Отзыв: Фильм "Техасская резня бензопилой" (1974) - Удачный дебют Тоуба Хупера
Достоинства: Увлекательный сюжет, хорошая режиссура
Недостатки: Нет
Режиссер этого фильма Тоуб Хупер родом из Техаса, сельской местности, в которой жили зачастую грубые, жестокие, неотёсанные мужланы. Подобные персонажи и стали основными в его классике жанра. Оттенок деревенщины стал отличительной чертой его фильмов.
«Техасская резня бензопилой» начинается с заголовка, что всё произошедшее в фильме – правда. Отчасти это верно. Хупер взял в основу сюжета реально существовавшего маньяка Эда Гейна, который орудовал в штате Висконсин. Чудовищность преступлений Эда Гейна шокировала весь мир: он убивал людей, сдирал с них кожу и создавал из неё своего рода ужасающие произведения искусства. Раннее он был прообразом главного злодея в хичкоковском «Психо». В «Психо» была отражена одержимость матерью Гейна – религиозной фанатичкой, члены семьи которой были ярыми противниками всего, что связано с сексом и видели во всём похоть и разврат. Мать Гейна не позволяла общаться ему с другими ребятами и яро доказывала ему, что мир погряз в разврате и грехе. Сам же Гейн с самого детства обладал рядом странностей и был очень замкнут. Мать постоянно на него кричала, называя неудачником. После смерти своей матери от инсульта, Гейн занимался выкапыванием трупов, частями тел которых вскоре «украсил» свой фермерский домик. Впоследствии он совершил несколько жестоких убийств, и был помещён в сумасшедший дом, где умер в возрасте 78 лет.
Помимо одержимости матерью главного героя, в «Психо» был ещё намёк на инцест. И если Хичкок в «Психо» поставил акцент на одержимости прототипа Эда Гейна, то Хупер в «Техасской резне» акцентировал внимание на его ужасающих преступлениях.
Группа молодых людей едет на фургоне в Техас, чтобы проверить не надругались ли над могилой дедушки главных героев – Салли и её брата-инвалида – Франклина, местные вандалы. По пути им попадается парень из скотобойни, путешествующий автостопом. Он оказывается психически неуравновешенным и молодые люди с трудом выталкивают его из фургона. Они посещают старый фермерский дом, в котором жил когда-то дедушка Салли и Франклина. Но дом не пустует – в нём живёт сумасшедшая семейка убийц-каннибалов. Главным убийцей в семье является «Кожаное лицо». Он носит маску, сделанную из человеческой кожи и орудует бензопилой. Теперь главным героям предстоит приложить немало усилий, чтобы выжить в ужасающей кровавой резне.
Не смотря на название, самой резни в фильме не так уж много. В то время как в 1970-е вышло большое количество кровавых трэш-фильмов, в которых насилие и ужас были показаны наглядно и отталкивающе, в «Техасской резне» всё самое ужасное происходит за кадром. Фильм пугает прежде всего своей атмосферой. Он создаёт впечатление документального фильма. Именно это и стало одной из главных его особенностей. Ещё одна особенность, ставшая впоследствии основной в картинах Хупера – смесь ужасов с чёрным юмором.
Фильм создавался в наиболее экстремальных условиях. Съёмки проходили в самый пик жары в сельском доме Техаса, в котором постоянно стоял ужасный смрад. Актёрам приходилось порой работать по 26 часов подряд, без особых перерывов. Исполнительнице главной роли Мэрилин Бёрнс особенно пришлось нелегко на время съёмок. Поскольку ей была уделена большая часть экранного времени, а играла она главную жертву, её основной задачей было – реагировать на происходящий ужас. В фильме есть сцена, где её героиня продолжает кричать безостановочно, создавая невероятный накал психологического напряжения. В её криках было нечто по-настоящему реалистичное, чего зачастую нельзя встретить в традиционных голливудских фильмах ужасов. А в большинстве сцен с её участием кровь не была бутафорской – она на самом деле поранилась о ветви деревьев во время бегства от «Кожаного лица».
Ещё одна актриса поранилась о мясной крюк, в сцене, где её героиню «Кожаное лицо» насаживает на него. Так что, её реакция не была наигранной.
