Отзыв: Экскурсия по г. Городец (Россия, Нижегородская область) - Сказ о том, как подружилась с городом навеки при помощи ОДНОГО музейного экспоната:)
Достоинства: √ транспортная доступность √ Волга, просторы, рельеф √сохранная историческая среда √часть исторического центра выглядит привлекательно (очень компактная привлекательность) √разнообразие музеев+Город мастеров
Недостатки: √значительная часть исторического центра в запустении √в выходные дни ВСЕ музеи закрываются в 16 часов √.тур.инфраструктура чуть прихрамывает, по части информационного сопровождения хромает-на-обе ноги
Много путешествовать это хорошо, но с каждым разом становишься ещё больше привередой, ищешь нечто особенное и удивительное, самобытное и уникальное, ищешь, но не всегда находишь. Подмечаешь и все недостатки, хочешь - не хочешь, а всё равно подмечаешь, на автопилоте. Так и случилось в Городце, поначалу.
Спокойный, милый городок. В самом-самом центре столетний уют деревянной застройки, ухоженный уют, атмосферный.
Чудо-рыбки, чудо-птички и пятьдесят пять лошадок пятнадцати разновидностей, ого, да за разглядыванием дымников можно и полдня провести. Не могли же дымники сами собой из дыма образоваться... заинтересовалась, до одной музейной дамы с вопросами докопалась, выяснилось премного любопытного. Про городецкую роспись и городецкие пряники только ленивый не слышал, про местное плотницкое ремесло менее ленивые тоже слышали, а про городецкое кружевное железо почему-то молчок.
Семейному проекту уже более десяти лет, у потомственных резчиков Виктора Галибина и его сына Ивана своя мастерская, куда запросто можно напроситься в гости, городские путеводители об этом ни слова, ни полслова, эх... Городчане идею энтузиастов поддержали, украшая крыши по-своему, но тоже изящно.
Два собрата по назначению на фотографии рядышком. Слева кузнецовский навес, само совершенство, справа навес существенно моложе и существенно проще в проработке деталей, но какой примечательный водосток! И такие нарядные водостоки в городе не редкость.
В приятном скверике под боком скромного в размерах Ильича чудесная экспозиция из реплик наличников, рассказывающая о том, как наличник менялся со временем.
И чтобы я без него делала! Пропала, так и гадая на кофейной гуще. В искромётном темпе Сергей Михайлович успел изложить историю городецкой глухой резьбы, историю рода Паниных и заодно расшифровал изображение: опа, дельфины и герб графов Паниных. Ой, потом изображение герба посмотрела, там дельфины ещё забавнее.
Навершие несёт ещё и дополнительный смысл: городецкий Мастер живее всех живых. Это безупречной точности реплика с оригинала, выполненная современными резчиками, в их числе и Галибин-старший, что устроил шествие дымников по крышам города. А оригинал навершия будет жить долго и счастливо в качестве музейного экспоната.
Ешь ананасы, рябчиков жуй. Рябчиков не обещали, ананасы обещали:) И да, ананасы тоже элемент городецкой резьбы. Специалисты сбились со счёту, цифры разнятся, вывела для себя среднюю: 42 изобразительных мотива резьбы. Ох, даже руки опустились, как осилить такое орнаментальное богатство, приезжать надо на месяц, а у меня всего два дня.
Солярный символ общераспространённая деталь оформления наличников, но в Городце "солнца" так много, что всегда солнечно:) Солярный символ найдётся не только в узорах наличников, но и в верхних частях домов, пристроек, ворот. И не только на деревянных домах, но и на каменных. Удивилась такой солнечной активности! Потом вспомнила, что Городец не так давно вырос из села в город и украшательство домов имеет деревенские корни. Девять веков христианства, а язычество всё равно "выглядывает из окон".
В Городце в тираж не вышли, Кольцов Колодец не просто оригинальная фотозона и приманка для туристов, знаковое место, с большой историей. Прежде на месте фонтана был ступальный колодец, который спасал жителей нагорной части от дефицита питьевой войны. Спасал долго, до 50-х годов прошлого века. Ступальный колодец сложное дело, дорогостоящее, и драгоценный подарок горожанам от братьев Кольцовых. В их честь и назван, а вовсе не по причине формы фонтана.
За угол свернула - музей, за другой угол заглянула и снова музей, по улочке прогулялась ещё пару-тройку музеев встретила, чуть дальше прошла, ух ты, городецкий пряник оккупировал шикарный особняк под музей.
Стараюсь не рубить с плеча, всегда во всём сомневаюсь, особенно в собственных выводах, приехала в Городец во второй раз. Остался за мной перед городом должок, в Краеведческий музей не успела попасть.
