Отзыв: Музей-заповедник "Александровская Слобода" (Россия, Владимирская область) - Столица, монастырь, музей. Сам приходи, зови друзей!
Достоинства: Интересно, увлекательно, познавательно.
Недостатки: Нет.
Александровская слобода от нас недалеко.
Точней не настолько далеко, чтобы туда не съездить одним днем. Но, по каким-то мистическим причинам, мы даже не рассматривали Александровскую слободу, как объект для посещения. Скорее всего это произошло из-за того, что Александров как-то затерялся в Бермудском треугольнике меж более раскрученными Сергиевым Посадом, Владимиром и Переславлем-Залесским. И, как мы думали, если ехать в том направлении, то лучше потратить лишний час и доехать до Переславля, заодно и в озере искупаться.
Но, наудачу, в Александрове был намечен фестиваль "Царские забавы" из цикла "Богатырские забавы", проходящего в городах Владимирской области. В экскурсионном отделе по телефону нам поведали, что фестивальное действо начнётся в 13 часов, а до него можно будет провести экскурсию по слободе при условии, если соберётся необходимое количество человек. Взвесив всё, мы-таки решили не упускать представляющуюся возможность.
Касса, экскурсионный отдел, магазин сувениров, помещение охраны расположены в вековых зданиях грозненской эпохи.
Мы подъехали к музею-заповеднику без пятнадцати 11, были единственными и начали волноваться, но потихоньку другие желающие стали появляться и из разрозненных кучек туристов мы собрались в одну большую команду под предводительством всеведущего аборигена и обратились в слух.
Грубо историю Александровской слободы можно разделить на три периода: царский, монастырский и музейный.
Василием III, отцом Ивана Грозного, в 1513 году здесь был возведен загородный дворец. В 1564 году сюда приезжает Иван Грозный с двором и войском для проведения реформ и Александровская слобода становится почти на 20 лет столицей.
В середине XVII века здесь начинается строительство женского монастыря и значительная часть уникальных построек была разобрана и перестроена для нужд монастыря. После здесь бывал и Петр, укрываясь от Стрелецкого бунта, и дочь его Елизавета, которая провела здесь в ссылке 10 лет.
После революции монастырь был закрыт, на его месте был открыт музей, а в 1991 году монастырь вновь открылся, и в настоящее время музей-заповедник "Александровская слобода" и Свято-Успенский Александровский женский монастырь сосуществуют вместе.
Первой целью нашей группы стали дворцовые палаты XVI века царя Ивана Грозного. Они примыкают к Троицкой шатровой церкви (теперь Покровская, 1510-е годы), которая была дворцовым храмом еще Василия III, отца Ивана Грозного, и является первым каменным шатровым древнерусским храмом, построенная даже раньше церкви Вознесения в Коломенском.
Слева возвышается колокольня, пристроенная к палатам позже, в конце 17 века уже в монастырский период.
Поднимаемся по белокаменной лестнице на второй этаж.
Расположенная в большой палате, при царе служившей для официальных приемов и праздников, а позже трапезной Покровской церкви, экспозиция называется «Государев двор в Александровской слободе».
КОСТЯНОЙ ТРОН. Его часто называют троном Ивана Грозного, но, кроме того, что это копия, оригинал которой хранится в Оружейной палате Кремля, есть предположение, что он не имел отношения к этому царю. Оригинальный трон деревянный, облицован пластинами из кости, на которых изображены сюжеты на мифологические и библейские темы.
Царские ставни.
Особого внимая заслуживают часы.
Стрелок нет, циферблат подвижный, разбит на 17 часов, максимальную длину дня или ночи, и устанавливался в нулевое положение 2 раза в сутки - утром и вечером. Например, в декабре было 17 ночных часов и 7 дневных, а в июне - наоборот.
Изначально были установлены на Распятской церкви-колокольне, позже, в XVII перенесены на колокольню Покровской церкви.
Циферблат восстановленный, механизмы оригинальные.
Из палат в Покровскую церковь ведет через «италианский» резной портал, исполненный итальянскими мастерами в начале XVI века и отрытый не так давно Кавельмахером при реставрации.
