Отзыв: Фильм "Нимфоманка. Часть 1" (2013) - Секс это... любовь?
Достоинства: Забавный фильмец
Недостатки: Неуверен, что фильм подходит для семейного просмотра
"Секретный ингредиент секса - любовь" (фраза из фильма).
Если бы дьявол существовал, он счел бы Фон Триера по меньшей мере забавным. Надо ли говорить, что, в сущности, причиной такой приязни был бы безупречный вкус… причем и того, и другого.
История, поведанная Фон Триером, типична для современной культуры. Впрочем, датчанину за его смелость, желчность, изощренность, откровенное презрение к зрителю, надо отдать должное: он играет на таких моментах, на которых сегодня не рискнет играть никто другой. Более того, за то, что он подчас рассказывает в них (не прошло и ста лет) не только в СССР, но даже на толерантном, как принято считать у нас, Западе, давали вполне реальные сроки. Вот, допустим, гомосексуализм. В СССР за мужеложство была уголовная статья, по которой человек мог получить реальный срок – это известно почти каждому. Но ведь и в Великобритании, и в США, и почти повсюду тоже были статьи за мужеложство, по которым люди тоже получали вполне реальные тюремные сроки. Впрочем, герой, вернее героиня, не гомосексуалист, а нимфоманка, то есть девица немыслящая себя и дня без секса.
Нимфомания, как и клептомания, как и гэмблинг, как и многое еще другое, являются девиациями, то есть асоциальными формами поведения, за которые ходячая мораль по головке не поглядит. В связи с этим одержимость грехом проникло под кожу героини почти так же глубоко как Льву Толстому. Толстой ходил босяком и спасал от государства сектантов; героиня рассказывает свою историю первому встречному. Нет она не ждет от него слов снисхождения; возникает чувство, что сорвавшаяся с катушек Джо хочет умереть.
Образ отца героини в исполнении неизвестно на каком кладбище отрытом Кристианом Слэйтером является ключевым, но, пожалуй, немного предсказуемым. Как и многие девочки, которым повезло с отцом – добрым, красивым, умным, заботливым человеком – героиня делает из него неосознанно идеал. И впоследствии ищет среди мужчин, - но, постольку-поскольку добрые, заботливые, красивые мужчины большая редкость, находит только… она находит одного придуркаватого механика в исполнении Шайа ЛаБафа, но вместо заботы и любви тот… тот просто «пыхтит».
Как раз образ мистера Джерома, надо признать, в своем развитии был для меня неожиданным. Может ли человек кардинальным образом измениться? Из идиота превратиться в интеллектуала, из неотесанного деревенщины в утонченного художника?... Трудно сказать наверняка, но Сергею Есенину и Джеку Лондону это почти удалось.
А как же мистер Джером?... Ах, ах, ах… но пусть об этом зритель узнает самолично.
Надо сказать, что в фильме умопомрачительное количество откровенных сцен, причем все снято в нарочито натуралистической, а, следовательно, и лишенной эротической компоненты манере. На мой взгляд, это вредит фильму, потому что, на мой взгляд, это всегда вредит. Но будь иначе, Фон Триер был бы заклеван со всех сторон, как был заклеван Пол Верховен за его «Шоу гелз». Запрос на асексуализацию всей эротической сферы сегодня широко распространен и в западном, и в российском обществе: спросите у любого импотента, кем он хочет прослыть – импотентом или святым (дальше будет ясно, что я имею виду).
