Отзыв: Собор Воскресения Христова "Спас-на-крови" (Россия, Санкт-Петербург) - "Смертию смерть поправ..."
Достоинства: Уникальные мозаики, историческое место
Недостатки: Очень трудно найти
После успешной прогулки по Невскому проспекту, я двинулся по набережной канала Грибоедова, в сторону храма Спас-на-Крови. Впечатления были настолько хороши, что я решил посвятить им отдельный обзор.
В годы Советской власти здание храма успело побыть и овощехранилищем, и моргом, и складом. К семидесятым постройка обрела музейный статус и началась долгая и мучительная реставрация. Родилась даже городская байка, что когда со Спаса-на-Крови снимут леса, то Советская власть рухнет. Леса убрали в недоброе лето года 1991-го...
Сейчас, как видите, западная башня вновь в лесах...
Мозаичное панно на большом кокошнике называется - "Христос во Славе".
Колокольня сейчас под лесами, но при хорошем зрении или наличии оптики на колокольне можно разглядеть гербы городов областей, губерний и уездов. Деньги на постройку храма собирали всем миром. Однако, львиную долю средств все равно внесло казначейство...
Спас - это от слова "Спаситель". А "на Крови" - потому что на месте кровопролития. 1 марта 1881 года здесь было совершено покушение на императора Александра II, самодержец получил смертельное ранение.
Сам храм изначально строился как мемориальный.
Слева - Михайловский сад.
Икона на большом кокошнике - "Воскресение". Внешне неяркая, она отражает идею надежды и спасения.
Хорошо видны особенности каменной храмовой архитектуры XVII века: декор, русское узорочье.
Вход платный - здесь таки музей. Билет стоит 400 рублей и это для россиян, а также граждан стран ЕврАзЭС. Но войти стоит обязательно!
Снимать внутри, разумеется, не возбраняется. Но следует помнить одно неочевидное, но крайне важное правило, когда снимаешь в храме. Не распространять дрянных фотографий!!!
Как вошел - замер в восхищении. Такого еще не видел...
Вместо обычной росписи стены и своды храма украшены... мозаикой!
Примечательно, что решение замены росписи на мозаику было принято уже в процессе постройки собора. Решающим аргументом стала -долговечность. Собор строили на века.
Над эскизами мозаик трудились лучшие художники страны.
Внутри собора относительно немного света. Но мой "компакт" справился!
Справа в кадре - мозаика южного свода "Нагорная проповедь". Кликайте для увеличения!
Мозаики на стенах посвящены явлению Господа после Воскресения.
На верхнем полукуполе - сюжет "Преображение".
На южном столпе-пилоне изображен сюжет "Благая весть".
Пол в храме тоже мозаичный!
Северный неф я, не иначе как происками врага рода человеческого, пропустил. А ведь там очень интересная мозаика с изображением Александра Невского.
На полукуполе - шедевральная мозаика "Насыщение пятью хлебами пяти тысяч человек".
Ниже - сюжеты "Исцеление сухорукого", "Хождение по водам" и "Исцеление бесноватого отрока".
По понятной причине - количество света - строители храма отказались от каких либо цветных витражей. Но верхние стёкла, если присмотреться, имеют голубоватый оттенок. Поэтому небо снаружи всё время смотрится голубым.
К своему стыду, должен сознаться, что я довольно много пропустил. И речь не мистической иконе, на которой проявляются годы, переломные для России. Северный неф, мозаика "Тайная вечеря", малые апсиды...
... Уходил - торопился, впереди была еще долгая прогулка. Так что поразмышлять случилось, когда уже разбирал снимки.
Мемориал в память царя-реформатора, которого уничтожил, по сути, собственный народ. Храм, построенный с целью утвердить незыблемость самодержавия, стал свидетелем его краха. Гвоздь, вбитый Александром III в город, который он не любил. Уцелевший вопреки.
Нет, это не просто "шкатулка с драгоценностями", как уже успели его обозвать. Не просто собрание уникальных мозаик и творений камнерезов. Рискну предположить, что это памятник слома эпох, причём, фантастически красиво оформленный и на совесть построенный.
И да, к посещению рекомендуется исключительно.
В годы Советской власти здание храма успело побыть и овощехранилищем, и моргом, и складом. К семидесятым постройка обрела музейный статус и началась долгая и мучительная реставрация. Родилась даже городская байка, что когда со Спаса-на-Крови снимут леса, то Советская власть рухнет. Леса убрали в недоброе лето года 1991-го...
Сейчас, как видите, западная башня вновь в лесах...
Мозаичное панно на большом кокошнике называется - "Христос во Славе".
