Отзыв: Дворец графа Шереметева (Россия, Москва) - Удивительный Дворец, сохранивший подлинный облик и интерьеры!
Достоинства: Анфиладная планировка, подлинность интерьеров, доступная цена( есть льготы),проводятся музыкальные вечера
Недостатки: Во многих залах полумрак, нет возможности рассматривать экспонаты вблизи, закрыт паласом паркет в танцевальном зале
Привествую читателей моего отзыва!
Я уже рассказала об усадьбе Кусково , в том числе и как добраться общественным траспортом, о его чудесном гроте.
О выставке керамики, посвященной 100- летию музея керамики решила не рассказывать, учитывая, что она в этом месяце завершается, а вот о красивейшем Дворце графа Шереметева не терпится рассказать поподробнее.
В Кусково и его музеях я была в последнюю пятницу августа, когда было очень жарко и посещение музеев в парке предоставляло возможность охладиться. Поэтому во Дворце я была довольно долго: все что можно рассмотрела, обо всем прочитала.
Уже дома, ставя точки над " и", возникшие во время путешествия, я поняла, что Дворец изначально назывался просто "Большим домом", построенным к концу 3-ей четверти 18 века для приема гостей Шереметевыми в летний период.
Сами Шереметевы, судя по многочисленным источникам информации, в этом доме даже летом постоянно не жили.
История сложилась так, что этот загородный дом богатейших людей России полностью сохранился до наших дней ( разумеется, не без реставрации), причем практически не изменился не только его внешний вид, но и сохранились интерьеры: не только планировка, но и внутренне убранство.
Дом компактный, и поражал гостей отнюдь не своими рамерами, а великолепием и изысканностью интерьеров.
Его залы наполнены художественными предметами, старинными портретами, всевозможными реликвиями 18 века. Оттого что все это не принесенное извне, а связано с Кусковым, со стенами дома 150-летней истории, каждая вещь приобретает особую значительность и одухотворенность.
Кусковский дворец выстроен по классическим канонам.
По пологим пандусам, на парапетах которых гостей втречают 4 каменные фигуры сфинксов с обликом женщин, но с фигурами львов, к главному входу гости подъезжали в каретах, но можно было и подняться по ступеням широкой белокаменной лестницы.
Дворец, я уж так его буду называть, невысокий: цоколь, основной этаж и антресоли.
Каменный лишь цоколь, само здание деревянное, но фасады его обработаны так, что напоминают каменную архитектуру. Не знаешь ( как и я!) ни за что не догадаешься, что здание деревянное.
По краям фасада ( на фото виден правый угол) сооружены два небольших ризалита с полукруглыми фронтонами, опирающимися на пары колонн. Фронтоны украшены рельефными композициями, изображающими воинские доспехи.
Дворец Шереметевых в Кусково довольно длинный ( около 70 метров), поэтому находясь на этой стороне Большого пруда мне его полностью так и не удалось захватить в объектив, а на ту сторону пруда, откуда получаются самые эффектные его виды, у меня не было времени сходить.
Поэтому на фотографии левая часть Дворца не вся, но ее можно легко представить, ибо есть симметрия с правой частью.
Бросающимся в глаза украшением фасада является его центральная часть с сильно выступающим вперед портиком с 6 -ю колоннами, на них опирается треугольный фронтон, пространство которого заполнено витиеватой резьбой по дереву, обрамляющей вензель «PS» под графской короной.
А это фронтон одного из ризалитов:
и другие украшения :
Не менее впечатляет и противоположный фасад дворца, который выходит в парк.
Стиль вроде бы один, но тут все несколько иначе: и портик фасада почти не выступает за линию стены, и колонн поменьше, а вот ризалиты, слева и справа, наоборот, явственно выступают от стены.
Выстроенные практически одновременно "Большой дом" и каменная церковь отделяли от Большого пруда перед домом самую интересную часть сада со "всякими затеями", ныне изменившую свой облик и представляемую как партер французского сада.
Но пора и внутрь здания. Сразу на входе необходимая информация для туристов, в том числе обращено вимание, что фотографирование на фотоаппарат- платное.
В зависимости от возможностей фотоаппарата цены разные. На сайте музея- усадьбы есть целая табличка на эту тему, советую изучить перед посещением.
Имея предварительную подготовку, я уже знаю, что то, что увижу - это оригинал. И планировка амфиладная сохранилась, и почти все в интерьерах: печи и камины, резьба по дереву, лепнина из папье- маше, зеркала и люстры, и светильники, и полы из досок...
И пусть порой время не сохранило фамилий и имен некоторых создателей этого великолепия, как иностранных, так и русских, в том числе и крепостных мастеров, я в целом всегда в подобных местах в первую очередь думаю не о людях богатых, порой соревнующихся друг с другом в приобретении(создании) того, чего нет у других, а думаю, что все-таки во многом благодаря их причудам, а порой и капризам, а иногда и образованию, мы можем видеть насколько способны были зодчие и мастера, сотворившие это великолепие.
А наша задача это великолепие сохранить для будущих поколений.
Вот и в данном случае 4 десятка лет назад была завершена комплексная реставрация интерьеров Дворца. Все, что мы видим, восстановлено по описям конца 18 века.
Мы попадаем в вестибюль или ПАРАДНЫЕ СЕНИ.
Слева от входа зона для служителей музея, у меня проверили и отметили зачеркиванием слова "Большой Дворец" комплексный билет. Обратили внимание, что на фотоаппарат без оплаты съемку вести нельзя.
Недалеко от входа есть скамеечка, на которую я присела, чтобы "перевести дух " и осмотреться.
Помещение очень высокое и довольно просторное.
Смотрится очень торжественно: стены оштукатурены. По штукатурке идет роспись " под мрамор" очень приятного глазу серо-зелёного цвета. Высоту стен подчёркивают пилястры в форме полуколонн, расписанные уже под розовый "мрамор". Эти цвета очень хорошо сочетаются между собой.
