Отзыв: Музей "Огни Москвы" (Россия, Москва) - "Добрый автобус" и сотрудники музея "Огни Москвы" организовали замечательную экскурсию. Очень интересно и познавательно
Достоинства: расположение; историческое здание; богатая коллекция; воодушевлённые экскурсоводы; интересная экскурсия; богатая программа мероприятий в музее; адекватная цена билетов
Недостатки: несколько странная планировка площадей музея; создалось впечатление, что музею тесно в этом здании; негде припарковаться; экскурсии проводятся не каждый день
Добрый день, дорогие читатели. Сегодня я хочу рассказать о нашем посещении музея "Огни Москвы" в рамках обзорной экскурсии по Москве от "Московского долголетия" на "Добром автобусе".
Музей "Огни Москвы" расположен по адресу: Армянский пер. д. 3-5 С1. Ближайшая станция метро - Лубянка.
Поскольку Армянский переулок достаточно узкий, наш "Добрый автобус" высадил нас на Мясницкой, дальше нас повели пешком. Автомобилисты, внимание: припарковаться рядом с музеем негде.
Вход в музей не очень приметный. Но вы не ошибетесь, если увидите напротив и чуть дальше ограду посольства Армении с двумя львами над воротами.
У музея "Огни Москвы" калитка довольно неприметная, но неподалёку от неё стоит стенд с расписанием мероприятий музея. Обратите внимание на то, что музей работает по расписанию, и экскурсии проводятся там не каждый день. Информацию об этом я разместила на вкладке "Описание".
Мы были в музее с бесплатной экскурсией от "Доброго автобуса", но я узнала, сколько стоит самостоятельное посещение музея и сколько стоит посещение музея с экскурсией. Если вы хотите сходить в музей самостоятельно, то вам придётся заплатить 250 рублей за взрослого человека, а льготники (дети, студенты и пенсионеры) могут купить билет за 150 рублей. Если же вы хотите присоединиться к одной из групповых экскурсий, расписание которых я разместила на вкладке "Описание", то вам придётся заплатить соответственно за полный билет 500 рублей и 300 рублей за льготный билет. Но советую предварительно позвонить по телефону музея, указанному на его сайте, и записаться на экскурсию.
Позже я выяснила, что музей ведёт активную жизнь: организует мастер-классы для детей, дворовые квесты, обзорные экскурсии по Москве на автобусе, различные интерактивные игры, празднования дней рождения, а также народных и церковных праздников, даже организует балы. Как я поняла, если вас наберётся более 10 человек, то выгоднее заказывать групповую экскурсию с фиксированной ценой. Информацию обо всём этом я разместила на вкладке "Описание".
Итак, входим в калитку. И первое, что мы видим - это бушующий яркими красками цветник. Затем по дорожке мы выходим к двухэтажному белому домику, в котором расположен музей "Огни Москвы". Перед музеем красуются фонари различных эпох.
Когда мы вошли в дверь музя, мы сразу оказались в небольшой комнате в той части дома, которая была пристроена позже. Было непонятно: это уже начало экспозиции, или же это - "предбанник". Здесь стоял стол, он же витрина, в которой красовались сувениры на продажу. Здесь же можно купить билеты. Сувениры предлагались, на мой взгляд, очень интересные: различные магнитики; линейка-трафарет, позволяющая красиво написать название музея; набор по изготовлению свечек; набор свечей, которые можно раскрасить; гусиные перья и перья в наборе с чернильницей.
Оказалось, что на первом этаже туалета нет, также как, впрочем, и гардероба. Пришлось дамам почтенного возраста подниматься по крутой лестнице на второй этаж, где раньше располагались покои семьи И. И. Протопопова. Интересно, это та самая лестница, которая вела в покои с заднего двора?
На окошке, возле лестницы красовалась фигурка фонарщика, а на стене лестницы висел план Армянского переулка с указанием старых владельцев известных домов.
Налево от входа - небольшая комната с длинной скамейкой.
К тому же, как выяснилось позже, экскурсия предполагала осмотр только первого этажа, то есть подклета.
Направо от входа - большой зал (на фото блока ниже он слева снизу). Думаю, что, возможно в нём и устраивают балы и ёлки.
