Отзыв: Дворец царя Алексея Михайловича в Коломенском (Россия, Москва) - Посещение дворца оставило очень яркие и красочные впечатления
Достоинства: Впечатляет интерьеры дворца. Ярко и красочно
Недостатки: Нет ощущения прикосновения к эпохе
Кратковременная поездка в Москву увенчалась одним ярким событием. Посещение дворца царя Алексея Михайловича Романова в Коломенском.
Главная цель моего посещения этого дворца была такова: увидеть камин Врубеля, который выставлен в мужской половине дворца.
А для этого нужно было купить билет для посещения мужской и женской половины дворца.
Посещение дворца царя оставило положительные впечатления. Увидел камин Врубеля. Это был последний камин, который я должен был найти. Другие 4 камина я увидел и запечатлел, кроме последнего, который находится в городке Лилль, Франция.
В ходе рассказа про дворец я покажу этот камин.
А сейчас отзыв про дворец царя.
Этот дворец, как русский терем из русских народных сказок среди белоснежного зимнего парка Коломенское выглядит действительно очень красиво.
Вот несколько фото снаружи дворца.
Билет для осмотра мужской и женской половины дворца стоит 600 рублей, есть льготные билеты. Купив билет в киоске на улице, нужно найти вход №1 (а входов там несколько, везде разные маршруты). Я сделал круг вокруг дворца, пока не увидел вход.
Вот такое красивое парадное крыльцо для входа в хоромы царя. Богато украшено резьбой.
Красивые красные массивные двери, украшенные рисунками разных животных.
При входе контроль билетов и гардероб.
Сразу же спрашиваю. А где здесь камин Врубеля? Указали место: слева от входа в Передние сени. В первую очередь иду смотреть камин. Обращает внимание, что везде яркие краски, в основном желтые, золотистые и красные. Стены, потолок в росписях, оконные стекла выделяются яркими цветами. Вот он камин Врубеля, собственно для чего я и приехал сюда. Не буду описывать его, покажу только фото. Об этом камине я написал в своем отзыве о доме Бажанова (Камин Врубеля в доме Бажанова .
А теперь начинаем осмотр мужской половины дворца. А прежде несколько слов про сам дворец. То, что сейчас построено в Коломенском - это полная реконструкция дворца, который находился недалеко отсюда в другом конце парка Коломенское. Но сейчас там уже вырос довольно густой лес и принято решение не вырубать эти деревья, а дворец построить здесь. К сожалению, от оригинального дворца практически ничего не осталось. Есть только несколько гравюр и обмерные документы, сделанные при Екатерине II.
В эпоху царствования Алексея Михайловича этот дворец называли восьмым чудом света.
Яркие черты старинного русского зодчества, русский декоративный стиль, традиции русского гостеприимства. Все это было воплощено во внешнем и во внутреннем облике дворца. По сохранившимся гравюрам видно, что это действительно был шедевр русского деревянного зодчества. Дворец был построен в 1672 году. Зодчие Семен Петров и Иван Михайлов были ответственными за возведение дворца. Дворец состоял из 26 теремов, а внутри был расписан мастером Симоном Ушаковым. Во дворце было всего 270 комнат.
Как мы знаем, дерево не такое долговечное, с годами дворец ветшал. Уже в эпоху Петра I за дворцом особо не следили, так как Петр I в Москве появлялся редко. А при Екатерине II дворец вообще был снесен, как обветшалый, но перед этим были сделаны все обмеры и на этом месте был построен новый дворец. Но и этот дворец был постепенно разобран и с тех пор не восстанавливался.
Но в 2010 году, по инициативе Лужкова Ю. М. дворец решили воссоздать по сохранившимся данным обмеров и по литографиям, но уже в другом месте. Было принято решение укрепить дворец современными материалами, так как не было смысла построить еще раз дворец из дерева, чтобы не пришлось потом его заново отстроить. Разумно.
И вот то, что мы сейчас видим, это заново отстроенный дворец в натуральную величину, так сказать. Внешний облик полностью соответствует дворцу эпохи Екатерины II.
Как я уже написал, купленный билет предусматривает осмотр мужской и женской половины дворца.
Начинаем осмотр мужской половины дворца.
