Отзыв: Павильон "Грот" в усадьбе "Кусково" (Россия, Москва) - Покажу вам грот прекрасный!
Достоинства: Архитектура, месторасположения в парке, уникальная, не имеющая аналогов, отделка интерьеров, доступная цена
Недостатки: Думаю, что зимой там холодно...
Приветствую читателей моего отзыва!
Долгие годы я мечтала посетить музей-усадьбу "Кусково" в Москве и вот, наконец-то, побывала там. Думаю, что позднее поделюсь полученными впечатлениями, а сегодня хочу рассказать о павильоне "Грот" на территории музей- усадьбы.
Я очень рада, что в 2018 году, спонтанно собравшись в Кусково в целях скоротать время между поездами, встретила информированного работника метрополитена, который в ответ на вопрос, как добраться до Кусково, сказал, что лучше туда не ехать, там идет реставрация знаменитого Грота и лучше дождаться ее завершения.
Я так и сделала и в этот раз уже знала, что в конце 2019 года завершилась его почти трехлетняя реставрация и павильон середины XVIII века предстанет передо мною во всей его красе. Нетерпелось все это увидеть!
И вот я уже у входа на территорию усадьбы, где расположен Грот. Отдельный билет в Грот я не покупала, так как в кассе на входе купила комплексный билет, что гораздо выгоднее, чем покупать отдельные билеты для посещения павильонов парка.
Так как была еще первая половина дня, очень жаркого, то решила вначале осмотреть Грот со всех сторон, а уже потом зайти внутрь и охладиться, представляя, что там, внутри должно быть прохладно.
А грот хорош со всех сторон и в каждый момент суток, в зависимости от освещения, он выглядит по-разному.
Это я повернула от входа со стороны основной аллеи вправо. Первая половина дня.
впереди увидела лиственницу, обогнула ее
и увидела, пожалуй, самый привлекательный облик Грота:
Мое воображение всегда поражает отражение памятников архитектуры в зеркале водной глади. Это так поэтично и незабываемо!
Стоит отметить, что гроты, придуманные в Италии, на заре своей юности всегда располагали рядом с водоемом, порой даже частично в воде, оформляли так, чтобы они напоминали естественную пещеру, использовали в качестве купальни. Благодаря Петру I, желающему многое перенести из Европы в страну, мода на гроты появилась и в России.
Восхитившись обликом творения в стиле барокко, направляюсь внутрь Грота, догадываясь, что там я должна найти информацию о сооружении, изучить ее и уже на обратном пути рассмотреть детали сооружения снаружи, ибо замыслы архитекторов надо научиться понимать.
Неподалеку от входа в павильон табличка с довольно сжатой (вспоминается выражение"краткость сестра таланта") иформацией:
Узнаю, что тип садово-парковой постройки грот (от итальянского grotta – «пещера») был почти обязательной частью регулярных парков, лишенных тени, и предназначался для наслаждения прохладой в жаркий летний день, на что, кстати, и я рассчитывала.
Обращаю внимание, что его архитектором являлся крепостной Шереметевых Ф. Аргунов.
Отмечено, что грот сохранил (единственный в стране, в отличие от грота в Екатериниском саду г. Пушкина, который я видела лет 10 назад) уникальный ракушечный интерьер, в свое время выполненный немцем Иоганном Фохтом, которого пригласил для этого Шереметев.
На расположенной рядом фотографии прежнего облика Грота отмечаю, что все-таки в верхней части грота "утеряны" многие скульптуры. Жаль... Хорошо, хоть фотография сохранилась. Слышала, что этот грот рисовали и художники. Надо будет поискать их картины.
У входа в павильон кроме возможности предъявить электронный билет, есть и информация об ограничениях и запретах:
Мой же бумажный билет проверила смотритель зала и зачеркнула(считай- второй раз зайти невозможно, я так поняла) в нем слово "грот".
Я же, наслаждаясь прохладой, стала жадно читать, чтобы что-то важное не пропустить, информацию о гроте. Я ее сфотографировала двумя фото, чтобы было возможно всем
все прочитать, а мне эту информацию не переписывать:
Понимаю, что нахожусь в центральном круглом зале, пытаюсь его сфотографировать с разных сторон:
Стены этого зала расписаны под мрамор, розовый и зеленый, с красными прожилками- здорово смотрятся! Очень люблю такое сочетание цветов! Поэтому долго любовалась.
