Отзыв: Сериал "Декстер" (2006-2013) - Обаяние зла! Не попадите в его сети!
Достоинства: потрясающий визуальный ряд, великолепная музыка, хорошие актерские работы
Недостатки: любование злом
Из зла в очередной раз пытались слепить добро. Маньяка сделать если не героем, то просто почти "благородным мстителем". Что из этого получилось?
Кто сказал, что ЗЛО относительно? В научном смысле человек дает оценку "хорошо" тем процессам, которые усложняют его биолого-социальное существование. Это рождение ребенка, рост организма, совершенствование, прогресс. То есть это определенное прибавление. В духовном понимании "хорошее" значит "праведное". Что в общем-то не идет в разрез с научной трактовкой, а лишь дополняет ее. Зло, напротив, это убавление - смерть, хаос, болезнь, разрушение. Однако в сериале "Декстер" нам представили зло в новом эстетическом обличье.
Декстер Морган - эдакий стерильный маньяк. Чистильщик отбросов. Ибо убивает только тех, кто этого заслуживает: душителей, отравителей, педофилов, насильников. Но стал Декстер на этот "робенгудский" путь не от особого благородства, а по подсказке приемного отца. Ибо иначе мальчик стал бы лишать жизни не столь избирательно. А когда припечет.
Вот этот момент с отцом меня больше всего и напряг. Какой "хороший" папочка - захотел трансформировать злобную энергию сына в полезное русло. При этом идеи увести отпрыска совсем от мыслей об убийстве у мужчины не возникло. Чем больше живу, тем больше убеждаюсь: гены далеко не все решают. Многое зависит и от Слова. И не зря я написала его с большой буквы. Это то самое СЛОВО, с которого все начиналось. Которое способно воздействовать сильнейшим образом. В том числе и позитивно. Вместо того, чтобы чисто конкретно поговорить с сыном "за жизнь", отец начинает его обучать искусству заметать следы.
Все убийства у Декстера, по наущению отца, продуманны и осуществляются по одной схеме. В которой на первом месте - стерильность. Все обтянуто целлофаном. Да и сам чистильщик облачен в непромокаемый фартук и маску в стиле сварщика, только прозрачную.
Мотив стерильности можно уловить и в образе самого персонажа. Он, мил, аккуратен, вежлив и... ничего не чувствует. А еще он почти асексуален. То есть не испытывает потребности в половых отношениях. Я, честно говоря, в своей жизни таких фруктов не встречала:-) Тем не менее Декстер изо всех сил пытается ИЗОБРАЗИТЬ. Его попытки быть "как все" выглядят довольно забавными.
"Чем дальше в лес", тем больше из Декстера стараются сделать Человека. Но изначальный смысл от этого не притупляется - обычный смертный вообразил себя... Богом. Вот только непонятно, чем Морган лучше тех отбросов, которых сам убивает?
Визуальный ряд сериала ряд великолепен, начиная с первых кадров, где идут титры. Безупречный эстетизм. Холодный, но прекрасный. Выверенный до секунды. Ничего лишнего. Все эпизоды выстраиваются с потрясающей тщательностью. Такое любование завораживает. А вкупе с элегантной и всегда точно подобранной музыкой от кино глаз не оторвать.
Но я оторвала. Даже первый сезон до конца не досмотрела. Хотя очень хотелось. Не могла отделаться от мысли, что любуюсь мразью. Завороженно наблюдаю за жизнью отброса. Который много сезонов будет избегать наказания. А зрителя заставят его если не полюбить, то пожалеть. И захотеть, чтобы он не попался.
С точки зрения киноискусства уверенно ставлю сериалу самую высокую оценку. А мое отношение к теме вы, надеюсь, поняли.