Как было указано, великокняжеский домовый храм является старейшей шатровой церковью и строился одновременно с Троицким собором в 1510-х годах. Кавельмахером была проделана огромная работа, в результате которой было открыто большое число деталей интерьера, фрески, скрытые за ненадобностью в монастырский период.
СПАС В СИЛАХ - в центре, СВЯТОЙ ИОАН БОГОСЛОВ - слева и СВЯТОЙ ИОАНН ПРЕДТЕЧА - справа. XVII в.
Единственный известный в России сюжетно расписанный шатер XVI века.
Виртуальная экскурсия по экспозиции.
Центральное место занимает бюст Ивана Грозного, гениально восстановленный М. М. Герасимовым по черепу, который извлекли из саркофага при реставрационных работах в Арахангельском соборе Московского кремля в 1963 году.
Можно увидеть оружие, страницы летописей, своды законов (судебник и стоглав), принятых при Иване Грозном. Далее галопом по Европам.
Стенд, посвященный народным ремеслам.
Гравюры, карты, предметы быта.
Изображения государственных деятелей, посуда, религиозные принадлежности.
М. В. Скопин-Шуйский, документы, оружие.
Документы, ювелирные украшения, в центре - фелонь, богослужебное одеяние священника без рукавов.
Справа макет Покровской церкви, выполненный по чертежам Кавельмахера - какая она была до Ивана Грозного.
Уфф... Группа уже ушла, догоняем. Выходим на улицу и мимо дома настоятельницы монастыря ...
... переходим к другой выставке, расположенной в тех же дворцовых палатах.
И первым делом спускаемся в подземелье, где помимо бочек, символизирующих хранилище съестных припасов в одной комнате, ...
... переходим в соседнюю, где колоритный боярин в красном, в котором узнается Малюта Скуратов оставшийся в народной памяти, как душегуб, со всем положенным мучительным инвентарем и жертвой.
Поднимаемся из зловещих катакомб и заходим в "Сенник постельный". Так называется экспозиция, где представлено место уединений царя с очередной царицей после пышной церемонии бракосочетания и бесконечных пиров.
Царское ложе восстановлено по рисункам, стены, обитые тканью, ковры - современные, но хорошо отражают роскошь того времени. Стрелы, воткнутые по углам и призванные беречь от дурного глаза и иконы в углу показывают причудливую смесь языческих и христианских традиций.
Затем наша группа переходит в комнату, посвященную живописному отражению истории Александровской слободы на холсте.
Н. Вилков. “Крылья холопа”.
На этой картине изображен легендарный русский Икар - холоп Никитка, который по легенде показал Ивану Грозному полет с Распятской колокольни, за что и был казнен ничего не смыслившем в перспективных технологиях царем. Бывает, что даже экскурсоводы кормят этой легендой голодных до всякой мистики посетителей. Между тем, в начале ХХ века писатель Евгений Опочинин написал рассказ научно-фантастический, где рассказывает историю о холопе Никитке, соорудившем диковинную летательную машину и принявшему за эту смелость смерть лютую от Ивана Грозного. Этот рассказ заочно вошел в культуру настолько прочно, что цитаты из него сейчас воспринимаются не иначе, как летописные. "Человек не птица, крыльев не имать". Кто сказал? Конечно, Иван Грозный. Между тем в рассказе эти слова принадлежат чернопопу, смутившему царя на убийство.
В общем, далеко не каждая легенда основана на реальных событиях. Рассказ, кстати, небольшой и интересный - в интернете легко находится.
И. Репин. "Иван Грозный и его сын Иван".
Оригинал находится в Третьяковской галерее. У этой картины своя насыщенная история. Она стала первой запрещенной картиной в Российской Империи, правда ненадолго.
Если раньше экскурсоводы даже не ставили под сомнение и называли фактом убийство Грозным своего сына, то теперь аккуратно называют это "по одной из версий".
Все-таки ветер истории разметает мифы.
Иногда встречаются островки древней кладки.
Переходим в столовую палату XVI века для пиров и приемов иностранных послов.
Интересен обряд стола, который неукоснительно соблюдался. В центре под иконой - царь, кто знатней, тот ближе к царю. Сначала подавались холодные закуски, потом горячие, а лишь затем супы и похлебки.
