Отзыв: Книга "Отсос" - Стюарт Хоум - «Смело товарищи в ногу, духом окрепнем в борьбе»...
Достоинства: Вполне культурно по сути,
Недостатки: ...но весьма контркультурно по форме
«По новым данным разведки,
мы воевали сами с собой» - БГ.
Известно, что «как корабль назовёшь, так он и поплывёт», и этот случай – не исключение.
Даже не первая страница романа, а обложка, на которой красуется название, предопределяет и его финал.
Именно это самое и постигло в конечном итоге «революционное» движение и его участников, состоящее из многочисленных молодёжных группировок самого разного толка, но всегда радикальных и экстремистских. Фашисты и националисты, антифашисты и троцкисты, анархисты и нигилисты, даже боевые феминистки, кого там только нет.
Все они воюют и с государством, и между собой, и внутри себя, и всегда с неизменной ненавистью и жестокостью.
Именно эта ненависть изгоев общества, обитающих на самом дне бытия, является на самом деле и мотивом, и средством, и целью, и движущей силой.
Идеология – дело десятое, она нужна только для того, чтобы сбиться в стаю вокруг лидера, и оправдать творимое насилие, хотя бы в своих собственных глазах.
Лидер, который один эту идеологию понимает (или выдумывает), является для своих немногочисленных, не шибко образованных и смышлёных последователей,
чем-то вроде пророка.
А вот государство к своим «смертным» врагам особой ненависти не испытывает.
Для него они – звери, в принципе опасные, но достаточно надёжно изолированные в своих зоопарках-гетто неблагополучных районов.
Если соблюдать нехитрые меры предосторожности: не совать голову в клетку и не прыгать в вольер, то ничего страшного не случиться.
Более того, некоторых из этих хищников буквально кормят с руки, ко взаимной выгоде, а респектабельные «эффективные менеджеры» подписываются на радикальные издания, находя это чтиво весьма забавным.
Конечно, полиция бунтарей неустанно арестовывает, избивает, пытает и фальсифицирует доказательства их виновности. Ну так ведь у неё работа такая, им за это деньги платят, полицейская рутина, одним словом.
Дополнительный комизм ситуации придаёт то обстоятельство, что по численности эти организации сравнимы с шайкой средней руки – количество членов исчисляется единицами, в лучшем случае – десятками. Задачи при этом они себе ставят исключительно «в мировом масштабе».
Иными словами, если по-Пелевину, для государства революционеры являются
то ли п-слово у клоунов (своих лидеров), то ли клоунами (включая лидеров) у п-слово (власти).
Их война с государством напоминает потешную войну, между Уркаиной и Оффшарами, где первые сражаются и проливают кровь по-настоящему, а за вторых понарошку воюют виртуальные супергерои.
Первые слагают легенды о сражениях, чтят павших, с гордостью носят медали.
Вторые, пребывающие в цифровом постиндустриальном мире, наслаждаются красивой картинкой…
Раз уж речь зашла о книжных аллюзиях, вот вам ещё одна.
Роман Хоума наполнен до краёв, или даже через край, запредельной жестокостью, а также грубым и извращённым, во всяком случае в моих глазах ханжи и моралиста, сексом.
И как, скажите на милость, не вспомнить Сорокина, и его «Сердца Четырёх»?
Причём и то, и другое, то есть и секс, и насилие, в обоих романах представлены совершенно без эмоций, цинично и буднично.
Кто из уважаемых авторов круче, сказать трудно, по части количества – конечно Хоум, но куда его конвейеру до штучной работы Сорокина!
Кулаком почему-то не в глаз, как принято у нас на святой Руси, а в рот (может над переводчиком довлело название романа?), сапогом - в пах, вот и всё насилие,
ну и секс не блещет разнообразием, опять же обратимся к названию.
Даже повторённое многажды, всё это меркнет по сравнению с выдумками Владимира Георгиевича, но о них больше не буду, это предмет особого разговора.
