Отзыв: Фильм "Солтберн" (2023) - Серая моль с комплексом Наполеона, несущая зло окружающим людям
Достоинства: Эстетика порока, красивая картинка, интригующий сюжет, актёрская игра
Недостатки: Незначительные
Артур Комик знал, что мне предложить, и не ошибся – фильм понравился, шикарный. И если ещё кто-то не понял меня, то под шикарностью я очень часто подразумеваю не добродетельность, не пример для подражания, а мастерскую демонстрацию человеческих пороков изначальных либо постепенный переход на тёмную преступную сторону, своеобразное грехопадение, изменение.
Человек рождается либо красивым, либо умным, редко бывает так, что эти качества совпадают. Так вот один герой истории (Феликс) невероятно красив, харизматичен, а другой (Оливер) – неказист, нескладен, но запредельно умён. Однако этот факт будет ясен примерно в середине фильма. А начинается всё с престижного учебного заведения, куда оба поступают. Только первый происходит из богатой аристократической семьи, живущей в огромнейшем замке, а у второго – бедные родители, к тому же наркоманы…
Бедный коротышка влюбляется в статного богача. И в общем-то по негласным мелодраматическим законам он должен страдать и бегать за звездой колледжа, как и все остальные вокруг. Да, все и бегают, но Оливер ведь умный! Поэтому он старается скрыть свои чувства к популярному красавчику, довольствуясь дружбой. А дальше Феликс великодушно приглашает его погостить в семейном гнезде и познакомиться с родителями и сестрой. Также туда едет ещё один учащийся, который является родственником Феликса. Типажи хозяев замка довольно типичны: чудные, пресыщенные изобилием, склонные к сплетням и осуждению, рассеянные, но привыкшие соблюдать дурацкие правила и церемонии, что бы ни случилось. Наверное, если бы даже инопланетяне вторглись к ним, они бы всё равно постарались сохранить хорошую мину при плохой игре. Также там встретятся и другие обитатели, а попросту говоря – приживалки с материальными трудностями.
Однако всё познаётся в сравнении, и эти люди не так уж и плохи на фоне Оливера. Почему? Это трудно объяснить, надо видеть. Тут и уязвлённое болезненное самолюбие, и что-то истерическое, и сексуальные перверсии, и изощрённые подставы. «Бог шельму метит» – это про него. Есть в теории итальянца Чезаре Ломброзо здравое начало. Но дело не в том, как низко у преступника расположен лоб или как близко посажены глаза, а в общем некрасивом, даже отталкивающем впечатлении. Когда внутренняя гниль проступает наружу, искажая в общем-то приемлемые физические формы. И актёр Барри Кеоган прекрасно продемонстрировал такую трансформацию. Правда, надо заметить, что чем-то похожая роль уже была у него в картине «Убийство священного оленя»/The Killing of a Sacred Deer (2017 год). Тоже вторжение в семью с ужасными последствиями. И если уж начала вспоминать, то можно отметить частично похожий сюжет – «Талантливый мистер Рипли»/The Talented Mr. Ripley (1999 год). Ещё прослеживается небольшое сходство с лентой «Власть пса»/The Power of the Dog (2021 год). Даже не знаю, где больше жести, и тот герой, и этот – чертовски умные и способные, циничные и целеустремлённые, от них мурашки бегут по спине...
Любил ли Оливер Феликса? Не думаю. Он его вожделел физически, страстно завидовал ему, мечтал занять его место – всё, что угодно, но это не любовь в классическом понимании. Не надо путать светлое бескорыстное чувство с завистью. А вот Феликс, возможно, испытывал что-то близкое к любви, по крайней мере, мудрецы утверждали, что жалеть – это любить. А то, что он жалел «бедняка из неблагополучной семьи», было очевидно... Почему я взяла в кавычки эту фразу? Хах, не берите в голову, пейте лучше молоко... Шутка. )) Тем не менее, получив сокрушительный предательский удар, плевок в душу, молодой человек отрезвел, все любовные химеры (если они и были) начисто отшибло.
Весьма позабавила фраза Оливера, обращённая к слуге, подавшему яичницу: «Слишком жидко для меня». Хах, так и хотелось возразить: «Ах, ты ж мой зайчик, да ты ведь ещё жиже употребляешь…» Ой, не могу, пипец какой-то… ))
При всём этом лента не пошлая, а, наоборот, невероятно эстетская, особенно во второй половине. И финальный голый танец – это какое-то феерическое чудо! Преображение гадкого утёнка в лебедя. Только не прекрасного, а, скорее, хищного и удовлетворённого. Но в тот момент он реально красив, хотя это красота порока, отрицательная харизма в контексте обладания престижной недвижимостью… Вот что деньгА животворящая делает с людЯми… )) Однако интересно, парень в курсе того, как дорого обходится содержание такой исторической ветхой махины? Впрочем, зная его способности, я не сомневаюсь, что он справится.
Крамольная мысль неожиданно посетила меня. Аристократическое семейство заслужило то, что произошло. Да, за свою слепоту, глупость и вульгарность необходимо расплачиваться. А ведь папашка что-то в конце всё же уловил… Но не хватило мозгов состыковать все факты… Конечно, нормальному человеку и в голову не придёт, что такие монстры могут существовать; невзрачная оболочка моли спутала все карты, ввела в заблуждение, усыпила остатки бдительности. А за что страдали родители Оливера? Слишком мягкие, эдакие обыватели, вызывающие изжогу? Наверное, так и есть.
Вообще говоря, это произведение – чистая Достоевщина, в хорошем смысле (это мой самый любимый писатель, если что). Исследование потаённых уголков души, прямо скажем, не самых светлых…
Минусы в картине, конечно, есть, но я не хочу заострять на них внимание, и с лёгким сердцем поставлю даже пятёрку.