Из зала можно попасть ещё в три комнаты. В одной комнате установлен большой стол. Наверное, здесь празднуют дни рождения в интерьере середины XIX века. Привожу фото ещё одной интересной комнаты. А в соседней с ней комнате мне было неудобно снимать, поскольку там работала за столом женщина. Я, опять же, не поняла, что это: кабинет или экспозиция.
В нашей группе экскурсию вёл мужчина, а в другой - женщина. Экскурсовод мне понравился, он очень воодушевленно вел рассказ. Было видно, что он любит своё дело. Женщинам из другой группы тоже понравился их экскурсовод.
Свой рассказ наш экскурсовод начал в пристроенной комнате, которую я назвала предбанником. Он рассказал об эпохе времен царя Алексея Михайловича. В этой комнате имеется витрина, в которой выставлены репродукции портретов царя и царицы, предметы того времени, в том числе и фрагменты старинных изразцов.
Экскурсовод спросил, заднем ли мы кто такой стольник? Многие ответили, то это тот, кто подаёт еду. Но оказалось, что стольник - это совсем то же самое, что сейчас официант. Стольник царя - это лицо приближённое к государю, лицо доверенное, отвечающие за пищу царя. Стольниками могли быть только знатные люди. Они были распорядителями на различных приёмах. Кто-то пошутил, что выходит, что стольник - это "высший командный состав".
Вторая витрина в этой комнате посвящена истории дома стольника И. И. Протопопова. Было интересно узнать, что в XIX веке здесь последовательно были и приют для бедных, и мастерские, и коммунальные квартиры. Представьте себе, что в этом небольшом доме жили несколько десятков семей!
Лишь в 1970е годы этот дом перешёл в ведение Мосгорсвета. Музей же открылся в 1984 году.
Экспозиция музея состоит из четырёх залов, каждый из которых посвящен разным эпохам. И наш экскурсовод смог построить экскурсию так, что мы не просто осматривали экспонаты, а ощущали себя участниками событий каждой эпохи. Во время экскурсии он часто задавал нам вопросы, рассказывал как отвечали участники других групп, и, конечно же, давал ответы. Для лучшего восприятия экскурсовод включал различные фонари и осветительные приборы, предлагал некоторым из нас поучаствовать в демонстрации.
* 1-ый зал *
Начинается экскурсия с зала, в котором представлены экспонаты XVII века. Этот зал мне показался самым интересным.
Экскурсовод предоставил нам возможность почувствовать себя на вечерней улице Москвы второй половины XVII века, полностью отключив электричество, и погрузив нас в кромешную тьму.
Наши ощущения были дополнены рассказом экскурсовода, о том что делалось вечерами в Москве, которая в те времена представляла из себя крепость, ходить по улицам которой в тёмное время суток воспрещалось.
В экспозиции музея есть одна из деревянных решёток, которыми перекрывались в то время улицы Москвы, и факел сторожа. На стенах висят рисунки, изображающие то время.
Затем экскурсовод дал нам возможность почувствовать себя в вечернем доме XVII века. Он зажёг лучину и рассказал о том, какие трудности были при таком освещении и какие обязанности были у членов семьи.
На фотографиях расположенных справа в блоке ниже вы можете видеть и решётку, и факел, а также лучину, расположенную в держателе рядом с одной из картин.
Не выходя из первого зала, мы вместе с экскурсоводом перенеслись в 1730 год. В этом году к власти пришла племянница Петра I Анна Иоанновна.
Экскурсовод рассказал нам о том, что после переезда Анны Иоанновны в Москву последовал указ об установке стеклянных фонарей в центре Москвы. Экскурсовод, продемонстрировав нам масляный фонарь, рассказал нам о работе фонарщиков и о специальном осветительным графике. Рассказ об осветительным графике удивил нас. Также сейчас, с позиции современного человека, мне показался странным факт, что вопрос о воровстве фонарщиками конопляного масла, которым тогда заправлялись фонари, решался на заседании Московской Думы. Довольно креативное решение Думы по этому поводу вызвало у всех улыбку.
