5
Отзыв рекомендуют 37 4

Отзыв: Фильм "Злой дух Ямбуя" (1978) - Все мы часть природы и в тоже время гости в ней

Достоинства: Удивительная природа. Интересная этническая составляющая. Захватывающая приключенческо-детективная история
Недостатки: Нет
Здравствуйте!
Фильм вышел в глубоком 1978 году в Советском Союзе по одноимённому произведению Григория Федосеева.

Тем, кто его ещё не видел может показаться, ну зачем рассказывать про такой старый фильм, который повествует о послевоенных годах и который наверняка снят с каким-нибудь советским подтекстом.
Нет, скажу я Вам.
Этот фильм абсолютно для любых людей, любого возраста, любой страны, с любыми взглядами на жизнь.
И по прошествии времени он и сейчас смотрится в напряжении и на одном дыхании, не хуже чем современные блокбастеры.

Три основных столпа этого замечательного фильма: природа, этника и детективно-приключенческий сюжет.

Сюжетная линия начинается с того, что начальник экспедиции геодезистов - Григорий Анисимович узнаёт, что у соседней группы возникла проблема.

На протяжении фильма постепенно зрителю и начальнику геодезистов становится ясно, что это уже не проблема, а катастрофа, он спешит на помощь, но он ещё далеко.
Напряжение в фильме от начала до конца идёт по возрастающей, подводя зрителя к непредсказуемой, динамичной и яркой развязке.

Но весь детективно-приключенческий сюжет полностью и гармонично растворяются в красивой и неповторимой природе этого Северного края и уникальной этнической составляющей этого фильма.

Режиссёр с любовью показывает этот суровый край.
Казалось бы, ну что может быть интересного в полутайге-полутундре, где большинство деревьев жидкие, едва выше человека?
В фильме удалось показать, что человек в природе лишь гость.
И в бескрайнем русском севере, человек лишь песчинка, где раствориться в природе можно так, что и следов никто никогда не найдёт.
Григорий Анисимович весь свой путь перебирает в голове, что же могло случиться у соседней группы, как мог потеряться геодезист.
Заблудился?
Попал в зыбун?
Сломал ногу и дожидается помощи?
Сорвался в ущелье?
Как же он был далёк в своих догадках.
А ведь и он сам, опытнейший геодезист, в начале фильма едва не погиб в бурной реке.

И, наконец, этническая составляющая этого фильма.
Два мира, один прогрессивный, чисто советский и второй консервативный, эндемический мир маленького племени эвенков сходятся вместе для решения этой возникшей проблемы.
Именно сходятся, а не сталкиваются, причём сходятся мягко.
Умудрённый опытом Григорий Анисимович, видя жизнь этого кочевого племени, понимает, что он фактически ничего не знает о природе этого края и об этих людях, для которых с младенчества природа и их жизнь абсолютно неразделимы.
Пока жива эта природа - живо и это племя.
Он - начальник экспедиции впитывает в себя их опыт.
Встретив в тайге мальчика - эвенка Григорий Анисимович решил, что мальчик заблудился.
Но каюр объяснил ему, эвенк всегда след найдёт, несмотря на то, что маленький.
В фильме показано как маленькие дети управляются с оленями, ловко арканят их.
Григорий Анисимович знакомится с главой этого племени, пожилой Ланарой.
Видя как мать - тоже эвенка (тунгуска) наказывает ребёнка, когда дети подрались из-за еды, он задаёт Ланаре вопрос, почему она наказала только одного и получает ответ, что пища сама в рот не ходит, сейчас мать наказала, раз не может себе добыть еду, а потом тайга не пожалеет.

Ещё один очень интересный момент, в этом фильме затронута тема религии (в СССР в 1978)!
Григорий Анисимович спрашивает Ланару, почему она - православная молится духам.
Ланара отвечает: "Кому нужен твой Христос, он шибко далеко на небе, он не знает горя людей. В тайге духи живут, они всё видят, всё знают".
И опять никакого столкновения христианства с язычеством, режиссёр здесь не ставит.
Он показывает как две религии могут вполне мирно себе уживаться.
Геодезист учится ритуалам у эвенков.

В этом племени живёт ещё и глухонемой старик Карарбах.
И тут мы видим жизненную философию эвенков.
Ланара говорит: "Старику надо есть меньше, если старика досыта кормить, он быстро уйдёт к предкам".
При этом Ланара больше всего ценит этого старика: "Лучше полстада оленей потерять, чем Карарбаха".
Она рассказывает, как тот, пропадая голодный в тайге, отрезал себе уши и съел их, так и потерял слух и голос.

Геодезист узнаёт от Ланары, что и несколько эвенков бесследно пропали у горы Ямбуй.
Он просит помощи у Ланары, дать ей проводника, но Ланара боится духов Ямбуя и отказывает ему.

Геодезист со своим радистом идёт к Ямбую, но и их пути расходятся.
На пути Григория Анисимовича много драматичных приключений.
Но эвенки это не те люди, которые бросают в беде, глухонемой Карарбах приходит на мощь Григорию Анисимовичу, становится чуть ли не его поводырем и помогает разгадать тайну Ямбуя.

Музыкальное сопровождение фильма добавляет атмосферу напряжённости и драматичности сюжету.

Я получил огромное удовольствие от просмотра этого красивого приключенческого детектива.
Надеюсь и Вам он понравится.
Общее впечатление Все мы часть природы и в тоже время гости в ней
Моя оценка
5
Рекомендую друзьямДА

Комментарии к отзыву4

Ната-2
Любопытный фильм. Заинтересовал.
Anton-otzyv
Смотрел этот фильм, а еще раньше читал одноименное произведение в "Роман-газете". Отличный фильм.
Январика
Спасибо за рекомендацию.
Убеждена, что настоящее искусство вне времени.
Shlevet
Пожалуйста!