Лично я сегодня вполне осознаю, что если что и погубит человечество, то именно тот прискорбный факт, что за всю свою многотысячелетнюю историю оно так и не удосужилось создать универсальной этики, равно удовлетворительной и для общества, как живой и цельной организации, так и для индивида, имея в виду его рост и развитие. Такой этической доктрины не существует; я даже не слышал о человеке, который задавался целью ее создать: все религиозные деятели и все философы до сих пор либо способствовали сплочению социальной связи за счет насущных интересов индивида, либо, как Ницше и Христос, разрушали ее, способствуя, следовательно, росту автономного, независимого человека за счет интересов общества. Возможно такая доктрина и невозможна по определению, поскольку очевидно, что человек не является самым развитым существом во Вселенной, а она требует от него слишком многого; не требуем же мы в конце концов в какой-либо сфере совершенства от стаи горилл или шимпанзе, обитающих в джунглях Конго?... Так, допустим, половой вопрос до сих пор не разрешен и по-прежнему морочит людям головы. Ведь если опросить простых людей на запруженной ими и автомобилями улице, как они относятся, допустим, к фелляции, то окажется, что большинство относится к ней резко негативно. Кое-кто увидит в ней пошлость, порок; найдутся и ханжи, и моралисты. И, наоборот, среди культурной или интеллектуальной публики вы, наверняка, не обнаружите негативной реакции. Ведь для последних очевидно, что фелляция доставляет удовольствие, а, следовательно, – хороша.
Фон Триер за счет слов и символов прямо говорит, что секс равен любви, а любовь – сексу. Что секс - невинен по своей природе и внеморален. Этот взгляд близок и мне. Впрочем, если бы он был окончательно честен с самими собой, он должен был отметить то обстоятельство (которое никем сегодня не отмечается), что либидо крайне важно не только в половой сфере, но почти во всех сферах человеческой деятельности, - что то, что мы называем культурой – это, по сути, либидо, вывернутое наизнанку, это, если угодно, мост по ту сторону сексуального: «Джоконда», «Братья Карамазовы», «По ту сторону добра и зла» никогда не могли бы состояться без этого обязательного условия. Я не хочу этим сказать, что сексуальное раскрепощение есть неизбежно зло, просто с человечеством случилось досадная неприятность, подобно путнику в пустыни долгое время страдавшему от недостатка воды и пищи и набредшему вдруг на оазис, оно натолкнулась на Сексуальную революцию, вызванную как раз многовековым пуританством и ханжеством, и, кажется, подобно Титанику, пошло ко дну. Можно ли сомневаться, что миф о трансгендерах на Западе или миф о не существующих в действительности консервативных ценностях в России, есть только лечебные средства, которыми сильные мира сего бюрократии с помощью подконтрольных СМИ пытаются лечить сломанное либидо у популяции?... Боюсь, впрочем, по иллюзорному мосту, перекинутому в будущее, пройти и тем, и другим будет затруднительно… на то он и иллюзорный.
Завершая свой отзыв, хочу сказать, что фильм «Нимфоманка» был создан мыслящим до голой патологии человеком, с глазами змеи, с языком змеи, холодным и оттого незнающим компромиссов эстетом. В связи с этим фильм зайдет лишь определенной, ограниченной, впрочем, хорошо известной прослойке людей.
4 -
Почему такая низкая оценка при всех несомненных достоинствах фильма?... Все очень просто: этот фильм реально сложно досмотреть до конца, а ведь это только первая часть, в буквальном смысле, только первая половина четырехчасового откровения Ларса Фон Триера.
Если бы дьявол существовал, он счел бы Фон Триера по меньшей мере забавным. Надо ли говорить, что, в сущности, причиной такой приязни был бы безупречный вкус… причем и того, и другого.
История, поведанная Фон Триером, типична для современной культуры. Впрочем, датчанину за его смелость, желчность, изощренность, откровенное презрение к зрителю, надо отдать должное: он играет на таких моментах, на которых сегодня не рискнет играть никто другой. Более того, за то, что он подчас рассказывает в них (не прошло и ста лет) не только в СССР, но даже на толерантном, как принято считать у нас, Западе, давали вполне реальные сроки. Вот, допустим, гомосексуализм. В СССР за мужеложство была уголовная статья, по которой человек мог получить реальный срок – это известно почти каждому. Но ведь и в Великобритании, и в США, и почти повсюду тоже были статьи за мужеложство, по которым люди тоже получали вполне реальные тюремные сроки. Впрочем, герой, вернее героиня, не гомосексуалист, а нимфоманка, то есть девица немыслящая себя и дня без секса.
