Отзыв: Книга "Алиби" - Дафна Дю Морье - Может, тоже "смазать карту будня, плеснувши краску из стакана..."
Достоинства: Авторский стиль, лаконизм и детальный подход, неожиданный финал.
Недостатки: На мой взгляд, перемудрила в сюжете.
Приветствую читателей моего отзыва.
Прочитала очередной рассказ Дафны дю Морье. Интересно, что жанр рассказа определяется по-разному: с одной стороны, его трактуют как психологический детектив, в другой – как психологический триллер. Название больше подходит для детектива, но, прочитав произведение, я склоняюсь к мнению, что в нём больше черт триллера. А что касается «аналитических копаний» автора в психологии своих персонажей – в этом нет никаких сомнений, в этом вся Дафна дю Морье.
Главный герой довольно критического возраста (ему за сорок), материально он прекрасно обеспечен, семейная жизнь идёт своим чередом: еженедельные воскресные прогулки по набережной Виктории, дружеские чаепития с семейством Альхузонов, работа в конторе и т. д. и т. п.
И вот в одно из надоевших воскресений (с этого и начинается повествование) у героя происходит «замыкание», он вдруг понимает, что вся его жизнь течёт по отработанному сценарию, изо дня в день повторяющиеся события и ничего не меняется. В герое произошла какая-то внутренняя перемена, созрело внезапное решение начать новый этап жизни, сбежать. Такая мысль посетила его впервые. Ему просто необходимо стало «отделаться от самого себя и стереть из сознания воскресный ритуал, рабом которого он был» (цитата из текста).
Далее происходят очень странные события, которые больше похожи на сумасшествие Фентона. Его неадекватные, нездоровые мысли найти жертву и втайне убить её, он вдруг начинает чувствовать себя богом, который властен над судьбами других людей. На мой взгляд, очень странное решение и странный способ кардинально изменить жизнь и окрасить серые будни новыми впечатлениями.
И жертву он очень быстро нашёл: ей оказалась австрийская беженка, проживающая в старом аварийном доме вместе со своим малолетним сыном. Тайно смакуя свои мысли о предстоящем убийстве и моменты ожидания, сладостные от их неопределённости, Фентон знакомится с бедной женщиной и снимает у неё комнату в подвале. Он с удовольствием и тайным злорадством предполагает, как он будет приближать это событие и как удачно скроет следы своего преступления. Согласитесь, мысли не очень здорового человека.
Чтобы втереться в доверие к женщине, он выдумывает своё увлечение живописью и организует целую самодельную мастерскую в маленькой, грязной и убогой комнате. С этого момента жизнь Фентона потекла по новому сценарию, его тайное пребывание в доме №8 и неожиданные творческие порывы за холстом, совершенно бездарные, наполнили его жизнь чем-то новым и совершенно непредсказуемым для героя. Его вторая жизнь известна только ему, и она благотворно подействовала на него.
Автор лаконично и детально одновременно описывает все эти месяцы в жизни героя. В том числе и его мечты реализовать свои творческие возможности, прославиться и получить одобрение и жены, и друзей Альхузонов.
Рассказ держал меня в напряжении на протяжении практически всего сюжета и подводил к закономерному завершению. Я начинала уже думать, что эмоциональной «встряски» для меня не будет, но, оказывается, я очень ошибалась. Сказать, что финал меня удивил, ничего не сказать. Финал просто шикарный, он переплюнул все бредовые, неадекватные замыслы главного героя.
А вообще, финал подтвердил известную точку зрения психологов, что мысли материализуются. В другом формате, но они осуществились. Вот только творческие мечты героя и желание вырасти в глазах жены, дождаться её одобрения и веры в его таланты и способности остались тщетными.
Рассказ прочитан, размышления выложила на страничке «Отзовика», а смешанные чувства от прочитанного так и не прошли. Скорее, именно по этой причине поставлю «четыре балла», но рекомендовать рассказ буду.
В заключение всё-таки резюмирую: О чём рассказ? На мой взгляд, о кризисе среднего возраста, о разлагающем изнутри однообразии жизни, о мучительном ощущении собственной заурядности. Пожалуй, так.