А ещё к чести нашего соотечественника будет сказано, что свой роман он опубликовал в 1991 году, а англичанин - только в 1997, шестью годами позже.
С насилием более-менее всё ясно, а про секс скажу отдельно.
Как я уже намекал, он преимущественно однополый, и представлен в сообразном названию формате. Автор описывает его как реализацию основного инстинкта:
«Волна наркотических эндорфинов захлестнула мозги обоих мужчин; генетические коды, созданные миллионами лет эволюции, собирались и разбирались в недрах их тел. Портслэйд и современное общество остались где-то далеко позади. Оба парня извивались на доисторических грязевых равнинах, куда для продолжения эволюционного процесса половой инстинкт вывели миллиарды особей, впервые заставив их выползти из волн для того, чтобы начать свою жизнь на суше», простите за длинную цитату.
Автору конечно виднее, но как мне представляется, в данном случае (случаях),
секс - это не только, и не столько секс как таковой, сколько форма доминирования, ещё одного инстинкта, доставшегося нам от обезьяньих предков.
Ведь когда один из участников бурной ссоры объявляет оппоненту, что он с ним делал и куда именно, речь идёт не о сексе буквально, не так ли?
В любом случае, какой бы из инстинктов (или оба сразу) не лежал в основе этих «актов любви», обнаружить что-либо человеческое в них весьма затруднительно.
Ещё одна книга, о которой издатели сочли нужным напомнить на обложке романа устами Ильи Кормильцева – это «Бесы». Оставим на его совести тезис о том, что роман Хоума для нашего времени тоже самое, что роман Достоевского для века девятнадцатого. Действительно, оба романа – памфлет на революционное движение, Фёдор Михайлович свой роман сам определил именно так, а за Хоума определим мы, благодарные читатели. На этом, собственно говоря, сходство и заканчивается, не будем больше поминать классика всуе.
Роман Хоума – это от первой до последней строчки политическая и социальная сатира, содержательно скорее напоминающая «Скотный двор» Оруэлла, а по фирменному английскому стилю идиотической серьёзности – «Трое в одной лодке» Джерома,
как бы странно это не звучало для такой темы.
Закончив с книжными аналогиями, пара слов о содержании, и здесь у всех сплошные проблемы.
Проблема у главного героя Быстрого Ника Картера, анархиста, лидера «Классовой солидарности». Конкуренты из «Спартаковской рабочей группы», тесно сотрудничающие с полицией, его подставили, и теперь он, будучи обвинённым в теракте, вынужден скрываться.
Проблема у его «правой руки» Стива Драммонда, который никак не может соблазнить свою хоть и не юную, но девственную подругу, хоть и влюблённую в него,
но ревностную католичку. Впрочем, для Стива бегство Ника несколько подсластило пилюлю, поскольку теперь он может самостоятельно распоряжаться финансами организации.
Проблема у Нарцисса Брука, лидера организации «Белое Семя Христово». Как теперь троим девицам, членам организации, добраться до Ника и выполнить наказ забеременеть от него, тем самым внеся посильный вклад в сохранение чистоты белой крови?
Проблема у Вики Дуглас, которая возглавила «Церковь Валери Соланс» и провела в ней реформу, выделив мужчин в отдельную «Вспомогательную группу». Выделила, но что теперь с ними делать, ведь мужчины, согласно её учению, «лишний пол»?
Проблемы у Дэйва Брауна, эксперта по безопасности «Индустриальной лиги» - некоего аналога профсоюза, только скорее не работников, а хозяев. Он совершил подлог, внеся в чёрный список неблагонадёжных не своего родственника-радикала, а человека неучастного и непричастного, но теперь ему грозит разоблачение.
Само собой, проблемы и у этого человека, Бэйтса по кличке «Сортирный рулон».
Тут не могу не заметить, что почти все персонажи романа образуют этот самый рулон, причём использованный.
