Отзыв: Центральный музей связи имени А.С. Попова (Россия, Санкт-Петербург) - Разнообразие средств связи
Достоинства: Огромные площади, великое множество и разнообразие экспонатов по всем видам связи; отличный отдел для коллекционеров.
Недостатки: Отсутствие сотрудников во всех залах; коммерческие выставки в атриуме.
Очень люблю посещать почтовые музеи, бывала в них в Белграде, Будапеште, Вашингтоне, Стокгольме и даже в деревне Толбухино на 500 жителей под Ярославлем )) А директор Музея почты Южного Урала рассказала, что у нас в России их не так уж много: на 80+ регионов всего 18. И центральный - даже не почтовый, а музей связи - находится не в Москве, как можно было бы предположить, а в Петербурге.
И вот, оказавшись в СПб месяц назад, я не могла не посетить и его. Дааа, это действительно основной музей среди подобных в нашей стране! Плюс еще и старейший - основан он был в 1872 году, как Музей телеграфа, и был тогда ведомственным, т. е. закрытым. Как это обычно бывает, несколько раз он менял название и через семь лет после революции стал Музеем народной связи и открылся для всех. А через 50 лет снова закрылся, ибо бывший дворец Безбородко (А. Безбородко - главный директор почт царской России) уже находился в аварийном состоянии. Музей отреставрировали, обновили экспозиции и заново открыли только почти через двадцать лет. А впечатление - будто вчера: выглядит совершенно новым. И даже штат еще словно набран не до конца, но об этом позже ))
Итак, заходим в старинное здание в Почтамтском переулке, покупаем билет: полный стоит 300, льготный 200, дошкольники бесплатно. Поднимаемся по шикарной лестнице на второй этаж и попадаем в самый большой (и, как по мне, самый интересный) зал - почтовый.
Здесь выставлены макеты самых разных средств передвижения почтальонов в самые разные годы и в разных уголках нашей страны: почтовые грузы перевозили лодками и вертолетами, аэропланами, автомобилями и поездами, на верблюдах, лошадях и осликах, даже на собачьих упряжках.
Несколько десятков планшетов с почтовыми марками начиная с самых старых - не пройдите мимо, планшеты не бросаются в глаза, их надо выдвигать. Я посмотрела практически все, коллекция просто потрясающая!
Мне кажется, чем бы человек ни увлекался, он обязательно найдет здесь марки на тему своего хобби!
В этом же зале есть и разные механизмы для печатания, штамповки и штемпелевания марок. Можно даже самому взять шаблон в виде закладочки, "штампануть" - и на шаблоне появится перфорация, т. е. почти готовая марочка с зубцами.
Форма почтальонов представлена в большом разнообразии, и не удивляйтесь, увидев на заднем плане винтовку. Экспозиция представляет оружие фельдъегерей.
И снова макеты: почтовых карет, трамваев. А дуги с ямщицких троек и колокольчики с бубенцами уже настоящие.
Ничего не скажу насчет следующих залов, а в этом детки точно не заскучают. Расскажу, между прочим, еще об одной фишке: на небольшом экране можно написать специальным стилусом название города, а на большом мониторе на стене автомат распознает это название. Должен распознать, точнее )) Я писала больше десятка названий, и ни разу не совпало. Результат на фото - это из лучших, а когда пишешь "Тула", а получаешь на выходе "Владивосток"... ))) В общем, в такой забавной форме напомнили, что автомат не всесилен и почерк распознает с трудом. Надо подписывать индексы, тогда все будет проще!
Не знаю, знакома ли молодежь со стихотворением С. Маршака про почту. А я его помню с детства )) Стихотворение потрясающее: там о том, как из Ростова пришло письмо соседу Маршака, поэту Борису Житкову. А Житков из Ленинграда улетел в Лондон. Письмо заказное, т. е. надо вручить его лично. Отправилось оно в Лондон. А там говорят, что Житков отбыл в Бразилию. Письмо за ним! Но из Бразилии Житков уже вернулся в Ленинград. И вот тут-то... его настиг "это он, это он - ленинградский почтальон" ))) Интересно, а сейчас почта разных стран сработала бы так же добросовестно? Наверное, нет, сославшись на отсутствие оплаты международных тарифов... )) В общем, посмотрела я мультфильм по этому стихотворению с большим удовольствием!
