Отзыв: Выставка "Игорь Грабарь" в корпусе Бенуа Русского музея (Россия, Санкт-Петербург) - Много неизвестных картин из музеев страны и частных собраний
Достоинства: Яркая панорама творческого наследия художника
Недостатки: нет
Доброго времени суток, дорогие друзья!
В Русском музее в корпусе Бенуа проходит выставка, посвященная 150 -летию со дня рождения И. Э. Грабаря. Вот такой портрет художника кисти Ф. Малявина (1895) встречает посетителей.
Я знала совсем мало живописных работ И. Э. Грабаря, его имя мне было больше известно, как знатока русского искусства и одного из самых искусных реставраторов. На выставку собрали картины художника из музеев Москвы, Казани, Нижнего Новгорода, Твери, Ярославля, Вологды, Чебоксар, Серпухова, Егорьевска и частных коллекций. Получилась яркая панорама творчества Грабаря на всем протяжении его жизни. Она дает представление о любимых жанрах художника и его неповторимом живописном почерке. Выставка позволила увидеть неизвестные шедевры мастера. Картины И. Э. Грабаря отличаются яркостью и насыщенностью красок, талантливым изображением солнечного света, жизнерадостным мироощущением, они излучают оптимизм.
Любимые жанры художника: пейзаж, натюрморт, портрет. Казалось бы трудно сказать в них что-то новое, особенно, если изобразительный язык, которым пользуется художник, в целом, довольно традиционный. Но И. Э. Грабарю удается ярко проявить свою индивидуальность, сказать свое неповторимое слово в изображении красоты окружающего мира.
НАТЮРМОРТЫ. Любимые композиции художника:
1. С фруктами. Это яблоки и груши. Первые два натюрморта - более ранние по времени - 1900 и 1907.
Следующие - более поздние ( 1915 и 1922). На мой взгляд - это высший класс!
2. Часто художник рисует цветы. Грабарь очень любит Дельфиниумы, на выставке три картины с их изображением, написанные в разные годы.
Мне очень понравилась композиция с цветами на рояле. "Сирень и незабудки". 1906. Художественный музей, Ярославль. Это натюрморт в интерьере. Изысканная работа!
"Георгины" (1937) и "Колокольчики и ромашки" (1923). Чудесные картины !
Не знаю, как называются эти роскошные белые цветы. которые заняли все пространство картины. Автор дал название "В утренней росе" 1907. Русский музей.
2. ПОРТРЕТЫ. Ранние: "Портрет священника" ( 1886) и "Женщина в красном" ( 1898)
Более поздние. Картина называется "Васильки". 1915. Но вообще говоря, это двойной портрет сестер Мещериных - Валентины ( ближе к зрителю) и Марии. Любовь к синему цвету проявилась даже в названии картины, художник делает акцент на названии цветов, а не на именах изображенных женщин.
Портрет К. Д. Медовой (1932) необычен своей горизонтальной композицией. Художник создал образ привлекательной, жизнерадостной женщины, ее лицо светится счастьем.
"Светлана". 1933. Кажется, именно в эти годы в печати появилось стихотворение С. Михалкова с таким же названием, с которого началась его успешная карьера. Светлана - имя дочери Сталина, но кто изображен на портрете - неизвестно.
Портреты сына ( 1935) и дочери (1934). Оба - Третьяковская галерея.
Автопортрет с палитрой ( в белом халате). 1934.
Портреты первой жены - Мещериной В. М. ( 1931 -1947) и второй жены - Мещериной М. М. ( 1931 )
Замечательный портрет Народной артистки СССР знаменитой арфистки В. Г. Дуловой. 1935. Предметы интерьера ( скорей всего - это артистическая) и роскошный наряд модели ( золотые туфельки, концертное платье и меховой жакет) подчеркивают ее элитарный статус и являются прекрасным обрамлением для женщины с ангельским лицом и некоторой робостью во взгляде. Образ получился нежным и трогательным.
Портрет композитора С. С. Прокофьева за работой над оперой "Война и мир". 1941.
Народная артистка Грузинской ССР Т. И. Цицишвили.1942. Перед нами восточная красавица, кажется, что она обладает волевым характером. Художник создал композицию, которая привлекает наше внимание не только к выразительному лицу модели, но и к ее изящной кисти с длинными пальцами. В этом портрете, на мой взгляд, Грабарь демонстрирует потрясающее чувство колорита. Бордовый, сиреневый, черный и голубой ( брошка) являются прекрасным фоном для изображения актрисы.