Выставка "Сокровища земли Александровской" не входила в нашу программу, но краем глаза можно заметить иконы, книги Священного предания XVII века, а также большое количество предметов декоративно-прикладного искусства того же периода.
Спускаемся в очередной подвал, слегка поджав уши в ожидании суровых кровавых инсталляций. Чем еще Грозный в подвалах занимался?) Но здесь в рамках экспозиции "Из глубины веков" представлены артефакты, найденные при археологических работах в Александровской слободе.
Наиболее интересные изразцы, по ним можно составить некоторое представление, как выглядела Александровская слобода в домонастырский период.
Потом, там же в подвале, нам показали небольшой документальный фильм о археологических изысканиях.
Экскурсия продолжается в Распятской церкви-колокольне, построенной еще до Грозного, но им значительно модифицированная. Он пристроил к ней звонницу, на которой, возможно, висел пятисотпудовый новгородский колокол. Она недействующая и в ней представлена музейная экспозиция "Александровская слобода. Легенды и были".
Экскурсовод указывает на печатный станок и книги. Тайна библиотеки Ивана Грозного не раскрыта и её до сих пор здесь ищут.
Шахматы костяные. Новодел, но в похожие любил играть Иван Грозный, за игрой в которые он, кстати, и умер.
Сокровищница с мехами-соболями. В Александровской слободе при Грозном хранилась и великокняжеская казна. На всякий случай, мало ли что...
К Распятской колокольне в конце XVIII века пристроена Петром I каменная палата из 4 комнат для своей сестры Марфы, сосланной сюда за симпатии к Софье. В этой палате, которую позже назвали Марфиной, она жила до своей смерти в 1707 году.
Экспозиция здесь называется "Александровская слобода XVII-XVIII веков. Успенская обитель."
Икона "Второе пришествие Иисуса Христа". XVII в. Эта икона принадлежала Марфе Алексеевне.
Вериги. Как их правильно одеть осталось непонятным.
Колокола. Видимо с Распятской колокольни.
Форменная одежда гвардейца Преображенского полка, оружие, барабан. В похожие любил барабанить Петр I.
Восстановленный интерьер времен Марфы.
Выходим из Марфиных палат и Распятской колокольни и замечаем около выхода дверь в стене.
Расплатившись на месте с предприимчивым смотрителем, поднимаемся по узкой винтовой лестнице на смотровую площадку и что мы видим?
Да, честно говоря, ничего особенного - часть территории слободы между огромными кронами деревьев. Может некоторым латентным дендрофилам здесь и понравится, мне - не очень.
Единственным украшением смотровой площадки Распятской колокольни и своего рода компенсацией за невыразительные виды, сами того не подозревая, стали голубята. Голуби свили гнездо около двери в конце лестицы, ведущей еще выше, наверное, на небо. И, скорее всего, взрослые люди, увидев снизу в конце лестницы запертую дверь, потеряли бы к ней интерес, но детям же всегда больше всех надо.) Вокруг гнезда любопытной стайкой вились дети разных возрастов.
Сами голуби к такому назойливому вниманию должны были уже привыкнуть.
В общем, на мой взгляд на смотровой площадке Распятской колокольни делать нечего, хотя детям может быть интересен сам процесс подъема по узкой каменной винтовой лестнице с родительскими комментариями.
На этом обязательную программу экскурсии по Александровской слободе можно считать законченной. Время "Ч" неумолимо надвигалось, и мы направились через западные ворота для участия в интерактивном представлении.
После часового представления силы и неосмотренные места еще остались, и мы продолжаем самостоятельную экскурсию.
В дальней части слободы расположен комплекс монастырских зданий, куда простым смертным заходить не дозволено.
Проходим мимо экспозиции "В крестьянской избе".
При Иване Грозном в Александровской слободе находится не только политический, но и культурный центр страны. Здесь творили лучшие зодчие, художники, музыканты и иконописцы. Здесь была создана первая русская консерватория и первая русская провинциальная типография. В память о выпуске Андроником Тимофеевичем Невежей, учеником Ивана Федорова, в 1577 году "Псалтырь Слободскую" установлен памятный камень.
Троицкий собор является центральным храмом, возведенным в 1513 году Василием III вместе с другими постройками.
