Отзыв: Мемориальный музей-квартира Н. А. Римского-Корсакова (Россия, Санкт-Петербург) - Всё сложилось удачно: воспоминания, знакомство с прекрасным прошлым, сегодняшний взгляд на знакомое с детства место
Достоинства: Интереснейшая экспозиция. Доброжелательность персонала. Абсолютная подлинность музейных экспонатов. Малолюдно в дневное время. Низкая цена билетов.
Недостатки: Ни одного.
Сегодня решил поделиться с вами впечатлениями от посещения очень близкого мне музея. Действительно, квартира на третьем этаже в дворовом флигеле дома №28 по Загородному проспекту, которой полвека назад вернули облик конца 19-го - начала 20-го столетия, когда она принадлежала семейству великого русского композитора Николая Андреевича Римского-Корсакова, близка мне и в прямом, и в переносном смысле слова. Переносный смысл вполне понятен (и здесь я, безусловно, не одинок): замечательная музыка Римского-Корсакова, знакомая нам с детства, масштаб личности выдающегося композитора и педагога, а значит, и всё связанное с именем этого человека, очень дорого и вызывает огромный интерес.
Близость же в прямом смысле слова - совсем не фигура речи. Дело в том, что если Николай Андреевич прожил по указанному выше адресу последние пятнадцать лет своей жизни, то я ровно столько же (к счастью, в детстве и ранней молодости) квартировал вместе с родителями в большой коммунальной квартире в соседнем доме №26. Кстати, моя бывшая парадная в этом доме в настоящее время является объектом очень популярных сейчас экскурсий по парадным Санкт-Петербурга.
Дом, в котором находится музей-квартира, расположен практически посередине между станциями метро Владимирская/Достоевская и Звенигородская. Можно проехать одну остановку на любом троллейбусе до Разъезжей улицы и пройти две минуты пешком. Если же идти пешком от метро, то это займёт минут семь.
Исторический микрорайон Петербурга, получивший в народе название "Пять углов", существует уже более двух с половиной веков. Это пятиугольный перекрёсток, образованный Загородным проспектом, Разъезжей улицей, берущей отсюда своё начало, и ещё двумя улицами - Ломоносова и Рубинштейна.
Впрочем, музей-квартира, о которой я сегодня веду свой рассказ, находится в дворовом флигеле, не видном с Загородного проспекта. Во двор проникаем, набрав на домофоне указанный на табличке код, и оказываемся перед живописным сквером с прекрасно оборудованной детской площадкой, окружённой цветущими и заполняющими всё окружающее пространство дурманящим ароматом деревьями черёмухи.
Вход в безликий флигель снабжён табличкой и информационным стендом, подтверждающими, что мы пришли в нужное нам место.
которые я привожу полностью.
Во время внимательного осмотра обеденного стола, о чём я ещё расскажу подробнее, ко мне неожиданно подошла смотрительница музея, скучавшая до той поры на стуле у окошка. В отличие от первых двух девушек, это была дама весьма почтенного возраста. Подойдя ко мне и не спрашивая моего согласия, она начала рассказывать всевозможные подробности практически о каждом предмете, находящемся в столовой. Её лицо показалось мне хорошо знакомым, и дождавшись паузы в рассказе, я решил уточнить, откуда мне знакома моя неожиданная собеседница.
Не стану приводить подробности завязавшегося разговора, который затянулся на добрые полчаса, отмечу лишь, что Ольга Сергеевна училась, как и я, в знаменитой 321 школе, которую окончила на семь лет раньше меня. А значительно позже мы учились и работали в одном ВУЗе, да ещё и на одном факультете. Как вы понимаете, поговорить нам было о чём. Мы вспомнили наши любимые учебные заведения, учителей, друзей, однокашников, да и жили, как выяснилось, мы совсем рядом, в соседних домах...
Вот таким образом я получил персонального экскурсовода, поведавшего такие подробности о жизни и быте семейства Римских-Корсаковых, которые вряд ли озвучиваются на стандартных экскурсиях (надо отметить, что Ольга Сергеевна работает в Музее-квартире более двадцати лет).
Возвращаюсь к рассказу о мемориальной квартире и постараюсь больше не сбиваться "с генерального курса". Вот как выглядят места за обеденным столом. Слева, во главе стола, сидела Надежда Николаевна, а справа, рядом с ней, Николай Андреевич.
Столовые приборы, скатерть и салфетки маркированы инициалами членов семьи.
Под ними - подаренный Николаю Андреевичу расписной поднос.