Так вот, теперь Бэйтс, лишившийся работы и получивший за два года шестьсот отказов на собеседованиях, мечтает только об одном – вцепиться в глотку этой самой Лиге.
Ему всё равно, какой будет организация, с каким лидером, и с какой идеей, лишь бы побыстрее и повернее добраться до своего лютого врага.
Список героев их проблем можно продолжать, но полагаю, этого достаточно чтобы понять, в каком полу-реальном, полу-гротескном мире будет происходить действие романа.
Вездесущая Википедия сообщает о Стюарте Хоуме так: «Получил известность в 1990-е годы после публикации серии контркультурных романов, главными героями которых стали разного рода маргиналы — леворадикальные экстремисты, скинхеды, гомосексуалы, сатанисты и пр».
И хотя пусть мудрость Википедии пребудет с нами вечно, на этот раз позволю себе в ней немного усомниться, а именно – в контркультурности автора. Если не всего его творчества, то хотя бы предмета настоящего отзыва.
Ведь если автор описывает традиционных для контркультуры персонажей,
ведущих себя эталонно контркультурно, с описанием контркультурных сцен и в контркультурных выражениях, и даже назвал роман вполне контркультурно,
это же не значит, что он разделяет контркультурные ценности, идеалы, и мораль,
а вернее, их отсутствие?
От себя добавлю, что на мой взгляд, пресловутая контркультура - это своеобразный фантом, и собственной «фигуры не имеет». Вся её ценность, если таковая вообще имеется, в отрицании культуры и морали традиционной. Убери их, тогда и от отрицания ничего не останется, разве что сюжеты для передачи «в мире животных», такая вот диалектика…
В том, что касается структуры романа и собственно изложения, автор остаётся в здравом уме и трезвой памяти, а не в состоянии «расширенного сознания», поток которого изливается на страницы.
Более того, пару-тройку раз он «проговаривается», выказывая своё подлинное отношение к своим же персонажам, отнюдь не лестное.
Как говориться, «никогда ещё Штирлиц был не был так близок к провалу».
Впрочем, и без этих оговорок всё ясно…
Так что вопрос о контркультурности уважаемого мистера Хоума остаётся открытым.
Конечно, кого-то могут смутить упомянутые ранее сцены и не упомянутые пока,
но хорошо всем известные выражения, и тогда они станут «деревьями, за которыми леса не видно». Но мы-то с вами руководствуемся заветом Козьмы Пруткова:
«зри в корень», не так ли?
Что в итоге? А вот что: самый системный из антисистемных, самый культурный из контркультурных, самый благопристойный из непристойных роман рекомендуется мною к прочтению с оценкой пять баллов.
Отдельное спасибо моему доброму другу, порекомендовавшему роман и открывшему для меня новые горизонты за гранью культуры!
мы воевали сами с собой» - БГ.
Известно, что «как корабль назовёшь, так он и поплывёт», и этот случай – не исключение.
Даже не первая страница романа, а обложка, на которой красуется название, предопределяет и его финал.
Именно это самое и постигло в конечном итоге «революционное» движение и его участников, состоящее из многочисленных молодёжных группировок самого разного толка, но всегда радикальных и экстремистских. Фашисты и националисты, антифашисты и троцкисты, анархисты и нигилисты, даже боевые феминистки, кого там только нет.
Все они воюют и с государством, и между собой, и внутри себя, и всегда с неизменной ненавистью и жестокостью.
Именно эта ненависть изгоев общества, обитающих на самом дне бытия, является на самом деле и мотивом, и средством, и целью, и движущей силой.
Идеология – дело десятое, она нужна только для того, чтобы сбиться в стаю вокруг лидера, и оправдать творимое насилие, хотя бы в своих собственных глазах.
Лидер, который один эту идеологию понимает (или выдумывает), является для своих немногочисленных, не шибко образованных и смышлёных последователей,
чем-то вроде пророка.
