Отзыв: Музей купечества (Россия, Гороховец) - Связь времен и судеб.
Достоинства: Интересные экспонаты, дружелюбный персонал.
Недостатки: Тусклое освещение.
Есть во Владимирской области небольшой городок с овощным названием Гороховец. 12 тысяч жителей, пара заводов (из которых один уже давно почил в бозе) – типичная провинция.
А меня давно туда тянуло, вот только как-то никак не складывалось. Много раз я проезжал мимо него, когда ездил в Нижний Новгород. И до самого последнего времени знакомство с ним у меня было лишь по тем видам, которые открывались с автомобильной магистрали М7.
Но ведь не зря говорят, что мысль материальна - если сильно чего-то хотеть, то желание может и сбыться, и на днях я оказался в городе, в котором хотел побывать давно, можно сказать сбылась мечта. Мы с женой сели в машину и целенаправленно поехали знакомится с Гороховцом. Путь был уж не таким и дальним. Расстояние от моего города Мурома до Гороховца чуть менее 100 километров. Наше небольшое путешествие с проездом и знакомством с городом мы запланировали примерно семь часов.
Казалось, ну сколько надо времени, чтобы осмотреть небольшой компактный городок, ан нет не хватило. И из четырех Гороховецких музеев мы попали только в один – музей купеческого быта.
Расположен музей на улице Нагорной, дом 4 у самого подножия Пужаловой горы в доме купца Ершова, одном из семи сохранившемся в городе каменных купеческих домов XVII века. А всего по России сохранилось лишь двадцать таких зданий, так что не зря ЮНЕСКО в свое время проявляли большой интерес к этому маленькому городку.
Встречают гостей музея старинные ворота, причем старинные сказано не для красного словца – три лиственничных столба в основании ворот сохранились со времен первого хозяина дома – с того самого замшелого семнадцатого века. Одно скажу – умели строить на века, и на материалах не экономили!
В дальнейшем семья Ершовых разорилась, дом был продан, и несколько раз менял хозяев, пока не был приобретен уже в XIX веке купцом второй гильдии Сапожниковым Михаилом Фёдоровичем. Он тоже был известным благотворителем – завещал городу 100 тысяч рублей на его развитие. Если перевести тогдашние рубли на теперешние деньги, то это получается просто огромная сумма для такого небольшого городка.
Все, больше не буду показывать вам никакие плакаты, в музее есть что посмотреть куда более интересное.
Во времена Ершова третий (жилой) этаж дома был деревянным, так как считалось, что жить в каменных строениях не комильфо, да и для здоровья вредно. Но со временем дерево сгнило, верх дома в XIX веке был разобран и надстроен из камня.
Бросается в глаза общая черта всех каменных палат того времени – основательность и общая направленность в первую очередь на защиту хозяев. И немудрено – время было лихое, и Гороховец в те времена был не заштатным городишком, а вполне себе боевой единицей на восточных рубежах Руси. Да и лихие людишки всегда посматривали на богатые дома со жгучим, меркантильным интересом.
Травяные чаи, дегустация варенья разных сортов и пышные пироги. А чай наливали из трехведерного самовара.
Похоже, что основная нагрузка по организации праздника пришлась на музейных работников и хлопот им хватало, но тем не менее смотрительницы залов охотно рассказывали нам о музейных экспозициях, заслужено испытывая гордость за свой пусть и небольшой, но весьма интересный музей.
Начинается осмотр музейной экспозиции с пристроя самой новой части здания, в котором находится и касса.
Билет стоит всего 120 рублей, платить можно и картой. Есть даже какие-то льготные категории. Понравилось то, что в музее не крохоборничают и за фотографии экспозиции денег не берут. Просят лишь не использовать фотовспышку.
ГОСТИНАЯ
Начали осмотр музея мы со второго жилого этажа. Планировка жилых этажей одинаковая, только на первом этаже помещение при входе называется сени, а на втором в этой комнате расположена гостиная.