Первое впечатление: здесь как в сказке. Ослепляет яркие сочные краски, которыми расписаны все палаты во дворце. Нет ни малейшего пространства, где не было бы яркой росписи потолков, стен или окон.
Это Передние сени. Здесь ожидали приема гости царя. Какие же здесь яркие окна с мелкой расстекловкой.
Старинная французская шпалера на стене Въезд Александра Великого (Македонского) в Вавилон. Это дар царю французского короля Людовика XIV. Старинный шкаф конца XVII века.
А вот и Столовая, вся расписная.
Узоры на стенах, на потолке. Красивая люстра. Особенно яркая роспись на потолке, символизирующий небесную сферу с созвездиями и с солнцем, знаки зодиака. Тут очень празднично. Конечно же, трон царя в центре. В столовой роскошная изразцовая печь. Яркие окна с рисунками животных.
Далее переходим в Думную палату, откуда за роскошными позолоченными дверями просматривается Престольная палата.
В Думной палате собирались думные люди для подачи прошений. Заседания Боярской думы тоже здесь проходили. С этой комнаты иноземные послы проходили в Престольную палату к царю на прием. Это как тронный зал во дворцах.
В центре палаты царский трон с двумя позолоченными скульптурами львов по бокам.
Престольная палата должна была показать иноземным гостям всё величие и роскошь державы, да и роскошь царских покоев. Справа от трона на столе для посольских даров находится Жалованная грамота царя Муромскому Борисоглебскому монастырю на вотчину в Муромском уезде. Это копия грамоты 1671 года.
Потолок немыслимо расписан сценами Библейских сюжетов.
В палате изразцовая печь.
Она такая же роскошная, как и в других палатах, но уже с другим рисунком. Здесь двуглавый орел, символ Московского царства.
Вообще, про печей тут отдельно хочется сказать. По данным смотрителей зала здесь 14 печей, а всего было 44. Печи восстановлены по найденным отломкам на месте старого дворца. В Престольной палате есть образцы оружий и найденные обломки печей с дворца.
Далее мы проходим в Задние (постельные) сени.
Они были доступны только для избранных, приближенных царя и слугам. Они служили для перехода из одних хором в другие. Сейчас здесь выставлены головные уборы женщин и мужчин, изразец печной и фрагмент обои.
Отсюда мы перешли в кабинет царя Алексея Михайловича.
Здесь он проводил большую часть своего времени. Сейчас в комнате собраны предметы эпохи царствования царя. Часы настольные 1637 года из Германии, игровой комплект шахматы, шкаф и стулья, старинные книги. Не могу не обратить внимание на яркие оконные стекла.
Здесь еще одна изразцовая печь.
Из этой палаты царь уходил в свою Опочивальню.
Вот такая здесь сейчас выставлена резная кровать. Конечно же это не царская ложа. Кровать эта из Фландрии, работа конца XVI века.
Здесь мне почему то я вспомнил царя из сказок, который сняв корону залезает в свою маленькую кроватку и засыпает. Забавно.
Традиционно красивая печь в опочивальне.
Из Опочивальни переходим в Крестовую (моленную) палату. Она находилась в личных покоях царя, где он молился утром и вечером перед иконостасом. Крестовая палата воссоздана по описаниям историков. Авторство иконостаса не указано.
Далее через небольшой переход мы оказались в Учительской палате.
Палата предназначалась для обучения царских сыновей. Дочери царя обучались отдельно в их теремах. Царских сыновей начинали обучать с 5-6 лет. Учителями были дьяки. В этой палате есть несколько копий старинных книг, чернильница и циркуль.
Карта Московии и шпалера Жертвоприношение Авраама. Шпалера из Фландрии, конец XVII века.
Следующая палата – это комната царевича Федора Алексеевича, девятого сына царя. Он был провозглашен царем наследником престола. Палата довольно аскетичная по убранству, обращает внимание кожаные обои и рыцарь в доспехах. И, конечно же изразцовая печь с оригинальным рисунком.
А в этой палате по портрету узнаем Петра I.
Это его кабинет. Такой же аскетичный, как и во всех сохранившихся его кабинетах, комнатах, в том числе и в Санкт-Петербурге. Старинные часы, на столе копии старинных книг, труба зрительная, чертежная книга. Все они принадлежали эпохе Петра I.