А вот государство к своим «смертным» врагам особой ненависти не испытывает.
Для него они – звери, в принципе опасные, но достаточно надёжно изолированные в своих зоопарках-гетто неблагополучных районов.
Если соблюдать нехитрые меры предосторожности: не совать голову в клетку и не прыгать в вольер, то ничего страшного не случиться.
Более того, некоторых из этих хищников буквально кормят с руки, ко взаимной выгоде, а респектабельные «эффективные менеджеры» подписываются на радикальные издания, находя это чтиво весьма забавным.
Конечно, полиция бунтарей неустанно арестовывает, избивает, пытает и фальсифицирует доказательства их виновности. Ну так ведь у неё работа такая, им за это деньги платят, полицейская рутина, одним словом.
Дополнительный комизм ситуации придаёт то обстоятельство, что по численности эти организации сравнимы с шайкой средней руки – количество членов исчисляется единицами, в лучшем случае – десятками. Задачи при этом они себе ставят исключительно «в мировом масштабе».
Иными словами, если по-Пелевину, для государства революционеры являются
то ли п-слово у клоунов (своих лидеров), то ли клоунами (включая лидеров) у п-слово (власти).
Их война с государством напоминает потешную войну, между Уркаиной и Оффшарами, где первые сражаются и проливают кровь по-настоящему, а за вторых понарошку воюют виртуальные супергерои.
Первые слагают легенды о сражениях, чтят павших, с гордостью носят медали.
Вторые, пребывающие в цифровом постиндустриальном мире, наслаждаются красивой картинкой…
Раз уж речь зашла о книжных аллюзиях, вот вам ещё одна.
Роман Хоума наполнен до краёв, или даже через край, запредельной жестокостью, а также грубым и извращённым, во всяком случае в моих глазах ханжи и моралиста, сексом.
И как, скажите на милость, не вспомнить Сорокина, и его «Сердца Четырёх»?
Причём и то, и другое, то есть и секс, и насилие, в обоих романах представлены совершенно без эмоций, цинично и буднично.
Кто из уважаемых авторов круче, сказать трудно, по части количества – конечно Хоум, но куда его конвейеру до штучной работы Сорокина!
Кулаком почему-то не в глаз, как принято у нас на святой Руси, а в рот (может над переводчиком довлело название романа?), сапогом - в пах, вот и всё насилие,
ну и секс не блещет разнообразием, опять же обратимся к названию.
Даже повторённое многажды, всё это меркнет по сравнению с выдумками Владимира Георгиевича, но о них больше не буду, это предмет особого разговора.
А ещё к чести нашего соотечественника будет сказано, что свой роман он опубликовал в 1991 году, а англичанин - только в 1997, шестью годами позже.
С насилием более-менее всё ясно, а про секс скажу отдельно.
Как я уже намекал, он преимущественно однополый, и представлен в сообразном названию формате. Автор описывает его как реализацию основного инстинкта:
«Волна наркотических эндорфинов захлестнула мозги обоих мужчин; генетические коды, созданные миллионами лет эволюции, собирались и разбирались в недрах их тел. Портслэйд и современное общество остались где-то далеко позади. Оба парня извивались на доисторических грязевых равнинах, куда для продолжения эволюционного процесса половой инстинкт вывели миллиарды особей, впервые заставив их выползти из волн для того, чтобы начать свою жизнь на суше», простите за длинную цитату.
Автору конечно виднее, но как мне представляется, в данном случае (случаях),
секс - это не только, и не столько секс как таковой, сколько форма доминирования, ещё одного инстинкта, доставшегося нам от обезьяньих предков.
Ведь когда один из участников бурной ссоры объявляет оппоненту, что он с ним делал и куда именно, речь идёт не о сексе буквально, не так ли?
