Отзыв: Фильм "Чужой" (1979) - Первый выход "чужого" в открытый космос
Достоинства: Зрелищный, качественно сделанный фильм, с хорошей музыкой, положивший начало целой серии картин про "чужих"
Недостатки: Сюжет скучноват; самого "чужого" слишком мало в кадре, чтобы что-то воспринять; много нелогичностей и недосказанности, мешающих выглядеть законченным произведением
Возможно, я изложу сейчас позицию, которая будет всячески отвергнута ценителями фильма "Чужой", но я никогда не фанател ни от первой картины, ни от последующих. Смотрел оригинал Риддли Скотта еще в младшем подростковом возрасте, когда мои сверстники буквально трепетали от восторга и сметали с прилавков кассеты с фильмами про "чужих". Одни моменты в нем впечатляли, другие вызывали отвращение, третьи - недоумение, четвертые вообще выглядели смешно, но в целом кинопродукт соответствовал эпохе запоздалых ужастиков, добравшихся до отечественных видеосалонов.
У меня тогда было аж две кассеты с первой частью - на немецком и русском языках. Русскоязычный перевод достался по бартеру в видеопрокате. Частые просмотры "Чужого" и "Кошмара на улице Вязов" в компании гостей можно сравнить с "Иронией судьбы", повторяющейся по телевизору из года в год, как только начинается праздничное застолье. Больше всех доставалось видеомагнитофону, блок головок которого часто засорялся от проигрывания изрядно изношенной пленки. Не беда, что ты потом играешь с видиком в "Поле чудес", с замиранием сердца поднося спичку с ватой и спиртом к вращающемуся барабану, если чистящая кассета не смогла выполнить задачу - зато все в очередной раз увидели, как Эллен Рипли выбрасывает пришельца в открытый космос и ложится спать.
Переход на цифровой формат существенно упростил процесс. Все, что стало нужно - это ткнуть курсором в *.avi и сразу начать смотреть любую часть. Даже за 40+ лет своего существования фильм не утратил зрелищности. Это только школьники, не заставшие ничего подобного, могут рассуждать о том, что спецэффекты слабые и нынешняя компьютерная анимация положит на обе лопатки старые технологии комбинированных съемок, каскадерских трюков и механических моделей. Однако же фильм выглядит на удивление органично. Команда Риддли Скотта работала над первоклассным проектом с достаточно высоким бюджетом, вложив немало творческих ноу-хау, сил и средств, что выгодно отличает "Чужого" от низкосортной фантастики с дешевыми монстрами из магазинов игрушек.
К технической стороне реализации картины у меня вообще нет никаких претензий. Для своего времени все выполнено классно, даже нынешним художникам-постановщикам будет чему поучиться. Ханс Руди Гигер, создавший внешний вид "чужого" - странный талантище. Сродни вон тому Гюнтеру, выставившему пластифицированные трупы на всеобщее обозрение. Только такой неординарный художник как Гигер мог подарить миру столько чудищ. Я один заметил, что "чужой" носит голову не древнего гадрозавра, а человеческую, дополненную гребнем? Было модно изображать внеземных существ с человеческим черепом, снабженным завитком. Данную традицию унаследовал и "Пятый элемент" в образе Дивы Плавалагуны. Впрочем, у "чужого" еще есть хвост, когтистые лапы, внутренняя выдвигающаяся челюсть и кислотная кровь, делающие его весьма устрашающим персонажем. Роль инопланетного существа сыграл африканец Боладжи Бадеджо, рост которого превышал два метра. Потрясающий дебют, надо сказать!
Сюжет фильма Скотта отнюдь не блистал новизной. На фоне научной фантастики 1950х - 1970х гг. он вовсе казался заурядностью. Космический корабль с погруженной в сон большей частью экипажа, искусственной гравитацией и удобной кают-компанией летит себе в космосе, выполняя плановое задание, но обязательно возникает странный источник сигнала, заставляющий сесть на малоизученную планету, а там неведомая форма жизни нападает на членов экипажа... Знакомо? Подобный момент есть даже в "Туманности Андромеды" у Ефремова. Притом, на планете обязательно найдется потерпевший крушение звездолет другой развитой цивилизации. Писатели-фантасты тоннами штамповали произведения с подобным ходом событий.
