Отзыв: Книга "Вий" - Николай Гоголь - Страшные сказки старой Малороссии. Сейчас уже не страшно.
Достоинства: интересный очерк жизни старой Малороссии, легкий и красивый язык, знакомит со стародавними страшными сказками и прочей нечистью
Недостатки: повесть задумана как мистическая страшилка, но современному читателю совсем не страшно
Взявшись на старости лет перечитывать (а в основном - читать по первому разу, ибо в школьную программу попало далеко не все) Гоголя и выбрав для этого солидное академическое издание собрания его сочинений, где есть все и по порядку, я с нетерпением ждал, когда дело дойдет до "Вия", поскольку в детстве на меня произвел очень большое впечатление одноименный фильм (самая первая и единственная достойная, на мой взгляд, экранизация 1967 года). Но в результате - не то, чтобы разочарование, но ожидаемого большого впечатления повесть на меня не произвела.
Повесть, с одной стороны, является, как, впрочем, и весь цикл "Миргород", в который она входит, очерком жизни в старой Малороссии, а с другой - это своего рода "ужастик", основанный на старых славянских страшных сказках и легендах (все же ведьма, ожившие мертвецы, всякая нечисть, что ломится в церковь и какой-то непонятный гном-переросток, по имени которого названа повесть. Но вот как ужастик, повесть откровенно слаба, не интересна и совершенно не страшная, особенно после виденного в школьные годы фильма. Что касается очерка старой жизни, и, в частности описания бурсаков и жизни и нравов в бурсе - это мне читать было интересно и понравилось куда больше, чем описание собственно ужасов.
Поскольку в этой повести, в отличие от других, входящих в цикл "Миргород", собственно действие - основное, меняется и язык писателя. Он становится легче, быстрее, в нем заметно меньше сложно выстроенных и использующих устаревшие слова и словоформы описательных конструкций. В отличие от других повестей в цикле, "Вий" читается быстрее и легче. В цикле эта повесть вполне уместна для создания полной картины и атмосферы Малороссии, но не претендует на сколь-нибудь глубокий философский смысл или создание и исследование глубоки характеров, хотя персонажи повести достаточно интересны, каждый по-своему.
Книга вполне стоит того, чтобы ее прочесть.
Повесть, с одной стороны, является, как, впрочем, и весь цикл "Миргород", в который она входит, очерком жизни в старой Малороссии, а с другой - это своего рода "ужастик", основанный на старых славянских страшных сказках и легендах (все же ведьма, ожившие мертвецы, всякая нечисть, что ломится в церковь и какой-то непонятный гном-переросток, по имени которого названа повесть. Но вот как ужастик, повесть откровенно слаба, не интересна и совершенно не страшная, особенно после виденного в школьные годы фильма. Что касается очерка старой жизни, и, в частности описания бурсаков и жизни и нравов в бурсе - это мне читать было интересно и понравилось куда больше, чем описание собственно ужасов.
Поскольку в этой повести, в отличие от других, входящих в цикл "Миргород", собственно действие - основное, меняется и язык писателя. Он становится легче, быстрее, в нем заметно меньше сложно выстроенных и использующих устаревшие слова и словоформы описательных конструкций. В отличие от других повестей в цикле, "Вий" читается быстрее и легче. В цикле эта повесть вполне уместна для создания полной картины и атмосферы Малороссии, но не претендует на сколь-нибудь глубокий философский смысл или создание и исследование глубоки характеров, хотя персонажи повести достаточно интересны, каждый по-своему.
Книга вполне стоит того, чтобы ее прочесть.
Общее впечатление | Страшные сказки старой Малороссии. Сейчас уже не страшно. |
Моя оценка | |
Рекомендую друзьям | ДА |
Комментарии к отзыву4
А "Страшные сказки" в детстве родители читали. Не знаю, было ли им страшно.