3. ПЕЙЗАЖИ.
Коллеги говорили Игорю Эммануиловичу, что зря он увлекся пейзажем, т. к. жанр уже исчерпал себя и после Левитана невозможно написать что-то оригинальное, но художник своими работами опровергает это мнение. Его пейзажи обладают своей неповторимой выразительностью. Их можно разделить на группы.
1. Уютные уголки загородных усадеб и дач, пронизанные солнечным светом.
"У пруда. Ольгово". 1921. Собрание М. Ш. Чалабиева. Москва.
"Старый дом в Ольгово" ( Усадьба Апраксиных). 1921. Собрание Н. А. Мишина. Москва.
2. Пейзажи, включающие городскую архитектуру.
"Московский двор в снегу". 1930. Русский музей.
"Серый день. Проходной двор в Замоскворечье".1941. Третьяковская галерея.
Даже такие мало привлекательные объекты, как крыши и фабричные здания могут стать содержанием картины. " Крыша со снегом" .1889. Третьяковская галерея.
"Фабрика Якунчиковых в Наре".1901. Государственный художественный музей. Нижний Новгород. Этот пейзаж своим содержанием и мрачноватым колоритом предвосхищает картины русских и зарубежных футуристов, которые обращались к изображению промышленных объектов - порождений технологической революции. Для Грабаря это полотно нетипично своей сумрачностью и выбором ночного времени суток. Интересен выбор ракурса, который позволил запечатлеть большой по размерам городской пейзаж.
3. Деревенские пейзажи и первозданная природа.
"Морозный день".1907. Дворец Конгрессов (Константиновский дворец). Санкт-Петербург.
"Последний снег".1931. Третьяковская галерея. /"Разъяснивается".1928. Русский музей.
Две картины ниже заставляют вспомнить такое направление в живописи, как пуантилизм, когда изображение создается точечным нанесением красок на холст. На этих картинах возникает эффект мозаики и дрожания воздушной среды.
"Березовая роща" 1907-1908. Частное собрание.
"Осень. Рябинка и березы." 1906. Государственный художественный музей. Нижний Новгород.
Березы и рябина - любимые деревья Грабаря. Они неоднократно появляются на его полотнах. "Березовая балка в клевере". 1917. Областная картинная галерея. Вологда.
"Осень. Рябинка." 1915. Третьяковская галерея.
Пейзажи 1940 и 1954. Оба - Третьяковская галерея.
Особенно часто обращается художник к изображению зимнего пейзажа. Нередко возникает ощущение, что художник рисует одну и ту же местность, но показывает, как она выглядит в разное время суток, в разную погоду и сезон года. Этот подход напоминает опыты импрессиониста Клода Моне, прославившегося своими сериями картин: "Кувшинки", "Руанский собор", "Стога сена". Грабарь многократно рисует белую русскую зиму. Он создает монохромные зимние пейзажи, в которых, использует разные оттенки белого цвета как для общей композиции, так и для ее деталей. В написании монохромных картин художник, на мой взгляд, достигает поразительного мастерства.
"Косые лучи" 1941. Третьяковская галерея.
"Восход солнца" 1941. Третьяковская галерея.
"Роскошный иней" из сюиты "День инея" 1941. Русский музей.
"Иней. Палевые лучи".1945. Государственный художественный музей. Нижний Новгород.
"Иней. Палевые лучи". 1945. Государственный художественный музей. Нижний Новгород.
"Иней" 1952. Государственный историко - художественный и литературный музей - заповедник "Абрамцево"
На выставке есть пара монохромных пейзажей, выполненных в оттенках зеленого цвета.
"Заводь". 1930. Русский музей.
Мне особенно понравился этот таинственный пейзаж. Кажется, художник написал ТИШИНУ! "На даче ( Пруд в Узком)". 1956. Государственный историко - художественный и литературный музей - заповедник "Абрамцево".
В летних пейзажах Грабаря также чувствуется близость к творческим идеям импрессионистов: передать затейливую игру света в солнечный день - трудная и увлекательная задача для талантливого художника. Ниже две великолепные картины.
"Утренний чай в аллее". 1917. Государственный музей изобразительных искусств республики Татарстан. Казань.