Воссозданная здесь гостиная относится к веку девятнадцатому, ко временам Сапожникова, как, впрочем, и весь остальной интерьер.
И не важно, что собственно говоря Сапожников здесь и не жил. Он просто прикупил этот дом в расчете на, что будет приезжать сюда иногда как на дачу. А основной бизнес у него был в Казани, торговал он тканями и мануфактурой. Впрочем, у него и в Москве был дом, и даже вроде не один.
На стенде посвященном истории дома имеется рисунок, каким он был три столетия назад. Участок с домом был обнесен мощным забором и кроме самого купеческого дома на этой территории находились многочисленные хозяйственные постройки типа людской, поварни, конюшни. К сожалению до наших дней сохранилось лишь основное здание.
В столовой классическая мебель XIX века. Большой стол, чтобы усадить сразу всех домочадцев, стулья может быть из Гамбсовского гарнитура. Ломберному столику похоже не хватило места в гостиной, ведь в карты играли не в столовой, а в парадной комнате. Наверное поэтому на нем лежит скромное лото, куда больше подходящее для семейного развлечения.
По соседству со столовой детская. Комната совсем небольшая и скромная, причем по разным кроватям понятно, что все дети семейства спят в одной комнате. Впрочем, в те времена в крестьянских семьях вообще все семейство от бабушек/дедушек и до внуков спало вместе в одной единственной комнате избы.
Комната хозяйки дома если побольше, то только на чуть-чуть.
Здесь много подлинных вещей, принадлежавших Сапожникову и его семье. Все это передано в дар музею его правнучкой. Ей уже далеко за 80, и она по-прежнему живет в Гороховце, в отличие от своего знаменитого деда. На верхней фотографии маленькая девочка - это именно она.
А плюшевые коврики с такими сюжетами были очень популярны долгие годы, и даже я их хорошо помню по детству.
Я правда так и не понял, зачем комод надо было подписывать. Неужели воров настолько опасались, боялись, что они и мебель вынесут.
А у окна видна швейная машинка Зингер. Причем это одна из первых машинок сделанных под этой маркой судя по дате. Жива и в рабочем состоянии до сих пор.
Обратите внимание на многочисленные разно размерные ящички этой мебели. Своеобразный комод-органайзер в недрах которого может много чего храниться.
Последняя на этом этаже комната – кабинет хозяина. Все вещи здесь подлинные конца XIX века: стол управляющего банком, сбоку стол конторщика, помощника управляющего.
Оба стола покрыты традиционным зеленым сукном. Впрочем, все столы, за которыми осуществлялись денежные операции были покрыты именно зеленым сукном, даже ломберный столик в столовой также покрыт зеленым. Ведь за ним играли в карты, естественно, на деньги. Считалось, что зеленый цвет притягивает деньги. Хотя возможно просто раньше основная денежная масса была медной, а медь при окислении зеленеет, вот и использовали зеленую ткань, чтобы не так была видна грязь.
А на самом секретере вечный календарь. Вещь, конечно, удобная, если не страдаешь склерозом, переводить то его надо ежедневно вручную.
А пониже стоит элегантный толи чемодан, толи саквояж. Его необычность в том, что он деревянный. Хорошо хоть лакеи и носильщики были, не приходилось тащить эту тяжесть самому, так ведь и без спины остаться можно.
Кроме лестницы в пристроенном позднее крыльце, в доме есть еще одна лестница. Раньше она в основном предназначалась для прислуги. На фотографии не очень заметно, но она очень крутая, узкая, с низкими сводами. Да еще ступеньки разной высоты. Делалось это для того, чтобы если тать в ночи прокрадется все-таки в дом, то споткнется на разновеликих ступеньках в темноте, глядишь и убьется. Хотя, как он туда мог попасть, непонятно – окошечко там такого размера, что не всякая птица туда пролезет, если только воробей.
Так что в основном доставалось прислуге – попробуй целый день, побегай по этой лестнице, доставляя блюда с едой в столовую. Тем более, что поварня была в отдельном строении, ведь запах еды в доме — это моветон.