Далее экскурсовод продемонстрировал нам фрагмент шкаликовой иллюминации и подробно рассказал об её устройстве.
Дальше мы попали в эпоху использования восковых свечей. Я с удивлением узнала, что поначалу восковые свечи были не доступны бедным людям. Максимум, что они могли себе позволить, - это сильно коптящие сальные свечи.
Экскурсовод интересно рассказал о процессе изготовления восковых свечей, а также о неприятностях которые могли случиться во время праздников при использовании свечей, показал нам специальные щипцы для обгоревших фитилей со специальным коробочкой.
На фото ниже справа вы видите картину празднования коронации Анны Иоанновны, а слева - витрину посвящённую изготовлению и использованию восковых свечей.
Это керосиновый фонарь.
Второй зал - это как раз тот зал, который мы проходили для того, чтобы попасть в первый зал.
Во втором зале мы сначала попали в эпоху газового освещения.
Экскурсовод предложил нам "пройтись до Курского вокзала", рядом с которым "англичане строили газовый завод". В то время светильный газ получали из каменного угля. Меня очень удивил тот факт, что уголь в то время возили из Англии.
Ниже вы видите экспозицию, посвящённую газовому освещению.
У витрины, которую вы видите ниже, экскурсовод рассказал нам об очень важных открытиях выдающихся русских учёных, Павла Николаевича Яблочкова и
Лодыгина Александра Николаевича.
Поэтому было создано общество электрического освещения, а в 1897 году была построена первая тепловая электростанция, фото которой вы видите на блоке ниже слева.
Должна заметить, что на протяжении всей экскурсии нашим дамам почтенного возраста разрешалось присаживаться на все скамейки и стулья, расположеные в залах музея.
А это план освещения Москвы.
* 3-ий зал*
В третьем зале мы сразу попали в послереволюционную Россию. И с помощью экскурсовода ощутили, как темно и холодно стало в Москве после того, как напуганные гражданской войной англичане покинули Россию.
Экскурсовод рассказал нам о плане ГОЭЛРО, о строительстве электростанций и ламповых заводов, а также о том, что с появлением электрических фонарей профессия фонарщиков не исчезла.
Экскурсовод рассказал нам, что в 1937 году на башнях Кремля Установили рубиновые звёзды, внутри которых круглосуточно светились супермощные электрические лампы.
Он интересно рассказывал о том, как меняли часто перегорающие лампы.
На фото ниже вы видите огромную голландскую лампу накаливания мощностью 5000 Вт, а рядом с ней объявления о продаже ламп.
Затем экскурсовод с помощью красной звезды, которую он доверил держать нашему гиду от "Доброго автобуса", продемонстрировал нам, как сильно искажали эти лампы цветопередачу. Даже наши лица приобрели зеленоватый оттенок.
Далее мы перешли к витрине с дуговыми ртутными люминофорными лампами.
Далее мы перенеслись в сорок первый год. Экскурсовод показал нам центральный пульт системы централизованного всеобщего и полного отключения электричества в городе Москве.
В центре четвёртого зала, к радости наших дам, стоял стол, окруженный табуретами. Почти всем желающим удалось сесть. Одной из женщин предложили сесть за районный пульт централизованного отключения электричества, который имелся в каждом районе Москвы. Такие пульты просуществовали вплоть до 1984 года.
Резиновые сапоги и перчатки, которые использовались в аварийной бригаде, изображены на на фото ниже в правом нижнем углу.
Итак, подведу итоги:
+ музей расположен в центре Москвы, в историческом здании;
+ богатая коллекция фонарей и осветительных приборов;
+ неравнодушные, воодушевлённые экскурсоводы;
+ интересная экскурсия, некая интерактивность во время экскурсии;
+ богатая программа мероприятий в музее;
+ адекватная цена билетов.
- несколько странная планировка площадей музея;
- создалось впечатление, что музею тесно в этом здании;
- негде припарковаться;
- экскурсии проводятся не каждый день.
Я, конечно же, рекомендую этот музей к посещению. Но думаю, что с экскурсией посещение будет гораздо продуктивнее и интереснее. Моя оценка пять баллов.