Парадный въезд в город с воды, приветственное слово от города туристу - набережная. Казалось бы, такое выгодное во всех отношениях место можно и нужно использовать по полной программе, ан нет! Куцее благоустройство, буквально пятачок перед Городом мастеров. Шаг вправо - холодный бетон, шаг влево - безобразные заборы и запустение частного сектора. Ау-ау, комфортная и красивая прогулочная зона, ау-ау, кафе и рестораны... нет и в помине.
За идею создания Города мастеров - браво! Снаружи Город мастеров, как наглядная витрина с демонстрацией исторической ретроспективы плотницкого мастерства, внутри своего рода маленькие мануфактуры с живой демонстрацией городских промыслов. Замечательно! И интересно. Но, с момента создания Города мастеров прошло уже тринадцать лет, а благоустройство территории вокруг так и не продвинулось ни на шаг.
Особенная прелесть города в сохранности средневековой планировки, в отсутствии чётко выраженного исторического центра.
Городец не постигла участь большинства уездных городков, участь типовой застройки во времена Екатерины II, когда искусственно культивировалась регулярная планировка с главной городской площадью, от которой веером расходились улицы. Многие малые города стали одинаковы с лица, утратив свою индивидуальность. Вроде бы такая мелочь, утрата изначальной городской планировки, ан нет, не мелочь. Историческая планировка всегда вписана в окружающий ландшафт.
Почувствуйте разницу!
Верхняя фотография: усадьба старообрядца Афанасия Лемехова, ах, до чего же усадьба хороша, уж очень затейливо украшена. Цельный архитектурный ансамбль, сельский шедевр. И в таком предсмертном состоянии значительная часть исторической застройки.
Нижняя фотография: "пряничный" Музейный квартал, Всесословный клуб, элегантное здание с намёком на модерн.
Ладно, деваться некуда, начинаю фильтровать...
... в Туле была, самоваров насмотрелась по самое некуда, в Музей самоваров не пойду...
Городец называли старообрядческой столицей Поволжья. "Что положат на Рогоже, на том стоит Городец, а на чём Городец – на том Керженец". На Рогоже в Москве побывала с экскурсией, актуальная экскурсия, многое из происходящего сегодня становится понятным и очевидным. Керженец, увы, недоступен, Керженские скиты пришли в упадок, давно, после очередных гонений царской власти против старообрядцев. Зато удалось пробраться на Малиновый скит, он недавно возродился. Закрыть гештальт рассчитывала в музее, расчёт полностью оправдался.
Старообрядческая община до сих пор мощная сила, с удивлением смотрела на подпись к фотографии: 1990-е годы, беглопоповцы уже восстановили свою церковь.
Истории о людях и библиотеки - моя музейная слабость, "падкая" я на чужие истории и книги:) А эта история два в одном: Пётр Алексеевич Овчинников, купец-старообрядец, знаток старины и коллекционер с большой буквы, собирал и иконы, но в основном раритетные рукописные книги. Собрание Овчинникова хранится в отделе рукописей РГБ (бывшей Ленинки), а часть коллекции так и осталась в родном городе и, ах, углядела среди книг словари, вот бы почитать, размечталась...
Одно свидание с героем и обо всех хождениях по информационным мукам тут же забыла. И если, кто и сомневается в неформальном названии города "Город мастеров", то шкаф докажет, что Городец имеет на это полное право.
Музейщики дали шкафам название "Шкафы, открывающие Мир". Так и есть. И этот мир прекрасен...
Спокойный, милый городок. В самом-самом центре столетний уют деревянной застройки, ухоженный уют, атмосферный.
Чудо-рыбки, чудо-птички и пятьдесят пять лошадок пятнадцати разновидностей, ого, да за разглядыванием дымников можно и полдня провести. Не могли же дымники сами собой из дыма образоваться... заинтересовалась, до одной музейной дамы с вопросами докопалась, выяснилось премного любопытного. Про городецкую роспись и городецкие пряники только ленивый не слышал, про местное плотницкое ремесло менее ленивые тоже слышали, а про городецкое кружевное железо почему-то молчок.
Семейному проекту уже более десяти лет, у потомственных резчиков Виктора Галибина и его сына Ивана своя мастерская, куда запросто можно напроситься в гости, городские путеводители об этом ни слова, ни полслова, эх... Городчане идею энтузиастов поддержали, украшая крыши по-своему, но тоже изящно.
Два собрата по назначению на фотографии рядышком. Слева кузнецовский навес, само совершенство, справа навес существенно моложе и существенно проще в проработке деталей, но какой примечательный водосток! И такие нарядные водостоки в городе не редкость.
В приятном скверике под боком скромного в размерах Ильича чудесная экспозиция из реплик наличников, рассказывающая о том, как наличник менялся со временем.
