Отзыв: Книга "Свинопас" - Ханс Кристиан Андерсен - Сказка о римской императрице
Достоинства: Даёт пищу для размышлений
Недостатки: Думаю, Андерсен ничего не сочинял, а просто пересказал
Когда я в детстве смотрел снятый в 1976 году советский фильм для детей "Свинопас", то мне много е в нём показалось странным. Поступки главных героев нелепы, нелогичны, а концовка вообще какая-то дикая. Помните, там король, заметив, что дочь целуется со свинопасом, выгнал её из дома. Мне показалось, что это слишком жестокое наказание за обыкновенный поцелуй.
На днях я прочитал оригинальную сказку Ганса Христиана Андерсена и для меня многое прояснилось.
Во-первых, в книжке сказано, что королевство у принца было очень маленькое. Буквально сказано, что заходя в своё королевство, он запирал за собой дверь. То есть, скорее всего, королевством был небольшой родовой замок. И ещё сказано, что многие принцессы были рады выйти замуж за принца, но ему нужна была одна только императрица. То есть, на самом деле странное отношение принцессы к принцу (насмешливо - пренебрежительное) объяснялось не её склочным характером, а тем, что между ними была большая пропасть в социальном плане. Принцесса точно была императрицей, а принц, скорее всего, каким-нибудь мелким бароном.
Но тут возникает другой вопрос. Если принцесса - императрица пренебрегала принцем - бароном, то почему она с таким легкомыслием согласилась целоваться со свинопасом? Помните, они ведь не один раз поцеловались. На первом свидании свинопас (наш переодетый принц) сорвал 10 поцелуев, а на втором аж целых сто. Причём действие происходило при большом скоплении свидетелей - фрейлин императрицы. Как принцесса могла на это согласиться?
И тут мы вспоминаем, что подобные случаи блуда были вовсе нередки при римском императорском доме Цезарей. Взять хотя бы Мессалину. Известен случай, когда она на спор за одну ночь переспала с 25 разными мужиками. Она поспорила с самой известной в Риме женщиной лёгкого поведения, кто обслужит больше мужчин. И победила, так как соперница сломалась на двадцать пятом клиенте.
Мессалину я привёл в пример только потому, что она по сей день является самым известным развратным персонажем. Но точно так, как Мессалина, веди себя и другие римские императрицы. Известными развратницами были, к примеру, все три сестры императора Калигулы, Юлия Ливилла, Юлия Друзилла и Агриппина Младшая. Известно, что Калигуле очень нравилось смотреть на то, как сестры предаются плотским утехам с различными мужиками.
Другими словами, надо понять очень важный момент. Выходить за муж римским патрициям надлежало только за других патрициев. То есть за представителей других родовитых фамилий. Именно поэтому принцесса в сказке пренебрегала принцем. Потому что он хотел жениться на ней, при этом вовсе не принадлежа к высокому роду. Если бы он просто хотел соблазнить принцессу, то она, предположу, не сильно бы кочевряжилась. Но вот замуж - нет, не достоин.
А свинопас как раз на замужество не претендовал. Он хотел только близости с принцессой. И для неё в этом желании не было ничего особенного. Ведь в реальности римские императрицы запросто вступали в развратные отношения с кем попало, с солдатами, с прислугой, со свинопасами.
И таким образом, всё встаёт на свои места. Поступки персонажей становятся легко объяснимыми. Сказка оказывается не сказкой, а обычным пересказом какой-то истории из жизни римского императорского дома, которая стала известна Андерсену.
Теперь осталось выяснить, кем же в реальности была наша сказочная принцесса? Я считаю, что это точно не Мессалина. Потому что Мессалину не выгнали из дома за блуд, а просто зарезали за организацию заговора против императора Клавдия. Я считаю, что в роли прототипа сказочной принцессы выступила Агриппина младшая, сестра Калигулы. Именно её (вместе с сестрой Лепидой) Калигула выгнал из дома и отправил в изгнание на Понтийские острова, обвинив в прелюбодеянии и разврате. И лишив всякого имущества. Точно так же в сказке поступает король. Он выгоняет принцессу из дома, лишив всего имущества. На заключительной иллюстрации в книге принцесса сидит на улице, одетая как нищенка. Потому что свинопас-то её тоже бросил.
В детстве мне этот момент тоже был непонятен. Почему свинопас бросил принцессу, если перед этим так долго её добивался? На этот вопрос у меня есть две версии ответов. Первая - он расхотел жениться на принцессе, как только она стала нищей. Вторая - на самом деле его просто прикончили, как это и случилось в реальности с любовником Агриппины.
Кстати говоря, нигде в сказке не говорится, что король был отцом принцессы. Мы это сами подразумеваем, исходя из наших стереотипов. Но он с той же степенью вероятности мог оказаться и братом. Ведь у императоров были не только дочки, но и сёстры.
Итак, я делаю вывод, что Ганс Христиан описал сценку из какой-то исторической книжки, посвящённой жизни императрицы Агриппины. Если желаете оценить, насколько моя версия вероятна, советую вам самим вдумчиво перечитать эту книжку. Я, со своей стороны, ставлю ей тройку. Слишком коротко написано, можно было описать эту историю гораздо подробнее. А пока вы будете читать, я напишу отзыв на другую многозначительную сказку Андерсена, "Принцесса на горошине". И вы узнаете, кем она была в реале.