В нишах установлены массивные декоративные алебастровые вазы. Они украшены лепниной «под яшму», выполненной из гипса и «тиснёной бумаги», по своей структуре напоминающей известное многим из нас, особенно старшему поколению( у меня до сих пор жив Дед Мороз!), папье-маше, имитирующего богатство бронзы в гирляндах овощей и фруктов и бараньих головах. Прочитала, что автором этих удивительных ваз - "обманок"( не читала бы заранее, век не подумала бы!) является немецкий скульптор-декоратор Иоганн Юст.
Разумеется, подобные "притворства", это не показатель финансовой несостоятельности Шереметевых, нет... Так было модно тогда, когда ценили так же, что могли создать не сами по себе дорогие отделочные материалы, а и изделия, подчеркивающие вершины достижений человеческих рук.
Вот и тут, в вестибюле, их полно!
По верху стен в технике гризайль, напоминающей лепнину, видим росписи на античные темы.
Подобные по технике исполения гризайли на тему герба Шереметевых и воинских атрибутов я увидела и над входными дверьми вестибюля, но против света мне их не удалось качественно запечатлеть.
А перед дверями в парадную анфиладу на фоне «цветных мраморов» и выпуклых рельефов, украшающих стены, беломраморные канделябры в виде юношей и девушек с «рогами изобилия» (Италия, 18 век).
В эту дверь, налево, я и прошла.
Но в заключение, еще один момент.
В вестибюле для туриста есть две информационных таблички. Первая о Дворце, содержание которой я отразила выше в тексте с целью экономии фотографий, а вот вторую- "В родных стенах"- не удержусь и покажу.
Уже потом, дома, понимая, что теперь я хочу посетить Шереметевские Дворцы в Санкт- Петербурге и в Останкино, пришла к выводу, что проект "В родных стенах" уникален: оказывается Останкинский Дворец находится на длительной реставрации и его "начинка" на это время перевезена в Кусково, которое по сути опустело, когда Н. П. Шереметев, связавший свою судьбу с крепостной актрисой Прасковьей Ковалевой- Жемчуговой, которой он, влюбленный, но не уверенный в себе, в реакции "света", вольную дал лишь через 10 лет после того, как влюбился, и которую увез отсюда в Останкино, чтобы избежать лишних разговоров и пересудов. Разумеется, и большая часть обстановки уехала туда...
Стало интересно, а как же все будет, когда и в Останкино Дворец отреставрируют?
А пока мы смотрим интерьеры и обстановку помещений Дворца, наиболее в полной степени соответствующую концу 18 века.
Хочу отметить, что помещений там много и не все я детально видела: где-то и почему-то не было света, куда-то нельзя было входить, а смотреть только издали, где-то свет мешал сделать фотографии на смартфон, не самый лучший, а что-то, видимо, совсем не показывают по какой-то неясной мне причине.
Не знаю, как следовало ходить, но я вначале пошла направо и оказалась, как показано на схеме, которую я еще до поездки нашла, сфотографировала и разместила в телефоне, в КАРТОЧНОЙ.
Уже ее название говорит само за себя: в те годы были модны игры в карты. Вот и появилось это небольшое помещение с ломберными столами вдоль стен.
На стенах картины. Видела портрет Б. П. Шереметева в русской одежде, а на фото ниже - портрет Екатерины Первой.
В простенке между окнами очень нарядно зеркало в резной золоченой раме над столиком-консолью.
Над дверными проемами небольшие панно на тему «Времена года».
Есть тут и портреты и других русских, западноевропейских монархов и государственных деятелей.
Необычны, очень нежны и рисунки на изразцовой печи.
Ткань для стен и мебели восстановлена по сохранившимся образцам вручную по технологиям того времени.
Из карточной мы попадаем в БИЛЬЯРДНУЮ.
Наряду с картами, бильярд был также популярен в 18 веке.
Вот поэтому и создавали бильярдные.
В Кусковском Дворце это - просторная гостиная в зеленых тонах, центром которой, несомненно, является бильярдный стол из красного дерева с зеленым покрытием.
Нарядная изразцовая печь, похожая на ту, что в карточной, тут еще дополнена мраморным камином.
Перед камином, в углу бильярдного стола, стоит золоченый резной каминный экран( я не сразу и поняла, что это такое, пока не прочитала).
Оказывается, поставленный сзади сидящего перед камином он должен был выполнять функцию улавливателя и отражателя тепла, идущего от камина, а также защищать от сквозняков.
На стенах бильярдной копии работ неизвестных русских художников 18 века с оригиналов европейских мастеров на мифологические и библейские сюжеты.
На потолке интересный плафон неизвестного художника, окруженный медальонами по углам на тему времен года.
Очень красивая люстра.
В Бильярдной находится и очень необычной формы китайский фарфоровый бассейн для рыбок, расписанный как снаружи, так и изнутри рисунками, типичными для китайского фарфора 18 века, разумеется, на тему рыбок, которые тогда считались символом успехов и достатка.
Мысленно пыталась представить, как в таком мини - бассейне существовал миниатюрный водоем с растениями и живыми рыбками.
Завершением южной части анфилады, куда я пошла явилась ПАРАДНАЯ СТОЛОВАЯ.
Здесь удивительно празднично: из многочисленных окон льется свет, зеркада в простенках отражают великолепное украшение стен напротив, очень удачно подобраны цветовые сочетания в оформлении зала.
Входя сюда, невольно чувствуешь себя участником застолья, кажется, вот-вот пригласят садиться за стол, сервированный по моде того времени.
Среди изысканной посуды в соответствии с традицией радовать и взор среди посуды стоят многочисленные настольные украшения на мифологические, пасторальные, охотничьи темы.
В отделке стен здесь нет тканей, ведь они впитывают запахи, их место занимают деревянные панели, украшенные золоченой резьбой.
Напротив стола над ярусной горкой- буфетом, в полукруглой нише, роспись которой имитирует « трельяжную беседку», находится и бюст А. Македонского, в таком окружении ассоциирующися с парковой скульптурой.