В любом случае, какой бы из инстинктов (или оба сразу) не лежал в основе этих «актов любви», обнаружить что-либо человеческое в них весьма затруднительно.
Ещё одна книга, о которой издатели сочли нужным напомнить на обложке романа устами Ильи Кормильцева – это «Бесы». Оставим на его совести тезис о том, что роман Хоума для нашего времени тоже самое, что роман Достоевского для века девятнадцатого. Действительно, оба романа – памфлет на революционное движение, Фёдор Михайлович свой роман сам определил именно так, а за Хоума определим мы, благодарные читатели. На этом, собственно говоря, сходство и заканчивается, не будем больше поминать классика всуе.
Роман Хоума – это от первой до последней строчки политическая и социальная сатира, содержательно скорее напоминающая «Скотный двор» Оруэлла, а по фирменному английскому стилю идиотической серьёзности – «Трое в одной лодке» Джерома,
как бы странно это не звучало для такой темы.
Закончив с книжными аналогиями, пара слов о содержании, и здесь у всех сплошные проблемы.
Проблема у главного героя Быстрого Ника Картера, анархиста, лидера «Классовой солидарности». Конкуренты из «Спартаковской рабочей группы», тесно сотрудничающие с полицией, его подставили, и теперь он, будучи обвинённым в теракте, вынужден скрываться.
Проблема у его «правой руки» Стива Драммонда, который никак не может соблазнить свою хоть и не юную, но девственную подругу, хоть и влюблённую в него,
но ревностную католичку. Впрочем, для Стива бегство Ника несколько подсластило пилюлю, поскольку теперь он может самостоятельно распоряжаться финансами организации.
Проблема у Нарцисса Брука, лидера организации «Белое Семя Христово». Как теперь троим девицам, членам организации, добраться до Ника и выполнить наказ забеременеть от него, тем самым внеся посильный вклад в сохранение чистоты белой крови?
Проблема у Вики Дуглас, которая возглавила «Церковь Валери Соланс» и провела в ней реформу, выделив мужчин в отдельную «Вспомогательную группу». Выделила, но что теперь с ними делать, ведь мужчины, согласно её учению, «лишний пол»?
Проблемы у Дэйва Брауна, эксперта по безопасности «Индустриальной лиги» - некоего аналога профсоюза, только скорее не работников, а хозяев. Он совершил подлог, внеся в чёрный список неблагонадёжных не своего родственника-радикала, а человека неучастного и непричастного, но теперь ему грозит разоблачение.
Само собой, проблемы и у этого человека, Бэйтса по кличке «Сортирный рулон».
Тут не могу не заметить, что почти все персонажи романа образуют этот самый рулон, причём использованный.
Так вот, теперь Бэйтс, лишившийся работы и получивший за два года шестьсот отказов на собеседованиях, мечтает только об одном – вцепиться в глотку этой самой Лиге.
Ему всё равно, какой будет организация, с каким лидером, и с какой идеей, лишь бы побыстрее и повернее добраться до своего лютого врага.
Список героев их проблем можно продолжать, но полагаю, этого достаточно чтобы понять, в каком полу-реальном, полу-гротескном мире будет происходить действие романа.
Вездесущая Википедия сообщает о Стюарте Хоуме так: «Получил известность в 1990-е годы после публикации серии контркультурных романов, главными героями которых стали разного рода маргиналы — леворадикальные экстремисты, скинхеды, гомосексуалы, сатанисты и пр».
И хотя пусть мудрость Википедии пребудет с нами вечно, на этот раз позволю себе в ней немного усомниться, а именно – в контркультурности автора. Если не всего его творчества, то хотя бы предмета настоящего отзыва.
Ведь если автор описывает традиционных для контркультуры персонажей,
ведущих себя эталонно контркультурно, с описанием контркультурных сцен и в контркультурных выражениях, и даже назвал роман вполне контркультурно,
это же не значит, что он разделяет контркультурные ценности, идеалы, и мораль,
а вернее, их отсутствие?
