Отзыв: Село староверов Тарбагатай (Россия, Бурятия) - Интересно, необычно, атмосферно, весело, вкусно
Достоинства: Узнала много нового
Недостатки: Нет
Добрый день, друзья !
Самая первая экскурсия в Бурятии состоялась в первый же день прибытия в Улан-Удэ.
Немного отдохнув в замечательном отеле "HUNNU" (отзыв здесь), наша группа поехала в гости к старообрядцам.
Расстояние от города до Тарбагатайского района примерно 50 километров. В районе несколько старообрядческих сёл. В Тарбагатае и в Дестякино с удовольствием знакомят туристов с обычаями и бытом староверов.
Нас ждали в селе Десяткино. Я не стала заводить новую ветку, чтобы не размножать похожие отзывы.
Первая же остановка была удивительной.
В Бурятии, даже если ты не верующий атеист, соблюдают общие правила.
Одно из правил - задобрить Духа местности перед дорогой, даже если дорога не слишком дальняя.
На любой дороге есть место (обычно на возвышенности), где по преданиям жил шаман или медведь-охранитель.
В этом месте нужно выйти из транспортного средства и задобрить Духа местности.
Обычно раскидывают мелкие монетки, конфетки, рис, зерно. Можно капнуть немного алкоголя, чая, положить сигаретку, повязать ленточку.
Мы задабривали Духа местности каждый день. Серьёзно. Всегда находилось место, перевал, остановка, где мы выходили из автобуса и гид раздавала нам что-нибудь для задабривания Духа местности (я его называла Богом дороги).
Эти места обустроены и заметны издалека: построены смотровые площадки (если есть что смотреть), имеются туалеты, кафе, дерево с ленточками.
Существуют поверье, что без задабривания Духа местности, дорога может устроить какой-то неприятный фокус, иногда случаются аварии, дела не складываются.
А ещё перед выездом водитель и гид никогда не скажут, какое время займёт дорога.
Погода может резко измениться или Дух местности останется недоволен и тогда вместо часа дорога может занять часа три.
Остановились мы в таком месте.
Священной считается эта скала. Рядом с ней обустроены две смотровые площадки.
Мы, поднимаясь по лестнице, кидали в стороны рис ( гид поделилась) и монетки, которые нашлись в карманах.
Ленточек ни у кого не было.
Каждый на свой манер попросил у Духа местности хорошей дороги и исполнения желаний.
По мне так разницы нет, как читать молитвы, сколькими перстами креститься и т. д.
Мне кажется, главное -верить в Бога (высшие силы), соблюдать заповеди, но из-за разницы в проведении служб и молитв даже религиозные войны полыхали. Так что углубляться в эту тему не стану.
Границу восточных регионов России охраняли казаки. Местное население кочевало. Сельское хозяйство не было развито. Хлеб везли из центральной России.
Староверы слыли трудолюбивыми и хозяйственными людьми. Екатерина хотела убить двух зайцев: убрать староверов куда подальше и с их помощью развить сельское хозяйство на дальних рубежах.
Вынужденные переселенцы шли с запада большими семьями, поэтому местные их назвали семейскими.
Шли в основном зимой, когда нет распутицы и жары. Летом останавливались и заготавливали себе пропитание на зиму: сеяли хлеб и т. д.
Человеческие потери были огромными. Из 40 000 человек, высланных в 1765 году, дошла половина.
Трудолюбивые семьи раскорчевали лес, построили добротные дома, распахали пашню.
Земля оказалась очень плодородной, начали сеять пшеницу твёрдых сортов, рожь, овёс, ячмень, гречиху, картофель, овощи. Урожаи были отменными, пшеницу даже стали экспортировать.
Уклад семейный, обычаи, говор, во многом сохранился по сей день. И, конечно, вера.
Местные староверы тесно общались с казаками, эвенками, бурятами, поэтому они более открытые, чем те, что живут обособленно.
Деревни строили в одну улицу. Особенность в том, что у домов нет палисадников и дома очень яркие.
Нас у ворот с песнями встречали хозяюшки. Ох и певучие!
Семьи занимались сельским хозяйством. Земельные наделы не делились, работали большими семьями.
///
На улице было холодно, поэтому мы бегом перемещались от одного объекта к другому, фотографируя на ходу и грея руки в карманах.
На веранде собрана старинная мебель, наличники.