Это воплощение идеи Иоганна Юста, приглашенного графом Шереметевым в усадьбу в качестве декоратора.
Во Дворце им были оформлены Парадные сени, Танцевальный зал, Столовая и Малиновая гостиная. Танцевальный зал и Малиновую гостиную я еще покажу.
Если приглядеться к оформлению этих залов, то можно отметить особенности мастера: использование методики, сочетающей мастику и папье-маше с токарной работой, создает впечатления замысловатой резьбы по дереву. Широко используются им также консоли, обрамления зеркал, интересные по обрамлению гирлянды и венки...
Очень наряден потолочный плафон Столовой "Юнона" в стиле барокко.
Причем первоначально плафон создавали для одного из помещений Фонтанного дома Шереметевых в Петербурге, но вскоре по воле графа плафон перевезли сюда, в Кусковский Дворец.
На одной из стен столовой было люботытно видеть парадные портреты родителей владельцев Кускова П. Б. Шереметева и его жены : (графа Бориса Петровича и Анны Петровны Шереметевых ( на фото ниже),
а также Алексея Михайловича и Марии Юрьевны Черкасских. Это работы И. Аргунова.
Борис Петрович Шереметев был первым русским кавалером ордена Мальтийского креста, о котором я рассказывала в отзыве о Гатчине, а также самым первым получил титул графа Российской империи, который передавался по наследству.
Именно они приумножили владения рода, соединив судьбы своих детей, а сейчас со стен смотрят представители рода Шереметевых на праздничные застолья, олицетворяя фамильные связи.
С сожалением узнала, что в парадной Столовой не сохранились с 18 века столы с сервировкой. Реконструкцию их провели благодаря Государственному музею фарфора.
ПРИХОЖАЯ ГОСТИНАЯ.
В нее я вернулась из столовой, проходя снова через Парадные сети, но уже в северном направлении анфилады.
Она выглядит очень уютно, видимо за счет того, что здесь низкие, по сравнению с вестибюлем, потолки.
Как и в других помещениях видим изразцовую печь с так поразившим меня редким расписным узором, в другом углу - мраморный камин...
На стенах взамен утраченных в 1812 году фламандских шпалер( французы уволокли!?) в простенках, над зеркалом, над дверьми видим работы итальянских мастеров. Их фамилии мне ничего не сказали, вероятно, не очень известные, а поэтому и не запомнились.
А вот на втором фото ниже над фарфоровой вазой, как явствует из информации для посетителя, размещен редкий овальный гобеленовый портрет Екатерины II, выполненный Василием Фирсовым по оригиналу итальянского художника Пьетро Ротари.
Очень впечатлили в этой комнате мебель и светильники, а также восточные вазы и западноевропейская пластика.
Их можно бесконечно рассматривать, жаль лишь, что нельзя подойти вплотную.
ШПАЛЕРНАЯ ГОСТИНАЯ
Из описания шпалерной гостиной следует, что здесь после 1812 года уцелели фламандские шпалеры конца 17- начала 18 века.
Причем, на шпалере изображен сад с павлином, в те годы являющимся символом богатства.
Если присмотреться, можно заметить, что обивка кресел и стульев также фламандской работы конца 17 века гармонирует с обивкой стен, создая единый ансамбль.
В центре стены, у меня против света фотография не получилась, находится мраморный камин с зеркалом и резным, очень красивым, золоченым экраном. По бокам камина размещены мраморные бюсты П. Б. Шереметева и его жены В. А. Шереметевой работы
известнейшего русского скульптора 18 века Ф. И. Шубина. Я на этот факт обратила особое внимание, ибо его работы есть и в нашем краеведческом музее.
Над дверями декоративные панно, стоят в шпалерной также ломберные (карточные) небольшие столики работы французских и и русских мастеров 18 века.
Из шпалерной открывается очень красивый вид на анфиладу помещений.
МАЛИНОВАЯ ГОСТИНАЯ
Когда входишь сюда, то буквально ошеломляет очень насыщенная цветовая гамма интерьера ( в повседневной жизни я даже в прихожей такие яркие цвета не признаю!), а тут вроде бы и как надо, тем более для гостей, которые, думаю, и в те времена в ней часами не находились: посмотрели, восхитились и пошли дальше...
Приковывает внимание рисунок резного паркета из разных пород дерева.
Обивка стульев в тон цветовой гаммы стен, видно, что все детально продумано.
В помещении много окон и зеркал, в которых отражается богатое убранство интерьеров, что еще больше создает праздничный вид.
На фотографии ниже центральное зеркало.
Под зеркалом консоль с пышной резьбой, по бокам от зеркала мраморные бюсты фельдмаршала Бориса Петровича Шереметева и его супруги Анны Петровны. Как и бюсты родителей Б. П. Шереметева в шпалерной гостиной это тоже работы скульптора Ф. Шубина. По сторонам бюстов стоят курительницы из мебельного комплекта с органчиком.
Перед зеркалом люстра - «листопад» - она выполнена из аметистового стекла сиреневатого оттенка за счет добавок марганца в сплав, в стиле барокко, как было принято в елизаветинские времена. По своему силуэту люстра напоминает дубовый лист. Это была одна из "изюминок" декоратора Иоганна Юста, именно он создавал концепцию оформления Малиновой гостиной.
На стенах гостиной императорские портреты в золоченых резных рамах.
Один- отражается в зеркале, портрет Екатерины II ( копия соригинала Ф. Рокотова, выполненная неизвестным художником) ниже на фотографии, про остальные только скажу, места для размещения не хватает.
Правее печи-парадный портрет графа П. Б. Шереметева французского художника Н.-Б. Делапьера, а на противоположной центральному зеркалу стене - портреты великого князя Павла Петровича и его жены Марии Федоровны, а между ними - портрет императрицы Елизаветы Петровны (копия с оригинала И. Аргунова).