В оформлении интерьеров видим интересную необычной формы люстру, а также 16 бра «жестяных с листами и фарфоровыми цветами»( они видны в простенках, почему-то крупным планом не догадалась сфотографировать).
В верхней части зала, над оригинальной формы окнами, видим так называемые "люкарны", оконные проемы в куполе, которые в те далекие от нас времена, оказывается, затягивали тканью зеленого цвета, чтобы создавалась иллюзия "подводного" освещения.
В настоящее время в центральном зале размещены очень интересные, необычные по манере исполнения( я никогда таких не видела!) три ракушечных панно: в центре - с изображением оленя,
а по краям - с сюжетными сценами
Эти произведения декоративно- прикладного искусства, специально для грота, в стиле его оформления, являющиеся работами западноевропейских мастеров 2-ой половины XVIII века, были приобретены после создания интерьеров грота, по заказу графа П. Б. Шереметева.
В царские времена грот использовался как парковый павильон: летом в нем устраивали парадные обеды. Так как помещение невелико, то зал и прилегающие к нему кабинеты могли на этих торжественных застолиях разместить только очень узкий круг приглашенных. Есть предположения, что вскоре после завершения внутреннего убранства грота граф П. Б. Шереметев, принимая в Кускове в 1775 гду императрицу Екатерину II, именно в Гроте угощал ее обедом.
К центральному залу примыкают два кабинета: южный и северный.
Виды из южного зала на центральный:
Оформление южного кабинета выполнено в теплой цветовой гамме, а северного – в холодной.
Вот дальняя часть северного кабинета, близко из-за ограничений подходить нельзя:
Более крупный план:
А это общий вид на дальнюю часть южного кабинета, из-за света фотографии здесь получились лучшеи у меня их больше.
Еще несколько ракурсов, чтобы в разных местах увидеть оформление стен:
Поверхность стен сверху донизу, своды Иоганн Фохт декорировал диковинными композициями, в которых трудно понять, где реальность, а где фантастика!
Все в этом интерьере направлено на создание сказочного, экзотического мира. Если пристально вглядываться, напрячь воображение и фантазию, то не трудно рассмотреть причудливые силуэты фантазийных растений, затейливые фантазийные завитки, изображения диковинных рыб, птиц и животных, солнечные диски с расходящимися лучами. И все это на фоне на фоне белого, серого, желтого и розового туфа. А какие тут раковины, их было, кажется, 24 вида из морей разных уголков земного шара, а также водоемов Подмосковья.
Поражает умение мастера подбирать и сочетать при оформлении природные материалы ( туф, песок, осколки стекол и зеркал, затонированную лепнину из самого обычного гипса, художественную роспись под "декоративный камень»- попробуй отличи!
При реставрации все это было умело и удачно восстановлено.
Вот несколько фотографий. Как бы я ни старалась, но обычным фотоаппаратом, а где-то и смартфоном, нереально передать всю красоту уникального оформления интерьера грота. Это надо видеть!!! Обязательно.
Ракушками оформлены не только стены и своды.
В нишах стен размещено кусковское собрание деревянной и глиняной скульптуры, подобных которым больше нигде в стране нет.
Работы западноевропейских мастеров, которые мы видим в нишах и на столиках, разумеется, тоже приобретены по желанию Шереметева. Они также( все должно быть в едином стиле!) инкрустированы раковинами и перламутром.
Вот некоторые из них:
Сказать, что мне понравилось- ничего не сказать! Я была потрясена великолепием этого совершенно уникального интерьера. Это так здорово, что наконец-то провели и очень качественно, впервые за 100 лет, комплексную реставрацию всей всей коллекции павильона.
Уже потом, дома, в Инете, удалось прочитать, что реставраторы столкнулись с неожиданными проблемами: за два с половиной столетия с момента оформления павильона Фохтом 7 моллюсков, раковины которых были использованы, вымерли, а ряд молюсков поменяли среду обитания и соотвественно свой внешний вид. И тогда реставраторы обратились за помощью к специалистам Института Океанолгии РАН, чтобы как можно ближе к первоначальному облику подобрать раковины, которые требовали замены. И им это удалось! Ракушки собирали по всему миру, привозили из Франции, Турции, греции, Италии. Подумать только- около 150 тысяч!
Сознаюсь, что уходить отсюда мне не хотелось. Но надо, впереди было еще столько объектов.
Еще раз глянув на фотографию с первоначальным обликом грота, прочитав о замысле архитектора,
пошла любоваться внешним оформлением сооружения.