Вся мебель отличного качества и прекрасно сохранилась.
Все краски яркие, радостные.
Проходим в дом, состоящим из двух половин, сеней и комнаты между двумя половинами.
В одной комнате собраны предметы, используемые в быту семьёй.
Старинная икона в красном углу.
Пища была простой и сытной.
Каши, щи, похлёбки, приготовленные в чугунках были очень вкусными.
На печке спали дети.
На полатях ( полки под потолком) те, что постарше.
Следующий дом - столовая для туристов. К столовой примыкает большая летняя веранда.
На столе уже были выставлены морсы, пирожки с разными начинками, лепёшки, вкусное сало, квашеная капустка, паста из черёмуховой муки.
Потом были горячие блюда. Тётушки, которые нас встречали у входа в усадьбу, наготовили много всего вкусного. Я их не сфотографировала, было не до того. Тётушки сначала пели, а потом устроили импровизированную свадьбу.
Тётушки пели и весёлые песни, и грустные, и частушки. В конце вечера мы дружно пели общеизвестные песни из тех, советских, с мелодией и смыслом.
Наряд был многослойным. Каждая одёжка была в том числе оберегом.
Одежда была яркой. Староверы носили тяжёлые янтарные бусы и никогда не страдали от болезней щитовидки.
Волосы обязательно убирались под платок. Кичка -платок повязанный особым способом. После рождения ребёнка муж дарил супруге брошку, которой украшали платок.
Потерять платок с головы, опростоволоситься, означало опозориться. Такая девушка могла выйти замуж только за вдовца или за солдата (вы помните сколько солдаты тогда служили? возвращались домой стариками).
А дальше было сватанье. Девушка выходила замуж лет в 15-16. К этому времени невеста умела полностью управляться по дому, ходить за скотиной и т. п.
В конце отзыва есть небольшое видео, где вы сможете насладиться многоголосьем старообрядческим, ни чуть не хуже грузинского. Старославянский язык не всегда понятен, но пение практически профессиональное.
Самая первая экскурсия в Бурятии состоялась в первый же день прибытия в Улан-Удэ.
Немного отдохнув в замечательном отеле "HUNNU" (отзыв здесь), наша группа поехала в гости к старообрядцам.
Расстояние от города до Тарбагатайского района примерно 50 километров. В районе несколько старообрядческих сёл. В Тарбагатае и в Дестякино с удовольствием знакомят туристов с обычаями и бытом староверов.
Нас ждали в селе Десяткино. Я не стала заводить новую ветку, чтобы не размножать похожие отзывы.
Первая же остановка была удивительной.
В Бурятии, даже если ты не верующий атеист, соблюдают общие правила.
Одно из правил - задобрить Духа местности перед дорогой, даже если дорога не слишком дальняя.
На любой дороге есть место (обычно на возвышенности), где по преданиям жил шаман или медведь-охранитель.
В этом месте нужно выйти из транспортного средства и задобрить Духа местности.
Обычно раскидывают мелкие монетки, конфетки, рис, зерно. Можно капнуть немного алкоголя, чая, положить сигаретку, повязать ленточку.
Мы задабривали Духа местности каждый день. Серьёзно. Всегда находилось место, перевал, остановка, где мы выходили из автобуса и гид раздавала нам что-нибудь для задабривания Духа местности (я его называла Богом дороги).
Эти места обустроены и заметны издалека: построены смотровые площадки (если есть что смотреть), имеются туалеты, кафе, дерево с ленточками.
Существуют поверье, что без задабривания Духа местности, дорога может устроить какой-то неприятный фокус, иногда случаются аварии, дела не складываются.
А ещё перед выездом водитель и гид никогда не скажут, какое время займёт дорога.
Погода может резко измениться или Дух местности останется недоволен и тогда вместо часа дорога может занять часа три.
Остановились мы в таком месте.
Священной считается эта скала. Рядом с ней обустроены две смотровые площадки.
Мы, поднимаясь по лестнице, кидали в стороны рис ( гид поделилась) и монетки, которые нашлись в карманах.
Ленточек ни у кого не было.
Каждый на свой манер попросил у Духа местности хорошей дороги и исполнения желаний.
По мне так разницы нет, как читать молитвы, сколькими перстами креститься и т. д.