ПАРАДНАЯ СПАЛЬНЯ
Мода на парадные спальни пришла в Россию из Европы. Удивительно, но это было место не для сна, а для показа гостям. Поэтому и декорировали ее не для удобства
отдыхающих, а так, чтобы убранством подчеркнуть парадность помещения.
На стенах, обитых шелком, в обивке мебели, в лепнине растительный орнамент, даже на переднем плане фото видим столик по форме напоминающий боб.
Ложе ограждено глухой балюстрадой с балясинами в форме арф, оплетенных розовыми гирляндами.
На потолке невольно обращаешь взор на плафон, выполненный неизвестным крепостным художником, с названием, заставляющим задуматься и пытаться понять смысл: «Невинность на распутье между Мудростью и Любовью».
Как следует из описания для посетителей, да и самому можно додуматься, невинность предстает в виде девушки в белоснежных одеждах, а Мудрость и Любовь олицетворяют древнеримские богини Минерва и Венера.
Из этой же информации следует, что Парадная спальня завершает парадные помещения Дворца, дальше следуют уже личные помещения владельцев имения.
Их несколько, но посмотреть удалось не все. Что-то увидела поподробнее, а что-то
мельком.
КАБИНЕТ_ КОНТОРКА
Здесь много всего интересного, но из-за ограждения смотреть можно было только издали, а свет мешал фотографированию... а без фотографий нет смысла и рассказывать.
Для себя я потом нашла в Интернете интересные материалы с фотографиями и их рассмотрела более подробно, а не издали: " архитектурную печь", " напольные часы с фигурами Адама и Евы, напольный чернолаковый кабинет, стол для нот и гравюр, на столешнице которого панорама Кускова, натюрморты- обманки"...
В центре этой фотографии над часами из этих обманок видим «Натюрморт с попугаем» Г. Теплова, а правее его - натюрморт-обманка «Книги» П. Богомолова.
Суть таких натюрмортов, модных в начале 18 века, вызвать обман зрения, позволяющий в какой-то момент принять живописное изображение за реальное.
Кусковская коллекция «обманок» является одной из самых крупных в нашей стране.
Еще на фотографии видны интересные дубовые кресла с формой спинок «на угол» (Россия, начало 18 века). Перед нами единственный с такими креслами мебельный гарнитур, сохранившийся до нашего времени.
ДИВАННАЯ И БИБЛИОТЕКА.
После завоевания русскими войсками турецкой крепости Очаков( времена Екатерины великой) в Россию пришла мода на Диванные.
Узкая жемчужно-голубая Диванная как нельзя располагает к уединению, к беседам и отдыху небольшой компанией.
Здесь и уютно, и одновременно нарядно- парадно: на потолке плафон "Флора", поднимающий настроение яркой цветовой гаммой одежд Флоры и Зефира на фоне удивительно голубого неба, в простенке зеркало в позолоченой раме с мраморной консолью под ним, на стенах над диваном в овальном обрамлении так называемые "головки"- работы неизвестных русских художников в духе почитаемого при императорском дворе и во дворцах П. Ротари.
За диванной виден вход в библиотеку, но туда, увы, не пускают... Тоже пришлось изучать потом через Интернет.
ВСЕДНЕВНАЯ ОПОЧИВАЛЬНЯ.
Интересное название, правда? А ведь это место для отдыха в течение дня.
Атмосферу уюта, покоя и спокойствия придают неброская в голубых тонах окраска стен, мебели, изящные драпировки, самый обычный дощатый пол, который в те годы был покрыт ковром, очень небольшие и аккуратные камин, комодик, туалетный столик, стулья, напоминающие кресла...
Есть там и редкие напольные часы, причем музыкальные, да еще с зеркальной вставкой в нижней части, а также французский комод с бронзовыми часами, красивые вазы, светильники.
А здесь мы видим портреты сестер Анны и Варвары Шереметевых работы художника И. Аргунова.
ТАНЦЕВАЛЬНЫЙ ЗАЛ или ЗЕРКАЛЬНАЯ ГАЛЕРЕЯ. Его отделывал тоже Иоганн Юст.
Какая красота! Честно, я опешила, так как не ожидала такого великолепия.
Цветовое сочетание белого и золота, помноженные на обилие зеркал, отражающих и богатство интерьера на противоположных стенах, и природные красоты за окнами, а их 6, огромных, вызывают чувство вечного праздника.
А какие там люстры, бра, фонари! Представляю, как их свет отражался, преломлялся в зеркалах, усиливая эффект торжества. Балы здесь бывали на славу! Хотя пишут, что и парадные обеды порой тут устраивались.
Высоко, под потолком в качестве украшения зала чередуются рельефные медальоны с профилями античных воинов, золоченые панно и шереметевские гербы...
А как красивы напольные канделябры состоящие из алебастровых женских фигур, в руках которых ветви -светильники.
К сожалению не удалось сфотографировать огромный потолочный плафон «Слава рода Шереметевых». Суть композиции плафона заключается в утверждении, что род Шереметевых останется в истории как покровитель искусства, сохранится и мудрость, и добродетель рода...
Неудивительно, что в этом зале регулярно, как я поняла, проводятся свадебные фотосессии, а вечерами по особому расписанию проводятся музыкальные вечера, в том числе органные концерты.
Я очень жалела, что нужно ехать на вокзал, и что всего какого- то часа мне не хватило, чтобы окунуться в этои мир волшебства музыки.
Жаль, конечно, что пол в здесь покрыт паласом, читала( и видела фотографии) о красивом паркете с редким оригнальным орнаментом рисунка.
Несколько помещений не удалось посмотреть, в КАРТИННОЙ не получилсь фотографии, но то, что я увидела, свидетельствует о великолепных интерьерах Шереметевского Дворца в Кусково, причем здесь, как я поняла, сейчас находятся и многие экспонаты из Останкинского Дворца. Все в одном месте, как было изначально.
К посещению рекомендую, если у вас появится такая возможность!
Я уже рассказала об усадьбе Кусково , в том числе и как добраться общественным траспортом, о его чудесном гроте.