Есть легенда что Петр I родился в Коломенском, но историки утверждают что он родился в Кремле.
Далее выходим на Галереи.
Здесь размещены копии голландских карт. Яркие оконные стекла в Галереи. Странно смотрятся деревянные стены, которые в совершенно идеальном состоянии. От этого утрачивается связь времен и напрочь исчезают мысли о старине. В палатах такое ощущение меньше из-за росписей стен и потолков и каких-то старинных предметов. Но, все равно при осмотре палат меня не покидало ощущение, что это музей.
Ну а дальше наш путь лежит вниз по лестнице в Мыльню.
Конечно же, трудно представить хоромы царя без бани. А у царей то думаю, они естественно были особенными.
Вот такая мыльня. Ничего особенного. Очень просторная. Выставлены все необходимые для мытья предметы. Большая деревянная кадка, маленькие ушаты, веники и роскошная печь в мыльне. В мыльне, конечно же, не создается ощущение, что они царские. Думаю современные сауны почти такие же, за исключением деревянных ушат и кадов.
Поднимаемся наверх и по переходу идем в женскую половину дворца.
Не знаю почему, но первая комната на пути это Царицына казна. Здесь в сундуках и шкафах хранились личные вещи царицы. Здесь есть подлинный шкаф, выполненный в Германии в XVIII веке. Портрет царицы Марии Ильиничны, потрет Елизаветы Петровны.
Далее Передние сени. Эти сени ведут в Престольную палату царицы и в Задние сени, откуда царица могла пройти в хоромы царя. В Передних сенях потолки украшены сюжетными росписями Притчи из книги Эсфири. На стене шпалера из Франции XVII века История Валерии.
А эта палата Престольная палата царицы. Назначение палаты было такое же, как у царя. Немыслимая роспись потолков на тему Аллегория времен года. Яркая роспись стен.
Роскошная изразцовая печь.
В правом углу палаты фигура царицы около своего трона.
А вот эта палата называется Мастерская царицы (Светлица).
Рукоделие занимала очень важное место среди женской половины дворца. Для этих целей выделялась целая палата, оборудованная всем необходимым. В этой палате есть еще одна старинная шпалера. Ярко зеленая изразцовая печь с птицами.
Отсюда можно пройти в Моленную, где есть иконостас, перед которым молилась царица.
А эта палата – покои царевны Софьи Алексеевны, третьей дочери царя и царицы Марии Ильиничны. Яркие окна, кожаные обои и несколько старинной мебели эпохи царствования.
Далее переходим в покои Елизаветы Петровны, дочери Петра I. Здесь интерьеры уже отличаются, так как уже другая эпоха. Плафон на потолке, обои, а не расписанные стены. Мебель в интерьере, подсвечники на стене, стулья, шкафы – стиль барокко.
Вот это все палаты, которые были доступны для осмотра в рамках ознакомления мужской и женской половины дворца.
Резюмируя отзыв скажу: то, что дворец полностью является новоделом не дает полного ощущения погружения в эпоху. Никак не удается представить, что здесь протекала жизнь семьи царей. Так сказать нет здесь царского духа. Тем более, что это очень отдаленная от нас эпоха. Предметы интерьера, пусть и оригинальные, выставленные в палатах нисколько не приближают к этой эпохе. Но здесь настолько все ярко и почти сказочно и понимаешь, что жизнь и быт царя в России в XVII веке возможно таковыми и были, а может даже еще лучше и красивее.
Впечатления остались яркие, красочные в буквальном смысле.
Рекомендую посетить дворец, но желательно в рамках экскурсии, так как некоторые исторические факты самому не узнать, если Вы не увлечены эпохой царствования Алексея Михайловича Романова.
И небольшое примечание в конце: рядом с входом в хоромы имеется большая Трапезная с несколькими уникально оформленными залами, где можно отведать царскими блюдами.
Главная цель моего посещения этого дворца была такова: увидеть камин Врубеля, который выставлен в мужской половине дворца.
А для этого нужно было купить билет для посещения мужской и женской половины дворца.