Музей "Огни Москвы" расположен по адресу: Армянский пер. д. 3-5 С1. Ближайшая станция метро - Лубянка.
Поскольку Армянский переулок достаточно узкий, наш "Добрый автобус" высадил нас на Мясницкой, дальше нас повели пешком. Автомобилисты, внимание: припарковаться рядом с музеем негде.
Вход в музей не очень приметный. Но вы не ошибетесь, если увидите напротив и чуть дальше ограду посольства Армении с двумя львами над воротами.
У музея "Огни Москвы" калитка довольно неприметная, но неподалёку от неё стоит стенд с расписанием мероприятий музея. Обратите внимание на то, что музей работает по расписанию, и экскурсии проводятся там не каждый день. Информацию об этом я разместила на вкладке "Описание".
Мы были в музее с бесплатной экскурсией от "Доброго автобуса", но я узнала, сколько стоит самостоятельное посещение музея и сколько стоит посещение музея с экскурсией. Если вы хотите сходить в музей самостоятельно, то вам придётся заплатить 250 рублей за взрослого человека, а льготники (дети, студенты и пенсионеры) могут купить билет за 150 рублей. Если же вы хотите присоединиться к одной из групповых экскурсий, расписание которых я разместила на вкладке "Описание", то вам придётся заплатить соответственно за полный билет 500 рублей и 300 рублей за льготный билет. Но советую предварительно позвонить по телефону музея, указанному на его сайте, и записаться на экскурсию.
Позже я выяснила, что музей ведёт активную жизнь: организует мастер-классы для детей, дворовые квесты, обзорные экскурсии по Москве на автобусе, различные интерактивные игры, празднования дней рождения, а также народных и церковных праздников, даже организует балы. Как я поняла, если вас наберётся более 10 человек, то выгоднее заказывать групповую экскурсию с фиксированной ценой. Информацию обо всём этом я разместила на вкладке "Описание".
Итак, входим в калитку. И первое, что мы видим - это бушующий яркими красками цветник. Затем по дорожке мы выходим к двухэтажному белому домику, в котором расположен музей "Огни Москвы". Перед музеем красуются фонари различных эпох.
Когда мы вошли в дверь музя, мы сразу оказались в небольшой комнате в той части дома, которая была пристроена позже. Было непонятно: это уже начало экспозиции, или же это - "предбанник". Здесь стоял стол, он же витрина, в которой красовались сувениры на продажу. Здесь же можно купить билеты. Сувениры предлагались, на мой взгляд, очень интересные: различные магнитики; линейка-трафарет, позволяющая красиво написать название музея; набор по изготовлению свечек; набор свечей, которые можно раскрасить; гусиные перья и перья в наборе с чернильницей.
Оказалось, что на первом этаже туалета нет, также как, впрочем, и гардероба. Пришлось дамам почтенного возраста подниматься по крутой лестнице на второй этаж, где раньше располагались покои семьи И. И. Протопопова. Интересно, это та самая лестница, которая вела в покои с заднего двора?
На окошке, возле лестницы красовалась фигурка фонарщика, а на стене лестницы висел план Армянского переулка с указанием старых владельцев известных домов.
Налево от входа - небольшая комната с длинной скамейкой.
К тому же, как выяснилось позже, экскурсия предполагала осмотр только первого этажа, то есть подклета.
Направо от входа - большой зал (на фото блока ниже он слева снизу). Думаю, что, возможно в нём и устраивают балы и ёлки.
Из зала можно попасть ещё в три комнаты. В одной комнате установлен большой стол. Наверное, здесь празднуют дни рождения в интерьере середины XIX века. Привожу фото ещё одной интересной комнаты. А в соседней с ней комнате мне было неудобно снимать, поскольку там работала за столом женщина. Я, опять же, не поняла, что это: кабинет или экспозиция.
В нашей группе экскурсию вёл мужчина, а в другой - женщина. Экскурсовод мне понравился, он очень воодушевленно вел рассказ. Было видно, что он любит своё дело. Женщинам из другой группы тоже понравился их экскурсовод.