Кто сказал, что ЗЛО относительно? В научном смысле человек дает оценку "хорошо" тем процессам, которые усложняют его биолого-социальное существование. Это рождение ребенка, рост организма, совершенствование, прогресс. То есть это определенное прибавление. В духовном понимании "хорошее" значит "праведное". Что в общем-то не идет в разрез с научной трактовкой, а лишь дополняет ее. Зло, напротив, это убавление - смерть, хаос, болезнь, разрушение. Однако в сериале "Декстер" нам представили зло в новом эстетическом обличье.
Декстер Морган - эдакий стерильный маньяк. Чистильщик отбросов. Ибо убивает только тех, кто этого заслуживает: душителей, отравителей, педофилов, насильников. Но стал Декстер на этот "робенгудский" путь не от особого благородства, а по подсказке приемного отца. Ибо иначе мальчик стал бы лишать жизни не столь избирательно. А когда припечет.
Вот этот момент с отцом меня больше всего и напряг. Какой "хороший" папочка - захотел трансформировать злобную энергию сына в полезное русло. При этом идеи увести отпрыска совсем от мыслей об убийстве у мужчины не возникло. Чем больше живу, тем больше убеждаюсь: гены далеко не все решают. Многое зависит и от Слова. И не зря я написала его с большой буквы. Это то самое СЛОВО, с которого все начиналось. Которое способно воздействовать сильнейшим образом. В том числе и позитивно. Вместо того, чтобы чисто конкретно поговорить с сыном "за жизнь", отец начинает его обучать искусству заметать следы.
Все убийства у Декстера, по наущению отца, продуманны и осуществляются по одной схеме. В которой на первом месте - стерильность. Все обтянуто целлофаном. Да и сам чистильщик облачен в непромокаемый фартук и маску в стиле сварщика, только прозрачную.
Мотив стерильности можно уловить и в образе самого персонажа. Он, мил, аккуратен, вежлив и... ничего не чувствует. А еще он почти асексуален. То есть не испытывает потребности в половых отношениях. Я, честно говоря, в своей жизни таких фруктов не встречала:-) Тем не менее Декстер изо всех сил пытается ИЗОБРАЗИТЬ. Его попытки быть "как все" выглядят довольно забавными.
"Чем дальше в лес", тем больше из Декстера стараются сделать Человека. Но изначальный смысл от этого не притупляется - обычный смертный вообразил себя... Богом. Вот только непонятно, чем Морган лучше тех отбросов, которых сам убивает?
Визуальный ряд сериала ряд великолепен, начиная с первых кадров, где идут титры. Безупречный эстетизм. Холодный, но прекрасный. Выверенный до секунды. Ничего лишнего. Все эпизоды выстраиваются с потрясающей тщательностью. Такое любование завораживает. А вкупе с элегантной и всегда точно подобранной музыкой от кино глаз не оторвать.
Но я оторвала. Даже первый сезон до конца не досмотрела. Хотя очень хотелось. Не могла отделаться от мысли, что любуюсь мразью. Завороженно наблюдаю за жизнью отброса. Который много сезонов будет избегать наказания. А зрителя заставят его если не полюбить, то пожалеть. И захотеть, чтобы он не попался.
С точки зрения киноискусства уверенно ставлю сериалу самую высокую оценку. А мое отношение к теме вы, надеюсь, поняли.
Общее впечатление | Обаяние зла! Не попадите в его сети! |
Моя оценка | |
Рекомендую друзьям | НЕТ |
Комментарии к отзыву39
Меня тоже всегда забавляло в таких сериалах: сплошные маньяки. Где ж обычные-то люди прячутся?
(Света, во втором абзаце должно быть именно "плохо"? Там. где про прогресс?)
Надо признаться, мне очень импонируют подобные идеи. Я за качественный самосуд и за огнестрельное оружие для каждого, кто имеет право управлять автомобилем (также смертельным и крайне опасным оружием по сути). Да, я за самосуд и уже хотя бы потому, что и в зале суда он, по сути, часто лишь решение одного человека - судьи.