И чтобы я без него делала! Пропала, так и гадая на кофейной гуще. В искромётном темпе Сергей Михайлович успел изложить историю городецкой глухой резьбы, историю рода Паниных и заодно расшифровал изображение: опа, дельфины и герб графов Паниных. Ой, потом изображение герба посмотрела, там дельфины ещё забавнее.
Навершие несёт ещё и дополнительный смысл: городецкий Мастер живее всех живых. Это безупречной точности реплика с оригинала, выполненная современными резчиками, в их числе и Галибин-старший, что устроил шествие дымников по крышам города. А оригинал навершия будет жить долго и счастливо в качестве музейного экспоната.
Ешь ананасы, рябчиков жуй. Рябчиков не обещали, ананасы обещали:) И да, ананасы тоже элемент городецкой резьбы. Специалисты сбились со счёту, цифры разнятся, вывела для себя среднюю: 42 изобразительных мотива резьбы. Ох, даже руки опустились, как осилить такое орнаментальное богатство, приезжать надо на месяц, а у меня всего два дня.
Солярный символ общераспространённая деталь оформления наличников, но в Городце "солнца" так много, что всегда солнечно:) Солярный символ найдётся не только в узорах наличников, но и в верхних частях домов, пристроек, ворот. И не только на деревянных домах, но и на каменных. Удивилась такой солнечной активности! Потом вспомнила, что Городец не так давно вырос из села в город и украшательство домов имеет деревенские корни. Девять веков христианства, а язычество всё равно "выглядывает из окон".
В Городце в тираж не вышли, Кольцов Колодец не просто оригинальная фотозона и приманка для туристов, знаковое место, с большой историей. Прежде на месте фонтана был ступальный колодец, который спасал жителей нагорной части от дефицита питьевой войны. Спасал долго, до 50-х годов прошлого века. Ступальный колодец сложное дело, дорогостоящее, и драгоценный подарок горожанам от братьев Кольцовых. В их честь и назван, а вовсе не по причине формы фонтана.
За угол свернула - музей, за другой угол заглянула и снова музей, по улочке прогулялась ещё пару-тройку музеев встретила, чуть дальше прошла, ух ты, городецкий пряник оккупировал шикарный особняк под музей.
Стараюсь не рубить с плеча, всегда во всём сомневаюсь, особенно в собственных выводах, приехала в Городец во второй раз. Остался за мной перед городом должок, в Краеведческий музей не успела попасть.
Парадный въезд в город с воды, приветственное слово от города туристу - набережная. Казалось бы, такое выгодное во всех отношениях место можно и нужно использовать по полной программе, ан нет! Куцее благоустройство, буквально пятачок перед Городом мастеров. Шаг вправо - холодный бетон, шаг влево - безобразные заборы и запустение частного сектора. Ау-ау, комфортная и красивая прогулочная зона, ау-ау, кафе и рестораны... нет и в помине.
За идею создания Города мастеров - браво! Снаружи Город мастеров, как наглядная витрина с демонстрацией исторической ретроспективы плотницкого мастерства, внутри своего рода маленькие мануфактуры с живой демонстрацией городских промыслов. Замечательно! И интересно. Но, с момента создания Города мастеров прошло уже тринадцать лет, а благоустройство территории вокруг так и не продвинулось ни на шаг.
Особенная прелесть города в сохранности средневековой планировки, в отсутствии чётко выраженного исторического центра.
Городец не постигла участь большинства уездных городков, участь типовой застройки во времена Екатерины II, когда искусственно культивировалась регулярная планировка с главной городской площадью, от которой веером расходились улицы. Многие малые города стали одинаковы с лица, утратив свою индивидуальность. Вроде бы такая мелочь, утрата изначальной городской планировки, ан нет, не мелочь. Историческая планировка всегда вписана в окружающий ландшафт.
Почувствуйте разницу!
Верхняя фотография: усадьба старообрядца Афанасия Лемехова, ах, до чего же усадьба хороша, уж очень затейливо украшена. Цельный архитектурный ансамбль, сельский шедевр. И в таком предсмертном состоянии значительная часть исторической застройки.
Нижняя фотография: "пряничный" Музейный квартал, Всесословный клуб, элегантное здание с намёком на модерн.
Ладно, деваться некуда, начинаю фильтровать...
... в Туле была, самоваров насмотрелась по самое некуда, в Музей самоваров не пойду...
Городец называли старообрядческой столицей Поволжья. "Что положат на Рогоже, на том стоит Городец, а на чём Городец – на том Керженец". На Рогоже в Москве побывала с экскурсией, актуальная экскурсия, многое из происходящего сегодня становится понятным и очевидным. Керженец, увы, недоступен, Керженские скиты пришли в упадок, давно, после очередных гонений царской власти против старообрядцев. Зато удалось пробраться на Малиновый скит, он недавно возродился. Закрыть гештальт рассчитывала в музее, расчёт полностью оправдался.