Нимфомания, как и клептомания, как и гэмблинг, как и многое еще другое, являются девиациями, то есть асоциальными формами поведения, за которые ходячая мораль по головке не поглядит. В связи с этим одержимость грехом проникло под кожу героини почти так же глубоко как Льву Толстому. Толстой ходил босяком и спасал от государства сектантов; героиня рассказывает свою историю первому встречному. Нет она не ждет от него слов снисхождения; возникает чувство, что сорвавшаяся с катушек Джо хочет умереть.
Образ отца героини в исполнении неизвестно на каком кладбище отрытом Кристианом Слэйтером является ключевым, но, пожалуй, немного предсказуемым. Как и многие девочки, которым повезло с отцом – добрым, красивым, умным, заботливым человеком – героиня делает из него неосознанно идеал. И впоследствии ищет среди мужчин, - но, постольку-поскольку добрые, заботливые, красивые мужчины большая редкость, находит только… она находит одного придуркаватого механика в исполнении Шайа ЛаБафа, но вместо заботы и любви тот… тот просто «пыхтит».
Как раз образ мистера Джерома, надо признать, в своем развитии был для меня неожиданным. Может ли человек кардинальным образом измениться? Из идиота превратиться в интеллектуала, из неотесанного деревенщины в утонченного художника?... Трудно сказать наверняка, но Сергею Есенину и Джеку Лондону это почти удалось.
А как же мистер Джером?... Ах, ах, ах… но пусть об этом зритель узнает самолично.
Надо сказать, что в фильме умопомрачительное количество откровенных сцен, причем все снято в нарочито натуралистической, а, следовательно, и лишенной эротической компоненты манере. На мой взгляд, это вредит фильму, потому что, на мой взгляд, это всегда вредит. Но будь иначе, Фон Триер был бы заклеван со всех сторон, как был заклеван Пол Верховен за его «Шоу гелз». Запрос на асексуализацию всей эротической сферы сегодня широко распространен и в западном, и в российском обществе: спросите у любого импотента, кем он хочет прослыть – импотентом или святым (дальше будет ясно, что я имею виду).
Лично я сегодня вполне осознаю, что если что и погубит человечество, то именно тот прискорбный факт, что за всю свою многотысячелетнюю историю оно так и не удосужилось создать универсальной этики, равно удовлетворительной и для общества, как живой и цельной организации, так и для индивида, имея в виду его рост и развитие. Такой этической доктрины не существует; я даже не слышал о человеке, который задавался целью ее создать: все религиозные деятели и все философы до сих пор либо способствовали сплочению социальной связи за счет насущных интересов индивида, либо, как Ницше и Христос, разрушали ее, способствуя, следовательно, росту автономного, независимого человека за счет интересов общества. Возможно такая доктрина и невозможна по определению, поскольку очевидно, что человек не является самым развитым существом во Вселенной, а она требует от него слишком многого; не требуем же мы в конце концов в какой-либо сфере совершенства от стаи горилл или шимпанзе, обитающих в джунглях Конго?... Так, допустим, половой вопрос до сих пор не разрешен и по-прежнему морочит людям головы. Ведь если опросить простых людей на запруженной ими и автомобилями улице, как они относятся, допустим, к фелляции, то окажется, что большинство относится к ней резко негативно. Кое-кто увидит в ней пошлость, порок; найдутся и ханжи, и моралисты. И, наоборот, среди культурной или интеллектуальной публики вы, наверняка, не обнаружите негативной реакции. Ведь для последних очевидно, что фелляция доставляет удовольствие, а, следовательно, – хороша.