От себя добавлю, что на мой взгляд, пресловутая контркультура - это своеобразный фантом, и собственной «фигуры не имеет». Вся её ценность, если таковая вообще имеется, в отрицании культуры и морали традиционной. Убери их, тогда и от отрицания ничего не останется, разве что сюжеты для передачи «в мире животных», такая вот диалектика…
В том, что касается структуры романа и собственно изложения, автор остаётся в здравом уме и трезвой памяти, а не в состоянии «расширенного сознания», поток которого изливается на страницы.
Более того, пару-тройку раз он «проговаривается», выказывая своё подлинное отношение к своим же персонажам, отнюдь не лестное.
Как говориться, «никогда ещё Штирлиц был не был так близок к провалу».
Впрочем, и без этих оговорок всё ясно…
Так что вопрос о контркультурности уважаемого мистера Хоума остаётся открытым.
Конечно, кого-то могут смутить упомянутые ранее сцены и не упомянутые пока,
но хорошо всем известные выражения, и тогда они станут «деревьями, за которыми леса не видно». Но мы-то с вами руководствуемся заветом Козьмы Пруткова:
«зри в корень», не так ли?
Что в итоге? А вот что: самый системный из антисистемных, самый культурный из контркультурных, самый благопристойный из непристойных роман рекомендуется мною к прочтению с оценкой пять баллов.
Отдельное спасибо моему доброму другу, порекомендовавшему роман и открывшему для меня новые горизонты за гранью культуры!
Общее впечатление | «Смело товарищи в ногу, духом окрепнем в борьбе»... |
Моя оценка | |
Рекомендую друзьям | ДА |
Комментарии к отзыву59
Это я так, для общего развития, и по совету друзей.
"Если бы вы были моим мужем, я бы насыпала вам в кофе яду!
- Если бы я был вашим мужем, я бы его с удовольствием выпил". )
Я честно предупреждал, говорил: Теллурия, или Доктор Гарин, Голубое сало, на худой конец, нет, вам всем экстрим подавай, а потом жалуетесь. ))
А если понравиться, небось будут тут как тут. "Это мы, Танечка, это мы посоветовали!".
Но тебе особая роль отведена, так что либо больше всего благодарностей, либо…берегись!)
Как точно ты в нескольких фразах о контркультуре (которая оказывается вовсе и не контр, а про) выразил то, что я так ценю в кино и литературе. Умение подать пиплу то, что он так любит хавать - провокацию, завернув в неё то, чего удивлённый потребитель совсем и не ожидает - пищу для мозга, пробуждение от сна.
А насчёт секса и доминирования напомнил мне слова классика: "Sex ist ein Schlacht, Liebe ist Krieg"… На мой взгляд, они актуальны для тех, кто считает себя потомком обезьяны, или не считает, но активно ей уподобляется.
Еще раз благодарю за ностальгические минутки, за здравые рассуждения, за доверие, и с интересом жду, чем ещё удивишь в своих будущих экспериментах.
Мне кажется, не в обиду, тогда, 18 лет назад ты не вполне поняла иронию и подлинную позицию автора, приняла всё за "чистую монету", буквально.
Со мной такое - сплошь и рядом, многие книги переосмыслил с точностью до наоборот. Из "культовых" - Трудно быть богом, или Собачье сердце, к примеру. А ведь едва ли не наизусть их учил, в своё время… ((
Что касается у "нас нет", было нечто похожее - любера, скины, фанаты. Но сошло на нет, или почти на нет. Не потому что гайки-сатрапы, просто это не в нашей ментальности. Как здесь принято говорить, "все мы разные", в том числе страны и народы.