Сохранились и две иконы, занимающие своё историческое место. Одна из них, изображающая Святой Дух, очень редкая. Ольга Сергеевна рассказала мне, что несколько лет назад в квартире побывала монахиня, которая, увидев икону, впала в транс и долго молилась перед ней, не обращая внимания на окружающих.
На пюпитре видим рабочий экземпляр партитуры оперы "Снегурочка".
На рояле стоит светильник очень интересной конструкции. При подключении квартиры к электроснабжению в начале 20-го века светильник был переделан в электрический. До этого он работал на керосине или на жидком масле. Горючее заливалось в чашу слева, и по слегка наклонным трубкам поступало в гильзу с фитилём, накрытую голубым колпаком-абажуром.
Под стать ореховым стульям и яркие восточные ковры ручной работы, очень похожие, но слегка отличающиеся своими орнаментами.
Рядом на ещё одном пюпитре красочное издание партитуры "Золотого петушка".
На камине мы видим уникальные серебряные часы в виде колодца. На нижнем снимке я запечатлел корзину с помещёнными в неё цветочными горшками. Этот способ содержания комнатных растений придумали хозяева квартиры. Он удобен тем, что при необходимости открыть окно корзина с подставкой без проблем перемещалась в сторону, а затем возвращалась на своё место.
Позади, в глубине кабинета - стол Надежды Николаевны.
На столе Николая Андреевича обращаем внимание на любимые дорожные часы в кожаном футляре, семейные фотографии и знаменитые очки, знакомые нам по многочисленным портретам композитора.
С помощью установки, запечатлённой на нижнем снимке, можно познать азы аранжировки музыкального произведения.
Значительно интереснее было увидеть в полном составе членов знаменитой "Могучей кучки", идейным вдохновителем которой был В. В. Стасов, давший творческому содружеству композиторов столь необычное и запоминающееся название. В объединение входили: М. А. Балакирев, М. П. Мусоргский (крупные фотографии в центре), Н. А. Римский-Корсаков, А. П. Бородин и Ц. А. Кюи.
Так интересно разглядывать фотографии знакомых помещений, в которых запечатлены наши великие соотечественники.
О проводимых в музее-квартире экскурсиях и музыкальных вечерах можно узнать на сайте Государственного музея театрального и музыкального искусства.
Пользуясь случаем, поздравляю всех петербуржцев с 319 годовщиной со дня основания нашего любимого города.
Близость же в прямом смысле слова - совсем не фигура речи. Дело в том, что если Николай Андреевич прожил по указанному выше адресу последние пятнадцать лет своей жизни, то я ровно столько же (к счастью, в детстве и ранней молодости) квартировал вместе с родителями в большой коммунальной квартире в соседнем доме №26. Кстати, моя бывшая парадная в этом доме в настоящее время является объектом очень популярных сейчас экскурсий по парадным Санкт-Петербурга.
Дом, в котором находится музей-квартира, расположен практически посередине между станциями метро Владимирская/Достоевская и Звенигородская. Можно проехать одну остановку на любом троллейбусе до Разъезжей улицы и пройти две минуты пешком. Если же идти пешком от метро, то это займёт минут семь.
Исторический микрорайон Петербурга, получивший в народе название "Пять углов", существует уже более двух с половиной веков. Это пятиугольный перекрёсток, образованный Загородным проспектом, Разъезжей улицей, берущей отсюда своё начало, и ещё двумя улицами - Ломоносова и Рубинштейна.
Впрочем, музей-квартира, о которой я сегодня веду свой рассказ, находится в дворовом флигеле, не видном с Загородного проспекта. Во двор проникаем, набрав на домофоне указанный на табличке код, и оказываемся перед живописным сквером с прекрасно оборудованной детской площадкой, окружённой цветущими и заполняющими всё окружающее пространство дурманящим ароматом деревьями черёмухи.
Вход в безликий флигель снабжён табличкой и информационным стендом, подтверждающими, что мы пришли в нужное нам место.
которые я привожу полностью.
Во время внимательного осмотра обеденного стола, о чём я ещё расскажу подробнее, ко мне неожиданно подошла смотрительница музея, скучавшая до той поры на стуле у окошка. В отличие от первых двух девушек, это была дама весьма почтенного возраста. Подойдя ко мне и не спрашивая моего согласия, она начала рассказывать всевозможные подробности практически о каждом предмете, находящемся в столовой. Её лицо показалось мне хорошо знакомым, и дождавшись паузы в рассказе, я решил уточнить, откуда мне знакома моя неожиданная собеседница.