И перешла в зал физических основ электросвязи.
Приборов здесь множество, но меня больше впечатлили старые книги. Майкла Фарадея в них называют еще Михаилом. Наверное, во избежание упреков в космополитизме...
Очень мудро придумано рассказывать об истории каждого зала. Почта почтой, а архитектура тоже заслуживает внимания.
С юности научилась печатать на машинке, поэтому не могла пройти мимо собрания старинных пишущих машинок и телетайпов.
Конечно же, один из небольших залов посвящен основателю радио Попову. Экспозиция не так велика, как в Музее радио в Екатеринбурге, но интересна.
О радио рассказывается много и подробно, от первых шагов до современных радиоприемников.
Перечислены российские радиолаборатории.
А это не открытки, а личные карточки радиолюбителей с персональными кодами.
Приближаемся к временам почти нынешним - пошли пейджеры, а за ними и самые первые наши сотовые, до сих пор наверняка каждый из нас помнит свой первый мобильник! ))
... и магнитофоны - катушечные, времен моего детства )) Ах, как упорно они зажевывали ленту, как муторно было ее вытаскивать, распрямлять, а порой и склеивать!... ))
Большая коллекция радиоприемников - тоже сразу вспомнила екатеринбуржский музей.
Радиоточки были в каждой семье, даже в самых глухих населенных пунктах.
В 30-е годы по радио узнавали все раньше, чем из газет, особенно если жили не в столице, а в небольшом городе или деревне.
И еще одна интересная витрина - "Звуки блокады". Метроном, сирена, отбой воздушной тревоги... Предполагается, что можно нажать кнопку и послушать, что хочешь.
Увы, и кнопки не работали, и обратиться не к кому - вот то, о чем я говорила в начале. Персонала практически не видать: только на входе девушка проверила билет, сказала "идите прямо из зала в зал" и исчезла. В залах в основном было совсем пусто. Только в одном меня нагнал папа с двумя малолетними сыночками, которые носились по залу и, честно говоря, отвлекали. Вот тут-то смотрительница явно не помешала бы...
Ну да ладно. Я просто прибавила шагу, оторвалась от вопящих ребяток )) и пришла в зал с первыми телевизорами. Вот они какие - экранчик в разы меньше самого корпуса! Нынешнее сленговое слово "ламповый" в первую очередь напоминает мне о таких телевизорах ))
Камеры телеоператоров тогда были серьезные, массивные и, пожалуй, не совсем удобные. Не то что нынешние! Помните, как менялась аппаратура (да и сами операторы!) во всем известном фильме "Москва слезам не верит"?
На одном из мониторов посмотрела с интересом видео о Центральном телевидении конца 50-х.
И перешла к телефонам.
Макет телефонной станции сделан замечательно, вплоть до малейших деталей!
Знаменитое изобретение А. Белла изменило жизнь человечества. Больше не надо было посылать телеграммы, срочные депеши, пользоваться курьерской службой внутри города - можно было просто поднять трубку и позвонить...
Наши ученые и инженеры тоже внесли лепту в развитие телефонной связи, и немалую. Вот портрет П. М. Голубицкого, который изобрел многополосный телефон - это приемное устройство в телефонном аппарате, звук в нем мог передаваться дальше и четче, чем в трубке Белла. Угольный порошковый микрофон - тоже его изобретение, ставшее прообразом микрофона в аппаратах ХХ века.
Ну и мобильная связь. Прямо порадовалась, что пользуюсь связью от "лидера по динамике строительства базовых станций" )))
Витрина посвящена междугородней волоконно-оптической линии связи.
Из последнего зала спускаемся в атриум. Перед ним каждый, особенно мальчишки, затормозит у выставки почтовых автомобилей.
Модельки собраны отовсюду, не только российские - много европейских.
И снова небольшая экспозиция на тему радио: приемники, проигрыватели, а вверху перечислены популярные радиопередачи в СССР. Помню, помню - и "В рабочий полдень", и "КОАПП" ))
И наконец, "вырвавшись на простор", можно увидеть в огромном атриуме спутники связи. Впечатляет, тем более что это не макеты, а самые настоящие спутники.