А мы спускаемся ниже, в глубь веков.
На первом этаже здания расположена экспозиция, показывающая купеческий быт XVII века. Музейщики очень гордятся тем, что при реставрации удалось сохранить настоящий деревянный порог XVII века.
Первый зал находится в помещении, которое раньше являлось сенями. Это вам не скромный закуток в обычном деревенском доме. Изначально сени были скорее хозяйственным помещением, а не жилым. Поэтому здесь всего одно окно, и освещение достаточно скудное. Здесь сидела прислуга, сенные девушки и занимались рукоделием.
Кстати, в обязанности сенных девок входило еще и пение при встрече почетных гостей. Это не я придумал для красного словца, это нам экскурсовод рассказала.
Справа от сеней располагается самая большая комната в доме – парадная Красная палата, предназначенная для торжественных обедов. Кроме того, эту палату называли еще и крестовой, так как в ней в ней хозяин читал общую молитву. Напоминанием об этом служит угол с иконами.
Основной доминантой комнаты является большой стол, накрытый красной вышитой так называемой камчатой скатертью. А по центру стола еще постелена дорогая аксамитовая скатерть из золототканой парчи или бархата.
Своды палаты шатровые, рельефные. Изначально потолок был расписан под небо со звездами, почти как в Кремле. Со временем роспись естественно была утрачена.
Но несмотря на то, что до середины семидесятых годов прошлого века в доме были обычные коммунальные квартиры, уцелело очень многое со времен первых хозяев дома. Само помещение и этот стол мне напомнили один из эпизодов бессмертной комедии "Иван Васильевич меняет профессию", вот только деликатесной заморской икры здесь нет.
Вообще этот этаж отличается от второго внешним аскетизмом. Минимум мебели, вся она скромная и утилитарная.
В кабинете хозяина стол, лавка, сундуки небольшой шкаф. Явно люди не зацикливались на вещах – только минимум необходимых для жизни.
Ортопедическая подушка XVII века. А спали, похоже, на лавках, опять же не надо беспокоится об ортопедическом матрасе.
Комната хозяйки тоже небольшая, но как-то поуютнее выглядит. Милые женские штучки смягчают обстановку, делают ее более домашней. Лежат образцы рукоделий, тут и вышивка, и кружево, и бисероплетение, хотя скорее это жемчуг.
Вот только один минус музею – на первом этаже очень скудное освещение. Только в Красной палате еще можно фотографировать, а в остальных комнатах царит аутентичный полумрак. Так что большинство фотографий не получились, а со вспышкой я не стал фотографировать, чтобы не навредить экспонатам.
Жаль, вот даже портрет мужчины слева совсем не различишь. А у него такие лихие усы, загляденье!
Нижний этаж дома (сейчас он выглядит как полуподвал) имеет чисто хозяйственное назначение. Место для хранения запасов и разнообразного инвентаря. Бочки для засолки грибов, капусты и огурцов, корыта для рубки капусты, горшки, чугуны, ухваты – чего здесь только нет.
Кстати, не видел сковородок, только блинницы. Похоже жареная еда тогда не пользовалась особой популярностью.
Тут и сельскохозяйственный инвентарь типа бороны и вилы,
Оно и понятно, железо было дорого, и тратить его на такую ерунду было жалко.
Музей мне очень понравился, небольшой, но интересный. От его экспонатов веет настоящей историей, отлично воссоздана атмосфера купеческого дома XVII – XIX веков.
Мелкие недостатки ничуть не портят впечатление от увиденного, а работники музея дружелюбные и знающие. Любят и с удовольствием рассказывают о представленных экспонатах и истории своего музея.
Так что посетить этот музей несомненно стоит. Будете в Гороховце – не проходите мимо. Да и сам город мне очень понравился. Не ожидал, и был приятно удивлен. Кусочек истории родной Владимирщины, так характерный и для всей провинциальной России.