В 1992 году музей возвратил монастырю мощевик с частицами святых мощей 150 святых угодников, которые выносятся для поклонения в праздничные дни.
Среди них: Александр Невский, Андрей Боголюбский, Андрей Первозванный, Анна Богоматерь, Антоний Великий, Василий Великий, Георгий Победоносец, Иоанн Предтеча, Марк евангелист, Матфей евангелист, Матрона Московская, младенец, от Ирода избиенный, Николай чудотворец, Серафим Саровский, Сергий Радонежский т. д.
Список поразителен и очень впечатляет.
В южном входе собора размещены уникальные врата, снятые Иваном Грозным в Софийском соборе Новгорода, а в западном - привезенные из Твери, сфотографировать которые нам не удалось.
Возвращаемся мимо Сретенской церкви, XVII век.
Проходя по аллее мимо Распятской колокольни, мы были если не сбиты, то немного напуганы непонятно откуда взявшейся птицей. Мы остановились, переводя дух, и услышали слабый писк, исходивший от одного из деревьев, на котором мы разглядели дупло.
Последующие танцы с фотоаппаратом около дупла на высоте около 2,5 метров дали только один приемлемый снимок. На дне дупла видны несколько птенцов неизвестной породы.
При съемках от проявлений материнского инстинкта никто не пострадал.)
Бросив семью другим хищным птицам на растерзание, я пошла за билетами на оставшиеся экпозиции.
Но выбор их оказался невелик. Желание посетить выставку "Царская квасная" реализовать не удалось, т. к. попасть туда можно было только в составе большой экскурсии. Выбор остановился на выставке "В купеческой лавке", расположенной в Успенской церкви.
Еще не утомились? Тогда посещение последней на сегодня экспозиции "В провинциальной гостиной", расположенной в больничном корпусе.
Все.
Можно ехать домой.
Точней не настолько далеко, чтобы туда не съездить одним днем. Но, по каким-то мистическим причинам, мы даже не рассматривали Александровскую слободу, как объект для посещения. Скорее всего это произошло из-за того, что Александров как-то затерялся в Бермудском треугольнике меж более раскрученными Сергиевым Посадом, Владимиром и Переславлем-Залесским. И, как мы думали, если ехать в том направлении, то лучше потратить лишний час и доехать до Переславля, заодно и в озере искупаться.
Но, наудачу, в Александрове был намечен фестиваль "Царские забавы" из цикла "Богатырские забавы", проходящего в городах Владимирской области. В экскурсионном отделе по телефону нам поведали, что фестивальное действо начнётся в 13 часов, а до него можно будет провести экскурсию по слободе при условии, если соберётся необходимое количество человек. Взвесив всё, мы-таки решили не упускать представляющуюся возможность.
Касса, экскурсионный отдел, магазин сувениров, помещение охраны расположены в вековых зданиях грозненской эпохи.
Мы подъехали к музею-заповеднику без пятнадцати 11, были единственными и начали волноваться, но потихоньку другие желающие стали появляться и из разрозненных кучек туристов мы собрались в одну большую команду под предводительством всеведущего аборигена и обратились в слух.
Грубо историю Александровской слободы можно разделить на три периода: царский, монастырский и музейный.
Василием III, отцом Ивана Грозного, в 1513 году здесь был возведен загородный дворец. В 1564 году сюда приезжает Иван Грозный с двором и войском для проведения реформ и Александровская слобода становится почти на 20 лет столицей.
В середине XVII века здесь начинается строительство женского монастыря и значительная часть уникальных построек была разобрана и перестроена для нужд монастыря. После здесь бывал и Петр, укрываясь от Стрелецкого бунта, и дочь его Елизавета, которая провела здесь в ссылке 10 лет.
После революции монастырь был закрыт, на его месте был открыт музей, а в 1991 году монастырь вновь открылся, и в настоящее время музей-заповедник "Александровская слобода" и Свято-Успенский Александровский женский монастырь сосуществуют вместе.
Первой целью нашей группы стали дворцовые палаты XVI века царя Ивана Грозного. Они примыкают к Троицкой шатровой церкви (теперь Покровская, 1510-е годы), которая была дворцовым храмом еще Василия III, отца Ивана Грозного, и является первым каменным шатровым древнерусским храмом, построенная даже раньше церкви Вознесения в Коломенском.