Человек рождается либо красивым, либо умным, редко бывает так, что эти качества совпадают. Так вот один герой истории (Феликс) невероятно красив, харизматичен, а другой (Оливер) – неказист, нескладен, но запредельно умён. Однако этот факт будет ясен примерно в середине фильма. А начинается всё с престижного учебного заведения, куда оба поступают. Только первый происходит из богатой аристократической семьи, живущей в огромнейшем замке, а у второго – бедные родители, к тому же наркоманы…
Бедный коротышка влюбляется в статного богача. И в общем-то по негласным мелодраматическим законам он должен страдать и бегать за звездой колледжа, как и все остальные вокруг. Да, все и бегают, но Оливер ведь умный! Поэтому он старается скрыть свои чувства к популярному красавчику, довольствуясь дружбой. А дальше Феликс великодушно приглашает его погостить в семейном гнезде и познакомиться с родителями и сестрой. Также туда едет ещё один учащийся, который является родственником Феликса. Типажи хозяев замка довольно типичны: чудные, пресыщенные изобилием, склонные к сплетням и осуждению, рассеянные, но привыкшие соблюдать дурацкие правила и церемонии, что бы ни случилось. Наверное, если бы даже инопланетяне вторглись к ним, они бы всё равно постарались сохранить хорошую мину при плохой игре. Также там встретятся и другие обитатели, а попросту говоря – приживалки с материальными трудностями.
Однако всё познаётся в сравнении, и эти люди не так уж и плохи на фоне Оливера. Почему? Это трудно объяснить, надо видеть. Тут и уязвлённое болезненное самолюбие, и что-то истерическое, и сексуальные перверсии, и изощрённые подставы. «Бог шельму метит» – это про него. Есть в теории итальянца Чезаре Ломброзо здравое начало. Но дело не в том, как низко у преступника расположен лоб или как близко посажены глаза, а в общем некрасивом, даже отталкивающем впечатлении. Когда внутренняя гниль проступает наружу, искажая в общем-то приемлемые физические формы. И актёр Барри Кеоган прекрасно продемонстрировал такую трансформацию. Правда, надо заметить, что чем-то похожая роль уже была у него в картине «Убийство священного оленя»/The Killing of a Sacred Deer (2017 год). Тоже вторжение в семью с ужасными последствиями. И если уж начала вспоминать, то можно отметить частично похожий сюжет – «Талантливый мистер Рипли»/The Talented Mr. Ripley (1999 год). Ещё прослеживается небольшое сходство с лентой «Власть пса»/The Power of the Dog (2021 год). Даже не знаю, где больше жести, и тот герой, и этот – чертовски умные и способные, циничные и целеустремлённые, от них мурашки бегут по спине...
Любил ли Оливер Феликса? Не думаю. Он его вожделел физически, страстно завидовал ему, мечтал занять его место – всё, что угодно, но это не любовь в классическом понимании. Не надо путать светлое бескорыстное чувство с завистью. А вот Феликс, возможно, испытывал что-то близкое к любви, по крайней мере, мудрецы утверждали, что жалеть – это любить. А то, что он жалел «бедняка из неблагополучной семьи», было очевидно... Почему я взяла в кавычки эту фразу? Хах, не берите в голову, пейте лучше молоко... Шутка. )) Тем не менее, получив сокрушительный предательский удар, плевок в душу, молодой человек отрезвел, все любовные химеры (если они и были) начисто отшибло.
Весьма позабавила фраза Оливера, обращённая к слуге, подавшему яичницу: «Слишком жидко для меня». Хах, так и хотелось возразить: «Ах, ты ж мой зайчик, да ты ведь ещё жиже употребляешь…» Ой, не могу, пипец какой-то… ))
При всём этом лента не пошлая, а, наоборот, невероятно эстетская, особенно во второй половине. И финальный голый танец – это какое-то феерическое чудо! Преображение гадкого утёнка в лебедя. Только не прекрасного, а, скорее, хищного и удовлетворённого. Но в тот момент он реально красив, хотя это красота порока, отрицательная харизма в контексте обладания престижной недвижимостью… Вот что деньгА животворящая делает с людЯми… )) Однако интересно, парень в курсе того, как дорого обходится содержание такой исторической ветхой махины? Впрочем, зная его способности, я не сомневаюсь, что он справится.
Крамольная мысль неожиданно посетила меня. Аристократическое семейство заслужило то, что произошло. Да, за свою слепоту, глупость и вульгарность необходимо расплачиваться. А ведь папашка что-то в конце всё же уловил… Но не хватило мозгов состыковать все факты… Конечно, нормальному человеку и в голову не придёт, что такие монстры могут существовать; невзрачная оболочка моли спутала все карты, ввела в заблуждение, усыпила остатки бдительности. А за что страдали родители Оливера? Слишком мягкие, эдакие обыватели, вызывающие изжогу? Наверное, так и есть.
Вообще говоря, это произведение – чистая Достоевщина, в хорошем смысле (это мой самый любимый писатель, если что). Исследование потаённых уголков души, прямо скажем, не самых светлых…
Минусы в картине, конечно, есть, но я не хочу заострять на них внимание, и с лёгким сердцем поставлю даже пятёрку.
Общее впечатление | Серая моль с комплексом Наполеона, несущая зло окружающим людям |
Моя оценка | |
Рекомендую друзьям | ДА |
Комментарии к отзыву28
Ах, какая у Вас вкусная подача вкусного фильма:) Вот только лично мне с подтверждением теории Чезаре Ломброзо в реальности не повезло. Самый гнусный, самый отъявленный негодяй из моей уголовной практики был изумительно хорош собой, с благородными манерами. И чертовски умён:)
Спасибооо! И Вас с наступающим Светлым Праздником!