Свой рассказ наш экскурсовод начал в пристроенной комнате, которую я назвала предбанником. Он рассказал об эпохе времен царя Алексея Михайловича. В этой комнате имеется витрина, в которой выставлены репродукции портретов царя и царицы, предметы того времени, в том числе и фрагменты старинных изразцов.
Экскурсовод спросил, заднем ли мы кто такой стольник? Многие ответили, то это тот, кто подаёт еду. Но оказалось, что стольник - это совсем то же самое, что сейчас официант. Стольник царя - это лицо приближённое к государю, лицо доверенное, отвечающие за пищу царя. Стольниками могли быть только знатные люди. Они были распорядителями на различных приёмах. Кто-то пошутил, что выходит, что стольник - это "высший командный состав".
Вторая витрина в этой комнате посвящена истории дома стольника И. И. Протопопова. Было интересно узнать, что в XIX веке здесь последовательно были и приют для бедных, и мастерские, и коммунальные квартиры. Представьте себе, что в этом небольшом доме жили несколько десятков семей!
Лишь в 1970е годы этот дом перешёл в ведение Мосгорсвета. Музей же открылся в 1984 году.
Экспозиция музея состоит из четырёх залов, каждый из которых посвящен разным эпохам. И наш экскурсовод смог построить экскурсию так, что мы не просто осматривали экспонаты, а ощущали себя участниками событий каждой эпохи. Во время экскурсии он часто задавал нам вопросы, рассказывал как отвечали участники других групп, и, конечно же, давал ответы. Для лучшего восприятия экскурсовод включал различные фонари и осветительные приборы, предлагал некоторым из нас поучаствовать в демонстрации.
* 1-ый зал *
Начинается экскурсия с зала, в котором представлены экспонаты XVII века. Этот зал мне показался самым интересным.
Экскурсовод предоставил нам возможность почувствовать себя на вечерней улице Москвы второй половины XVII века, полностью отключив электричество, и погрузив нас в кромешную тьму.
Наши ощущения были дополнены рассказом экскурсовода, о том что делалось вечерами в Москве, которая в те времена представляла из себя крепость, ходить по улицам которой в тёмное время суток воспрещалось.
В экспозиции музея есть одна из деревянных решёток, которыми перекрывались в то время улицы Москвы, и факел сторожа. На стенах висят рисунки, изображающие то время.
Затем экскурсовод дал нам возможность почувствовать себя в вечернем доме XVII века. Он зажёг лучину и рассказал о том, какие трудности были при таком освещении и какие обязанности были у членов семьи.
На фотографиях расположенных справа в блоке ниже вы можете видеть и решётку, и факел, а также лучину, расположенную в держателе рядом с одной из картин.
Не выходя из первого зала, мы вместе с экскурсоводом перенеслись в 1730 год. В этом году к власти пришла племянница Петра I Анна Иоанновна.
Экскурсовод рассказал нам о том, что после переезда Анны Иоанновны в Москву последовал указ об установке стеклянных фонарей в центре Москвы. Экскурсовод, продемонстрировав нам масляный фонарь, рассказал нам о работе фонарщиков и о специальном осветительным графике. Рассказ об осветительным графике удивил нас. Также сейчас, с позиции современного человека, мне показался странным факт, что вопрос о воровстве фонарщиками конопляного масла, которым тогда заправлялись фонари, решался на заседании Московской Думы. Довольно креативное решение Думы по этому поводу вызвало у всех улыбку.
Далее экскурсовод продемонстрировал нам фрагмент шкаликовой иллюминации и подробно рассказал об её устройстве.
Дальше мы попали в эпоху использования восковых свечей. Я с удивлением узнала, что поначалу восковые свечи были не доступны бедным людям. Максимум, что они могли себе позволить, - это сильно коптящие сальные свечи.
Экскурсовод интересно рассказал о процессе изготовления восковых свечей, а также о неприятностях которые могли случиться во время праздников при использовании свечей, показал нам специальные щипцы для обгоревших фитилей со специальным коробочкой.
На фото ниже справа вы видите картину празднования коронации Анны Иоанновны, а слева - витрину посвящённую изготовлению и использованию восковых свечей.
Это керосиновый фонарь.