Однако по традиции, как я поняла, в атриуме и даже на лестнице часто проводятся различные выставки-продажи, то ювелирных изделий, то парфюмерии. Мне, пожалуй, повезло - я попала на художественную выставку. Хотя, возможно, кто-то счел бы везением возможность приобрести аромат, а не картину ))
Мне картины рассматривать интересней, чем нюхать одну за другой туалетную воду.
Выставка представляла, как объяснила девушка (ура, хоть здесь кто-то присутствовал!), работы художников из регионов страны, причем в большинстве не русских. Например, Бурятия, Башкирия, Мордовия и т. п.
Не мне судить руководство музея, даже если такие выставки кажутся не совсем уместным в соседстве с экспозициями на тему связи. Здание, видимо, слишком велико и прекрасно, да и расположено в центре - рядом с Исаакиевским собором! - чтобы не воспользоваться такой возможностью и не сдавать в аренду часть площадей. Кстати, поднявшись на второй этаж, еще перед первым залом я заглянула в прикрытую дверь, там было что-то вроде роскошного ресторана, где явно намечался некий шикарнейший корпоратив.
Да, и закончила я визит в музей посещением отдела для коллекционеров. Магазин знатный - очень неплохие коллекции марок со всего мира, наборов монет, открыток. Я купила мужу в подарок несколько монетных серий, он остался доволен! И я тоже )) За исключением вышеперечисленных нюансов музей очень впечатлил: размахом, полнотой экспозиций, разнообразием экспонатов и внешним видом витрин. По величине он больше всех виденных мною до этого (а по качеству сравним лишь с Почтовым музеем Вашингтона, ну, там, на Национальной аллее, все музеи великолепны). Приятно было лишний раз убедиться в том, что наши ученые и изобретатели очень много сделали для развития всех видов связи - от телеграфной до спутниковой. Рекомендую музей людям любого возраста, любых интересов - почтой, телефонной связью, телевидением пользуемся практически все мы. По режиму работы: кроме понедельника и вторника, музей открыт с 10 до 18.30, кассы закрываются в 17 часов. Приятных поездок вам, друзья, и берегите себя!
И вот, оказавшись в СПб месяц назад, я не могла не посетить и его. Дааа, это действительно основной музей среди подобных в нашей стране! Плюс еще и старейший - основан он был в 1872 году, как Музей телеграфа, и был тогда ведомственным, т. е. закрытым. Как это обычно бывает, несколько раз он менял название и через семь лет после революции стал Музеем народной связи и открылся для всех. А через 50 лет снова закрылся, ибо бывший дворец Безбородко (А. Безбородко - главный директор почт царской России) уже находился в аварийном состоянии. Музей отреставрировали, обновили экспозиции и заново открыли только почти через двадцать лет. А впечатление - будто вчера: выглядит совершенно новым. И даже штат еще словно набран не до конца, но об этом позже ))
Итак, заходим в старинное здание в Почтамтском переулке, покупаем билет: полный стоит 300, льготный 200, дошкольники бесплатно. Поднимаемся по шикарной лестнице на второй этаж и попадаем в самый большой (и, как по мне, самый интересный) зал - почтовый.
Здесь выставлены макеты самых разных средств передвижения почтальонов в самые разные годы и в разных уголках нашей страны: почтовые грузы перевозили лодками и вертолетами, аэропланами, автомобилями и поездами, на верблюдах, лошадях и осликах, даже на собачьих упряжках.
Несколько десятков планшетов с почтовыми марками начиная с самых старых - не пройдите мимо, планшеты не бросаются в глаза, их надо выдвигать. Я посмотрела практически все, коллекция просто потрясающая!
Мне кажется, чем бы человек ни увлекался, он обязательно найдет здесь марки на тему своего хобби!
В этом же зале есть и разные механизмы для печатания, штамповки и штемпелевания марок. Можно даже самому взять шаблон в виде закладочки, "штампануть" - и на шаблоне появится перфорация, т. е. почти готовая марочка с зубцами.
Форма почтальонов представлена в большом разнообразии, и не удивляйтесь, увидев на заднем плане винтовку. Экспозиция представляет оружие фельдъегерей.