Вся изнурённость, усталость и ужас, испытанная актёрами и создателями каким-то образом смогла выплеснуться в фильме, придав ему ещё больший налёт реалистичности.
«Техасская резня бензопилой» начинается с заголовка, что всё произошедшее в фильме – правда. Отчасти это верно. Хупер взял в основу сюжета реально существовавшего маньяка Эда Гейна, который орудовал в штате Висконсин. Чудовищность преступлений Эда Гейна шокировала весь мир: он убивал людей, сдирал с них кожу и создавал из неё своего рода ужасающие произведения искусства. Раннее он был прообразом главного злодея в хичкоковском «Психо». В «Психо» была отражена одержимость матерью Гейна – религиозной фанатичкой, члены семьи которой были ярыми противниками всего, что связано с сексом и видели во всём похоть и разврат. Мать Гейна не позволяла общаться ему с другими ребятами и яро доказывала ему, что мир погряз в разврате и грехе. Сам же Гейн с самого детства обладал рядом странностей и был очень замкнут. Мать постоянно на него кричала, называя неудачником. После смерти своей матери от инсульта, Гейн занимался выкапыванием трупов, частями тел которых вскоре «украсил» свой фермерский домик. Впоследствии он совершил несколько жестоких убийств, и был помещён в сумасшедший дом, где умер в возрасте 78 лет.
Помимо одержимости матерью главного героя, в «Психо» был ещё намёк на инцест. И если Хичкок в «Психо» поставил акцент на одержимости прототипа Эда Гейна, то Хупер в «Техасской резне» акцентировал внимание на его ужасающих преступлениях.
Группа молодых людей едет на фургоне в Техас, чтобы проверить не надругались ли над могилой дедушки главных героев – Салли и её брата-инвалида – Франклина, местные вандалы. По пути им попадается парень из скотобойни, путешествующий автостопом. Он оказывается психически неуравновешенным и молодые люди с трудом выталкивают его из фургона. Они посещают старый фермерский дом, в котором жил когда-то дедушка Салли и Франклина. Но дом не пустует – в нём живёт сумасшедшая семейка убийц-каннибалов. Главным убийцей в семье является «Кожаное лицо». Он носит маску, сделанную из человеческой кожи и орудует бензопилой. Теперь главным героям предстоит приложить немало усилий, чтобы выжить в ужасающей кровавой резне.
Не смотря на название, самой резни в фильме не так уж много. В то время как в 1970-е вышло большое количество кровавых трэш-фильмов, в которых насилие и ужас были показаны наглядно и отталкивающе, в «Техасской резне» всё самое ужасное происходит за кадром. Фильм пугает прежде всего своей атмосферой. Он создаёт впечатление документального фильма. Именно это и стало одной из главных его особенностей. Ещё одна особенность, ставшая впоследствии основной в картинах Хупера – смесь ужасов с чёрным юмором.
Фильм создавался в наиболее экстремальных условиях. Съёмки проходили в самый пик жары в сельском доме Техаса, в котором постоянно стоял ужасный смрад. Актёрам приходилось порой работать по 26 часов подряд, без особых перерывов. Исполнительнице главной роли Мэрилин Бёрнс особенно пришлось нелегко на время съёмок. Поскольку ей была уделена большая часть экранного времени, а играла она главную жертву, её основной задачей было – реагировать на происходящий ужас. В фильме есть сцена, где её героиня продолжает кричать безостановочно, создавая невероятный накал психологического напряжения. В её криках было нечто по-настоящему реалистичное, чего зачастую нельзя встретить в традиционных голливудских фильмах ужасов. А в большинстве сцен с её участием кровь не была бутафорской – она на самом деле поранилась о ветви деревьев во время бегства от «Кожаного лица».
Ещё одна актриса поранилась о мясной крюк, в сцене, где её героиню «Кожаное лицо» насаживает на него. Так что, её реакция не была наигранной.
Вся изнурённость, усталость и ужас, испытанная актёрами и создателями каким-то образом смогла выплеснуться в фильме, придав ему ещё больший налёт реалистичности.
Общее впечатление | Удачный дебют Тоуба Хупера |
Моя оценка | |
Рекомендую друзьям | ДА |
Комментарии к отзыву