"Под березами" 1904. На картине изображены дети близкого друга И. Грабаря - художника Михаила Васильевича Мещерина: Валентина, Мария и Василий. В имении Мещерина художник проживал в летнее время в течение многих лет. Окружающая природа восхищала И. Э. Грабаря своей красотой и многие свои картины он написал в этих местах. Обратите внимание, художник не прорисовывает лица детей и даже очертания их одежды размыты. Картина из собрания семьи Карисаловых ( Москва).
ХУДОЖНИК И ЕГО ВРЕМЯ. Большой период жизни и творчества И. Э. Грабаря совпал с эпохой Советской власти. Как же ему удалось получить ее признание - он академик, профессор, основатель и руководитель реставрационных мастерских, - наверное он, как и его коллеги, вынужден был писать картины, соответствующие большевистской идеологии ? На выставке присутствуют несколько картин, которые можно отнести к изображению художником социалистической России и ее героев, но мастеру удалось создать интересные работы и обойтись без ложного пафоса и фальши.
Ленинская тема решена без броневика и выступлений перед народными массами.
"В. И. Ленин у прямого провода" .1927-1933. Картина из собрания Государственного исторического музея ( Москва). Кажется, что художник зафиксировал реальную ситуацию, картина похожа на кинокадр из фильма.
"Дом в местечке Пронино, где жил в летние месяцы В. И. Ленин".1936. Государственный Центральный музей политической истории России ( Москва). Перед нами деревенский пейзаж.
Колхозная тема. "Тракторная вспашка в совхозе "Герольд" 1930. Частное собрание. Название, соответствует политике власти по организации коллективного ведения сельского хозяйства с применением современной техники, но картина фактически является пейзажем, в котором чувствуется восхищение художника бескрайними русскими просторами.
Тема индустриализации. "Волхострой в белую ночь".1927. Государственный Центральный музей политической истории России ( Москва). Вновь пейзаж, но промышленный и с изображением бурлящей воды, а для художника - это интересный опыт на проверку профессионального мастерства. Кажется, слышишь шум покоренной человеком водной стихии.
Герои советской эпохи. Портрет летчика Михаила Васильевича Водопьянова, участника спасения экипажа парохода "Челюскин". 1935. Третьяковская галерея. На мой взгляд, довольно традиционный официальный портрет, но, наверное, для того времени такой портрет лучше, чем черно-белая фотография.
На выставке посетителям напоминают о научных трудах Игоря Эммануиловича. В шкафу многотомное исследование - "История русской культуры".
В витринах монографии, посвященные И. Левитану и В. Серову, а за 2-хтомную монографию о И. Е. Репине художник был удостоен Сталинской Премии ( 1941).
Ниже - статья просветительского характера. Игорь Эммануилович занимался изучением памятников древне-русского искусства Севера, для чего выезжал в экспедиции. Также он был исследователем и знатоком русской иконописи и предпринимал серьезные усилия по ее сохранности и реставрации.
На выставке можно узнать о своеобразной революции в музейной практике, которую совершил И. Э. Грабарь в период своего руководства Третьяковской галереей. При нем изменили ковровый принцип развески картин, который мешал восприятию индивидуальной выразительности каждой работы. На смену ей пришли историко - хронологический и монографический принципы экспонирования. Эти принципы были новаторскими и поначалу не все оценили их преимущества. Но сегодня они стали общепринятой традицией в наших отечественных музеях.
Заканчиваю рассказ о выставке картиной "Автопортрет в шубе" 1947.
Выставка очень понравилась, она представила мастерство художника во всем его богатстве и разнообразии. Я значительно расширила свои знания о творчестве И. Э. Грабаря и по достоинству оценила масштаб его дарования. Его мастерство напомнило мне работы И. Е. Репина, возможно, это не случайно - в Академии художеств Грабарь был его учеником. К сожалению, отзыв не смог вместить фотографии всех понравившихся и представленных на выставке картин. Хочется выразить благодарность сотрудникам музея за огромную работу по организации прекрасной юбилейной выставки.
Советую любителям живописи посетить выставку, неизвестно, когда еще картины И. Э. Грабаря в таком объеме и такого качества доведется увидеть одномоментно.
На выставке демонстрируется документальный фильм "Картины жизни Игоря Грабаря", его можно найти на канале Yuo tube.
Льготные билеты продаются в кассе, документы на льготы нужно предъявить.
Спасибо всем читателям за внимание к отзыву и до новых встреч!