О выставке керамики, посвященной 100- летию музея керамики решила не рассказывать, учитывая, что она в этом месяце завершается, а вот о красивейшем Дворце графа Шереметева не терпится рассказать поподробнее.
В Кусково и его музеях я была в последнюю пятницу августа, когда было очень жарко и посещение музеев в парке предоставляло возможность охладиться. Поэтому во Дворце я была довольно долго: все что можно рассмотрела, обо всем прочитала.
Уже дома, ставя точки над " и", возникшие во время путешествия, я поняла, что Дворец изначально назывался просто "Большим домом", построенным к концу 3-ей четверти 18 века для приема гостей Шереметевыми в летний период.
Сами Шереметевы, судя по многочисленным источникам информации, в этом доме даже летом постоянно не жили.
История сложилась так, что этот загородный дом богатейших людей России полностью сохранился до наших дней ( разумеется, не без реставрации), причем практически не изменился не только его внешний вид, но и сохранились интерьеры: не только планировка, но и внутренне убранство.
Дом компактный, и поражал гостей отнюдь не своими рамерами, а великолепием и изысканностью интерьеров.
Его залы наполнены художественными предметами, старинными портретами, всевозможными реликвиями 18 века. Оттого что все это не принесенное извне, а связано с Кусковым, со стенами дома 150-летней истории, каждая вещь приобретает особую значительность и одухотворенность.
Кусковский дворец выстроен по классическим канонам.
По пологим пандусам, на парапетах которых гостей втречают 4 каменные фигуры сфинксов с обликом женщин, но с фигурами львов, к главному входу гости подъезжали в каретах, но можно было и подняться по ступеням широкой белокаменной лестницы.
Дворец, я уж так его буду называть, невысокий: цоколь, основной этаж и антресоли.
Каменный лишь цоколь, само здание деревянное, но фасады его обработаны так, что напоминают каменную архитектуру. Не знаешь ( как и я!) ни за что не догадаешься, что здание деревянное.
По краям фасада ( на фото виден правый угол) сооружены два небольших ризалита с полукруглыми фронтонами, опирающимися на пары колонн. Фронтоны украшены рельефными композициями, изображающими воинские доспехи.
Дворец Шереметевых в Кусково довольно длинный ( около 70 метров), поэтому находясь на этой стороне Большого пруда мне его полностью так и не удалось захватить в объектив, а на ту сторону пруда, откуда получаются самые эффектные его виды, у меня не было времени сходить.
Поэтому на фотографии левая часть Дворца не вся, но ее можно легко представить, ибо есть симметрия с правой частью.
Бросающимся в глаза украшением фасада является его центральная часть с сильно выступающим вперед портиком с 6 -ю колоннами, на них опирается треугольный фронтон, пространство которого заполнено витиеватой резьбой по дереву, обрамляющей вензель «PS» под графской короной.
А это фронтон одного из ризалитов:
и другие украшения :
Не менее впечатляет и противоположный фасад дворца, который выходит в парк.
Стиль вроде бы один, но тут все несколько иначе: и портик фасада почти не выступает за линию стены, и колонн поменьше, а вот ризалиты, слева и справа, наоборот, явственно выступают от стены.
Выстроенные практически одновременно "Большой дом" и каменная церковь отделяли от Большого пруда перед домом самую интересную часть сада со "всякими затеями", ныне изменившую свой облик и представляемую как партер французского сада.
Но пора и внутрь здания. Сразу на входе необходимая информация для туристов, в том числе обращено вимание, что фотографирование на фотоаппарат- платное.
В зависимости от возможностей фотоаппарата цены разные. На сайте музея- усадьбы есть целая табличка на эту тему, советую изучить перед посещением.
Имея предварительную подготовку, я уже знаю, что то, что увижу - это оригинал. И планировка амфиладная сохранилась, и почти все в интерьерах: печи и камины, резьба по дереву, лепнина из папье- маше, зеркала и люстры, и светильники, и полы из досок...
И пусть порой время не сохранило фамилий и имен некоторых создателей этого великолепия, как иностранных, так и русских, в том числе и крепостных мастеров, я в целом всегда в подобных местах в первую очередь думаю не о людях богатых, порой соревнующихся друг с другом в приобретении(создании) того, чего нет у других, а думаю, что все-таки во многом благодаря их причудам, а порой и капризам, а иногда и образованию, мы можем видеть насколько способны были зодчие и мастера, сотворившие это великолепие.
А наша задача это великолепие сохранить для будущих поколений.
Вот и в данном случае 4 десятка лет назад была завершена комплексная реставрация интерьеров Дворца. Все, что мы видим, восстановлено по описям конца 18 века.
Мы попадаем в вестибюль или ПАРАДНЫЕ СЕНИ.
Слева от входа зона для служителей музея, у меня проверили и отметили зачеркиванием слова "Большой Дворец" комплексный билет. Обратили внимание, что на фотоаппарат без оплаты съемку вести нельзя.
Недалеко от входа есть скамеечка, на которую я присела, чтобы "перевести дух " и осмотреться.
Помещение очень высокое и довольно просторное.
Смотрится очень торжественно: стены оштукатурены. По штукатурке идет роспись " под мрамор" очень приятного глазу серо-зелёного цвета. Высоту стен подчёркивают пилястры в форме полуколонн, расписанные уже под розовый "мрамор". Эти цвета очень хорошо сочетаются между собой.
В нишах установлены массивные декоративные алебастровые вазы. Они украшены лепниной «под яшму», выполненной из гипса и «тиснёной бумаги», по своей структуре напоминающей известное многим из нас, особенно старшему поколению( у меня до сих пор жив Дед Мороз!), папье-маше, имитирующего богатство бронзы в гирляндах овощей и фруктов и бараньих головах. Прочитала, что автором этих удивительных ваз - "обманок"( не читала бы заранее, век не подумала бы!) является немецкий скульптор-декоратор Иоганн Юст.