Мне кажется, главное -верить в Бога (высшие силы), соблюдать заповеди, но из-за разницы в проведении служб и молитв даже религиозные войны полыхали. Так что углубляться в эту тему не стану.
Границу восточных регионов России охраняли казаки. Местное население кочевало. Сельское хозяйство не было развито. Хлеб везли из центральной России.
Староверы слыли трудолюбивыми и хозяйственными людьми. Екатерина хотела убить двух зайцев: убрать староверов куда подальше и с их помощью развить сельское хозяйство на дальних рубежах.
Вынужденные переселенцы шли с запада большими семьями, поэтому местные их назвали семейскими.
Шли в основном зимой, когда нет распутицы и жары. Летом останавливались и заготавливали себе пропитание на зиму: сеяли хлеб и т. д.
Человеческие потери были огромными. Из 40 000 человек, высланных в 1765 году, дошла половина.
Трудолюбивые семьи раскорчевали лес, построили добротные дома, распахали пашню.
Земля оказалась очень плодородной, начали сеять пшеницу твёрдых сортов, рожь, овёс, ячмень, гречиху, картофель, овощи. Урожаи были отменными, пшеницу даже стали экспортировать.
Уклад семейный, обычаи, говор, во многом сохранился по сей день. И, конечно, вера.
Местные староверы тесно общались с казаками, эвенками, бурятами, поэтому они более открытые, чем те, что живут обособленно.
Деревни строили в одну улицу. Особенность в том, что у домов нет палисадников и дома очень яркие.
Нас у ворот с песнями встречали хозяюшки. Ох и певучие!
Семьи занимались сельским хозяйством. Земельные наделы не делились, работали большими семьями.
///
На улице было холодно, поэтому мы бегом перемещались от одного объекта к другому, фотографируя на ходу и грея руки в карманах.
На веранде собрана старинная мебель, наличники.
Вся мебель отличного качества и прекрасно сохранилась.
Все краски яркие, радостные.
Проходим в дом, состоящим из двух половин, сеней и комнаты между двумя половинами.
В одной комнате собраны предметы, используемые в быту семьёй.
Старинная икона в красном углу.
Пища была простой и сытной.
Каши, щи, похлёбки, приготовленные в чугунках были очень вкусными.
На печке спали дети.
На полатях ( полки под потолком) те, что постарше.
Следующий дом - столовая для туристов. К столовой примыкает большая летняя веранда.
На столе уже были выставлены морсы, пирожки с разными начинками, лепёшки, вкусное сало, квашеная капустка, паста из черёмуховой муки.
Потом были горячие блюда. Тётушки, которые нас встречали у входа в усадьбу, наготовили много всего вкусного. Я их не сфотографировала, было не до того. Тётушки сначала пели, а потом устроили импровизированную свадьбу.
Тётушки пели и весёлые песни, и грустные, и частушки. В конце вечера мы дружно пели общеизвестные песни из тех, советских, с мелодией и смыслом.
Наряд был многослойным. Каждая одёжка была в том числе оберегом.
Одежда была яркой. Староверы носили тяжёлые янтарные бусы и никогда не страдали от болезней щитовидки.
Волосы обязательно убирались под платок. Кичка -платок повязанный особым способом. После рождения ребёнка муж дарил супруге брошку, которой украшали платок.
Потерять платок с головы, опростоволоситься, означало опозориться. Такая девушка могла выйти замуж только за вдовца или за солдата (вы помните сколько солдаты тогда служили? возвращались домой стариками).
А дальше было сватанье. Девушка выходила замуж лет в 15-16. К этому времени невеста умела полностью управляться по дому, ходить за скотиной и т. п.
В конце отзыва есть небольшое видео, где вы сможете насладиться многоголосьем старообрядческим, ни чуть не хуже грузинского. Старославянский язык не всегда понятен, но пение практически профессиональное.
Время использования | 02/2022 |
Год посещения | 2022 |
Общее впечатление | Интересно, необычно, атмосферно, весело, вкусно |
Моя оценка | |
Рекомендую друзьям | ДА |
Комментарии к отзыву39
думаю заселить/застолбить Екатерина хотела эти места ,да и конечно инакомыслящих выселить ,
а местные духов заговаривают разбрызгивая водку со словами "гыр вода,гыр вода",
себя сохраняют!Наверное и школа у них есть?
Большие сёла.
Вам повезло с поездкой! Завидую:)))