Слева возвышается колокольня, пристроенная к палатам позже, в конце 17 века уже в монастырский период.
Поднимаемся по белокаменной лестнице на второй этаж.
Расположенная в большой палате, при царе служившей для официальных приемов и праздников, а позже трапезной Покровской церкви, экспозиция называется «Государев двор в Александровской слободе».
КОСТЯНОЙ ТРОН. Его часто называют троном Ивана Грозного, но, кроме того, что это копия, оригинал которой хранится в Оружейной палате Кремля, есть предположение, что он не имел отношения к этому царю. Оригинальный трон деревянный, облицован пластинами из кости, на которых изображены сюжеты на мифологические и библейские темы.
Царские ставни.
Особого внимая заслуживают часы.
Стрелок нет, циферблат подвижный, разбит на 17 часов, максимальную длину дня или ночи, и устанавливался в нулевое положение 2 раза в сутки - утром и вечером. Например, в декабре было 17 ночных часов и 7 дневных, а в июне - наоборот.
Изначально были установлены на Распятской церкви-колокольне, позже, в XVII перенесены на колокольню Покровской церкви.
Циферблат восстановленный, механизмы оригинальные.
Из палат в Покровскую церковь ведет через «италианский» резной портал, исполненный итальянскими мастерами в начале XVI века и отрытый не так давно Кавельмахером при реставрации.
Как было указано, великокняжеский домовый храм является старейшей шатровой церковью и строился одновременно с Троицким собором в 1510-х годах. Кавельмахером была проделана огромная работа, в результате которой было открыто большое число деталей интерьера, фрески, скрытые за ненадобностью в монастырский период.
СПАС В СИЛАХ - в центре, СВЯТОЙ ИОАН БОГОСЛОВ - слева и СВЯТОЙ ИОАНН ПРЕДТЕЧА - справа. XVII в.
Единственный известный в России сюжетно расписанный шатер XVI века.
Виртуальная экскурсия по экспозиции.
Центральное место занимает бюст Ивана Грозного, гениально восстановленный М. М. Герасимовым по черепу, который извлекли из саркофага при реставрационных работах в Арахангельском соборе Московского кремля в 1963 году.
Можно увидеть оружие, страницы летописей, своды законов (судебник и стоглав), принятых при Иване Грозном. Далее галопом по Европам.
Стенд, посвященный народным ремеслам.
Гравюры, карты, предметы быта.
Изображения государственных деятелей, посуда, религиозные принадлежности.
М. В. Скопин-Шуйский, документы, оружие.
Документы, ювелирные украшения, в центре - фелонь, богослужебное одеяние священника без рукавов.
Справа макет Покровской церкви, выполненный по чертежам Кавельмахера - какая она была до Ивана Грозного.
Уфф... Группа уже ушла, догоняем. Выходим на улицу и мимо дома настоятельницы монастыря ...
... переходим к другой выставке, расположенной в тех же дворцовых палатах.
И первым делом спускаемся в подземелье, где помимо бочек, символизирующих хранилище съестных припасов в одной комнате, ...
... переходим в соседнюю, где колоритный боярин в красном, в котором узнается Малюта Скуратов оставшийся в народной памяти, как душегуб, со всем положенным мучительным инвентарем и жертвой.
Поднимаемся из зловещих катакомб и заходим в "Сенник постельный". Так называется экспозиция, где представлено место уединений царя с очередной царицей после пышной церемонии бракосочетания и бесконечных пиров.
Царское ложе восстановлено по рисункам, стены, обитые тканью, ковры - современные, но хорошо отражают роскошь того времени. Стрелы, воткнутые по углам и призванные беречь от дурного глаза и иконы в углу показывают причудливую смесь языческих и христианских традиций.
Затем наша группа переходит в комнату, посвященную живописному отражению истории Александровской слободы на холсте.
Н. Вилков. “Крылья холопа”.
