Отзыв: Выставка ледовых скульптур "Удмуртский лед" (Россия, Ижевск) - Разбираем поэтапно процесс изготовления ледяных скульптур. Видеоурок прилагается.
Достоинства: Можно самому наблюдать процесс создания, много фотозон, площадку перенесли поближе к остановкам, есть вечерняя подсветка, тут же проводятся концерты, красивый закат
Недостатки: Потепление сокращает срок жизни ледовых скульптур, холодный ветер
Машу Соловатову знаю около 6 лет, и была просто удивлена, когда узнала, что она, обаятельная, стройная дама - скульптор по металлу. А в 2018 году, когда объявили первый в Удмуртии ледовый фестиваль, узнала, что она режет скульптуры еще и изо льда. Тогда и напросилась посмотреть за происходящим процессом. В этом году фестиваль начался 2 февраля, а пришла я смотреть процесс работы 6 числа, когда уже что-то стало вырисовываться. Хочу рассказать об этапах изготовления произведений ледового искусства.
1. Администрация республики объявляет сроки проведения очередного фестиваля. Обычно это было в январе - начале февраля. Приглашаются к участию команды лучших опытных резчиков с разных регионов России. Скульпторы получают за участие некую стипендию. В этом сезоне конкурс носит тему - "Врата в будущее".
2. Команды готовят эскизы своих работ. Они могут быть нарисованы, могут быть выполнены в 3D формате - всё на усмотрение художников. Например, эскиз с кистью руки рисовался с руки Марии, чтобы соблюсти реальные пропорции.
3. Каждый сезон специальная бригада, делая пробы, подыскивает самый качественный лёд в ближайших водоемах. Материал должен быть чистый, прозрачный. Именно в прудах и озёрах с песчаным дном можно найти подходящие заготовки. Нарезка льда бывает механизированная, когда используются специально изготовленное оборудование. Но у нас в Ижевске используется ручная подготовка с помощью бензопил. Подъемник укладывает плиты и блоки в грузовик и отвозит на место, где будут работать резчики. У нас в городе есть огромный пруд, и часто используется именно этот лёд.
4. Структура ледяных плит бывает разная. Они бывают полностью прозрачные, а могут быть с прослойкой белого льда - называется она "сало". Снег, попадая на поверхность водоема и смачиваясь водой, уплотняется, застывает и превращается в белый лёд. По свойствам оно более мягкое, рыхлое. Если у художника есть задумка выделить какие-то элементы белым цветом, то используют как раз сало.
5. Лёд должен быть толстым (не менее 20 см), прозрачным, не иметь оттенков, без пузырьков, посторонних включений. В этот раз мастерам попала льдина с маленькой золотой рыбкой. Решили установить это чудо на почетном месте выставочной площадки.
6. Ледяные блоки нарезают цепной пилой на нужные размеры и начинают складывать друг на друга. Используют уровень, чтобы обеспечить максимальную устойчивость.
7. На площадке дежурит машина с запасным льдом. Подъемник в любой момент поможет переместить, поднять блок или готовую часть скульптуры.
8. Чтобы блоки лежали плотно, предварительно выравнивают поверхность тёрками. Этот инструмент резчики делают на своё усмотрение. Толстая фанера, саморезы по дереву, 1 или 2 ручки.
9. У плотников есть метод сплачивания двух досок: после плотного соединения двух брусков или досок делают один или несколько полных пропилов в месте соединения. Волшебным способом бруски идеально состыковываются. Так же поступают и с ледяными блоками.
10. Места соединений нужно склеить. Применяют мокрый снег, в крупные щели вливают воду кружками, ковшиками, а в мелкие впрыскивают струйки из шприцов и спринцовок.
11. Чем более гладкий и ровный лёд, тем менее заметно место склейки. Только утюг поможет добиться идеального качества. Его также можно применить для финишной отделки ровной поверхности, чтобы было максимально прозрачно. Алюминиевую пластину накладывают на ровную поверхность и нагревают утюгом. Лёд тает, пластину быстро убирают и склеивают с другим блоком.