Это вид от главного входа.
Перед нашим взором каменный павильон, расположенный на трехступенчатом цоколе, декорированный скульптурами в нишах( это лишь некоторые из них, всего их 8),
украшениями на фронтонах,
львиными масками над окнами, явился завершающим сооружением вокруг Итальянского пруда.
Очень жаль, что "канули в лету" имена русских скульпторов, работавших над созданием статуй римских богов в нишах здания. Но здорово, что хоть они сохранились с тех времен, ведь судя по прежней фотографии грота, остальные скульптуры, особенно вверху здания, утеряны.
По замыслу архитектора облик грота олицетворял соединение стихий камня и воды. На вершине его купола установлен скульптурный фонтан, каменные струи его стекают по крыше и стенам, застывают в камне, превращаясь в узоры стен и ступени стилобата ( общего цоколя здания).
Для меня это очень необычное решение, вот почему я долго, пока не прочитала, не могла понять замысел архитектора. Ведь обычно гроты дополняли фонтанами, а Аргунов разместил на берегу пруда павильон, который сам олицетворяет застывшую воду.
Перекликаются с темой воды и ажурные решетки на окнах и дверях,
напоминающие о причудливых водорослях водной стихии. Эти золоченые решетки( сейчас они покрыты сусальным золотом) были изготовлены крепостными мастерами села Павлова, которое также принадлежало Шереметевым.
Выступающие из плоскости стен объемы грота, рустовка, дробящая фасад, рустованные колонны словно перекликаются с рябью на глади поверхности водоёма.
Уходила из парка я уже перед закрытием парка и неудивительно, что последний павильон, на котрый я посмотрела на прощание, был павильон "Грот", удивительная жемчужина кусковского парка.
Рекомендую к посещению, однозначно!
Долгие годы я мечтала посетить музей-усадьбу "Кусково" в Москве и вот, наконец-то, побывала там. Думаю, что позднее поделюсь полученными впечатлениями, а сегодня хочу рассказать о павильоне "Грот" на территории музей- усадьбы.
Я очень рада, что в 2018 году, спонтанно собравшись в Кусково в целях скоротать время между поездами, встретила информированного работника метрополитена, который в ответ на вопрос, как добраться до Кусково, сказал, что лучше туда не ехать, там идет реставрация знаменитого Грота и лучше дождаться ее завершения.
Я так и сделала и в этот раз уже знала, что в конце 2019 года завершилась его почти трехлетняя реставрация и павильон середины XVIII века предстанет передо мною во всей его красе. Нетерпелось все это увидеть!
И вот я уже у входа на территорию усадьбы, где расположен Грот. Отдельный билет в Грот я не покупала, так как в кассе на входе купила комплексный билет, что гораздо выгоднее, чем покупать отдельные билеты для посещения павильонов парка.
Так как была еще первая половина дня, очень жаркого, то решила вначале осмотреть Грот со всех сторон, а уже потом зайти внутрь и охладиться, представляя, что там, внутри должно быть прохладно.
А грот хорош со всех сторон и в каждый момент суток, в зависимости от освещения, он выглядит по-разному.
Это я повернула от входа со стороны основной аллеи вправо. Первая половина дня.
впереди увидела лиственницу, обогнула ее
и увидела, пожалуй, самый привлекательный облик Грота:
Мое воображение всегда поражает отражение памятников архитектуры в зеркале водной глади. Это так поэтично и незабываемо!
Стоит отметить, что гроты, придуманные в Италии, на заре своей юности всегда располагали рядом с водоемом, порой даже частично в воде, оформляли так, чтобы они напоминали естественную пещеру, использовали в качестве купальни. Благодаря Петру I, желающему многое перенести из Европы в страну, мода на гроты появилась и в России.
Восхитившись обликом творения в стиле барокко, направляюсь внутрь Грота, догадываясь, что там я должна найти информацию о сооружении, изучить ее и уже на обратном пути рассмотреть детали сооружения снаружи, ибо замыслы архитекторов надо научиться понимать.
Неподалеку от входа в павильон табличка с довольно сжатой (вспоминается выражение"краткость сестра таланта") иформацией:
Узнаю, что тип садово-парковой постройки грот (от итальянского grotta – «пещера») был почти обязательной частью регулярных парков, лишенных тени, и предназначался для наслаждения прохладой в жаркий летний день, на что, кстати, и я рассчитывала.