Разумеется, подобные "притворства", это не показатель финансовой несостоятельности Шереметевых, нет... Так было модно тогда, когда ценили так же, что могли создать не сами по себе дорогие отделочные материалы, а и изделия, подчеркивающие вершины достижений человеческих рук.
Вот и тут, в вестибюле, их полно!
По верху стен в технике гризайль, напоминающей лепнину, видим росписи на античные темы.
Подобные по технике исполения гризайли на тему герба Шереметевых и воинских атрибутов я увидела и над входными дверьми вестибюля, но против света мне их не удалось качественно запечатлеть.
А перед дверями в парадную анфиладу на фоне «цветных мраморов» и выпуклых рельефов, украшающих стены, беломраморные канделябры в виде юношей и девушек с «рогами изобилия» (Италия, 18 век).
В эту дверь, налево, я и прошла.
Но в заключение, еще один момент.
В вестибюле для туриста есть две информационных таблички. Первая о Дворце, содержание которой я отразила выше в тексте с целью экономии фотографий, а вот вторую- "В родных стенах"- не удержусь и покажу.
Уже потом, дома, понимая, что теперь я хочу посетить Шереметевские Дворцы в Санкт- Петербурге и в Останкино, пришла к выводу, что проект "В родных стенах" уникален: оказывается Останкинский Дворец находится на длительной реставрации и его "начинка" на это время перевезена в Кусково, которое по сути опустело, когда Н. П. Шереметев, связавший свою судьбу с крепостной актрисой Прасковьей Ковалевой- Жемчуговой, которой он, влюбленный, но не уверенный в себе, в реакции "света", вольную дал лишь через 10 лет после того, как влюбился, и которую увез отсюда в Останкино, чтобы избежать лишних разговоров и пересудов. Разумеется, и большая часть обстановки уехала туда...
Стало интересно, а как же все будет, когда и в Останкино Дворец отреставрируют?
А пока мы смотрим интерьеры и обстановку помещений Дворца, наиболее в полной степени соответствующую концу 18 века.
Хочу отметить, что помещений там много и не все я детально видела: где-то и почему-то не было света, куда-то нельзя было входить, а смотреть только издали, где-то свет мешал сделать фотографии на смартфон, не самый лучший, а что-то, видимо, совсем не показывают по какой-то неясной мне причине.
Не знаю, как следовало ходить, но я вначале пошла направо и оказалась, как показано на схеме, которую я еще до поездки нашла, сфотографировала и разместила в телефоне, в КАРТОЧНОЙ.
Уже ее название говорит само за себя: в те годы были модны игры в карты. Вот и появилось это небольшое помещение с ломберными столами вдоль стен.
На стенах картины. Видела портрет Б. П. Шереметева в русской одежде, а на фото ниже - портрет Екатерины Первой.
В простенке между окнами очень нарядно зеркало в резной золоченой раме над столиком-консолью.
Над дверными проемами небольшие панно на тему «Времена года».
Есть тут и портреты и других русских, западноевропейских монархов и государственных деятелей.
Необычны, очень нежны и рисунки на изразцовой печи.
Ткань для стен и мебели восстановлена по сохранившимся образцам вручную по технологиям того времени.
Из карточной мы попадаем в БИЛЬЯРДНУЮ.
Наряду с картами, бильярд был также популярен в 18 веке.
Вот поэтому и создавали бильярдные.
В Кусковском Дворце это - просторная гостиная в зеленых тонах, центром которой, несомненно, является бильярдный стол из красного дерева с зеленым покрытием.
Нарядная изразцовая печь, похожая на ту, что в карточной, тут еще дополнена мраморным камином.
Перед камином, в углу бильярдного стола, стоит золоченый резной каминный экран( я не сразу и поняла, что это такое, пока не прочитала).
Оказывается, поставленный сзади сидящего перед камином он должен был выполнять функцию улавливателя и отражателя тепла, идущего от камина, а также защищать от сквозняков.
На стенах бильярдной копии работ неизвестных русских художников 18 века с оригиналов европейских мастеров на мифологические и библейские сюжеты.
На потолке интересный плафон неизвестного художника, окруженный медальонами по углам на тему времен года.
Очень красивая люстра.
В Бильярдной находится и очень необычной формы китайский фарфоровый бассейн для рыбок, расписанный как снаружи, так и изнутри рисунками, типичными для китайского фарфора 18 века, разумеется, на тему рыбок, которые тогда считались символом успехов и достатка.
Мысленно пыталась представить, как в таком мини - бассейне существовал миниатюрный водоем с растениями и живыми рыбками.
Завершением южной части анфилады, куда я пошла явилась ПАРАДНАЯ СТОЛОВАЯ.
Здесь удивительно празднично: из многочисленных окон льется свет, зеркада в простенках отражают великолепное украшение стен напротив, очень удачно подобраны цветовые сочетания в оформлении зала.
Входя сюда, невольно чувствуешь себя участником застолья, кажется, вот-вот пригласят садиться за стол, сервированный по моде того времени.
Среди изысканной посуды в соответствии с традицией радовать и взор среди посуды стоят многочисленные настольные украшения на мифологические, пасторальные, охотничьи темы.
В отделке стен здесь нет тканей, ведь они впитывают запахи, их место занимают деревянные панели, украшенные золоченой резьбой.
Напротив стола над ярусной горкой- буфетом, в полукруглой нише, роспись которой имитирует « трельяжную беседку», находится и бюст А. Македонского, в таком окружении ассоциирующися с парковой скульптурой.
Это воплощение идеи Иоганна Юста, приглашенного графом Шереметевым в усадьбу в качестве декоратора.
Во Дворце им были оформлены Парадные сени, Танцевальный зал, Столовая и Малиновая гостиная. Танцевальный зал и Малиновую гостиную я еще покажу.
Если приглядеться к оформлению этих залов, то можно отметить особенности мастера: использование методики, сочетающей мастику и папье-маше с токарной работой, создает впечатления замысловатой резьбы по дереву. Широко используются им также консоли, обрамления зеркал, интересные по обрамлению гирлянды и венки...
