецкую (теперь уже столетней давности).
Что я еще люблю в "Черном обелиске", да и во всем творчестве Ремарка, так это послевоенные будни потерянного поколения. Произведения этого писателя, как я понимаю, в своем большинстве являются отображением его собственной жизни. Ремарк действительно работал в похоронной конторе и играл на органе в клинике для душевнобольных. Поэтому "Черный обелиск" можно хронологически считать предысторией "Трех товарищей".
По произведению я вижу, что писано оно уже зрелым мастером. Невольно сравнивая его с короткими предложениями "Трех товарищей", понимаю, что на ниве мировой литературы писатель ушел довольно далеко. Но что-то было утеряно. Может какой-то наивный задор, хотя "Черный обелиск" тоже обрамлен множеством крылатых фраз и фирменным ремарковским юмором. Но я люблю эту книгу, люблю ее даже больше, чем щемящие обыденным ужасом произведения автора о войне или наводящие гипотоническую грусть книги об эмиграции.
Ремарка я вообще считаю нашим парнем, который при общем, довольно циническом восприятии этого мира смог остаться непотопляемым романтиком, а, обладая неиссякаемыми запасами довольно черного юмора, имел душу, широкую и необъятную. Здесь даже можно назвать его благородным.
Действительно, что такое, в "Черном обелиске" образ Изабеллы, пациентки дома для умалишенных? Это тот же самый князь Мышкин, единственный в своем роде, умеющий говорить людям неудобную правду. Не сумасшедшие ли мы сами, если не можем позволить себе быть сами собой. Как часто мы меняем облик в зависимости от ситуации, невольно или умышленно обманываем других людей, близких, собственную совесть.
"Черный обелиск" очень разноплановый и мне всегда довольно трудно было уловить главный его смысл. Наверное, книга о настоящих людях. Которые смотрят на нас исключительно с книжных страниц или улыбаются нам улыбками киноактеров, подчиняясь режиссерскому замыслу или, того хуже, замыслу режиссерских хозяев.
Рекомендовать "Черный обелиск" Ремарка возможно кому угодно, когда угодно. Как и практически любое его произведение. Многих авторов детства порою хочется высадить на символический остров, чтобы не чернить собственные светлые воспоминания о них. Но на Ремарка все это не распространяется. Лет тридцать уже прошло, когда я впервые (еще пионером) потянулся за потрепанным томиком его первой книги во взрослый шкаф. Но я все еще мысленно там, в этом шкафу.
Аудиовариант читает Евгений Терновский. Мне этого вполне достаточно, но есть и альтернативный вариант с неким Всеволодом Кузнецовым.
"Черный обелиск" попал ко мне в руки довольно поздно, его не было в семейной библиотеке, хотя там были все основные книги Ремарка. В 90-е же годы, когда я уже нечитающим худлит студентом в ущерб самому себе купил эту книгу, она отобразила время. Я всегда с особым интересом вчитывался в те строки, которые так скупо проступали в "Трех товарищах", где описывалась немецкая инфляция, когда зарплату выдавали каждый день, потому что после ежедневного объявления нового курса доллара она реально обесценивалась. Что же сдерживает доллар в воскресенье? Да потому что биржа закрыта!
Дикое и ужасное время, кто его не помнит и у нас, когда продукты питания приобретали настоящую ценность, а настоящим королем становился крестьянин-животновод, а мечтой - хорошо прожаренный кусок мяса. Книга помогала сравнивать действительность нашу и немецкую (теперь уже столетней давности).
Что я еще люблю в "Черном обелиске", да и во всем творчестве Ремарка, так это послевоенные будни потерянного поколения. Произведения этого писателя, как я понимаю, в своем большинстве являются отображением его собственной жизни. Ремарк действительно работал в похоронной конторе и играл на органе в клинике для душевнобольных. Поэтому "Черный обелиск" можно хронологически считать предысторией "Трех товарищей".
По произведению я вижу, что писано оно уже зрелым мастером. Невольно сравнивая его с короткими предложениями "Трех товарищей", понимаю, что на ниве мировой литературы писатель ушел довольно далеко. Но что-то было утеряно. Может какой-то наивный задор, хотя "Черный обелиск" тоже обрамлен множеством крылатых фраз и фирменным ремарковским юмором. Но я люблю эту книгу, люблю ее даже больше, чем щемящие обыденным ужасом произведения автора о войне или наводящие гипотоническую грусть книги об эмиграции.
Ремарка я вообще считаю нашим парнем, который при общем, довольно циническом восприятии этого мира смог остаться непотопляемым романтиком, а, обладая неиссякаемыми запасами довольно черного юмора, имел душу, широкую и необъятную. Здесь даже можно назвать его благородным.
Действительно, что такое, в "Черном обелиске" образ Изабеллы, пациентки дома для умалишенных? Это тот же самый князь Мышкин, единственный в своем роде, умеющий говорить людям неудобную правду. Не сумасшедшие ли мы сами, если не можем позволить себе быть сами собой. Как часто мы меняем облик в зависимости от ситуации, невольно или умышленно обманываем других людей, близких, собственную совесть.
"Черный обелиск" очень разноплановый и мне всегда довольно трудно было уловить главный его смысл. Наверное, книга о настоящих людях. Которые смотрят на нас исключительно с книжных страниц или улыбаются нам улыбками киноактеров, подчиняясь режиссерскому замыслу или, того хуже, замыслу режиссерских хозяев.
Рекомендовать "Черный обелиск" Ремарка возможно кому угодно, когда угодно. Как и практически любое его произведение. Многих авторов детства порою хочется высадить на символический остров, чтобы не чернить собственные светлые воспоминания о них. Но на Ремарка все это не распространяется. Лет тридцать уже прошло, когда я впервые (еще пионером) потянулся за потрепанным томиком его первой книги во взрослый шкаф. Но я все еще мысленно там, в этом шкафу.
Аудиовариант читает Евгений Терновский. Мне этого вполне достаточно, но есть и альтернативный вариант с неким Всеволодом Кузнецовым.
Общее впечатление | Черный обелиск Ремарка |
Моя оценка | |
Рекомендую друзьям | ДА |
Комментарии к отзыву38
Так же полюблю его или так же останется не понят?