Посещение дворца царя оставило положительные впечатления. Увидел камин Врубеля. Это был последний камин, который я должен был найти. Другие 4 камина я увидел и запечатлел, кроме последнего, который находится в городке Лилль, Франция.
В ходе рассказа про дворец я покажу этот камин.
А сейчас отзыв про дворец царя.
Этот дворец, как русский терем из русских народных сказок среди белоснежного зимнего парка Коломенское выглядит действительно очень красиво.
Вот несколько фото снаружи дворца.
Билет для осмотра мужской и женской половины дворца стоит 600 рублей, есть льготные билеты. Купив билет в киоске на улице, нужно найти вход №1 (а входов там несколько, везде разные маршруты). Я сделал круг вокруг дворца, пока не увидел вход.
Вот такое красивое парадное крыльцо для входа в хоромы царя. Богато украшено резьбой.
Красивые красные массивные двери, украшенные рисунками разных животных.
При входе контроль билетов и гардероб.
Сразу же спрашиваю. А где здесь камин Врубеля? Указали место: слева от входа в Передние сени. В первую очередь иду смотреть камин. Обращает внимание, что везде яркие краски, в основном желтые, золотистые и красные. Стены, потолок в росписях, оконные стекла выделяются яркими цветами. Вот он камин Врубеля, собственно для чего я и приехал сюда. Не буду описывать его, покажу только фото. Об этом камине я написал в своем отзыве о доме Бажанова (Камин Врубеля в доме Бажанова .
А теперь начинаем осмотр мужской половины дворца. А прежде несколько слов про сам дворец. То, что сейчас построено в Коломенском - это полная реконструкция дворца, который находился недалеко отсюда в другом конце парка Коломенское. Но сейчас там уже вырос довольно густой лес и принято решение не вырубать эти деревья, а дворец построить здесь. К сожалению, от оригинального дворца практически ничего не осталось. Есть только несколько гравюр и обмерные документы, сделанные при Екатерине II.
В эпоху царствования Алексея Михайловича этот дворец называли восьмым чудом света.
Яркие черты старинного русского зодчества, русский декоративный стиль, традиции русского гостеприимства. Все это было воплощено во внешнем и во внутреннем облике дворца. По сохранившимся гравюрам видно, что это действительно был шедевр русского деревянного зодчества. Дворец был построен в 1672 году. Зодчие Семен Петров и Иван Михайлов были ответственными за возведение дворца. Дворец состоял из 26 теремов, а внутри был расписан мастером Симоном Ушаковым. Во дворце было всего 270 комнат.
Как мы знаем, дерево не такое долговечное, с годами дворец ветшал. Уже в эпоху Петра I за дворцом особо не следили, так как Петр I в Москве появлялся редко. А при Екатерине II дворец вообще был снесен, как обветшалый, но перед этим были сделаны все обмеры и на этом месте был построен новый дворец. Но и этот дворец был постепенно разобран и с тех пор не восстанавливался.
Но в 2010 году, по инициативе Лужкова Ю. М. дворец решили воссоздать по сохранившимся данным обмеров и по литографиям, но уже в другом месте. Было принято решение укрепить дворец современными материалами, так как не было смысла построить еще раз дворец из дерева, чтобы не пришлось потом его заново отстроить. Разумно.
И вот то, что мы сейчас видим, это заново отстроенный дворец в натуральную величину, так сказать. Внешний облик полностью соответствует дворцу эпохи Екатерины II.
Как я уже написал, купленный билет предусматривает осмотр мужской и женской половины дворца.
Начинаем осмотр мужской половины дворца.
Первое впечатление: здесь как в сказке. Ослепляет яркие сочные краски, которыми расписаны все палаты во дворце. Нет ни малейшего пространства, где не было бы яркой росписи потолков, стен или окон.
Это Передние сени. Здесь ожидали приема гости царя. Какие же здесь яркие окна с мелкой расстекловкой.
Старинная французская шпалера на стене Въезд Александра Великого (Македонского) в Вавилон. Это дар царю французского короля Людовика XIV. Старинный шкаф конца XVII века.
А вот и Столовая, вся расписная.
Узоры на стенах, на потолке. Красивая люстра. Особенно яркая роспись на потолке, символизирующий небесную сферу с созвездиями и с солнцем, знаки зодиака. Тут очень празднично. Конечно же, трон царя в центре. В столовой роскошная изразцовая печь. Яркие окна с рисунками животных.