Что касается целой волны, едва ли мой утлый чёлн способен её произвести, тем более когда рядом бороздят целые "Титаники" смысла, слога и стиля. ))
А насчёт того, что не так поняла… Да разве там можно иначе как-то понять нежели как стеб, сатиру с правильными выводами в итоге…
Но Бесы-то чем плохо закончились? Смутьяны - за решёткой, порядок восстановлен. Ставрогин удавился - порок наказан. Лизу жалко, конечно, но с хорошими девочками такое бывает…
Жанр антиутопии мне близок. Хотя чувствуется, что с сексом здесь перебор:)
Без ханжества, просто не утаилось от моего внимательного взгляда:)
В " Бесах" тоже есть одна " пикантная" глава, которая появилась позже, мелкими буквами. О том, как человек исповедуется монаху, как он совратил девочку. Было ли это автобиографично никто не знает, да никто и не узнает.
В Бесах это дополнительная глава, в моём издании её нет, исповедь Ставрогина. Но и без неё там всё ясно. Мало того, что совратил ребёнка 11 лет, так и довёл до самоубийства, это и в основном тексте есть.
Но женщинам нравился заметьте, они готовы были ему простить абсолютно всё. (
Вот и сексом в книге примерно также, как раз… ну вы поняли. ))
А женщины ещё и не таких любят(
Сейчас не очень хорошо помню текст, детали. В глубоком студенчестве это было, лет в 20. Полгода тогда читала, едва осилила.
Тогда Достоевского почитывала. А сейчас просто вообще не могу, мрачен он для меня сейчас.
Хотя многое из его творчества и помню в общих чертах, произведения Фёдора Михайловича накрепко заселились внутри. У них такое свойство есть:)
А книжицу " Отсос" вот и думаю, читать или нет…Я человек впечатлительный, а вдруг плохому научат? :)))
Дело в том, что они там всё больше мальчики, и всё больше по мальчикам. ))
Что касается Ф.М., читать действительно сущее мучение, но и бросить тяжело. У меня есть антинаучная теория, что он специально так писал, что бы мы лучше вникали.
А "Отсос", извините, придумал же гад название, попробуйте.
Он невелик и не долог, идёт легко, да и бросить всегда можно. ))
А что, теория интересная:) Тогда как Вы объясните, то, что в " Игре в бисер"Гессе никто не растворяется и Йозеф Кнехт их не заводит? :)))
Книгу с гениальным названием " Отсос" попробую скачать и почитать на отдыхе;)
но затронула куда меньше, чем кино.
Оно понятно, кино (и цирк) - важнейшее из искусств, находиться на передовой идеологической войны.
Надо же как-то укоренять в массах новую религию новых ценностей, вот с киношников и спрос больше.
Книг-то не читает никто, одни мы с Вами остались. ))
Я, кстати, Гессе читал только "Степной волк", но так давно, ещё в "Иностранке", всё забыл, помню только, что было скучно.
Про "Игру в бисер" почитал, фабула показалась интересной, думаете стоит?
А "Отсос" на дороге не валяется, надо поискать. Если не найдёте, могу скинуть на электронку.
Сборник Хоума у меня, 3 книги.
" Игру в бисер" тоже почти на одну треть прослушала в аудиоверсии. И то потому, что немного мазохистка и люблю потренировать силу воли:)
В бумажном виде начинала несколько раз и каждый раз бросала, дойдя до 15 страницы)
А здесь решила собраться и стойко сносить холодный академический, вычурный,архаичный и витиеватый стиль, без диалогов. Больше документальный. По сути это летопись, жизнеописание магистра игры в бисер Йозефа Кнехта.
По смыслу книга доступная, нельзя её назвать слишком сложной. Она очень трудна для восприятия. Его жизнь такая выхолощенная и правильная до тошноты. Философские изыскания, которых много, придают основной смысл книге. Делают ее квинтэссенцией мудрости. Постоянная рефлексия, игра мыслей, рассуждения о взаимодействии человека и мира.