Повествование "Чужого" во многих местах отрывочно и нелогично. А самый главный вопрос - для чего руководство компании хотело доставить на Землю неуправляемое животное с бесконтрольной способностью к размножению? Ну уничтожит оно человечество, расплодится по всей планете, дальше что? Дустом посыпать, чтобы вывести? Так оно куда более стойкое, чем любые другие живые организмы.
Очень сильно коробит, когда вот эту гадость в фильме называют "совершенным существом" или наделяют приставкой "сверх-". Бяку, неспособную ни к какой созидательной деятельности и обладающую лишь зачатками коллективного разума.
По поводу андроида Эша мне было непонятно, почему экипаж корабля так долго не знал, с кем летит и что перед ними искусственный носитель интеллекта. Я еще не подозревал, до какой ручки потом дойдет режиссер в "Прометее" и "Завете", кому припишет создание "чужих". Но удивляло разгильдяйство на борту "Ностромо" - и эти люди умудряются совершать сложный космический полет.
Едва ли вызывает у меня огромную симпатию Эллен Рипли в исполнении Сигурни Уивер, а вот кот оказался доставляющим актером. И по совместительству вторым приятелем "чужого" на корабле после Эша.
Еще фильм запомнился музыкой Джерри Голдсмита, которая реально держит в напряжении. Похоже, самый узнаваемый саундтрек из кино, наряду с произведениями Морриконе и Вангелиса.
"Чужой" остается в моем представлении образчиком крепко сработанного жанра фантастики-ужасов. Не серость, но и не вызывает безграничного восхищения. Я полагаю, его видел практически каждый. Если кто-то еще не смотрел, он от этого ничего не теряет. "В космосе никто не услышит ваш крик". Примерно так переводится главный слоган данного фильма. На мой взгляд, он полностью соответствует содержанию.
У меня тогда было аж две кассеты с первой частью - на немецком и русском языках. Русскоязычный перевод достался по бартеру в видеопрокате. Частые просмотры "Чужого" и "Кошмара на улице Вязов" в компании гостей можно сравнить с "Иронией судьбы", повторяющейся по телевизору из года в год, как только начинается праздничное застолье. Больше всех доставалось видеомагнитофону, блок головок которого часто засорялся от проигрывания изрядно изношенной пленки. Не беда, что ты потом играешь с видиком в "Поле чудес", с замиранием сердца поднося спичку с ватой и спиртом к вращающемуся барабану, если чистящая кассета не смогла выполнить задачу - зато все в очередной раз увидели, как Эллен Рипли выбрасывает пришельца в открытый космос и ложится спать.
Переход на цифровой формат существенно упростил процесс. Все, что стало нужно - это ткнуть курсором в *.avi и сразу начать смотреть любую часть. Даже за 40+ лет своего существования фильм не утратил зрелищности. Это только школьники, не заставшие ничего подобного, могут рассуждать о том, что спецэффекты слабые и нынешняя компьютерная анимация положит на обе лопатки старые технологии комбинированных съемок, каскадерских трюков и механических моделей. Однако же фильм выглядит на удивление органично. Команда Риддли Скотта работала над первоклассным проектом с достаточно высоким бюджетом, вложив немало творческих ноу-хау, сил и средств, что выгодно отличает "Чужого" от низкосортной фантастики с дешевыми монстрами из магазинов игрушек.