Фон Триер за счет слов и символов прямо говорит, что секс равен любви, а любовь – сексу. Что секс - невинен по своей природе и внеморален. Этот взгляд близок и мне. Впрочем, если бы он был окончательно честен с самими собой, он должен был отметить то обстоятельство (которое никем сегодня не отмечается), что либидо крайне важно не только в половой сфере, но почти во всех сферах человеческой деятельности, - что то, что мы называем культурой – это, по сути, либидо, вывернутое наизнанку, это, если угодно, мост по ту сторону сексуального: «Джоконда», «Братья Карамазовы», «По ту сторону добра и зла» никогда не могли бы состояться без этого обязательного условия. Я не хочу этим сказать, что сексуальное раскрепощение есть неизбежно зло, просто с человечеством случилось досадная неприятность, подобно путнику в пустыни долгое время страдавшему от недостатка воды и пищи и набредшему вдруг на оазис, оно натолкнулась на Сексуальную революцию, вызванную как раз многовековым пуританством и ханжеством, и, кажется, подобно Титанику, пошло ко дну. Можно ли сомневаться, что миф о трансгендерах на Западе или миф о не существующих в действительности консервативных ценностях в России, есть только лечебные средства, которыми сильные мира сего бюрократии с помощью подконтрольных СМИ пытаются лечить сломанное либидо у популяции?... Боюсь, впрочем, по иллюзорному мосту, перекинутому в будущее, пройти и тем, и другим будет затруднительно… на то он и иллюзорный.
Завершая свой отзыв, хочу сказать, что фильм «Нимфоманка» был создан мыслящим до голой патологии человеком, с глазами змеи, с языком змеи, холодным и оттого незнающим компромиссов эстетом. В связи с этим фильм зайдет лишь определенной, ограниченной, впрочем, хорошо известной прослойке людей.
4 -
Почему такая низкая оценка при всех несомненных достоинствах фильма?... Все очень просто: этот фильм реально сложно досмотреть до конца, а ведь это только первая часть, в буквальном смысле, только первая половина четырехчасового откровения Ларса Фон Триера.
Общее впечатление | Секс это... любовь? |
Моя оценка | |
Рекомендую друзьям | ДА |
Комментарии к отзыву91
1.
"Любовь - секретный ингредиент секса", - сказал Триер словами одной из героинь. Как вы умудрились из этой посылки сделать вывод, что секс есть любовь? Это не то что нелогично, это абсурдно.
2.
Триер не презирает людей. Я так же думала о нем всю свою жизнь и презирала в ответ. Он просто считает, что человек становится настоящим только в момент шока, поэтому провоцирует людей, заставляет выходить из зоны комфорта, чтобы срывать маски. Мы же к ним так привыкли, срослись с ними.
3.
Ключевое значение в болезни Джо сыграла мать, как и в болезни Триера. Отец лишь добавил краску.
4.
Джером так и остался быдлом, это же видно. Он просто надел маску буржуа. Он не стал утонченным от этого. Он лишь мягкотелый и слабовольный, как и отец Джо. В этом сходство.
5.
"Потому что, на мой взгляд, это всегда вредит. Но будь иначе, Фон Триер был бы заклеван со всех сторон" - ни один фильм Верховена не был заклеван настолько, насколько "Нимфоманка". Как раз если б было все не так натуралистично, фильмом можно было бы наслаждаться любителям эротики. Но Триер не снимает фильмов для наслаждения. И в очередной раз вижу, что вы не поняли его совсем. Его задачей было показать то, чем занималась Джо. Это не было красивой эротикой. Во второй части фильма вы увидите, как она стёрла себе клитор до язв. Эта болезнь ничего общего с красивой эротикой не имеет, и было бы глупо её эстетизировать. Триер пытался с иронией показать все её хождения по мукам. Но как Мистер Противоречивость, начиная с юмора, он срывается в драму, потому что это все-таки Триер.
Из вашего отзыва видно, что вы пытаетесь подгонять фильм под свои представления и ожидания, а здесь нужно изменить угол зрения.
Вы правы в том, что если бы менее натуралистично было снято, можно было бы глубже оценить посыл. Но… кино не для всех.
Наверное я тоже лишена ханжества.
Что касается апокалипсиса, это уже аксиома.
А постер просто ужасный, не сподвигает меня на просмотр
Смотрела!
Сюжет и проработка персонажей,психологичность фильма.Есть много жизненных моментов о которых задумываешься после фильма.
На самом деле Фон Триер очень крутой интеллектуал. Мне до него как до неба.