12. Художник наносит разметку на блоки льда согласно эскиза. Используют маркеры, цветные краски. Маше я давала просроченную пигментную пасту Тиккурила, которая используется в колор-студиях для колеровки красок. Ей очень понравилась она из-за высокой концентрации. Правда цветная разметка испачкала одежду и уже не отстиралась.
13. По нанесенному эскизу с помощью стамесок убирают лёд слой за слоем. Движение должны быть отточены - это же не пластилин, заплатку не приделаешь, если снимешь случайно лишнее.
14. Стамески просто так не купить. Все они изготавливаются специалистами из особой стали. Необходимую форму и размер заказывает сам резчик. Хранить, перевозить нужно в специальной упаковке, чтобы лезвия не прикасались друг к другу и не тупились. Пользоваться нужно очень осторожно - случайное прикосновение к лезвию ведёт к порезам кожи и одежды.
15. Грубая отделка выполняется цепными пилами, которые предоставляет постоянный спонсор ледовых фестивалей. Компания Гуран уже 7 лет выделяет бесплатно любую технику для проведения разных фестивалей ледяных и деревянных скульптур. Но некоторые команды работают своим инструментом.
Я заметила, что только профессиональный инструмент известных производителей используется в работе. Нагрузка и погодные условия диктует такие требования.
Скруглённые поверхности удобно выводить угло-шлифовальной машинкой с лепестковым кругом.
Дрели со специальными насадками тоже пригодятся - можно высверливать отверстия разной формы, например, конусы.
Для одной из скульптур нужны были одинаковые ледяные палочки. Использовали их для изображения ДНК. Мастер придумал оснастку и сделал из обычной дрели токарный станочек. Браво!
16. Резьбу по льду начинают с верхней части заготовки и постепенно спускаются вниз. Эта команда использовала как образец макет из пластилина.
Я с интересом наблюдала за хирургической операцией "пришивания мизинцев".
17. Заключительный этап - выведение рельефа делается японской пилкой - тонкий ножик с зубчатым краем. Она придает матовость поверхности.
18. Теперь смотрим, что было в последний день работы команды резчиков...
... и что увидели жители города, когда работа была закончена.
Организована подсветка площадки и скульптур, можно любоваться круглосуточно. И в солнечный день, и на закате лёд играет и искрится.
Всего было создано 13 скульптур, работало почти 40 человек. И выложу фотографии работ, которые мне наиболее понравились. Напомню тему - "Врата в будущее". Видно, что каждый художник заложил свой замысел и трактовку.
Особенно понравилась идея этих мастеров: сейчас люди заводят диковинку - механических питомцев, а в будущем роботы будут ценить именно живых существ.
А в этой работе отражена борьба добра и зла. Лодка проплывает через ворота, а ангел и демон усиленно гребут каждый в своём направлении.
Работа со льдом сложная и требует выносливости. В день моего визита 6 февраля был жуткий пронизывающий ветер. Скульптуры меняли свою геометрию потому, что происходил обдув ветром. Ребята были с заледеневшими усами, бородами, очками. Балаклавы не спасали. Маша перед работой на холоде наносит 3 слоя крема: увлажняющий, питательный и в конце жирный. Хорошо, что есть бытовки тёплые, где можно покушать, попить горячий чай. Вечером проходит культурная программа: многие ребята творческие во всех планах и выступают с музыкой и песнями. Богема )))
У нас в четверг 5 февраля было +3 и лил дождь. Через 2 дня было -20. Дождь обтаял (профессиональный термин резчиков по льду) некоторые тонкие элементы скульптур, но не очень критично, все они выстояли. Был год, когда рухнуло самое красивое ажурное творение, которым все восхищались.
