Отзыв: Выставка "Фаберже и великая война" (Россия, Санкт-Петербург) - Неожиданные изделия от фабрик знаменитого ювелира.
Достоинства: Возможность познакомиться с малоизвестными направлениями деятельности Карла Фаберже
Недостатки: Выставка закрылась.
В отзыве о выставке "Красота и стиль", проходящей в Главном штабе, я упомянул о удивительной экспозиции, случайно обнаруженной в залах памяти Карла Фаберже. Поскольку фотографий сделал мало, то отзыв поначалу писать даже не хотел. Но вот сейчас узнал, что выставка "Фаберже и великая война", открывшаяся в конце 2015 г. в качестве временной и которая должна была закрыться летом 2016-го, профункционировала тем не менее почти 6 лет и закрылась только сейчас. Так что, думаю, будет все же не лишним показать неожиданную продукцию фабрик известного ювелира.
Расположены залы памяти Фаберже на 3-м этаже Главного штаба.
Без яиц и здесь, конечно, не обошлось, хотя за ними надо идти в Музей Фаберже в Шуваловском дворце.
Основную экспозицию почти не фотографировал, так как шли мы на другую выставку. Больше смотрели.
Серебряный ковш с гербом Российской империи.
Такой вот чайный набор вполне вписался бы и в современный интерьер.
Представлены в залах не только изделия фабрик Фаберже, но и продукция предприятий других известных российских ювелиров.
Вот, например, хрустальный ковш в виде ладьи производства фирмы Павла Акимовича Овчинникова - человека, прошедшего путь от крепостного крестьянина до мастера-ювелира, позже ставшего крупным фабрикантом и поставщиком императорского двора.
Хрустальная ваза фирмы купца и ювелира Ивана Петровича Хлебникова, поставлявшего свою продукцию не только российским монархам, но и королевским дворам многих европейских государств.
Собственно, несмотря на скромные размеры помещений, экспонатов на постоянной выставке достаточно. Здесь и копии императорских регалий, выполненные для парижской выставки 1900 г., и предметы, изготовленные в качестве дипломатических подарков, и многое другое...
Но рассказ не об этом. Заглянув в очередное помещение, я было подумал, что выставленные там кастрюли и самовары к выставке относятся опосредованно - скорее исторически, чем тематически.
Но информация на табличках внесла окончательную ясность.
Имея франко-немецко-датские корни, родился Карл Густавович Фаберже все же в России, в Санкт-Петербурге и такое событие, как начало Первой Мировой войны не могло обойти его стороной. Спрос на ювелирную продукцию упал, значительная часть работников мастерских были мобилизованы на фронт. По примеру императора Николая II Фаберже как истинный патриот вывел все деньги со счетов зарубежных банков, а вскоре перепрофилировал свое довольно специфическое производство под нужды военного времени. Так и появились на свет походные котелки, чайники и самовары со знаменитым клеймом. Причем функционировали мастерские без расчета на какую-либо прибыль - больше для того, чтобы не оставить без работы оставшиеся кадры.
Несмотря на это долгое время ювелир сам находился под подозрением в возможном пособничестве врагам - сказывалось и происхождение, и должность старосты Немецкого собрания Санкт-Петербурга. Да и молодая любовница Иоанна-Амалия Крибель, заподозренная в связях с австрийской разведкой, репутации ему не добавила. И все же, благодаря громкому имени и протекции императорской семьи, Фаберже удалось избежать ссылки в Западную Сибирь, а через некоторое время (разрешения пришлось ждать около года) и получить крупный оборонный заказ. И, наряду с кастрюлями, рукомойниками, чарками и бидонами, одно из производств, переименованное в Московский механический завод, начало выпускать и боеприпасы: части ручных гранат и снарядные гильзы. Одну из таких гильз можно увидеть на фотографии в дальнем левом углу стенда. Между прочим, объемы такой продукции были немаленькими и исчислялись миллионами единиц. А на вражеские окопы щедро сыпались гранаты от Фаберже.
На нижней фотографии слева можно увидеть керосиновую лампу, а справа - емкость для керосина. Большая часть изделий выполнялась из меди и латуни.
А помимо этого - зажигалки, портсигары, полевые шприцы и емкости для стерилизации. На одной из этих кастрюль есть надпись: «Лазарет имени Наследника и Великого Князя Алексея Николаевича в Зимнем Дворце». Да, в залах Зимнего дворца был развернут госпиталь, а сестрами милосердия в нем служили императрица Александра Федоровна и великие княжны Ольга и Татьяна.
Присмотревшись к зажигалке можно заметить, что изготовлена она в форме оружейного патрона. Что-то подобное производила австрийская фирма IMCO - стиль соответствовал времени.
Ну, и здесь нашлось место для скромного серебряного пасхального яйца, которое императрица подарила Николаю II незадолго до начала войны.
В общем, экспозиция оказалась очень любопытной, и если основная выставка никуда не делась и имеется возможность увидеть ее в любое время, то неизвестно, будут ли где-либо еще выставляться конкретно эти экспонаты, т. к. принадлежат они ЗАО "Русский национальный музей", которое, хоть и зарегистрировано в Москве, но большая часть коллекции переехала в Баден-Баден (а это где-то за Нарьян-Маром).
Ну, а нам пока и здесь неплохо.
Расположены залы памяти Фаберже на 3-м этаже Главного штаба.
Без яиц и здесь, конечно, не обошлось, хотя за ними надо идти в Музей Фаберже в Шуваловском дворце.
