Отзыв: Фильм "Сталкер" (1979) - "Что толку от ваших знаний? Чья совесть от них заболит?"
Достоинства: Режиссер Андрей Тарковский. Александр Кайдановский.
Недостатки: Фильм не для просмотра.
Священный грааль советского кино в виде фильма "Сталкер" таков, что слава о нем всегда бежала впереди тройки запряженный лошадей. Имя которым Андрей Тарковский и братья Стругацкие. Благо, сам в ту пору я бывал еще слишком мал, чтобы всерьез задумываться о подобном кино, но с режиссером у меня по времени более-менее все сложилось. Обычно я довольно хорошо понимаю, что именно хотел сказать Тарковский. В этом, правда, никакой личной заслуги не бывает, одно лишь врожденное свойство характера. Например, я тоже проявляю занудные качества.
Еще существует невообразимое количество историй советского разлива по поводу этого фильма. Люди плакали, оттого, что не понимают происходящего на экране. Нужно ли говорить, что при подобном раскладе я подошел к просмотру фильма очень ответственно. Набрался всякого опыта, прочитал "Пикник на обочине" и только после этого покусился на "Сталкера".
И здесь есть некий волшебный момент, который предлагается зрителю вместе с ощущением времени. Он для меня самый сложный, не только в "Сталкере", во всем творчестве Тарковского. Это я с помощью логики здраво рассудил, что нечто от меня ускользает, если бы это было также по иным категориям восприятия. Собственно, мне понятны сомнения людей по поводу того, что фильм является чистым постмодерном, можешь сам придумать что угодно, но логическая часть здесь ясная и безупречная. Основа же при этом иррациональная, поэтому можно в ней копаться с собственными обоснованиями сколько угодно. Балабанов тоже снял свой "Сталкер", сделал его попроще и завершил им собственную карьеру.
Кайдановский, конечно, прекрасен, я до сих пор с удивлением наблюдаю этот его странный разнокалиберный спектр самых разных ролей. Сюжет же ко мне всякий раз возвращается с улыбкой Кафки, есть некоторая связь, а я всегда был уверен, что трезвый разум всегда находится в основе кажущегося абсурда. Кризис творчества знаком многим, если он местечковый и выражается в нежелании писать отзывы, то представьте его масштабы, если он касается, как минимум, всей жизни.
В общем, не буду писать о бессмысленном, вере, философии "Сталкера", этого слишком много и ему нет конца. Фильм исключительно для тех, у кого есть в нем потребность. Когда наступит этот момент, если вы еще не смотрели "Сталкер", вы это поймете. Что касается времени, то, обратите внимание, у Тарковского абсолютно всегда все фильмы имеют историческую привязку. "Сталкер" не может быть исключением.
Еще существует невообразимое количество историй советского разлива по поводу этого фильма. Люди плакали, оттого, что не понимают происходящего на экране. Нужно ли говорить, что при подобном раскладе я подошел к просмотру фильма очень ответственно. Набрался всякого опыта, прочитал "Пикник на обочине" и только после этого покусился на "Сталкера".
И здесь есть некий волшебный момент, который предлагается зрителю вместе с ощущением времени. Он для меня самый сложный, не только в "Сталкере", во всем творчестве Тарковского. Это я с помощью логики здраво рассудил, что нечто от меня ускользает, если бы это было также по иным категориям восприятия. Собственно, мне понятны сомнения людей по поводу того, что фильм является чистым постмодерном, можешь сам придумать что угодно, но логическая часть здесь ясная и безупречная. Основа же при этом иррациональная, поэтому можно в ней копаться с собственными обоснованиями сколько угодно. Балабанов тоже снял свой "Сталкер", сделал его попроще и завершил им собственную карьеру.
Кайдановский, конечно, прекрасен, я до сих пор с удивлением наблюдаю этот его странный разнокалиберный спектр самых разных ролей. Сюжет же ко мне всякий раз возвращается с улыбкой Кафки, есть некоторая связь, а я всегда был уверен, что трезвый разум всегда находится в основе кажущегося абсурда. Кризис творчества знаком многим, если он местечковый и выражается в нежелании писать отзывы, то представьте его масштабы, если он касается, как минимум, всей жизни.
В общем, не буду писать о бессмысленном, вере, философии "Сталкера", этого слишком много и ему нет конца. Фильм исключительно для тех, у кого есть в нем потребность. Когда наступит этот момент, если вы еще не смотрели "Сталкер", вы это поймете. Что касается времени, то, обратите внимание, у Тарковского абсолютно всегда все фильмы имеют историческую привязку. "Сталкер" не может быть исключением.
Общее впечатление | "Что толку от ваших знаний? Чья совесть от них заболит?" |
Моя оценка | |
Рекомендую друзьям | ДА |
Комментарии к отзыву26
Сложно и мрачно.
Да, таки занудно.
Но я люблю Стругацких. И до фильма читала Пикник. Так-то мало общего, но хотя бы отчасти поясняет Тарковского)