Далее переходим в Думную палату, откуда за роскошными позолоченными дверями просматривается Престольная палата.
В Думной палате собирались думные люди для подачи прошений. Заседания Боярской думы тоже здесь проходили. С этой комнаты иноземные послы проходили в Престольную палату к царю на прием. Это как тронный зал во дворцах.
В центре палаты царский трон с двумя позолоченными скульптурами львов по бокам.
Престольная палата должна была показать иноземным гостям всё величие и роскошь державы, да и роскошь царских покоев. Справа от трона на столе для посольских даров находится Жалованная грамота царя Муромскому Борисоглебскому монастырю на вотчину в Муромском уезде. Это копия грамоты 1671 года.
Потолок немыслимо расписан сценами Библейских сюжетов.
В палате изразцовая печь.
Она такая же роскошная, как и в других палатах, но уже с другим рисунком. Здесь двуглавый орел, символ Московского царства.
Вообще, про печей тут отдельно хочется сказать. По данным смотрителей зала здесь 14 печей, а всего было 44. Печи восстановлены по найденным отломкам на месте старого дворца. В Престольной палате есть образцы оружий и найденные обломки печей с дворца.
Далее мы проходим в Задние (постельные) сени.
Они были доступны только для избранных, приближенных царя и слугам. Они служили для перехода из одних хором в другие. Сейчас здесь выставлены головные уборы женщин и мужчин, изразец печной и фрагмент обои.
Отсюда мы перешли в кабинет царя Алексея Михайловича.
Здесь он проводил большую часть своего времени. Сейчас в комнате собраны предметы эпохи царствования царя. Часы настольные 1637 года из Германии, игровой комплект шахматы, шкаф и стулья, старинные книги. Не могу не обратить внимание на яркие оконные стекла.
Здесь еще одна изразцовая печь.
Из этой палаты царь уходил в свою Опочивальню.
Вот такая здесь сейчас выставлена резная кровать. Конечно же это не царская ложа. Кровать эта из Фландрии, работа конца XVI века.
Здесь мне почему то я вспомнил царя из сказок, который сняв корону залезает в свою маленькую кроватку и засыпает. Забавно.
Традиционно красивая печь в опочивальне.
Из Опочивальни переходим в Крестовую (моленную) палату. Она находилась в личных покоях царя, где он молился утром и вечером перед иконостасом. Крестовая палата воссоздана по описаниям историков. Авторство иконостаса не указано.
Далее через небольшой переход мы оказались в Учительской палате.
Палата предназначалась для обучения царских сыновей. Дочери царя обучались отдельно в их теремах. Царских сыновей начинали обучать с 5-6 лет. Учителями были дьяки. В этой палате есть несколько копий старинных книг, чернильница и циркуль.
Карта Московии и шпалера Жертвоприношение Авраама. Шпалера из Фландрии, конец XVII века.
Следующая палата – это комната царевича Федора Алексеевича, девятого сына царя. Он был провозглашен царем наследником престола. Палата довольно аскетичная по убранству, обращает внимание кожаные обои и рыцарь в доспехах. И, конечно же изразцовая печь с оригинальным рисунком.
А в этой палате по портрету узнаем Петра I.
Это его кабинет. Такой же аскетичный, как и во всех сохранившихся его кабинетах, комнатах, в том числе и в Санкт-Петербурге. Старинные часы, на столе копии старинных книг, труба зрительная, чертежная книга. Все они принадлежали эпохе Петра I.
Есть легенда что Петр I родился в Коломенском, но историки утверждают что он родился в Кремле.
Далее выходим на Галереи.
Здесь размещены копии голландских карт. Яркие оконные стекла в Галереи. Странно смотрятся деревянные стены, которые в совершенно идеальном состоянии. От этого утрачивается связь времен и напрочь исчезают мысли о старине. В палатах такое ощущение меньше из-за росписей стен и потолков и каких-то старинных предметов. Но, все равно при осмотре палат меня не покидало ощущение, что это музей.
Ну а дальше наш путь лежит вниз по лестнице в Мыльню.
Конечно же, трудно представить хоромы царя без бани. А у царей то думаю, они естественно были особенными.