Предлагаю к просмотру репортаж с самого первого ледового фестиваля, который был в феврале 2018 года на берегу Ижевского пруда. Я снимала основные процессы создания сказочных композиций, а помогала мне единственная в Удмуртии женщина-скульптор по металлу и льду Мария Соловатова. Именно она создала много арт-объектов, в том числе восстанавливала с помощью грунтовки Тиккурила Ростекс Супер нашу достопримечательность - статую Лося.
1. Администрация республики объявляет сроки проведения очередного фестиваля. Обычно это было в январе - начале февраля. Приглашаются к участию команды лучших опытных резчиков с разных регионов России. Скульпторы получают за участие некую стипендию. В этом сезоне конкурс носит тему - "Врата в будущее".
2. Команды готовят эскизы своих работ. Они могут быть нарисованы, могут быть выполнены в 3D формате - всё на усмотрение художников. Например, эскиз с кистью руки рисовался с руки Марии, чтобы соблюсти реальные пропорции.
3. Каждый сезон специальная бригада, делая пробы, подыскивает самый качественный лёд в ближайших водоемах. Материал должен быть чистый, прозрачный. Именно в прудах и озёрах с песчаным дном можно найти подходящие заготовки. Нарезка льда бывает механизированная, когда используются специально изготовленное оборудование. Но у нас в Ижевске используется ручная подготовка с помощью бензопил. Подъемник укладывает плиты и блоки в грузовик и отвозит на место, где будут работать резчики. У нас в городе есть огромный пруд, и часто используется именно этот лёд.
4. Структура ледяных плит бывает разная. Они бывают полностью прозрачные, а могут быть с прослойкой белого льда - называется она "сало". Снег, попадая на поверхность водоема и смачиваясь водой, уплотняется, застывает и превращается в белый лёд. По свойствам оно более мягкое, рыхлое. Если у художника есть задумка выделить какие-то элементы белым цветом, то используют как раз сало.
5. Лёд должен быть толстым (не менее 20 см), прозрачным, не иметь оттенков, без пузырьков, посторонних включений. В этот раз мастерам попала льдина с маленькой золотой рыбкой. Решили установить это чудо на почетном месте выставочной площадки.
6. Ледяные блоки нарезают цепной пилой на нужные размеры и начинают складывать друг на друга. Используют уровень, чтобы обеспечить максимальную устойчивость.
7. На площадке дежурит машина с запасным льдом. Подъемник в любой момент поможет переместить, поднять блок или готовую часть скульптуры.
8. Чтобы блоки лежали плотно, предварительно выравнивают поверхность тёрками. Этот инструмент резчики делают на своё усмотрение. Толстая фанера, саморезы по дереву, 1 или 2 ручки.
9. У плотников есть метод сплачивания двух досок: после плотного соединения двух брусков или досок делают один или несколько полных пропилов в месте соединения. Волшебным способом бруски идеально состыковываются. Так же поступают и с ледяными блоками.
10. Места соединений нужно склеить. Применяют мокрый снег, в крупные щели вливают воду кружками, ковшиками, а в мелкие впрыскивают струйки из шприцов и спринцовок.
11. Чем более гладкий и ровный лёд, тем менее заметно место склейки. Только утюг поможет добиться идеального качества. Его также можно применить для финишной отделки ровной поверхности, чтобы было максимально прозрачно. Алюминиевую пластину накладывают на ровную поверхность и нагревают утюгом. Лёд тает, пластину быстро убирают и склеивают с другим блоком.
12. Художник наносит разметку на блоки льда согласно эскиза. Используют маркеры, цветные краски. Маше я давала просроченную пигментную пасту Тиккурила, которая используется в колор-студиях для колеровки красок. Ей очень понравилась она из-за высокой концентрации. Правда цветная разметка испачкала одежду и уже не отстиралась.
13. По нанесенному эскизу с помощью стамесок убирают лёд слой за слоем. Движение должны быть отточены - это же не пластилин, заплатку не приделаешь, если снимешь случайно лишнее.