Обращаю внимание, что его архитектором являлся крепостной Шереметевых Ф. Аргунов.
Отмечено, что грот сохранил (единственный в стране, в отличие от грота в Екатериниском саду г. Пушкина, который я видела лет 10 назад) уникальный ракушечный интерьер, в свое время выполненный немцем Иоганном Фохтом, которого пригласил для этого Шереметев.
На расположенной рядом фотографии прежнего облика Грота отмечаю, что все-таки в верхней части грота "утеряны" многие скульптуры. Жаль... Хорошо, хоть фотография сохранилась. Слышала, что этот грот рисовали и художники. Надо будет поискать их картины.
У входа в павильон кроме возможности предъявить электронный билет, есть и информация об ограничениях и запретах:
Мой же бумажный билет проверила смотритель зала и зачеркнула(считай- второй раз зайти невозможно, я так поняла) в нем слово "грот".
Я же, наслаждаясь прохладой, стала жадно читать, чтобы что-то важное не пропустить, информацию о гроте. Я ее сфотографировала двумя фото, чтобы было возможно всем
все прочитать, а мне эту информацию не переписывать:
Понимаю, что нахожусь в центральном круглом зале, пытаюсь его сфотографировать с разных сторон:
Стены этого зала расписаны под мрамор, розовый и зеленый, с красными прожилками- здорово смотрятся! Очень люблю такое сочетание цветов! Поэтому долго любовалась.
В оформлении интерьеров видим интересную необычной формы люстру, а также 16 бра «жестяных с листами и фарфоровыми цветами»( они видны в простенках, почему-то крупным планом не догадалась сфотографировать).
В верхней части зала, над оригинальной формы окнами, видим так называемые "люкарны", оконные проемы в куполе, которые в те далекие от нас времена, оказывается, затягивали тканью зеленого цвета, чтобы создавалась иллюзия "подводного" освещения.
В настоящее время в центральном зале размещены очень интересные, необычные по манере исполнения( я никогда таких не видела!) три ракушечных панно: в центре - с изображением оленя,
а по краям - с сюжетными сценами
Эти произведения декоративно- прикладного искусства, специально для грота, в стиле его оформления, являющиеся работами западноевропейских мастеров 2-ой половины XVIII века, были приобретены после создания интерьеров грота, по заказу графа П. Б. Шереметева.
В царские времена грот использовался как парковый павильон: летом в нем устраивали парадные обеды. Так как помещение невелико, то зал и прилегающие к нему кабинеты могли на этих торжественных застолиях разместить только очень узкий круг приглашенных. Есть предположения, что вскоре после завершения внутреннего убранства грота граф П. Б. Шереметев, принимая в Кускове в 1775 гду императрицу Екатерину II, именно в Гроте угощал ее обедом.
К центральному залу примыкают два кабинета: южный и северный.
Виды из южного зала на центральный:
Оформление южного кабинета выполнено в теплой цветовой гамме, а северного – в холодной.
Вот дальняя часть северного кабинета, близко из-за ограничений подходить нельзя:
Более крупный план:
А это общий вид на дальнюю часть южного кабинета, из-за света фотографии здесь получились лучшеи у меня их больше.
Еще несколько ракурсов, чтобы в разных местах увидеть оформление стен:
Поверхность стен сверху донизу, своды Иоганн Фохт декорировал диковинными композициями, в которых трудно понять, где реальность, а где фантастика!
Все в этом интерьере направлено на создание сказочного, экзотического мира. Если пристально вглядываться, напрячь воображение и фантазию, то не трудно рассмотреть причудливые силуэты фантазийных растений, затейливые фантазийные завитки, изображения диковинных рыб, птиц и животных, солнечные диски с расходящимися лучами. И все это на фоне на фоне белого, серого, желтого и розового туфа. А какие тут раковины, их было, кажется, 24 вида из морей разных уголков земного шара, а также водоемов Подмосковья.
Поражает умение мастера подбирать и сочетать при оформлении природные материалы ( туф, песок, осколки стекол и зеркал, затонированную лепнину из самого обычного гипса, художественную роспись под "декоративный камень»- попробуй отличи!
При реставрации все это было умело и удачно восстановлено.
Вот несколько фотографий. Как бы я ни старалась, но обычным фотоаппаратом, а где-то и смартфоном, нереально передать всю красоту уникального оформления интерьера грота. Это надо видеть!!! Обязательно.
Ракушками оформлены не только стены и своды.