В Русском музее в корпусе Бенуа проходит выставка, посвященная 150 -летию со дня рождения И. Э. Грабаря. Вот такой портрет художника кисти Ф. Малявина (1895) встречает посетителей.
Я знала совсем мало живописных работ И. Э. Грабаря, его имя мне было больше известно, как знатока русского искусства и одного из самых искусных реставраторов. На выставку собрали картины художника из музеев Москвы, Казани, Нижнего Новгорода, Твери, Ярославля, Вологды, Чебоксар, Серпухова, Егорьевска и частных коллекций. Получилась яркая панорама творчества Грабаря на всем протяжении его жизни. Она дает представление о любимых жанрах художника и его неповторимом живописном почерке. Выставка позволила увидеть неизвестные шедевры мастера. Картины И. Э. Грабаря отличаются яркостью и насыщенностью красок, талантливым изображением солнечного света, жизнерадостным мироощущением, они излучают оптимизм.
Любимые жанры художника: пейзаж, натюрморт, портрет. Казалось бы трудно сказать в них что-то новое, особенно, если изобразительный язык, которым пользуется художник, в целом, довольно традиционный. Но И. Э. Грабарю удается ярко проявить свою индивидуальность, сказать свое неповторимое слово в изображении красоты окружающего мира.
НАТЮРМОРТЫ. Любимые композиции художника:
1. С фруктами. Это яблоки и груши. Первые два натюрморта - более ранние по времени - 1900 и 1907.
Следующие - более поздние ( 1915 и 1922). На мой взгляд - это высший класс!
2. Часто художник рисует цветы. Грабарь очень любит Дельфиниумы, на выставке три картины с их изображением, написанные в разные годы.
Мне очень понравилась композиция с цветами на рояле. "Сирень и незабудки". 1906. Художественный музей, Ярославль. Это натюрморт в интерьере. Изысканная работа!
"Георгины" (1937) и "Колокольчики и ромашки" (1923). Чудесные картины !
Не знаю, как называются эти роскошные белые цветы. которые заняли все пространство картины. Автор дал название "В утренней росе" 1907. Русский музей.
2. ПОРТРЕТЫ. Ранние: "Портрет священника" ( 1886) и "Женщина в красном" ( 1898)
Более поздние. Картина называется "Васильки". 1915. Но вообще говоря, это двойной портрет сестер Мещериных - Валентины ( ближе к зрителю) и Марии. Любовь к синему цвету проявилась даже в названии картины, художник делает акцент на названии цветов, а не на именах изображенных женщин.
Портрет К. Д. Медовой (1932) необычен своей горизонтальной композицией. Художник создал образ привлекательной, жизнерадостной женщины, ее лицо светится счастьем.
"Светлана". 1933. Кажется, именно в эти годы в печати появилось стихотворение С. Михалкова с таким же названием, с которого началась его успешная карьера. Светлана - имя дочери Сталина, но кто изображен на портрете - неизвестно.
Портреты сына ( 1935) и дочери (1934). Оба - Третьяковская галерея.
Автопортрет с палитрой ( в белом халате). 1934.
Портреты первой жены - Мещериной В. М. ( 1931 -1947) и второй жены - Мещериной М. М. ( 1931 )
Замечательный портрет Народной артистки СССР знаменитой арфистки В. Г. Дуловой. 1935. Предметы интерьера ( скорей всего - это артистическая) и роскошный наряд модели ( золотые туфельки, концертное платье и меховой жакет) подчеркивают ее элитарный статус и являются прекрасным обрамлением для женщины с ангельским лицом и некоторой робостью во взгляде. Образ получился нежным и трогательным.
Портрет композитора С. С. Прокофьева за работой над оперой "Война и мир". 1941.
Народная артистка Грузинской ССР Т. И. Цицишвили.1942. Перед нами восточная красавица, кажется, что она обладает волевым характером. Художник создал композицию, которая привлекает наше внимание не только к выразительному лицу модели, но и к ее изящной кисти с длинными пальцами. В этом портрете, на мой взгляд, Грабарь демонстрирует потрясающее чувство колорита. Бордовый, сиреневый, черный и голубой ( брошка) являются прекрасным фоном для изображения актрисы.
3. ПЕЙЗАЖИ.
Коллеги говорили Игорю Эммануиловичу, что зря он увлекся пейзажем, т. к. жанр уже исчерпал себя и после Левитана невозможно написать что-то оригинальное, но художник своими работами опровергает это мнение. Его пейзажи обладают своей неповторимой выразительностью. Их можно разделить на группы.