14. Стамески просто так не купить. Все они изготавливаются специалистами из особой стали. Необходимую форму и размер заказывает сам резчик. Хранить, перевозить нужно в специальной упаковке, чтобы лезвия не прикасались друг к другу и не тупились. Пользоваться нужно очень осторожно - случайное прикосновение к лезвию ведёт к порезам кожи и одежды.
15. Грубая отделка выполняется цепными пилами, которые предоставляет постоянный спонсор ледовых фестивалей. Компания Гуран уже 7 лет выделяет бесплатно любую технику для проведения разных фестивалей ледяных и деревянных скульптур. Но некоторые команды работают своим инструментом.
Я заметила, что только профессиональный инструмент известных производителей используется в работе. Нагрузка и погодные условия диктует такие требования.
Скруглённые поверхности удобно выводить угло-шлифовальной машинкой с лепестковым кругом.
Дрели со специальными насадками тоже пригодятся - можно высверливать отверстия разной формы, например, конусы.
Для одной из скульптур нужны были одинаковые ледяные палочки. Использовали их для изображения ДНК. Мастер придумал оснастку и сделал из обычной дрели токарный станочек. Браво!
16. Резьбу по льду начинают с верхней части заготовки и постепенно спускаются вниз. Эта команда использовала как образец макет из пластилина.
Я с интересом наблюдала за хирургической операцией "пришивания мизинцев".
17. Заключительный этап - выведение рельефа делается японской пилкой - тонкий ножик с зубчатым краем. Она придает матовость поверхности.
18. Теперь смотрим, что было в последний день работы команды резчиков...
... и что увидели жители города, когда работа была закончена.
Организована подсветка площадки и скульптур, можно любоваться круглосуточно. И в солнечный день, и на закате лёд играет и искрится.
Всего было создано 13 скульптур, работало почти 40 человек. И выложу фотографии работ, которые мне наиболее понравились. Напомню тему - "Врата в будущее". Видно, что каждый художник заложил свой замысел и трактовку.
Особенно понравилась идея этих мастеров: сейчас люди заводят диковинку - механических питомцев, а в будущем роботы будут ценить именно живых существ.
А в этой работе отражена борьба добра и зла. Лодка проплывает через ворота, а ангел и демон усиленно гребут каждый в своём направлении.
Работа со льдом сложная и требует выносливости. В день моего визита 6 февраля был жуткий пронизывающий ветер. Скульптуры меняли свою геометрию потому, что происходил обдув ветром. Ребята были с заледеневшими усами, бородами, очками. Балаклавы не спасали. Маша перед работой на холоде наносит 3 слоя крема: увлажняющий, питательный и в конце жирный. Хорошо, что есть бытовки тёплые, где можно покушать, попить горячий чай. Вечером проходит культурная программа: многие ребята творческие во всех планах и выступают с музыкой и песнями. Богема )))
У нас в четверг 5 февраля было +3 и лил дождь. Через 2 дня было -20. Дождь обтаял (профессиональный термин резчиков по льду) некоторые тонкие элементы скульптур, но не очень критично, все они выстояли. Был год, когда рухнуло самое красивое ажурное творение, которым все восхищались.
Предлагаю к просмотру репортаж с самого первого ледового фестиваля, который был в феврале 2018 года на берегу Ижевского пруда. Я снимала основные процессы создания сказочных композиций, а помогала мне единственная в Удмуртии женщина-скульптор по металлу и льду Мария Соловатова. Именно она создала много арт-объектов, в том числе восстанавливала с помощью грунтовки Тиккурила Ростекс Супер нашу достопримечательность - статую Лося.
Время использования | 4 года |
Год посещения | 2021 |
Страна | Россия |
Регион (край, область, штат) | Удмуртская Республика |
Район | городской округ Ижевск |
Город или поселок | Ижевск |
Общее впечатление | Разбираем поэтапно процесс изготовления ледяных скульптур. Видеоурок прилагается. |
Моя оценка | |
Рекомендую друзьям | ДА |
Комментарии к отзыву3
С рыбкой - вообще круть получилось!!!!