В нишах стен размещено кусковское собрание деревянной и глиняной скульптуры, подобных которым больше нигде в стране нет.
Работы западноевропейских мастеров, которые мы видим в нишах и на столиках, разумеется, тоже приобретены по желанию Шереметева. Они также( все должно быть в едином стиле!) инкрустированы раковинами и перламутром.
Вот некоторые из них:
Сказать, что мне понравилось- ничего не сказать! Я была потрясена великолепием этого совершенно уникального интерьера. Это так здорово, что наконец-то провели и очень качественно, впервые за 100 лет, комплексную реставрацию всей всей коллекции павильона.
Уже потом, дома, в Инете, удалось прочитать, что реставраторы столкнулись с неожиданными проблемами: за два с половиной столетия с момента оформления павильона Фохтом 7 моллюсков, раковины которых были использованы, вымерли, а ряд молюсков поменяли среду обитания и соотвественно свой внешний вид. И тогда реставраторы обратились за помощью к специалистам Института Океанолгии РАН, чтобы как можно ближе к первоначальному облику подобрать раковины, которые требовали замены. И им это удалось! Ракушки собирали по всему миру, привозили из Франции, Турции, греции, Италии. Подумать только- около 150 тысяч!
Сознаюсь, что уходить отсюда мне не хотелось. Но надо, впереди было еще столько объектов.
Еще раз глянув на фотографию с первоначальным обликом грота, прочитав о замысле архитектора,
пошла любоваться внешним оформлением сооружения.
Это вид от главного входа.
Перед нашим взором каменный павильон, расположенный на трехступенчатом цоколе, декорированный скульптурами в нишах( это лишь некоторые из них, всего их 8),
украшениями на фронтонах,
львиными масками над окнами, явился завершающим сооружением вокруг Итальянского пруда.
Очень жаль, что "канули в лету" имена русских скульпторов, работавших над созданием статуй римских богов в нишах здания. Но здорово, что хоть они сохранились с тех времен, ведь судя по прежней фотографии грота, остальные скульптуры, особенно вверху здания, утеряны.
По замыслу архитектора облик грота олицетворял соединение стихий камня и воды. На вершине его купола установлен скульптурный фонтан, каменные струи его стекают по крыше и стенам, застывают в камне, превращаясь в узоры стен и ступени стилобата ( общего цоколя здания).
Для меня это очень необычное решение, вот почему я долго, пока не прочитала, не могла понять замысел архитектора. Ведь обычно гроты дополняли фонтанами, а Аргунов разместил на берегу пруда павильон, который сам олицетворяет застывшую воду.
Перекликаются с темой воды и ажурные решетки на окнах и дверях,
напоминающие о причудливых водорослях водной стихии. Эти золоченые решетки( сейчас они покрыты сусальным золотом) были изготовлены крепостными мастерами села Павлова, которое также принадлежало Шереметевым.
Выступающие из плоскости стен объемы грота, рустовка, дробящая фасад, рустованные колонны словно перекликаются с рябью на глади поверхности водоёма.
Уходила из парка я уже перед закрытием парка и неудивительно, что последний павильон, на котрый я посмотрела на прощание, был павильон "Грот", удивительная жемчужина кусковского парка.
Рекомендую к посещению, однозначно!
Год посещения | 2022 |
Страна | Россия |
Регион (край, область, штат) | Центральный федеральный округ |
Город или поселок | Москва |
Улица | Юности |
Дом № | 2, строение 11 |
Общее впечатление | Покажу вам грот прекрасный! |
Моя оценка | |
Рекомендую друзьям | ДА |
Комментарии к отзыву55
Никак не доеду до Кусково, чувствую, пора
Интересно, снаружи ни за что не догадаешься, какой интерьер скрывается внутри.
Подобное украшение ракушками нашли как-то в Англии в подземном гроте, тоже впечатляет…
А похожие картины я видела в Путевом дворце Петра Первого в Стрельне…
Были всегда и на Руси хорошие мастера и ремесленники!
Была только в Кусково во дворце.)
ракушки явно с южных морей везли и не наших и столько, не один мешок -сотни!!!
После реставрации пока не были там(.
Где-то есть фото, снятые до реставрации через решетки окон - печальное зрелище(
Как отрадно, что внутреннее убранство восстановлено в шикарном великолепии!
Потрясает, сколько морских "материалов" было доставлено в усадьбу:)
Спасибо за отзыв!:)