А меня давно туда тянуло, вот только как-то никак не складывалось. Много раз я проезжал мимо него, когда ездил в Нижний Новгород. И до самого последнего времени знакомство с ним у меня было лишь по тем видам, которые открывались с автомобильной магистрали М7.
Но ведь не зря говорят, что мысль материальна - если сильно чего-то хотеть, то желание может и сбыться, и на днях я оказался в городе, в котором хотел побывать давно, можно сказать сбылась мечта. Мы с женой сели в машину и целенаправленно поехали знакомится с Гороховцом. Путь был уж не таким и дальним. Расстояние от моего города Мурома до Гороховца чуть менее 100 километров. Наше небольшое путешествие с проездом и знакомством с городом мы запланировали примерно семь часов.
Казалось, ну сколько надо времени, чтобы осмотреть небольшой компактный городок, ан нет не хватило. И из четырех Гороховецких музеев мы попали только в один – музей купеческого быта.
Расположен музей на улице Нагорной, дом 4 у самого подножия Пужаловой горы в доме купца Ершова, одном из семи сохранившемся в городе каменных купеческих домов XVII века. А всего по России сохранилось лишь двадцать таких зданий, так что не зря ЮНЕСКО в свое время проявляли большой интерес к этому маленькому городку.
Встречают гостей музея старинные ворота, причем старинные сказано не для красного словца – три лиственничных столба в основании ворот сохранились со времен первого хозяина дома – с того самого замшелого семнадцатого века. Одно скажу – умели строить на века, и на материалах не экономили!
В дальнейшем семья Ершовых разорилась, дом был продан, и несколько раз менял хозяев, пока не был приобретен уже в XIX веке купцом второй гильдии Сапожниковым Михаилом Фёдоровичем. Он тоже был известным благотворителем – завещал городу 100 тысяч рублей на его развитие. Если перевести тогдашние рубли на теперешние деньги, то это получается просто огромная сумма для такого небольшого городка.
Все, больше не буду показывать вам никакие плакаты, в музее есть что посмотреть куда более интересное.
Во времена Ершова третий (жилой) этаж дома был деревянным, так как считалось, что жить в каменных строениях не комильфо, да и для здоровья вредно. Но со временем дерево сгнило, верх дома в XIX веке был разобран и надстроен из камня.
Бросается в глаза общая черта всех каменных палат того времени – основательность и общая направленность в первую очередь на защиту хозяев. И немудрено – время было лихое, и Гороховец в те времена был не заштатным городишком, а вполне себе боевой единицей на восточных рубежах Руси. Да и лихие людишки всегда посматривали на богатые дома со жгучим, меркантильным интересом.
Травяные чаи, дегустация варенья разных сортов и пышные пироги. А чай наливали из трехведерного самовара.
Похоже, что основная нагрузка по организации праздника пришлась на музейных работников и хлопот им хватало, но тем не менее смотрительницы залов охотно рассказывали нам о музейных экспозициях, заслужено испытывая гордость за свой пусть и небольшой, но весьма интересный музей.
Начинается осмотр музейной экспозиции с пристроя самой новой части здания, в котором находится и касса.
Билет стоит всего 120 рублей, платить можно и картой. Есть даже какие-то льготные категории. Понравилось то, что в музее не крохоборничают и за фотографии экспозиции денег не берут. Просят лишь не использовать фотовспышку.
ГОСТИНАЯ
Начали осмотр музея мы со второго жилого этажа. Планировка жилых этажей одинаковая, только на первом этаже помещение при входе называется сени, а на втором в этой комнате расположена гостиная.
Воссозданная здесь гостиная относится к веку девятнадцатому, ко временам Сапожникова, как, впрочем, и весь остальной интерьер.
И не важно, что собственно говоря Сапожников здесь и не жил. Он просто прикупил этот дом в расчете на, что будет приезжать сюда иногда как на дачу. А основной бизнес у него был в Казани, торговал он тканями и мануфактурой. Впрочем, у него и в Москве был дом, и даже вроде не один.