Спасибо за внимание к отзыву.
Прочитала очередной рассказ Дафны дю Морье. Интересно, что жанр рассказа определяется по-разному: с одной стороны, его трактуют как психологический детектив, в другой – как психологический триллер. Название больше подходит для детектива, но, прочитав произведение, я склоняюсь к мнению, что в нём больше черт триллера. А что касается «аналитических копаний» автора в психологии своих персонажей – в этом нет никаких сомнений, в этом вся Дафна дю Морье.
Главный герой довольно критического возраста (ему за сорок), материально он прекрасно обеспечен, семейная жизнь идёт своим чередом: еженедельные воскресные прогулки по набережной Виктории, дружеские чаепития с семейством Альхузонов, работа в конторе и т. д. и т. п.
И вот в одно из надоевших воскресений (с этого и начинается повествование) у героя происходит «замыкание», он вдруг понимает, что вся его жизнь течёт по отработанному сценарию, изо дня в день повторяющиеся события и ничего не меняется. В герое произошла какая-то внутренняя перемена, созрело внезапное решение начать новый этап жизни, сбежать. Такая мысль посетила его впервые. Ему просто необходимо стало «отделаться от самого себя и стереть из сознания воскресный ритуал, рабом которого он был» (цитата из текста).
Далее происходят очень странные события, которые больше похожи на сумасшествие Фентона. Его неадекватные, нездоровые мысли найти жертву и втайне убить её, он вдруг начинает чувствовать себя богом, который властен над судьбами других людей. На мой взгляд, очень странное решение и странный способ кардинально изменить жизнь и окрасить серые будни новыми впечатлениями.
И жертву он очень быстро нашёл: ей оказалась австрийская беженка, проживающая в старом аварийном доме вместе со своим малолетним сыном. Тайно смакуя свои мысли о предстоящем убийстве и моменты ожидания, сладостные от их неопределённости, Фентон знакомится с бедной женщиной и снимает у неё комнату в подвале. Он с удовольствием и тайным злорадством предполагает, как он будет приближать это событие и как удачно скроет следы своего преступления. Согласитесь, мысли не очень здорового человека.
Чтобы втереться в доверие к женщине, он выдумывает своё увлечение живописью и организует целую самодельную мастерскую в маленькой, грязной и убогой комнате. С этого момента жизнь Фентона потекла по новому сценарию, его тайное пребывание в доме №8 и неожиданные творческие порывы за холстом, совершенно бездарные, наполнили его жизнь чем-то новым и совершенно непредсказуемым для героя. Его вторая жизнь известна только ему, и она благотворно подействовала на него.
Автор лаконично и детально одновременно описывает все эти месяцы в жизни героя. В том числе и его мечты реализовать свои творческие возможности, прославиться и получить одобрение и жены, и друзей Альхузонов.
Рассказ держал меня в напряжении на протяжении практически всего сюжета и подводил к закономерному завершению. Я начинала уже думать, что эмоциональной «встряски» для меня не будет, но, оказывается, я очень ошибалась. Сказать, что финал меня удивил, ничего не сказать. Финал просто шикарный, он переплюнул все бредовые, неадекватные замыслы главного героя.
А вообще, финал подтвердил известную точку зрения психологов, что мысли материализуются. В другом формате, но они осуществились. Вот только творческие мечты героя и желание вырасти в глазах жены, дождаться её одобрения и веры в его таланты и способности остались тщетными.
Рассказ прочитан, размышления выложила на страничке «Отзовика», а смешанные чувства от прочитанного так и не прошли. Скорее, именно по этой причине поставлю «четыре балла», но рекомендовать рассказ буду.
В заключение всё-таки резюмирую: О чём рассказ? На мой взгляд, о кризисе среднего возраста, о разлагающем изнутри однообразии жизни, о мучительном ощущении собственной заурядности. Пожалуй, так.
Спасибо за внимание к отзыву.
Время использования | Один вечер |
Общее впечатление | Может, тоже "смазать карту будня, плеснувши краску из стакана..." |
Моя оценка | |
Рекомендую друзьям | ДА |
Комментарии к отзыву15