Второй зал - это как раз тот зал, который мы проходили для того, чтобы попасть в первый зал.
Во втором зале мы сначала попали в эпоху газового освещения.
Экскурсовод предложил нам "пройтись до Курского вокзала", рядом с которым "англичане строили газовый завод". В то время светильный газ получали из каменного угля. Меня очень удивил тот факт, что уголь в то время возили из Англии.
Ниже вы видите экспозицию, посвящённую газовому освещению.
У витрины, которую вы видите ниже, экскурсовод рассказал нам об очень важных открытиях выдающихся русских учёных, Павла Николаевича Яблочкова и
Лодыгина Александра Николаевича.
Поэтому было создано общество электрического освещения, а в 1897 году была построена первая тепловая электростанция, фото которой вы видите на блоке ниже слева.
Должна заметить, что на протяжении всей экскурсии нашим дамам почтенного возраста разрешалось присаживаться на все скамейки и стулья, расположеные в залах музея.
А это план освещения Москвы.
* 3-ий зал*
В третьем зале мы сразу попали в послереволюционную Россию. И с помощью экскурсовода ощутили, как темно и холодно стало в Москве после того, как напуганные гражданской войной англичане покинули Россию.
Экскурсовод рассказал нам о плане ГОЭЛРО, о строительстве электростанций и ламповых заводов, а также о том, что с появлением электрических фонарей профессия фонарщиков не исчезла.
Экскурсовод рассказал нам, что в 1937 году на башнях Кремля Установили рубиновые звёзды, внутри которых круглосуточно светились супермощные электрические лампы.
Он интересно рассказывал о том, как меняли часто перегорающие лампы.
На фото ниже вы видите огромную голландскую лампу накаливания мощностью 5000 Вт, а рядом с ней объявления о продаже ламп.
Затем экскурсовод с помощью красной звезды, которую он доверил держать нашему гиду от "Доброго автобуса", продемонстрировал нам, как сильно искажали эти лампы цветопередачу. Даже наши лица приобрели зеленоватый оттенок.
Далее мы перешли к витрине с дуговыми ртутными люминофорными лампами.
Далее мы перенеслись в сорок первый год. Экскурсовод показал нам центральный пульт системы централизованного всеобщего и полного отключения электричества в городе Москве.
В центре четвёртого зала, к радости наших дам, стоял стол, окруженный табуретами. Почти всем желающим удалось сесть. Одной из женщин предложили сесть за районный пульт централизованного отключения электричества, который имелся в каждом районе Москвы. Такие пульты просуществовали вплоть до 1984 года.
Резиновые сапоги и перчатки, которые использовались в аварийной бригаде, изображены на на фото ниже в правом нижнем углу.
Итак, подведу итоги:
+ музей расположен в центре Москвы, в историческом здании;
+ богатая коллекция фонарей и осветительных приборов;
+ неравнодушные, воодушевлённые экскурсоводы;
+ интересная экскурсия, некая интерактивность во время экскурсии;
+ богатая программа мероприятий в музее;
+ адекватная цена билетов.
- несколько странная планировка площадей музея;
- создалось впечатление, что музею тесно в этом здании;
- негде припарковаться;
- экскурсии проводятся не каждый день.
Я, конечно же, рекомендую этот музей к посещению. Но думаю, что с экскурсией посещение будет гораздо продуктивнее и интереснее. Моя оценка пять баллов.
Время использования | 1 раз |
Год посещения | 2023 |
Страна | Россия |
Регион (край, область, штат) | Москва |
Город или поселок | Москва |
Улица | Армянский пер. |
Дом № | 3-5 С1 |
Общее впечатление | "Добрый автобус" и сотрудники музея "Огни Москвы" организовали замечательную экскурсию. Очень интересно и познавательно |
Моя оценка | |
Рекомендую друзьям | ДА |
Комментарии к отзыву100
Интереснейшая экскурсия, спасибо.
Рада быть полезной
…у меня ещё за много дней не прочитано тут много) стоило только на несколько дней отвлечься)
Спасибо.
Я тоже много интересного узнала на экскурсии
у детей по Олимпиаде было такое в списке. Надо будет все же съездить