5
Отзыв рекомендуют 41 26

Отзыв: Книга "Потерянный рай" - Джон Мильтон - Величественная поэма

Достоинства: Классика
Недостатки: Нет
Когда мне надо убежать от современного общества, которое я не люблю, от современной литературы, которую я не люблю, от самого себя, которого, смотря по обстоятельствам, я то ненавижу, то обожаю – я убегаю в волшебную страну Мильтона. Его возвышенность, его язык, его великолепные образы – все служит средствами утешения: анальгетиками, антидепрессантами, стимуляторами и т. д. Это мой лекарь, мой личный Авиценна.

И, естественно, «Потерянный рай» является одним из моих любимых сочинений.

Это мои топ 10. - Если бы я отправлялся на Луну навсегда и у меня была бы возможность взять с собой только десять книг – величественная поэма была бы конечно в списке.


Чтобы понять любую цивилизацию, нужно, для начала, понять ее основополагающий миф. Ибо все цивилизации без исключения основаны именно на мифах. Для древних греков – это был миф о Прометее. Для нас – христиан, это, разумеется, миф о первородном грехе. Как крутятся планеты вокруг Солнца, так и прочие библейские мифы крутятся вокруг первородного греха. Они в той или иной мере всем известны. Разница лишь в том, что в отличие от прочих источников они изложены здесь божественным языком боговдохновенного поэта.

Мильтон – христианский Гомер. И, кстати, они оба были слепцами.

В принципе конфликт между дьяволом и Богом по Мильтону можно воспринимать как конфликт главного аристократа с монархом. Символично, что дьявол, попав в ад, не лишился ни одной из известных аристократических добродетелей: он по-прежнему честен (но только с самим собой), отважен, храбр, - он представляет собой цельный монолит несгибаемой воли, он согласен страдать целую вечность, чтобы иметь эфемерную возможность забраться когда-нибудь на Небо и расквитаться с Творцом. Он не то что бы зол (Федор Павлович из «Карамазовых» - куда злее), а скорее переполнен такой грандиозной, выходящей за край энергией, что просто не может остановиться и творит зло только потому, что не может его не творить. В этом смысле он натуральный художник, потому что все натуральные художники творят А) по необходимости Б) из-за энергии, которую некуда девать. Если художник не может излить энергию вовне он рано или поздно оказывается в сумасшедшем доме. Рок, проклятость, планида – то, что всегда характеризовало людей искусства в наших глазах, характеризует и мильтоновского Сатану; его монолог к Солнцу один из самым драматичных, что я когда-либо слышал.

Почему я столь беспардонно заговорил о Князе мира сего? – да потому что он и есть главный герой произведения.

Конечно Мильтоном это не задумывалось изначально, главными, по видимости, должны были стать Адам и Ева. Но поскольку о добродетели запоем мог писать лишь Лев Толстой, Мильтон невольно превращает Сатану в главный объект своего пристального рассмотрения. Дьявол как Джомолунгма – большой, огромный, и затмевает собой всех остальных.

В большинстве поэм сюжет играет второстепенную роль, но не в этом случае. С того момента как дьявол открывает глаза и к удивлению обнаруживает себя в преисподние, начинается весьма и весьма захватывающее приключение.

Глазами поэта мы увидим и ад, и рай, и войну на Небе, и тысячи и тысячи замечательных вещей. Великолепные образы Бога-отца и Бога-сына, величественные, как на полотнах итальянских живописцев, Адам и Ева, коварные демоны и возвышенные ангелы – все это и много чего другого пронесется в волшебном калейдоскопе глаз.

Что может смутить, моего друга, читателя? – Античность. Дело в том, что с известными библейскими мифами затейливо переплетаются куда менее известные античные мифы; даже имена греческих богов часто изменены.

Однако, я надеюсь, это не станет шлагбаумом для вашего живого любопытства.

Есть ли у поэмы недостатки? Есть. Но поскольку они исключительно теологического характера, я, пожалуй, о них благоразумно умолчу.

Перевод, который некогда попался мне в руки выполнен О. Чюминой. Мне не с чем сравнивать, но он свеж, современен, выразителен.

И добро пожаловать в волшебный мир.

Время кризиса – время книг: так почему не превратить недостаток в достоинство.
Стоимость 300 ₽
Общее впечатление Величественная поэма
Моя оценка
5
Рекомендую друзьямДА