1. Уютные уголки загородных усадеб и дач, пронизанные солнечным светом.
"У пруда. Ольгово". 1921. Собрание М. Ш. Чалабиева. Москва.
"Старый дом в Ольгово" ( Усадьба Апраксиных). 1921. Собрание Н. А. Мишина. Москва.
2. Пейзажи, включающие городскую архитектуру.
"Московский двор в снегу". 1930. Русский музей.
"Серый день. Проходной двор в Замоскворечье".1941. Третьяковская галерея.
Даже такие мало привлекательные объекты, как крыши и фабричные здания могут стать содержанием картины. " Крыша со снегом" .1889. Третьяковская галерея.
"Фабрика Якунчиковых в Наре".1901. Государственный художественный музей. Нижний Новгород. Этот пейзаж своим содержанием и мрачноватым колоритом предвосхищает картины русских и зарубежных футуристов, которые обращались к изображению промышленных объектов - порождений технологической революции. Для Грабаря это полотно нетипично своей сумрачностью и выбором ночного времени суток. Интересен выбор ракурса, который позволил запечатлеть большой по размерам городской пейзаж.
3. Деревенские пейзажи и первозданная природа.
"Морозный день".1907. Дворец Конгрессов (Константиновский дворец). Санкт-Петербург.
"Последний снег".1931. Третьяковская галерея. /"Разъяснивается".1928. Русский музей.
Две картины ниже заставляют вспомнить такое направление в живописи, как пуантилизм, когда изображение создается точечным нанесением красок на холст. На этих картинах возникает эффект мозаики и дрожания воздушной среды.
"Березовая роща" 1907-1908. Частное собрание.
"Осень. Рябинка и березы." 1906. Государственный художественный музей. Нижний Новгород.
Березы и рябина - любимые деревья Грабаря. Они неоднократно появляются на его полотнах. "Березовая балка в клевере". 1917. Областная картинная галерея. Вологда.
"Осень. Рябинка." 1915. Третьяковская галерея.
Пейзажи 1940 и 1954. Оба - Третьяковская галерея.
Особенно часто обращается художник к изображению зимнего пейзажа. Нередко возникает ощущение, что художник рисует одну и ту же местность, но показывает, как она выглядит в разное время суток, в разную погоду и сезон года. Этот подход напоминает опыты импрессиониста Клода Моне, прославившегося своими сериями картин: "Кувшинки", "Руанский собор", "Стога сена". Грабарь многократно рисует белую русскую зиму. Он создает монохромные зимние пейзажи, в которых, использует разные оттенки белого цвета как для общей композиции, так и для ее деталей. В написании монохромных картин художник, на мой взгляд, достигает поразительного мастерства.
"Косые лучи" 1941. Третьяковская галерея.
"Восход солнца" 1941. Третьяковская галерея.
"Роскошный иней" из сюиты "День инея" 1941. Русский музей.
"Иней. Палевые лучи".1945. Государственный художественный музей. Нижний Новгород.
"Иней. Палевые лучи". 1945. Государственный художественный музей. Нижний Новгород.
"Иней" 1952. Государственный историко - художественный и литературный музей - заповедник "Абрамцево"
На выставке есть пара монохромных пейзажей, выполненных в оттенках зеленого цвета.
"Заводь". 1930. Русский музей.
Мне особенно понравился этот таинственный пейзаж. Кажется, художник написал ТИШИНУ! "На даче ( Пруд в Узком)". 1956. Государственный историко - художественный и литературный музей - заповедник "Абрамцево".
В летних пейзажах Грабаря также чувствуется близость к творческим идеям импрессионистов: передать затейливую игру света в солнечный день - трудная и увлекательная задача для талантливого художника. Ниже две великолепные картины.
"Утренний чай в аллее". 1917. Государственный музей изобразительных искусств республики Татарстан. Казань.
"Под березами" 1904. На картине изображены дети близкого друга И. Грабаря - художника Михаила Васильевича Мещерина: Валентина, Мария и Василий. В имении Мещерина художник проживал в летнее время в течение многих лет. Окружающая природа восхищала И. Э. Грабаря своей красотой и многие свои картины он написал в этих местах. Обратите внимание, художник не прорисовывает лица детей и даже очертания их одежды размыты. Картина из собрания семьи Карисаловых ( Москва).