Старообрядческая община до сих пор мощная сила, с удивлением смотрела на подпись к фотографии: 1990-е годы, беглопоповцы уже восстановили свою церковь.
Истории о людях и библиотеки - моя музейная слабость, "падкая" я на чужие истории и книги:) А эта история два в одном: Пётр Алексеевич Овчинников, купец-старообрядец, знаток старины и коллекционер с большой буквы, собирал и иконы, но в основном раритетные рукописные книги. Собрание Овчинникова хранится в отделе рукописей РГБ (бывшей Ленинки), а часть коллекции так и осталась в родном городе и, ах, углядела среди книг словари, вот бы почитать, размечталась...
Одно свидание с героем и обо всех хождениях по информационным мукам тут же забыла. И если, кто и сомневается в неформальном названии города "Город мастеров", то шкаф докажет, что Городец имеет на это полное право.
Музейщики дали шкафам название "Шкафы, открывающие Мир". Так и есть. И этот мир прекрасен...
Время использования | 2019-2023 |
Год посещения | 2023 |
Общее впечатление | Сказ о том, как подружилась с городом навеки при помощи ОДНОГО музейного экспоната:) |
Моя оценка | |
Рекомендую друзьям | ДА |
Комментарии к отзыву99
Отзыв классный, город в отзыве даже красивее чем в жизни.
Недавно Юбилейную биметаллическую 10-рублёвку из серии "Древние Города России" в честь него отчеканили…
А фото у фонтана - просто Класс !!
Не-а, информацию я не для отзыва собираю. Для себя:) Перед поездкой, в процессе путешествия. Просто у меня очень хорошая память, профессиональная. Дополнительной работы для отзыва уже не требуется. Только время. Спасибо!
Тогда низкий поклон, за такой объем и такую подача. Феноменальная память.
Тоже полюбила яркое. Вокруг столько серости! Хочется добавить себе яркости, солнце на небе я обеспечить не могу, а добавить красок в одежде могу запросто:)
Деревянная резьба разноплановая совершенно фантастическая.
Мужички- охотники с собакой - ну до чего добродушны!))
"Затутырки", значит! Классное, кстати, словцо - народный язык москвичам на заметку))
Улучшать это мечта, хотя бы сохранить…
Нижний Новгород прекрасен! В последние четыре года часто там бываю. Влюбилась в город без оглядки!
Вспомнилось, кстати, как кошку на флюгере в Чески Крумлове искал, во дворе практически напротив замка. Зашли, народу никого, а найти сходу не можем. И тут это увидела местная жительница, так не поленились выбежать из дому и указать нам на этот кошачий флюгер. До сих с теплотой ту историю вспоминаю))
Отзыв интереснейший! Его бы – в путеводители по Городцу!
Кхе, затутырки!
Спасибо!!!
Кружевная резьба напомнила окрестности Вологды, а "Царь-шкафы" - вне конкуренции, просто на загляденье.
Архитектура малых приволжских городков греет душу, и для нас, заезжих туристов из огромных городов, создаёт непередаваемое очарование, полностью утраченное в мегаполисах…
"Царь-шкафы" - драгоценное открытие, до сих пор радуюсь, что я всё-таки их нашла. Хотя были тому серьезные временные препятствия. По городу загулялась и в музей поспевала едва-едва.
А какие характерные, яркие работы Токарева-Казарина - городецкого Пиросмани!
И не удивило, что флюгерные кошки тут оживают. Городец - явно место силы. И чудес:))
Собственные самые яркие впечатления - ворота на улице Андрея Рублева (как я и думала - новодел, но изумительный), дымники, навесы и наличники. Совпадение.:))
Ага, в этом и прелесть города, в деталях. А он на детали очень щедрый. Навскидку даже не припомню таких щедрых городов.
Я тоже очень люблю наличники разглядывать. В Ростове, Ярославле и Коломне не устаю фотографировать, любуюсь потом.
(Думаю, это какая-то техническая остановка, ну заодно и погулять на полчасика выпустят…)
А мне на экскурсии в Музее самоваров тоже попалась певучая экскурсовод.Возможно, тот же. И мне тоже очень понравился и Музей, и экскурсия.
хочу все рассмотреть.
Старинная мебель - какие шедевры! Как все стало интересно, в молодости я такой не была))
Вкусовщина это замечательно, на этом держится разнообразие мира. Мне город был интересен, но искра между нами не пробежала. Программу выполнила и на этом всё, больше сюда возвращаться нет желания.
Необыкновенный!
Для меня:)
Восхищает Ваше исследование города, рассекречивание его шедевров:))
Открыла для себя много нового: дымники, чудо-шкафы, ажурные навесы и водостоки …
А знала всего лишь пряники и городецкую роспись (рисуем её с детками в саду:)
Спасибо!