На днях я прочитал оригинальную сказку Ганса Христиана Андерсена и для меня многое прояснилось.
Во-первых, в книжке сказано, что королевство у принца было очень маленькое. Буквально сказано, что заходя в своё королевство, он запирал за собой дверь. То есть, скорее всего, королевством был небольшой родовой замок. И ещё сказано, что многие принцессы были рады выйти замуж за принца, но ему нужна была одна только императрица. То есть, на самом деле странное отношение принцессы к принцу (насмешливо - пренебрежительное) объяснялось не её склочным характером, а тем, что между ними была большая пропасть в социальном плане. Принцесса точно была императрицей, а принц, скорее всего, каким-нибудь мелким бароном.
Но тут возникает другой вопрос. Если принцесса - императрица пренебрегала принцем - бароном, то почему она с таким легкомыслием согласилась целоваться со свинопасом? Помните, они ведь не один раз поцеловались. На первом свидании свинопас (наш переодетый принц) сорвал 10 поцелуев, а на втором аж целых сто. Причём действие происходило при большом скоплении свидетелей - фрейлин императрицы. Как принцесса могла на это согласиться?
И тут мы вспоминаем, что подобные случаи блуда были вовсе нередки при римском императорском доме Цезарей. Взять хотя бы Мессалину. Известен случай, когда она на спор за одну ночь переспала с 25 разными мужиками. Она поспорила с самой известной в Риме женщиной лёгкого поведения, кто обслужит больше мужчин. И победила, так как соперница сломалась на двадцать пятом клиенте.
Мессалину я привёл в пример только потому, что она по сей день является самым известным развратным персонажем. Но точно так, как Мессалина, веди себя и другие римские императрицы. Известными развратницами были, к примеру, все три сестры императора Калигулы, Юлия Ливилла, Юлия Друзилла и Агриппина Младшая. Известно, что Калигуле очень нравилось смотреть на то, как сестры предаются плотским утехам с различными мужиками.
Другими словами, надо понять очень важный момент. Выходить за муж римским патрициям надлежало только за других патрициев. То есть за представителей других родовитых фамилий. Именно поэтому принцесса в сказке пренебрегала принцем. Потому что он хотел жениться на ней, при этом вовсе не принадлежа к высокому роду. Если бы он просто хотел соблазнить принцессу, то она, предположу, не сильно бы кочевряжилась. Но вот замуж - нет, не достоин.
А свинопас как раз на замужество не претендовал. Он хотел только близости с принцессой. И для неё в этом желании не было ничего особенного. Ведь в реальности римские императрицы запросто вступали в развратные отношения с кем попало, с солдатами, с прислугой, со свинопасами.
И таким образом, всё встаёт на свои места. Поступки персонажей становятся легко объяснимыми. Сказка оказывается не сказкой, а обычным пересказом какой-то истории из жизни римского императорского дома, которая стала известна Андерсену.
Теперь осталось выяснить, кем же в реальности была наша сказочная принцесса? Я считаю, что это точно не Мессалина. Потому что Мессалину не выгнали из дома за блуд, а просто зарезали за организацию заговора против императора Клавдия. Я считаю, что в роли прототипа сказочной принцессы выступила Агриппина младшая, сестра Калигулы. Именно её (вместе с сестрой Лепидой) Калигула выгнал из дома и отправил в изгнание на Понтийские острова, обвинив в прелюбодеянии и разврате. И лишив всякого имущества. Точно так же в сказке поступает король. Он выгоняет принцессу из дома, лишив всего имущества. На заключительной иллюстрации в книге принцесса сидит на улице, одетая как нищенка. Потому что свинопас-то её тоже бросил.
В детстве мне этот момент тоже был непонятен. Почему свинопас бросил принцессу, если перед этим так долго её добивался? На этот вопрос у меня есть две версии ответов. Первая - он расхотел жениться на принцессе, как только она стала нищей. Вторая - на самом деле его просто прикончили, как это и случилось в реальности с любовником Агриппины.
Кстати говоря, нигде в сказке не говорится, что король был отцом принцессы. Мы это сами подразумеваем, исходя из наших стереотипов. Но он с той же степенью вероятности мог оказаться и братом. Ведь у императоров были не только дочки, но и сёстры.
Итак, я делаю вывод, что Ганс Христиан описал сценку из какой-то исторической книжки, посвящённой жизни императрицы Агриппины. Если желаете оценить, насколько моя версия вероятна, советую вам самим вдумчиво перечитать эту книжку. Я, со своей стороны, ставлю ей тройку. Слишком коротко написано, можно было описать эту историю гораздо подробнее. А пока вы будете читать, я напишу отзыв на другую многозначительную сказку Андерсена, "Принцесса на горошине". И вы узнаете, кем она была в реале.
Время использования | 1 раз |
Общее впечатление | Сказка о римской императрице |
Моя оценка | |
Рекомендую друзьям | ДА |
Комментарии к отзыву