К технической стороне реализации картины у меня вообще нет никаких претензий. Для своего времени все выполнено классно, даже нынешним художникам-постановщикам будет чему поучиться. Ханс Руди Гигер, создавший внешний вид "чужого" - странный талантище. Сродни вон тому Гюнтеру, выставившему пластифицированные трупы на всеобщее обозрение. Только такой неординарный художник как Гигер мог подарить миру столько чудищ. Я один заметил, что "чужой" носит голову не древнего гадрозавра, а человеческую, дополненную гребнем? Было модно изображать внеземных существ с человеческим черепом, снабженным завитком. Данную традицию унаследовал и "Пятый элемент" в образе Дивы Плавалагуны. Впрочем, у "чужого" еще есть хвост, когтистые лапы, внутренняя выдвигающаяся челюсть и кислотная кровь, делающие его весьма устрашающим персонажем. Роль инопланетного существа сыграл африканец Боладжи Бадеджо, рост которого превышал два метра. Потрясающий дебют, надо сказать!
Сюжет фильма Скотта отнюдь не блистал новизной. На фоне научной фантастики 1950х - 1970х гг. он вовсе казался заурядностью. Космический корабль с погруженной в сон большей частью экипажа, искусственной гравитацией и удобной кают-компанией летит себе в космосе, выполняя плановое задание, но обязательно возникает странный источник сигнала, заставляющий сесть на малоизученную планету, а там неведомая форма жизни нападает на членов экипажа... Знакомо? Подобный момент есть даже в "Туманности Андромеды" у Ефремова. Притом, на планете обязательно найдется потерпевший крушение звездолет другой развитой цивилизации. Писатели-фантасты тоннами штамповали произведения с подобным ходом событий.
Повествование "Чужого" во многих местах отрывочно и нелогично. А самый главный вопрос - для чего руководство компании хотело доставить на Землю неуправляемое животное с бесконтрольной способностью к размножению? Ну уничтожит оно человечество, расплодится по всей планете, дальше что? Дустом посыпать, чтобы вывести? Так оно куда более стойкое, чем любые другие живые организмы.
Очень сильно коробит, когда вот эту гадость в фильме называют "совершенным существом" или наделяют приставкой "сверх-". Бяку, неспособную ни к какой созидательной деятельности и обладающую лишь зачатками коллективного разума.
По поводу андроида Эша мне было непонятно, почему экипаж корабля так долго не знал, с кем летит и что перед ними искусственный носитель интеллекта. Я еще не подозревал, до какой ручки потом дойдет режиссер в "Прометее" и "Завете", кому припишет создание "чужих". Но удивляло разгильдяйство на борту "Ностромо" - и эти люди умудряются совершать сложный космический полет.
Едва ли вызывает у меня огромную симпатию Эллен Рипли в исполнении Сигурни Уивер, а вот кот оказался доставляющим актером. И по совместительству вторым приятелем "чужого" на корабле после Эша.
Еще фильм запомнился музыкой Джерри Голдсмита, которая реально держит в напряжении. Похоже, самый узнаваемый саундтрек из кино, наряду с произведениями Морриконе и Вангелиса.
"Чужой" остается в моем представлении образчиком крепко сработанного жанра фантастики-ужасов. Не серость, но и не вызывает безграничного восхищения. Я полагаю, его видел практически каждый. Если кто-то еще не смотрел, он от этого ничего не теряет. "В космосе никто не услышит ваш крик". Примерно так переводится главный слоган данного фильма. На мой взгляд, он полностью соответствует содержанию.
Общее впечатление | Первый выход "чужого" в открытый космос |
Моя оценка | |
Рекомендую друзьям | ДА |
Комментарии к отзыву19
Мне в 12 было не до того насколько разумны решения компании)
Вообще Чужой это еще и перемещение искусства с полотен на экран. Сам вид Чужих ведь это не зависимый от фильмов творческий путь Рюди Гигера
Это полюбасу лучшее что я видел)
Как обычно бывает в фильмах ужасов, они не захотели сначала обследовать неизвестную местность и упавший корабль с помощью роботов и беспилотников, прежде чем посылать туда людей.
Наверное, Вы просто не любитель такого жанра.
Я сравнивал момент нападения "чужого" на экипаж "Ностромо" с эпизодом из "Туманности Андромеды", где темное существо с неизвестной планеты поразило Низу Крит так же возле звездолета, построенного другой цивилизацией. Но к счастью на "Тантре" не было андроидов и котов, помогающих инопланетной заразе вырваться.
В целом я с Вами согласен!)