На стенде посвященном истории дома имеется рисунок, каким он был три столетия назад. Участок с домом был обнесен мощным забором и кроме самого купеческого дома на этой территории находились многочисленные хозяйственные постройки типа людской, поварни, конюшни. К сожалению до наших дней сохранилось лишь основное здание.
В столовой классическая мебель XIX века. Большой стол, чтобы усадить сразу всех домочадцев, стулья может быть из Гамбсовского гарнитура. Ломберному столику похоже не хватило места в гостиной, ведь в карты играли не в столовой, а в парадной комнате. Наверное поэтому на нем лежит скромное лото, куда больше подходящее для семейного развлечения.
По соседству со столовой детская. Комната совсем небольшая и скромная, причем по разным кроватям понятно, что все дети семейства спят в одной комнате. Впрочем, в те времена в крестьянских семьях вообще все семейство от бабушек/дедушек и до внуков спало вместе в одной единственной комнате избы.
Комната хозяйки дома если побольше, то только на чуть-чуть.
Здесь много подлинных вещей, принадлежавших Сапожникову и его семье. Все это передано в дар музею его правнучкой. Ей уже далеко за 80, и она по-прежнему живет в Гороховце, в отличие от своего знаменитого деда. На верхней фотографии маленькая девочка - это именно она.
А плюшевые коврики с такими сюжетами были очень популярны долгие годы, и даже я их хорошо помню по детству.
Я правда так и не понял, зачем комод надо было подписывать. Неужели воров настолько опасались, боялись, что они и мебель вынесут.
А у окна видна швейная машинка Зингер. Причем это одна из первых машинок сделанных под этой маркой судя по дате. Жива и в рабочем состоянии до сих пор.
Обратите внимание на многочисленные разно размерные ящички этой мебели. Своеобразный комод-органайзер в недрах которого может много чего храниться.
Последняя на этом этаже комната – кабинет хозяина. Все вещи здесь подлинные конца XIX века: стол управляющего банком, сбоку стол конторщика, помощника управляющего.
Оба стола покрыты традиционным зеленым сукном. Впрочем, все столы, за которыми осуществлялись денежные операции были покрыты именно зеленым сукном, даже ломберный столик в столовой также покрыт зеленым. Ведь за ним играли в карты, естественно, на деньги. Считалось, что зеленый цвет притягивает деньги. Хотя возможно просто раньше основная денежная масса была медной, а медь при окислении зеленеет, вот и использовали зеленую ткань, чтобы не так была видна грязь.
А на самом секретере вечный календарь. Вещь, конечно, удобная, если не страдаешь склерозом, переводить то его надо ежедневно вручную.
А пониже стоит элегантный толи чемодан, толи саквояж. Его необычность в том, что он деревянный. Хорошо хоть лакеи и носильщики были, не приходилось тащить эту тяжесть самому, так ведь и без спины остаться можно.
Кроме лестницы в пристроенном позднее крыльце, в доме есть еще одна лестница. Раньше она в основном предназначалась для прислуги. На фотографии не очень заметно, но она очень крутая, узкая, с низкими сводами. Да еще ступеньки разной высоты. Делалось это для того, чтобы если тать в ночи прокрадется все-таки в дом, то споткнется на разновеликих ступеньках в темноте, глядишь и убьется. Хотя, как он туда мог попасть, непонятно – окошечко там такого размера, что не всякая птица туда пролезет, если только воробей.
Так что в основном доставалось прислуге – попробуй целый день, побегай по этой лестнице, доставляя блюда с едой в столовую. Тем более, что поварня была в отдельном строении, ведь запах еды в доме — это моветон.
А мы спускаемся ниже, в глубь веков.
На первом этаже здания расположена экспозиция, показывающая купеческий быт XVII века. Музейщики очень гордятся тем, что при реставрации удалось сохранить настоящий деревянный порог XVII века.