Не стану приводить подробности завязавшегося разговора, который затянулся на добрые полчаса, отмечу лишь, что Ольга Сергеевна училась, как и я, в знаменитой 321 школе, которую окончила на семь лет раньше меня. А значительно позже мы учились и работали в одном ВУЗе, да ещё и на одном факультете. Как вы понимаете, поговорить нам было о чём. Мы вспомнили наши любимые учебные заведения, учителей, друзей, однокашников, да и жили, как выяснилось, мы совсем рядом, в соседних домах...
Вот таким образом я получил персонального экскурсовода, поведавшего такие подробности о жизни и быте семейства Римских-Корсаковых, которые вряд ли озвучиваются на стандартных экскурсиях (надо отметить, что Ольга Сергеевна работает в Музее-квартире более двадцати лет).
Возвращаюсь к рассказу о мемориальной квартире и постараюсь больше не сбиваться "с генерального курса". Вот как выглядят места за обеденным столом. Слева, во главе стола, сидела Надежда Николаевна, а справа, рядом с ней, Николай Андреевич.
Столовые приборы, скатерть и салфетки маркированы инициалами членов семьи.
Под ними - подаренный Николаю Андреевичу расписной поднос.
Сохранились и две иконы, занимающие своё историческое место. Одна из них, изображающая Святой Дух, очень редкая. Ольга Сергеевна рассказала мне, что несколько лет назад в квартире побывала монахиня, которая, увидев икону, впала в транс и долго молилась перед ней, не обращая внимания на окружающих.
На пюпитре видим рабочий экземпляр партитуры оперы "Снегурочка".
На рояле стоит светильник очень интересной конструкции. При подключении квартиры к электроснабжению в начале 20-го века светильник был переделан в электрический. До этого он работал на керосине или на жидком масле. Горючее заливалось в чашу слева, и по слегка наклонным трубкам поступало в гильзу с фитилём, накрытую голубым колпаком-абажуром.
Под стать ореховым стульям и яркие восточные ковры ручной работы, очень похожие, но слегка отличающиеся своими орнаментами.
Рядом на ещё одном пюпитре красочное издание партитуры "Золотого петушка".
На камине мы видим уникальные серебряные часы в виде колодца. На нижнем снимке я запечатлел корзину с помещёнными в неё цветочными горшками. Этот способ содержания комнатных растений придумали хозяева квартиры. Он удобен тем, что при необходимости открыть окно корзина с подставкой без проблем перемещалась в сторону, а затем возвращалась на своё место.
Позади, в глубине кабинета - стол Надежды Николаевны.
На столе Николая Андреевича обращаем внимание на любимые дорожные часы в кожаном футляре, семейные фотографии и знаменитые очки, знакомые нам по многочисленным портретам композитора.
С помощью установки, запечатлённой на нижнем снимке, можно познать азы аранжировки музыкального произведения.
Значительно интереснее было увидеть в полном составе членов знаменитой "Могучей кучки", идейным вдохновителем которой был В. В. Стасов, давший творческому содружеству композиторов столь необычное и запоминающееся название. В объединение входили: М. А. Балакирев, М. П. Мусоргский (крупные фотографии в центре), Н. А. Римский-Корсаков, А. П. Бородин и Ц. А. Кюи.
Так интересно разглядывать фотографии знакомых помещений, в которых запечатлены наши великие соотечественники.
О проводимых в музее-квартире экскурсиях и музыкальных вечерах можно узнать на сайте Государственного музея театрального и музыкального искусства.
Пользуясь случаем, поздравляю всех петербуржцев с 319 годовщиной со дня основания нашего любимого города.
Время использования | Полтора часа |
Стоимость | 125 ₽ |
Год посещения | 2022 |
Страна | Россия |
Город или поселок | Санкт-Петербург |
Улица | Загородный проспект |
Дом № | 28 |
Общее впечатление | Всё сложилось удачно: воспоминания, знакомство с прекрасным прошлым, сегодняшний взгляд на знакомое с детства место |
Моя оценка | |
Рекомендую друзьям | ДА |
Комментарии к отзыву19
Очень показалось логичным - Воин - контр-адмирал)
И как здорово Вы сделали сравнение двух последних фотографий!
А вот про Пять углов, возможно, напишу когда-нибудь))
Спасибо за отзыв. Надо попробовать посетить при случае.
Спасибо за рассказа, очень интересно!
Квартира-музей - совсем иное место: ты приходишь в гости к конкретному человеку и узнаёшь о подробностях именно его жизни, быта и т.д. И здесь великая личность раскрывается с простой "человеческой" стороны, что делает её (личность) ближе. И теперь, слушая знакомую и любимую музыку композитора, воспринимаешь её чуть-чуть иначе, представляя себе, где, сидя в каком кресле, у какого конкретно рояля, она создавалась…
Спасибо!