Очень наряден потолочный плафон Столовой "Юнона" в стиле барокко.
Причем первоначально плафон создавали для одного из помещений Фонтанного дома Шереметевых в Петербурге, но вскоре по воле графа плафон перевезли сюда, в Кусковский Дворец.
На одной из стен столовой было люботытно видеть парадные портреты родителей владельцев Кускова П. Б. Шереметева и его жены : (графа Бориса Петровича и Анны Петровны Шереметевых ( на фото ниже),
а также Алексея Михайловича и Марии Юрьевны Черкасских. Это работы И. Аргунова.
Борис Петрович Шереметев был первым русским кавалером ордена Мальтийского креста, о котором я рассказывала в отзыве о Гатчине, а также самым первым получил титул графа Российской империи, который передавался по наследству.
Именно они приумножили владения рода, соединив судьбы своих детей, а сейчас со стен смотрят представители рода Шереметевых на праздничные застолья, олицетворяя фамильные связи.
С сожалением узнала, что в парадной Столовой не сохранились с 18 века столы с сервировкой. Реконструкцию их провели благодаря Государственному музею фарфора.
ПРИХОЖАЯ ГОСТИНАЯ.
В нее я вернулась из столовой, проходя снова через Парадные сети, но уже в северном направлении анфилады.
Она выглядит очень уютно, видимо за счет того, что здесь низкие, по сравнению с вестибюлем, потолки.
Как и в других помещениях видим изразцовую печь с так поразившим меня редким расписным узором, в другом углу - мраморный камин...
На стенах взамен утраченных в 1812 году фламандских шпалер( французы уволокли!?) в простенках, над зеркалом, над дверьми видим работы итальянских мастеров. Их фамилии мне ничего не сказали, вероятно, не очень известные, а поэтому и не запомнились.
А вот на втором фото ниже над фарфоровой вазой, как явствует из информации для посетителя, размещен редкий овальный гобеленовый портрет Екатерины II, выполненный Василием Фирсовым по оригиналу итальянского художника Пьетро Ротари.
Очень впечатлили в этой комнате мебель и светильники, а также восточные вазы и западноевропейская пластика.
Их можно бесконечно рассматривать, жаль лишь, что нельзя подойти вплотную.
ШПАЛЕРНАЯ ГОСТИНАЯ
Из описания шпалерной гостиной следует, что здесь после 1812 года уцелели фламандские шпалеры конца 17- начала 18 века.
Причем, на шпалере изображен сад с павлином, в те годы являющимся символом богатства.
Если присмотреться, можно заметить, что обивка кресел и стульев также фламандской работы конца 17 века гармонирует с обивкой стен, создая единый ансамбль.
В центре стены, у меня против света фотография не получилась, находится мраморный камин с зеркалом и резным, очень красивым, золоченым экраном. По бокам камина размещены мраморные бюсты П. Б. Шереметева и его жены В. А. Шереметевой работы
известнейшего русского скульптора 18 века Ф. И. Шубина. Я на этот факт обратила особое внимание, ибо его работы есть и в нашем краеведческом музее.
Над дверями декоративные панно, стоят в шпалерной также ломберные (карточные) небольшие столики работы французских и и русских мастеров 18 века.
Из шпалерной открывается очень красивый вид на анфиладу помещений.
МАЛИНОВАЯ ГОСТИНАЯ
Когда входишь сюда, то буквально ошеломляет очень насыщенная цветовая гамма интерьера ( в повседневной жизни я даже в прихожей такие яркие цвета не признаю!), а тут вроде бы и как надо, тем более для гостей, которые, думаю, и в те времена в ней часами не находились: посмотрели, восхитились и пошли дальше...
Приковывает внимание рисунок резного паркета из разных пород дерева.
Обивка стульев в тон цветовой гаммы стен, видно, что все детально продумано.
В помещении много окон и зеркал, в которых отражается богатое убранство интерьеров, что еще больше создает праздничный вид.
На фотографии ниже центральное зеркало.
Под зеркалом консоль с пышной резьбой, по бокам от зеркала мраморные бюсты фельдмаршала Бориса Петровича Шереметева и его супруги Анны Петровны. Как и бюсты родителей Б. П. Шереметева в шпалерной гостиной это тоже работы скульптора Ф. Шубина. По сторонам бюстов стоят курительницы из мебельного комплекта с органчиком.
Перед зеркалом люстра - «листопад» - она выполнена из аметистового стекла сиреневатого оттенка за счет добавок марганца в сплав, в стиле барокко, как было принято в елизаветинские времена. По своему силуэту люстра напоминает дубовый лист. Это была одна из "изюминок" декоратора Иоганна Юста, именно он создавал концепцию оформления Малиновой гостиной.
На стенах гостиной императорские портреты в золоченых резных рамах.
Один- отражается в зеркале, портрет Екатерины II ( копия соригинала Ф. Рокотова, выполненная неизвестным художником) ниже на фотографии, про остальные только скажу, места для размещения не хватает.
Правее печи-парадный портрет графа П. Б. Шереметева французского художника Н.-Б. Делапьера, а на противоположной центральному зеркалу стене - портреты великого князя Павла Петровича и его жены Марии Федоровны, а между ними - портрет императрицы Елизаветы Петровны (копия с оригинала И. Аргунова).
ПАРАДНАЯ СПАЛЬНЯ
Мода на парадные спальни пришла в Россию из Европы. Удивительно, но это было место не для сна, а для показа гостям. Поэтому и декорировали ее не для удобства
отдыхающих, а так, чтобы убранством подчеркнуть парадность помещения.
На стенах, обитых шелком, в обивке мебели, в лепнине растительный орнамент, даже на переднем плане фото видим столик по форме напоминающий боб.
Ложе ограждено глухой балюстрадой с балясинами в форме арф, оплетенных розовыми гирляндами.