И снова макеты: почтовых карет, трамваев. А дуги с ямщицких троек и колокольчики с бубенцами уже настоящие.
Ничего не скажу насчет следующих залов, а в этом детки точно не заскучают. Расскажу, между прочим, еще об одной фишке: на небольшом экране можно написать специальным стилусом название города, а на большом мониторе на стене автомат распознает это название. Должен распознать, точнее )) Я писала больше десятка названий, и ни разу не совпало. Результат на фото - это из лучших, а когда пишешь "Тула", а получаешь на выходе "Владивосток"... ))) В общем, в такой забавной форме напомнили, что автомат не всесилен и почерк распознает с трудом. Надо подписывать индексы, тогда все будет проще!
Не знаю, знакома ли молодежь со стихотворением С. Маршака про почту. А я его помню с детства )) Стихотворение потрясающее: там о том, как из Ростова пришло письмо соседу Маршака, поэту Борису Житкову. А Житков из Ленинграда улетел в Лондон. Письмо заказное, т. е. надо вручить его лично. Отправилось оно в Лондон. А там говорят, что Житков отбыл в Бразилию. Письмо за ним! Но из Бразилии Житков уже вернулся в Ленинград. И вот тут-то... его настиг "это он, это он - ленинградский почтальон" ))) Интересно, а сейчас почта разных стран сработала бы так же добросовестно? Наверное, нет, сославшись на отсутствие оплаты международных тарифов... )) В общем, посмотрела я мультфильм по этому стихотворению с большим удовольствием!
И перешла в зал физических основ электросвязи.
Приборов здесь множество, но меня больше впечатлили старые книги. Майкла Фарадея в них называют еще Михаилом. Наверное, во избежание упреков в космополитизме...
Очень мудро придумано рассказывать об истории каждого зала. Почта почтой, а архитектура тоже заслуживает внимания.
С юности научилась печатать на машинке, поэтому не могла пройти мимо собрания старинных пишущих машинок и телетайпов.
Конечно же, один из небольших залов посвящен основателю радио Попову. Экспозиция не так велика, как в Музее радио в Екатеринбурге, но интересна.
О радио рассказывается много и подробно, от первых шагов до современных радиоприемников.
Перечислены российские радиолаборатории.
А это не открытки, а личные карточки радиолюбителей с персональными кодами.
Приближаемся к временам почти нынешним - пошли пейджеры, а за ними и самые первые наши сотовые, до сих пор наверняка каждый из нас помнит свой первый мобильник! ))
... и магнитофоны - катушечные, времен моего детства )) Ах, как упорно они зажевывали ленту, как муторно было ее вытаскивать, распрямлять, а порой и склеивать!... ))
Большая коллекция радиоприемников - тоже сразу вспомнила екатеринбуржский музей.
Радиоточки были в каждой семье, даже в самых глухих населенных пунктах.
В 30-е годы по радио узнавали все раньше, чем из газет, особенно если жили не в столице, а в небольшом городе или деревне.
И еще одна интересная витрина - "Звуки блокады". Метроном, сирена, отбой воздушной тревоги... Предполагается, что можно нажать кнопку и послушать, что хочешь.
Увы, и кнопки не работали, и обратиться не к кому - вот то, о чем я говорила в начале. Персонала практически не видать: только на входе девушка проверила билет, сказала "идите прямо из зала в зал" и исчезла. В залах в основном было совсем пусто. Только в одном меня нагнал папа с двумя малолетними сыночками, которые носились по залу и, честно говоря, отвлекали. Вот тут-то смотрительница явно не помешала бы...
Ну да ладно. Я просто прибавила шагу, оторвалась от вопящих ребяток )) и пришла в зал с первыми телевизорами. Вот они какие - экранчик в разы меньше самого корпуса! Нынешнее сленговое слово "ламповый" в первую очередь напоминает мне о таких телевизорах ))
Камеры телеоператоров тогда были серьезные, массивные и, пожалуй, не совсем удобные. Не то что нынешние! Помните, как менялась аппаратура (да и сами операторы!) во всем известном фильме "Москва слезам не верит"?
На одном из мониторов посмотрела с интересом видео о Центральном телевидении конца 50-х.
И перешла к телефонам.
Макет телефонной станции сделан замечательно, вплоть до малейших деталей!