На этой картине изображен легендарный русский Икар - холоп Никитка, который по легенде показал Ивану Грозному полет с Распятской колокольни, за что и был казнен ничего не смыслившем в перспективных технологиях царем. Бывает, что даже экскурсоводы кормят этой легендой голодных до всякой мистики посетителей. Между тем, в начале ХХ века писатель Евгений Опочинин написал рассказ научно-фантастический, где рассказывает историю о холопе Никитке, соорудившем диковинную летательную машину и принявшему за эту смелость смерть лютую от Ивана Грозного. Этот рассказ заочно вошел в культуру настолько прочно, что цитаты из него сейчас воспринимаются не иначе, как летописные. "Человек не птица, крыльев не имать". Кто сказал? Конечно, Иван Грозный. Между тем в рассказе эти слова принадлежат чернопопу, смутившему царя на убийство.
В общем, далеко не каждая легенда основана на реальных событиях. Рассказ, кстати, небольшой и интересный - в интернете легко находится.
И. Репин. "Иван Грозный и его сын Иван".
Оригинал находится в Третьяковской галерее. У этой картины своя насыщенная история. Она стала первой запрещенной картиной в Российской Империи, правда ненадолго.
Если раньше экскурсоводы даже не ставили под сомнение и называли фактом убийство Грозным своего сына, то теперь аккуратно называют это "по одной из версий".
Все-таки ветер истории разметает мифы.
Иногда встречаются островки древней кладки.
Переходим в столовую палату XVI века для пиров и приемов иностранных послов.
Интересен обряд стола, который неукоснительно соблюдался. В центре под иконой - царь, кто знатней, тот ближе к царю. Сначала подавались холодные закуски, потом горячие, а лишь затем супы и похлебки.
Выставка "Сокровища земли Александровской" не входила в нашу программу, но краем глаза можно заметить иконы, книги Священного предания XVII века, а также большое количество предметов декоративно-прикладного искусства того же периода.
Спускаемся в очередной подвал, слегка поджав уши в ожидании суровых кровавых инсталляций. Чем еще Грозный в подвалах занимался?) Но здесь в рамках экспозиции "Из глубины веков" представлены артефакты, найденные при археологических работах в Александровской слободе.
Наиболее интересные изразцы, по ним можно составить некоторое представление, как выглядела Александровская слобода в домонастырский период.
Потом, там же в подвале, нам показали небольшой документальный фильм о археологических изысканиях.
Экскурсия продолжается в Распятской церкви-колокольне, построенной еще до Грозного, но им значительно модифицированная. Он пристроил к ней звонницу, на которой, возможно, висел пятисотпудовый новгородский колокол. Она недействующая и в ней представлена музейная экспозиция "Александровская слобода. Легенды и были".
Экскурсовод указывает на печатный станок и книги. Тайна библиотеки Ивана Грозного не раскрыта и её до сих пор здесь ищут.
Шахматы костяные. Новодел, но в похожие любил играть Иван Грозный, за игрой в которые он, кстати, и умер.
Сокровищница с мехами-соболями. В Александровской слободе при Грозном хранилась и великокняжеская казна. На всякий случай, мало ли что...
К Распятской колокольне в конце XVIII века пристроена Петром I каменная палата из 4 комнат для своей сестры Марфы, сосланной сюда за симпатии к Софье. В этой палате, которую позже назвали Марфиной, она жила до своей смерти в 1707 году.
Экспозиция здесь называется "Александровская слобода XVII-XVIII веков. Успенская обитель."
Икона "Второе пришествие Иисуса Христа". XVII в. Эта икона принадлежала Марфе Алексеевне.
Вериги. Как их правильно одеть осталось непонятным.
Колокола. Видимо с Распятской колокольни.
Форменная одежда гвардейца Преображенского полка, оружие, барабан. В похожие любил барабанить Петр I.
Восстановленный интерьер времен Марфы.
Выходим из Марфиных палат и Распятской колокольни и замечаем около выхода дверь в стене.
Расплатившись на месте с предприимчивым смотрителем, поднимаемся по узкой винтовой лестнице на смотровую площадку и что мы видим?
Да, честно говоря, ничего особенного - часть территории слободы между огромными кронами деревьев. Может некоторым латентным дендрофилам здесь и понравится, мне - не очень.