На потолке невольно обращаешь взор на плафон, выполненный неизвестным крепостным художником, с названием, заставляющим задуматься и пытаться понять смысл: «Невинность на распутье между Мудростью и Любовью».
Как следует из описания для посетителей, да и самому можно додуматься, невинность предстает в виде девушки в белоснежных одеждах, а Мудрость и Любовь олицетворяют древнеримские богини Минерва и Венера.
Из этой же информации следует, что Парадная спальня завершает парадные помещения Дворца, дальше следуют уже личные помещения владельцев имения.
Их несколько, но посмотреть удалось не все. Что-то увидела поподробнее, а что-то
мельком.
КАБИНЕТ_ КОНТОРКА
Здесь много всего интересного, но из-за ограждения смотреть можно было только издали, а свет мешал фотографированию... а без фотографий нет смысла и рассказывать.
Для себя я потом нашла в Интернете интересные материалы с фотографиями и их рассмотрела более подробно, а не издали: " архитектурную печь", " напольные часы с фигурами Адама и Евы, напольный чернолаковый кабинет, стол для нот и гравюр, на столешнице которого панорама Кускова, натюрморты- обманки"...
В центре этой фотографии над часами из этих обманок видим «Натюрморт с попугаем» Г. Теплова, а правее его - натюрморт-обманка «Книги» П. Богомолова.
Суть таких натюрмортов, модных в начале 18 века, вызвать обман зрения, позволяющий в какой-то момент принять живописное изображение за реальное.
Кусковская коллекция «обманок» является одной из самых крупных в нашей стране.
Еще на фотографии видны интересные дубовые кресла с формой спинок «на угол» (Россия, начало 18 века). Перед нами единственный с такими креслами мебельный гарнитур, сохранившийся до нашего времени.
ДИВАННАЯ И БИБЛИОТЕКА.
После завоевания русскими войсками турецкой крепости Очаков( времена Екатерины великой) в Россию пришла мода на Диванные.
Узкая жемчужно-голубая Диванная как нельзя располагает к уединению, к беседам и отдыху небольшой компанией.
Здесь и уютно, и одновременно нарядно- парадно: на потолке плафон "Флора", поднимающий настроение яркой цветовой гаммой одежд Флоры и Зефира на фоне удивительно голубого неба, в простенке зеркало в позолоченой раме с мраморной консолью под ним, на стенах над диваном в овальном обрамлении так называемые "головки"- работы неизвестных русских художников в духе почитаемого при императорском дворе и во дворцах П. Ротари.
За диванной виден вход в библиотеку, но туда, увы, не пускают... Тоже пришлось изучать потом через Интернет.
ВСЕДНЕВНАЯ ОПОЧИВАЛЬНЯ.
Интересное название, правда? А ведь это место для отдыха в течение дня.
Атмосферу уюта, покоя и спокойствия придают неброская в голубых тонах окраска стен, мебели, изящные драпировки, самый обычный дощатый пол, который в те годы был покрыт ковром, очень небольшие и аккуратные камин, комодик, туалетный столик, стулья, напоминающие кресла...
Есть там и редкие напольные часы, причем музыкальные, да еще с зеркальной вставкой в нижней части, а также французский комод с бронзовыми часами, красивые вазы, светильники.
А здесь мы видим портреты сестер Анны и Варвары Шереметевых работы художника И. Аргунова.
ТАНЦЕВАЛЬНЫЙ ЗАЛ или ЗЕРКАЛЬНАЯ ГАЛЕРЕЯ. Его отделывал тоже Иоганн Юст.
Какая красота! Честно, я опешила, так как не ожидала такого великолепия.
Цветовое сочетание белого и золота, помноженные на обилие зеркал, отражающих и богатство интерьера на противоположных стенах, и природные красоты за окнами, а их 6, огромных, вызывают чувство вечного праздника.
А какие там люстры, бра, фонари! Представляю, как их свет отражался, преломлялся в зеркалах, усиливая эффект торжества. Балы здесь бывали на славу! Хотя пишут, что и парадные обеды порой тут устраивались.
Высоко, под потолком в качестве украшения зала чередуются рельефные медальоны с профилями античных воинов, золоченые панно и шереметевские гербы...
А как красивы напольные канделябры состоящие из алебастровых женских фигур, в руках которых ветви -светильники.
К сожалению не удалось сфотографировать огромный потолочный плафон «Слава рода Шереметевых». Суть композиции плафона заключается в утверждении, что род Шереметевых останется в истории как покровитель искусства, сохранится и мудрость, и добродетель рода...
Неудивительно, что в этом зале регулярно, как я поняла, проводятся свадебные фотосессии, а вечерами по особому расписанию проводятся музыкальные вечера, в том числе органные концерты.
Я очень жалела, что нужно ехать на вокзал, и что всего какого- то часа мне не хватило, чтобы окунуться в этои мир волшебства музыки.
Жаль, конечно, что пол в здесь покрыт паласом, читала( и видела фотографии) о красивом паркете с редким оригнальным орнаментом рисунка.
Несколько помещений не удалось посмотреть, в КАРТИННОЙ не получилсь фотографии, но то, что я увидела, свидетельствует о великолепных интерьерах Шереметевского Дворца в Кусково, причем здесь, как я поняла, сейчас находятся и многие экспонаты из Останкинского Дворца. Все в одном месте, как было изначально.
К посещению рекомендую, если у вас появится такая возможность!
Год посещения | 2022 |
Общее впечатление | Удивительный Дворец, сохранивший подлинный облик и интерьеры! |
Моя оценка | |
Рекомендую друзьям | ДА |
Комментарии к отзыву46
Разве что только современные металлические стулья в зале с роялем кажутся чужими. И еще я представляю, сколько труда нужно даже чтобы поддерживать музейные экспонаты в чистоте, протирать каждую вазу.
Он кстати и в Екатерине и в Елизавете фигурирует))
Мне всегда интересны "обманки":))
Великолепный отзыв и герой отзыва!:)
Надо снова съездить.