ХУДОЖНИК И ЕГО ВРЕМЯ. Большой период жизни и творчества И. Э. Грабаря совпал с эпохой Советской власти. Как же ему удалось получить ее признание - он академик, профессор, основатель и руководитель реставрационных мастерских, - наверное он, как и его коллеги, вынужден был писать картины, соответствующие большевистской идеологии ? На выставке присутствуют несколько картин, которые можно отнести к изображению художником социалистической России и ее героев, но мастеру удалось создать интересные работы и обойтись без ложного пафоса и фальши.
Ленинская тема решена без броневика и выступлений перед народными массами.
"В. И. Ленин у прямого провода" .1927-1933. Картина из собрания Государственного исторического музея ( Москва). Кажется, что художник зафиксировал реальную ситуацию, картина похожа на кинокадр из фильма.
"Дом в местечке Пронино, где жил в летние месяцы В. И. Ленин".1936. Государственный Центральный музей политической истории России ( Москва). Перед нами деревенский пейзаж.
Колхозная тема. "Тракторная вспашка в совхозе "Герольд" 1930. Частное собрание. Название, соответствует политике власти по организации коллективного ведения сельского хозяйства с применением современной техники, но картина фактически является пейзажем, в котором чувствуется восхищение художника бескрайними русскими просторами.
Тема индустриализации. "Волхострой в белую ночь".1927. Государственный Центральный музей политической истории России ( Москва). Вновь пейзаж, но промышленный и с изображением бурлящей воды, а для художника - это интересный опыт на проверку профессионального мастерства. Кажется, слышишь шум покоренной человеком водной стихии.
Герои советской эпохи. Портрет летчика Михаила Васильевича Водопьянова, участника спасения экипажа парохода "Челюскин". 1935. Третьяковская галерея. На мой взгляд, довольно традиционный официальный портрет, но, наверное, для того времени такой портрет лучше, чем черно-белая фотография.
На выставке посетителям напоминают о научных трудах Игоря Эммануиловича. В шкафу многотомное исследование - "История русской культуры".
В витринах монографии, посвященные И. Левитану и В. Серову, а за 2-хтомную монографию о И. Е. Репине художник был удостоен Сталинской Премии ( 1941).
Ниже - статья просветительского характера. Игорь Эммануилович занимался изучением памятников древне-русского искусства Севера, для чего выезжал в экспедиции. Также он был исследователем и знатоком русской иконописи и предпринимал серьезные усилия по ее сохранности и реставрации.
На выставке можно узнать о своеобразной революции в музейной практике, которую совершил И. Э. Грабарь в период своего руководства Третьяковской галереей. При нем изменили ковровый принцип развески картин, который мешал восприятию индивидуальной выразительности каждой работы. На смену ей пришли историко - хронологический и монографический принципы экспонирования. Эти принципы были новаторскими и поначалу не все оценили их преимущества. Но сегодня они стали общепринятой традицией в наших отечественных музеях.
Заканчиваю рассказ о выставке картиной "Автопортрет в шубе" 1947.
Выставка очень понравилась, она представила мастерство художника во всем его богатстве и разнообразии. Я значительно расширила свои знания о творчестве И. Э. Грабаря и по достоинству оценила масштаб его дарования. Его мастерство напомнило мне работы И. Е. Репина, возможно, это не случайно - в Академии художеств Грабарь был его учеником. К сожалению, отзыв не смог вместить фотографии всех понравившихся и представленных на выставке картин. Хочется выразить благодарность сотрудникам музея за огромную работу по организации прекрасной юбилейной выставки.
Советую любителям живописи посетить выставку, неизвестно, когда еще картины И. Э. Грабаря в таком объеме и такого качества доведется увидеть одномоментно.
На выставке демонстрируется документальный фильм "Картины жизни Игоря Грабаря", его можно найти на канале Yuo tube.
Льготные билеты продаются в кассе, документы на льготы нужно предъявить.
Спасибо всем читателям за внимание к отзыву и до новых встреч!
Время использования | однажды |
Стоимость | 150 ₽ |
Год посещения | 2021 |
Страна | Россия |
Регион (край, область, штат) | Северо-Западный федеральный округ |
Город или поселок | Санкт-Петербург |
Общее впечатление | Много неизвестных картин из музеев страны и частных собраний |
Моя оценка | |
Рекомендую друзьям | ДА |
Комментарии к отзыву38