Вот такая мыльня. Ничего особенного. Очень просторная. Выставлены все необходимые для мытья предметы. Большая деревянная кадка, маленькие ушаты, веники и роскошная печь в мыльне. В мыльне, конечно же, не создается ощущение, что они царские. Думаю современные сауны почти такие же, за исключением деревянных ушат и кадов.
Поднимаемся наверх и по переходу идем в женскую половину дворца.
Не знаю почему, но первая комната на пути это Царицына казна. Здесь в сундуках и шкафах хранились личные вещи царицы. Здесь есть подлинный шкаф, выполненный в Германии в XVIII веке. Портрет царицы Марии Ильиничны, потрет Елизаветы Петровны.
Далее Передние сени. Эти сени ведут в Престольную палату царицы и в Задние сени, откуда царица могла пройти в хоромы царя. В Передних сенях потолки украшены сюжетными росписями Притчи из книги Эсфири. На стене шпалера из Франции XVII века История Валерии.
А эта палата Престольная палата царицы. Назначение палаты было такое же, как у царя. Немыслимая роспись потолков на тему Аллегория времен года. Яркая роспись стен.
Роскошная изразцовая печь.
В правом углу палаты фигура царицы около своего трона.
А вот эта палата называется Мастерская царицы (Светлица).
Рукоделие занимала очень важное место среди женской половины дворца. Для этих целей выделялась целая палата, оборудованная всем необходимым. В этой палате есть еще одна старинная шпалера. Ярко зеленая изразцовая печь с птицами.
Отсюда можно пройти в Моленную, где есть иконостас, перед которым молилась царица.
А эта палата – покои царевны Софьи Алексеевны, третьей дочери царя и царицы Марии Ильиничны. Яркие окна, кожаные обои и несколько старинной мебели эпохи царствования.
Далее переходим в покои Елизаветы Петровны, дочери Петра I. Здесь интерьеры уже отличаются, так как уже другая эпоха. Плафон на потолке, обои, а не расписанные стены. Мебель в интерьере, подсвечники на стене, стулья, шкафы – стиль барокко.
Вот это все палаты, которые были доступны для осмотра в рамках ознакомления мужской и женской половины дворца.
Резюмируя отзыв скажу: то, что дворец полностью является новоделом не дает полного ощущения погружения в эпоху. Никак не удается представить, что здесь протекала жизнь семьи царей. Так сказать нет здесь царского духа. Тем более, что это очень отдаленная от нас эпоха. Предметы интерьера, пусть и оригинальные, выставленные в палатах нисколько не приближают к этой эпохе. Но здесь настолько все ярко и почти сказочно и понимаешь, что жизнь и быт царя в России в XVII веке возможно таковыми и были, а может даже еще лучше и красивее.
Впечатления остались яркие, красочные в буквальном смысле.
Рекомендую посетить дворец, но желательно в рамках экскурсии, так как некоторые исторические факты самому не узнать, если Вы не увлечены эпохой царствования Алексея Михайловича Романова.
И небольшое примечание в конце: рядом с входом в хоромы имеется большая Трапезная с несколькими уникально оформленными залами, где можно отведать царскими блюдами.
Время использования | 1.5 часа |
Год посещения | 2023 |
Общее впечатление | Посещение дворца оставило очень яркие и красочные впечатления |
Моя оценка | |
Рекомендую друзьям | ДА |
Комментарии к отзыву66
Этот дворец у нас тоже в планах на посещение в следующий раз. Но по фото видно, что жизни там не чувствуется.
А вот в восстановленной заново светлице Палат бояр Романовых такое ощущение было)
Очень удивила кровать царя - такая маленькая ,а ведь спал царь сидя
Пусть и новодел, но красиво и сколько труда вложено! Ярко всё и сказочно, восхищают окна и, конечно, печи. Да и архитектура интересная
Со временем все слегка покроется патиной и ощущение новизны спадет, станет более аутентично.
А в этот новодел, если честно, совершенно не тянет, не раз читал про него, но нет желания посещать. Да и в целом странное решение столько бабла вложить на какой то исторический аттракцион, в то время как множество сохранившихся памятников архитектуры потихоньку умирают и разваливаются.