Комментарии к отзыву26

alexser1985
серьезное чтение на ночь )
Латифундия
Это чтоб рай приснился.
Кэсси
Так вдохновенно описано, что захотелось почитать).
Тверичанка
Помню это произведение со времен студенчества. Но перечитывать пока не тянет)
Латифундия
Изучали? Я слышал, у нас это сочинение все гуманитарии изучают.
Тверичанка
Да, изучали на 1 курсе. Или на 2. Не помню уже)
Алвей
интереснейший отзыв! я абсолютно не в теме, так как путаю и библейские, и античные мифы и откровенно их не знаю.
с последним предложением отзыва абсолютно согласна даже более чем - при желании любой минус можно превратить в плюс.
Латифундия
Нет, библейские вы наверняка слышали, даже если библию не читали. Ну уж наверняка знаете о сотворении мира за семь дней или в какого именно чешуйчатого и скользкого зверя обратился дьявол дабы соблазнить Еву от древа познания. Темы многих библейских мифов давно уже вошли в массовую культуру. А вот бесконечные отсылки к малоизвестным и прежде всего античным мифам могут действительно сбивать с толку.
Kate Phoenix
Получаю эстетическое наслаждение, читая ваши отзывы.
Латифундия
Спасибо.
Nataly8april
Особенно красиво на этот раз получилось…
Латифундия
Серьёзно? И предположить не мог.
irina post
Прочла. Текст струится. Мысль тоже. Мне нравится вас читать. Спасибо.
Латифундия
Вам спасибо.
Bumblebeesha
Обычно на Луну я беру ридер
Латифундия
Зачетно. Но я старомодный человек.
Elena Sheptuha
Читая Вас с первого абзаца, понимаю - сколько много между нами общего)
Латифундия
Да, кое что общее, действительно, есть.
Псевдоним 2
Что-то книга не показалась интересной судя по описанию сюжета). Писатель незнакомый. Лучше останусь в неведении).
Латифундия
Да, возможно, не очень интересно. Тем не менее я думаю, что если бы дьявол и Питер Паркер встретились лично, то от Питера Паркера и мокрого места не осталось. Ведь дьявол – это прежде всего «мускулы и харизма» (это в буквальном смысле, груда бицепсов и трицепсов, наделённая к тому же душой Петрарки), а Питер Паркер – это, прежде всего, облегающий костюм из неоплекса. Не трудно догадаться, кто кому бы при случае навалял. Только не обижайтесь пожалуйста. Я ведь очень даже хорошо понял, что образ Питера Паркера вам по-человечески мил. В дьяволе нет ничего человеческого. Его никто не любит. Может поэтому он и вредный.
Псевдоним 2
Паркер - это фильм, а дьявол-Петрарка - книга. Сравнение неудачное).
Латифундия
Стоп-стоп, вы кое что перепутали, Паркер действительно фильм, но, дьявол, отнюдь не книга. Это миф. А мифы на пустом месте не рождаются. Ну был такой наивненький ангелочек, ну сунул любопытный носик не в ту кучку, а потом налепили, налепили, налепили… Тем не менее, никто не докажет, что это не правда. Я вам специально не отписываюсь - мне кажется, вы на меня обижаетесь.
Псевдоним 2
Вам кажется, не обижаюсь, вы корректно пишите всегда). Дьявола всегда сопровождает ореол темного благородства.
Латифундия
Именно корректный человек, да к тому же человек, которому в рот хороший русский язык положен, прежде всего и обидит другого. Не захочет обидеть, но все ж обидит … здесь, как говорится, горе от ума-с. Я страстный. Я потому сюда и прихожу, что меня обыкновенный человек куда больше растравлённого тщеславца успокаивает. Не ожидал, что наш потребитель большим тщеславцем, чем наши художники окажется. Никак не мог заподозрить моста между Небом и съеденной колбасой. А одна женщина пишет, что 1000 раз на главной оказалось и гордится этим, ну как над такой зайкой и не пошутить? Я любезность с честностью совместить тщусь, за то всю жизнь и страдаю. Недавно за мной сосед по огороду с топором гонялся. Думал я, что он по пьяне меня с курицей перепутал. А я оказывается с его благоверной всю ночь в постели анекдоты травить изволил … Вот я удивился, узнав об этом. Но это русский стиль. Я оттого Грушеньку возлюбил, что в собственном лице Дмитрия обнаружил. Да он пьяный дурак, но все ж он почище многих трезвых будет. А помните, как он говорит: «Слишком широк человек, я бы сузил». Но вот как не расплакаться при такой формулировки вопроса? Нет, чтобы кто ни говорил Достоевский в россии Рассею разгадать смог. Я лишь наружно свинья, а так, интеллигибельно, в сердце ангела пестую. Не могу не танцевать, не могу не петь, не могу не шутить, дескать слишком широк для посредственности. А что касается до любезного моему сердце Сатаны, так он только главный субъект индетерминизма. Даже Бог его г… не считает, а люди считают; не красиво это. Даже Оригена его страдальцем признал: святой человек, он процентное соотношение соли в его слезах интуитивно почувствовал. Знаете, Черное море, так вот это Черное море не иначе чем из глаз дьявола произошло.

Ну поплачьте. я уже знаю, что вы любите плакать.
снова он
эх, давно хотел заняться… надо видимо будет в праздники!
Латифундия
Ну займитесь - это того стоит. А вот Ирана, слышите, что говорит "дьявол не интересен". А Питер Паркер интересен? Питер Паркер - интересен. Ну женщина - так и живем… Написано без рифмы - следовательно, переведено сносно.