Единственным украшением смотровой площадки Распятской колокольни и своего рода компенсацией за невыразительные виды, сами того не подозревая, стали голубята. Голуби свили гнездо около двери в конце лестицы, ведущей еще выше, наверное, на небо. И, скорее всего, взрослые люди, увидев снизу в конце лестницы запертую дверь, потеряли бы к ней интерес, но детям же всегда больше всех надо.) Вокруг гнезда любопытной стайкой вились дети разных возрастов.
Сами голуби к такому назойливому вниманию должны были уже привыкнуть.
В общем, на мой взгляд на смотровой площадке Распятской колокольни делать нечего, хотя детям может быть интересен сам процесс подъема по узкой каменной винтовой лестнице с родительскими комментариями.
На этом обязательную программу экскурсии по Александровской слободе можно считать законченной. Время "Ч" неумолимо надвигалось, и мы направились через западные ворота для участия в интерактивном представлении.
После часового представления силы и неосмотренные места еще остались, и мы продолжаем самостоятельную экскурсию.
В дальней части слободы расположен комплекс монастырских зданий, куда простым смертным заходить не дозволено.
Проходим мимо экспозиции "В крестьянской избе".
При Иване Грозном в Александровской слободе находится не только политический, но и культурный центр страны. Здесь творили лучшие зодчие, художники, музыканты и иконописцы. Здесь была создана первая русская консерватория и первая русская провинциальная типография. В память о выпуске Андроником Тимофеевичем Невежей, учеником Ивана Федорова, в 1577 году "Псалтырь Слободскую" установлен памятный камень.
Троицкий собор является центральным храмом, возведенным в 1513 году Василием III вместе с другими постройками.
В 1992 году музей возвратил монастырю мощевик с частицами святых мощей 150 святых угодников, которые выносятся для поклонения в праздничные дни.
Среди них: Александр Невский, Андрей Боголюбский, Андрей Первозванный, Анна Богоматерь, Антоний Великий, Василий Великий, Георгий Победоносец, Иоанн Предтеча, Марк евангелист, Матфей евангелист, Матрона Московская, младенец, от Ирода избиенный, Николай чудотворец, Серафим Саровский, Сергий Радонежский т. д.
Список поразителен и очень впечатляет.
В южном входе собора размещены уникальные врата, снятые Иваном Грозным в Софийском соборе Новгорода, а в западном - привезенные из Твери, сфотографировать которые нам не удалось.
Возвращаемся мимо Сретенской церкви, XVII век.
Проходя по аллее мимо Распятской колокольни, мы были если не сбиты, то немного напуганы непонятно откуда взявшейся птицей. Мы остановились, переводя дух, и услышали слабый писк, исходивший от одного из деревьев, на котором мы разглядели дупло.
Последующие танцы с фотоаппаратом около дупла на высоте около 2,5 метров дали только один приемлемый снимок. На дне дупла видны несколько птенцов неизвестной породы.
При съемках от проявлений материнского инстинкта никто не пострадал.)
Бросив семью другим хищным птицам на растерзание, я пошла за билетами на оставшиеся экпозиции.
Но выбор их оказался невелик. Желание посетить выставку "Царская квасная" реализовать не удалось, т. к. попасть туда можно было только в составе большой экскурсии. Выбор остановился на выставке "В купеческой лавке", расположенной в Успенской церкви.
Еще не утомились? Тогда посещение последней на сегодня экспозиции "В провинциальной гостиной", расположенной в больничном корпусе.
Все.
Можно ехать домой.
Время использования | 1 день |
Год посещения | 2014 |
Страна | Россия |
Регион (край, область, штат) | Владимирская область |
Город или поселок | Александров |
Общее впечатление | Столица, монастырь, музей. Сам приходи, зови друзей! |
Моя оценка | |
Рекомендую друзьям | ДА |
Комментарии к отзыву39
С дамой экскурсоводом к тому же, как буд-то познакомилась лично и попа дамы с красным рюкзаком практически стала родной))
историческая экспозиция интересна, но особенно понравилась выставка быта и интерьера.
вот бы мне в такую провинциальную гостиную - столик для визиток, визитки такие изысканные, а какой обеденный гарнитур, зеркало, буфет! мещанка я :)
спасибо )