Я за самосуд руками интеллектуала, но при обязательном условии того, что после свершения этого суда он закономерно осудит и приговорит и самого себя. Если судья и палач в одном лице хочет после всего сохранить себе свою собственную жизнь, то он крайне опасен, интеллектуалом не является и должен быть изолирован или устранён в самую первую очередь ещё до того, как начал кого-то судить.
В "Негритятах" и "Семь" интеллектуалы были вполне адекватны и объективны, прекрасно понимали, что тряпку, которая вытерла чужую грязь, нужно также выбросить, она уже сама стала грязью. И они великолепны в своих решениях, действиях и выводах. Такие люди реально стОят восхищения. Они берут на себя роль тряпок, чистят общество от опасного токсичного мусора, а затем (и это самое важное!) чистят общество от самих себя.
А вот судьи современных правовых систем после смертных приговоров сами-то не спешат в камеру смертников, а спокойно идут домой, к своей семье, к своим детям, к своим повседневным заботам, в свою супружескую постель. И это, на мой взгляд, чудовищно. Они должны идти в одиночную камеру, а не к людям. Я так считаю.
Помнишь эпизод с офицером на Титанике Кэмерона? Для интеллектуалов нет иного пути. Если уж ты взял на себя роль уборочной тряпки, ты уже полон отходами до отказа, а потому уйди на мусорку как можно раньше и сам. Ты меня поняла.
Но интеллектуальное мщение - это не достижимый идеал. Почему мне противен Декстер? Вовсе не потому, что он чистит общество от отбросов. А потому, что сам получает от убийства удовольствие. И вот здесь и возникает пресловутый вопрос "А судьи и кто?".
Я осилила 8 или 9 серий.
Автор рецензии просмотрел сериал не полностью, поэтому выводы не совсем правильные. В процессе развертывания сюжета (правда, не сразу) раскрывается вполне адекватное самовосприятие главного героя. Он трезво осознает, что мотивацией его убийств является внутреннее темное начало, а выбор в качестве жертвы злодеев - это лишь способ минимизировать последствия своей убийственной страсти (один из вариантов самосохранения).
Сериал многозначный и каждый "снимает" с него свою идею. Если попытаться охватить и сопоставить все сезоны, можно увидеть такую суть, что все попытки героя как-то совместить потакание страсти с нормальной жизнью проваливаются.
Намерение удержаться в рамках расправы над негодяями не прокатывает. Под смертельный удар главного героя неизбежно попадают невинные (со временем их становится все больше). Поток убийств раскручивается по нарастающей, и это не остановить.
Главный герой в итоге терпит полный крах, теряя всех близких и вообще саму возможность вести свой привычный образ жизни.
Ну а конец можно трактовать по-разному. Авторы сериала не раскрыли главного - продолжает ли герой убивать. Поэтому можно надеяться, что последние кадры намекают на возможность иного течения его жизни.
Другой взгляд, другое лицо, другой типаж… Возможно, жизненная мясорубка, в которую он попал, все-таки перемолола его в другую личность. Остается только гадать.
Но ведь это и является завязкой трагического узла. Если брать шире, тут попытка как-то осветить феномен маньяков - людей, которые от природы лишены того, что изначально есть у всех нормальных людей (дара обычной человеческой эмпатии, сострадания).
Как жить человеку, для которого выход на жизненно необходимые переживания открывается только в акте убийства? И дело тут не только в получении удовольствия. В одной из серий раскрывается, что неудовлетворенное влечение накапливается, превращаясь постепенно в туго сжатую пружину, способную разрядиться актом насилия по отношению к совершенно случайным людям.
Как эту ситуацию разрулить? Что бы вы сами придумали как сценарист?
"Вот только непонятно, чем Морган лучше тех отбросов, которых сам убивает?" --- тем, что его "пациенты" убивают не убийц, а он - только убийц.
"НЕДОСТАТКИ:
любование злом" --- Вы не поняли в этом фильме ни бельмеса!