Первый зал находится в помещении, которое раньше являлось сенями. Это вам не скромный закуток в обычном деревенском доме. Изначально сени были скорее хозяйственным помещением, а не жилым. Поэтому здесь всего одно окно, и освещение достаточно скудное. Здесь сидела прислуга, сенные девушки и занимались рукоделием.
Кстати, в обязанности сенных девок входило еще и пение при встрече почетных гостей. Это не я придумал для красного словца, это нам экскурсовод рассказала.
Справа от сеней располагается самая большая комната в доме – парадная Красная палата, предназначенная для торжественных обедов. Кроме того, эту палату называли еще и крестовой, так как в ней в ней хозяин читал общую молитву. Напоминанием об этом служит угол с иконами.
Основной доминантой комнаты является большой стол, накрытый красной вышитой так называемой камчатой скатертью. А по центру стола еще постелена дорогая аксамитовая скатерть из золототканой парчи или бархата.
Своды палаты шатровые, рельефные. Изначально потолок был расписан под небо со звездами, почти как в Кремле. Со временем роспись естественно была утрачена.
Но несмотря на то, что до середины семидесятых годов прошлого века в доме были обычные коммунальные квартиры, уцелело очень многое со времен первых хозяев дома. Само помещение и этот стол мне напомнили один из эпизодов бессмертной комедии "Иван Васильевич меняет профессию", вот только деликатесной заморской икры здесь нет.
Вообще этот этаж отличается от второго внешним аскетизмом. Минимум мебели, вся она скромная и утилитарная.
В кабинете хозяина стол, лавка, сундуки небольшой шкаф. Явно люди не зацикливались на вещах – только минимум необходимых для жизни.
Ортопедическая подушка XVII века. А спали, похоже, на лавках, опять же не надо беспокоится об ортопедическом матрасе.
Комната хозяйки тоже небольшая, но как-то поуютнее выглядит. Милые женские штучки смягчают обстановку, делают ее более домашней. Лежат образцы рукоделий, тут и вышивка, и кружево, и бисероплетение, хотя скорее это жемчуг.
Вот только один минус музею – на первом этаже очень скудное освещение. Только в Красной палате еще можно фотографировать, а в остальных комнатах царит аутентичный полумрак. Так что большинство фотографий не получились, а со вспышкой я не стал фотографировать, чтобы не навредить экспонатам.
Жаль, вот даже портрет мужчины слева совсем не различишь. А у него такие лихие усы, загляденье!
Нижний этаж дома (сейчас он выглядит как полуподвал) имеет чисто хозяйственное назначение. Место для хранения запасов и разнообразного инвентаря. Бочки для засолки грибов, капусты и огурцов, корыта для рубки капусты, горшки, чугуны, ухваты – чего здесь только нет.
Кстати, не видел сковородок, только блинницы. Похоже жареная еда тогда не пользовалась особой популярностью.
Тут и сельскохозяйственный инвентарь типа бороны и вилы,
Оно и понятно, железо было дорого, и тратить его на такую ерунду было жалко.
Музей мне очень понравился, небольшой, но интересный. От его экспонатов веет настоящей историей, отлично воссоздана атмосфера купеческого дома XVII – XIX веков.
Мелкие недостатки ничуть не портят впечатление от увиденного, а работники музея дружелюбные и знающие. Любят и с удовольствием рассказывают о представленных экспонатах и истории своего музея.
Так что посетить этот музей несомненно стоит. Будете в Гороховце – не проходите мимо. Да и сам город мне очень понравился. Не ожидал, и был приятно удивлен. Кусочек истории родной Владимирщины, так характерный и для всей провинциальной России.
Время использования | 2 часа |
Год посещения | 2022 |
Страна | Россия |
Регион (край, область, штат) | Владимирская область |
Район | Гороховецкий район |
Город или поселок | Гороховец |
Улица | Нагорная |
Дом № | 4 |
Общее впечатление | Связь времен и судеб. |
Моя оценка | |
Рекомендую друзьям | ДА |
Комментарии к отзыву61
Особенно санки удивили - на клею такое делать, обалдеть…