Основную экспозицию почти не фотографировал, так как шли мы на другую выставку. Больше смотрели.
Серебряный ковш с гербом Российской империи.
Такой вот чайный набор вполне вписался бы и в современный интерьер.
Представлены в залах не только изделия фабрик Фаберже, но и продукция предприятий других известных российских ювелиров.
Вот, например, хрустальный ковш в виде ладьи производства фирмы Павла Акимовича Овчинникова - человека, прошедшего путь от крепостного крестьянина до мастера-ювелира, позже ставшего крупным фабрикантом и поставщиком императорского двора.
Хрустальная ваза фирмы купца и ювелира Ивана Петровича Хлебникова, поставлявшего свою продукцию не только российским монархам, но и королевским дворам многих европейских государств.
Собственно, несмотря на скромные размеры помещений, экспонатов на постоянной выставке достаточно. Здесь и копии императорских регалий, выполненные для парижской выставки 1900 г., и предметы, изготовленные в качестве дипломатических подарков, и многое другое...
Но рассказ не об этом. Заглянув в очередное помещение, я было подумал, что выставленные там кастрюли и самовары к выставке относятся опосредованно - скорее исторически, чем тематически.
Но информация на табличках внесла окончательную ясность.
Имея франко-немецко-датские корни, родился Карл Густавович Фаберже все же в России, в Санкт-Петербурге и такое событие, как начало Первой Мировой войны не могло обойти его стороной. Спрос на ювелирную продукцию упал, значительная часть работников мастерских были мобилизованы на фронт. По примеру императора Николая II Фаберже как истинный патриот вывел все деньги со счетов зарубежных банков, а вскоре перепрофилировал свое довольно специфическое производство под нужды военного времени. Так и появились на свет походные котелки, чайники и самовары со знаменитым клеймом. Причем функционировали мастерские без расчета на какую-либо прибыль - больше для того, чтобы не оставить без работы оставшиеся кадры.
Несмотря на это долгое время ювелир сам находился под подозрением в возможном пособничестве врагам - сказывалось и происхождение, и должность старосты Немецкого собрания Санкт-Петербурга. Да и молодая любовница Иоанна-Амалия Крибель, заподозренная в связях с австрийской разведкой, репутации ему не добавила. И все же, благодаря громкому имени и протекции императорской семьи, Фаберже удалось избежать ссылки в Западную Сибирь, а через некоторое время (разрешения пришлось ждать около года) и получить крупный оборонный заказ. И, наряду с кастрюлями, рукомойниками, чарками и бидонами, одно из производств, переименованное в Московский механический завод, начало выпускать и боеприпасы: части ручных гранат и снарядные гильзы. Одну из таких гильз можно увидеть на фотографии в дальнем левом углу стенда. Между прочим, объемы такой продукции были немаленькими и исчислялись миллионами единиц. А на вражеские окопы щедро сыпались гранаты от Фаберже.
На нижней фотографии слева можно увидеть керосиновую лампу, а справа - емкость для керосина. Большая часть изделий выполнялась из меди и латуни.
А помимо этого - зажигалки, портсигары, полевые шприцы и емкости для стерилизации. На одной из этих кастрюль есть надпись: «Лазарет имени Наследника и Великого Князя Алексея Николаевича в Зимнем Дворце». Да, в залах Зимнего дворца был развернут госпиталь, а сестрами милосердия в нем служили императрица Александра Федоровна и великие княжны Ольга и Татьяна.
Присмотревшись к зажигалке можно заметить, что изготовлена она в форме оружейного патрона. Что-то подобное производила австрийская фирма IMCO - стиль соответствовал времени.
Ну, и здесь нашлось место для скромного серебряного пасхального яйца, которое императрица подарила Николаю II незадолго до начала войны.
В общем, экспозиция оказалась очень любопытной, и если основная выставка никуда не делась и имеется возможность увидеть ее в любое время, то неизвестно, будут ли где-либо еще выставляться конкретно эти экспонаты, т. к. принадлежат они ЗАО "Русский национальный музей", которое, хоть и зарегистрировано в Москве, но большая часть коллекции переехала в Баден-Баден (а это где-то за Нарьян-Маром).
Ну, а нам пока и здесь неплохо.
Год посещения | 2022 |
Страна | Россия |
Регион (край, область, штат) | Санкт-Петербург |
Город или поселок | Санкт-Петербург |
Общее впечатление | Неожиданные изделия от фабрик знаменитого ювелира. |
Моя оценка | |
Рекомендую друзьям | ДА |
Комментарии к отзыву48
Карл Густавович Фаберже…и такое событие, как начало Второй Мировой войны не могло обойти его стороной….По примеру императора Николая II…
Подобные изделия можно при желании посмотреть и в музее Фаберже, был там такой раздел, если я правильно помню )
Основную экспозицию в Шуваловском я практически не видел, т. к. был там на других выставках). Надо будет как-то выбраться.
Все равно нам этой посудой не пользоваться, так что и жалеть не о чем))
А вот "гранаты от Фабереже" звучит для меня жутко. Но если бы не такое производство - сослали бы ювелира к нам, в Сибирь, и возможно бы в нашем краеведческом на полочке стояли скромные яички руки великого мастера.
Все же в Москве и Санкт-Петербурге у Фаберже были сосредоточены большие производственные мощности, множество мастеров работали. Да и все равно через 4 года ему пришлось бежать из России…
Сейчас на такое кто-нибудь из олигархов пойдет ли?