Знаменитое изобретение А. Белла изменило жизнь человечества. Больше не надо было посылать телеграммы, срочные депеши, пользоваться курьерской службой внутри города - можно было просто поднять трубку и позвонить...
Наши ученые и инженеры тоже внесли лепту в развитие телефонной связи, и немалую. Вот портрет П. М. Голубицкого, который изобрел многополосный телефон - это приемное устройство в телефонном аппарате, звук в нем мог передаваться дальше и четче, чем в трубке Белла. Угольный порошковый микрофон - тоже его изобретение, ставшее прообразом микрофона в аппаратах ХХ века.
Ну и мобильная связь. Прямо порадовалась, что пользуюсь связью от "лидера по динамике строительства базовых станций" )))
Витрина посвящена междугородней волоконно-оптической линии связи.
Из последнего зала спускаемся в атриум. Перед ним каждый, особенно мальчишки, затормозит у выставки почтовых автомобилей.
Модельки собраны отовсюду, не только российские - много европейских.
И снова небольшая экспозиция на тему радио: приемники, проигрыватели, а вверху перечислены популярные радиопередачи в СССР. Помню, помню - и "В рабочий полдень", и "КОАПП" ))
И наконец, "вырвавшись на простор", можно увидеть в огромном атриуме спутники связи. Впечатляет, тем более что это не макеты, а самые настоящие спутники.
Однако по традиции, как я поняла, в атриуме и даже на лестнице часто проводятся различные выставки-продажи, то ювелирных изделий, то парфюмерии. Мне, пожалуй, повезло - я попала на художественную выставку. Хотя, возможно, кто-то счел бы везением возможность приобрести аромат, а не картину ))
Мне картины рассматривать интересней, чем нюхать одну за другой туалетную воду.
Выставка представляла, как объяснила девушка (ура, хоть здесь кто-то присутствовал!), работы художников из регионов страны, причем в большинстве не русских. Например, Бурятия, Башкирия, Мордовия и т. п.
Не мне судить руководство музея, даже если такие выставки кажутся не совсем уместным в соседстве с экспозициями на тему связи. Здание, видимо, слишком велико и прекрасно, да и расположено в центре - рядом с Исаакиевским собором! - чтобы не воспользоваться такой возможностью и не сдавать в аренду часть площадей. Кстати, поднявшись на второй этаж, еще перед первым залом я заглянула в прикрытую дверь, там было что-то вроде роскошного ресторана, где явно намечался некий шикарнейший корпоратив.
Да, и закончила я визит в музей посещением отдела для коллекционеров. Магазин знатный - очень неплохие коллекции марок со всего мира, наборов монет, открыток. Я купила мужу в подарок несколько монетных серий, он остался доволен! И я тоже )) За исключением вышеперечисленных нюансов музей очень впечатлил: размахом, полнотой экспозиций, разнообразием экспонатов и внешним видом витрин. По величине он больше всех виденных мною до этого (а по качеству сравним лишь с Почтовым музеем Вашингтона, ну, там, на Национальной аллее, все музеи великолепны). Приятно было лишний раз убедиться в том, что наши ученые и изобретатели очень много сделали для развития всех видов связи - от телеграфной до спутниковой. Рекомендую музей людям любого возраста, любых интересов - почтой, телефонной связью, телевидением пользуемся практически все мы. По режиму работы: кроме понедельника и вторника, музей открыт с 10 до 18.30, кассы закрываются в 17 часов. Приятных поездок вам, друзья, и берегите себя!
Год посещения | 2021 |
Страна | Россия |
Регион (край, область, штат) | Северо-Западный федеральный округ |
Район | Санкт-Петербург |
Город или поселок | Санкт-Петербург |
Улица | Почтамтский пер. |
Дом № | 4 |
Общее впечатление | Разнообразие средств связи |
Моя оценка | |
Рекомендую друзьям | ДА |
Комментарии к отзыву32
Как же единственный государственный оператор связи (вышедший на рынок последним) может не быть "лидером по динамике строительства базовых станций" ;)
На фото не пейджеры, а мобильные телефоны прошлого века, даже 2 моих первых есть (но с датировкой на табличках явно проблемы)
Спасибо! Добавлю в закладки!)