Даже в аудиоверсии она дается трудно. Принимаю дозировано, как лекарство:)
" Сиддхартху", " Степного волка" у Гессе читала. Как и Вам, последний мне показался скучным. Надо отдать должное глубоким мыслям, рассуждениям в этом романе. Одни из самых сокровенных, пронзительных мыслей о самоубийстве там на мой взгляд.
А " Отсос" скачала. Буду почитывать:)
Их оранжевой серии знакомилась с Гейманом и Полаником.
Зачем нам мудрость от Германа Гессе, когда мы свою-то не знаем куда девать? Тем более, если она подаётся скучно, академично да ещё и вычурно.
Хотя вычурности я не враг, с удовольствие слушаю старые вещи. "Мельмот Скиталец", или "Рукопись, найденная в Сарагоссе", готическое разное. Но так там и красиво, и увлекательно!
Мне тоже в литературном прошлом как-то комфортнее, при всё уважении к "Отсосу". ))
Вы читали или слушали их?
Мне наверное больше всего сейчас нравится магический и мистический реализм, произведения на грани с сюром, с незаметным проникновением глубоко в душу. Виан с Мамлеевым и Буйдой тому пример. А из более глубокой классики - Маркес.
Современная мистика - "это другое" )), тогда люди верили, хотя бы частично. Вот Потоцкий, автор "Рукописи, найденной в Сарагоссе", тот даже застрелился серебряной пулей, которую сам изготовил.
Писал я про такие книги, посмотрите, если не лень, больше одной ссылки не могу отправить.
И, к солу, заместо, или вместе с "Доктором Живаго" полюбопытствуйте "Старик", Юрия Трифонова.
Наслышана о " Монахе". Я бы послушала его в аудиоверсии.
Мне кажется он перекликается с " Элексирами Сатаны" Гофмана. Понравился этот роман.
В отношении " Старика" полюбопытствую.)
Но сходство несомненно, один жанр.
Трифонова сейчас, уж не знаю, помнит ли кто.
А ведь когда-то был обязателен к прочтению,
и не зря… (
Из советских авторов мне нравится Анатолий Иванов " Тени исчезают в полдень ", " Вечный зов". Чуть меньше Георгий Марков у которого я читала только " Строговых" и " Соль земли" в порыве моего увлечения Сибирью.
Вне конкуренции конечно Аркадий Гайдар)
Марков, председатель Сюза писателей, к слову сказать, упрекал Трифонова за "Дом на набережной", правда достаточно мягко. Ну и Иванов, при всём уважении к сериалу,,, Всё-таки это были писатели вполне "крепкие", но были и более интересные.
Тот же Трифонов, Астафьев, Распутин, Тендряков, Быков, Васильев…
Да много их было, хороших,может и забыл кого.
Александр, боюсь, уступаю Вам в начитанности) Из перечисленных авторов прикасалась только к Астафьеву и Васильеву.
Спасибо, что расширяете горизонты!
Когда дочка росла, много детской литературы, в том числе и тех времён, перечитала. Она вне конкуренции в сравнении с современной.
Вспомнила, кого особенно выделяю в литературе того времени, Платонова! Он просто необыкновенный)
Я имел ввиду рождённых в СССР.
Обязательно прочитайте "Затоваренную бочкотару", это повесть, небольшая.
Я вот прочитал, и ничего, живой, даже отзыв написал.
Меня правда Сорокин морально подготовил, хотя его и не относят к контркультуре, но тем не менее.
А эта книга едва ли наведёт тоску, разве что какие другие чувства. Написана живо, с иронией. Там всё происходящее воспринимается как-то не всерьёз, понарошку, что ли. Сатира, одно слово.
Как бы то ни было, за добрые слова спасибо. ))
и да, позволяю себе иногда пошалить немножко, пафоса тут и без меня хватает.
а в целом в связи с новым законом о меньшинствах как писать отзывы на вот такие книжки, где "любовь" вот такая
Ну и не будем писать, не велика потеря ))