Колокольня сейчас под лесами, но при хорошем зрении или наличии оптики на колокольне можно разглядеть гербы городов областей, губерний и уездов. Деньги на постройку храма собирали всем миром. Однако, львиную долю средств все равно внесло казначейство...
Спас - это от слова "Спаситель". А "на Крови" - потому что на месте кровопролития. 1 марта 1881 года здесь было совершено покушение на императора Александра II, самодержец получил смертельное ранение.
Сам храм изначально строился как мемориальный.
Слева - Михайловский сад.
Икона на большом кокошнике - "Воскресение". Внешне неяркая, она отражает идею надежды и спасения.
Хорошо видны особенности каменной храмовой архитектуры XVII века: декор, русское узорочье.
Вход платный - здесь таки музей. Билет стоит 400 рублей и это для россиян, а также граждан стран ЕврАзЭС. Но войти стоит обязательно!
Снимать внутри, разумеется, не возбраняется. Но следует помнить одно неочевидное, но крайне важное правило, когда снимаешь в храме. Не распространять дрянных фотографий!!!
Как вошел - замер в восхищении. Такого еще не видел...
Вместо обычной росписи стены и своды храма украшены... мозаикой!
Примечательно, что решение замены росписи на мозаику было принято уже в процессе постройки собора. Решающим аргументом стала -долговечность. Собор строили на века.
Над эскизами мозаик трудились лучшие художники страны.
Внутри собора относительно немного света. Но мой "компакт" справился!
Справа в кадре - мозаика южного свода "Нагорная проповедь". Кликайте для увеличения!
Мозаики на стенах посвящены явлению Господа после Воскресения.
На верхнем полукуполе - сюжет "Преображение".
На южном столпе-пилоне изображен сюжет "Благая весть".
Пол в храме тоже мозаичный!
Северный неф я, не иначе как происками врага рода человеческого, пропустил. А ведь там очень интересная мозаика с изображением Александра Невского.
На полукуполе - шедевральная мозаика "Насыщение пятью хлебами пяти тысяч человек".
Ниже - сюжеты "Исцеление сухорукого", "Хождение по водам" и "Исцеление бесноватого отрока".
По понятной причине - количество света - строители храма отказались от каких либо цветных витражей. Но верхние стёкла, если присмотреться, имеют голубоватый оттенок. Поэтому небо снаружи всё время смотрится голубым.
К своему стыду, должен сознаться, что я довольно много пропустил. И речь не мистической иконе, на которой проявляются годы, переломные для России. Северный неф, мозаика "Тайная вечеря", малые апсиды...
... Уходил - торопился, впереди была еще долгая прогулка. Так что поразмышлять случилось, когда уже разбирал снимки.
Мемориал в память царя-реформатора, которого уничтожил, по сути, собственный народ. Храм, построенный с целью утвердить незыблемость самодержавия, стал свидетелем его краха. Гвоздь, вбитый Александром III в город, который он не любил. Уцелевший вопреки.
Нет, это не просто "шкатулка с драгоценностями", как уже успели его обозвать. Не просто собрание уникальных мозаик и творений камнерезов. Рискну предположить, что это памятник слома эпох, причём, фантастически красиво оформленный и на совесть построенный.
И да, к посещению рекомендуется исключительно.
Время использования | 1 раз |
Стоимость | 400 ₽ |
Год посещения | 2022 |
Общее впечатление | "Смертию смерть поправ..." |
Моя оценка | |
Рекомендую друзьям | ДА |
Комментарии к отзыву24
Интересный отзыв, познавательный. С удовольствем прочитала. Спасибо.
В мозаичном обустройстве участвовал художник Николай Андреевич Кошелев. Он разработал панно для храма. Сорок восемь заготовок для мозаик создал художник Василий Васильевич Беляев. Его золотых рук дела: “Нагорная проповедь”, “Вход в Иерусалим”, “Благословение детей”, “Сошествие Святого Духа”.
Мозаичные святые лики и сюжеты создавались по творениям великих художников — Виктора Михайловича Васнецова, Михаила Васильевича Нестерова, Николая Корнилиевича Бодаревского, Николая Павловича Шаховского, Николая Александровича Бруни и прочих, а также Мозаичным отделением Академии художеств и мастерской Фроловых, немецкими и итальянскими фирмами."
давно там не был…
долгими зимними вечерами "достану" свои фото, "заберу" сей отзыв и буду пересматривать.
Сейчас, как видите, западная башня вновь в лесах…
Ждём Спаса на крови 2.0
Спасибо, что напомнили. Если не брать историческую составляющую, то уникальный памятник высокого мастерства русских умельцев
Интересно, эта байка про леса появилась ДО 91го или уже позже!?
Снаружи я около него была, а вот внутрь не получилось попасть…
Спасибо за фотографии - посмотрела с удовольствием)