Отзыв: Фильм "Сталкер" (1979) - Во времена премьеры это, наверное, было очень необычно...
Достоинства: Исполнение, подача.
Недостатки: Смотреть тяжело и неинтересно.
А на сегодняшний день фильм воспринимается как два часа вялотекущих душевных терзаний, ушат морали и курящая Алиса Фрейндлих в финале.
Нет, я, безусловно, признаю, что это шедевр. Глубокая, многогранная и сложная картина. Еще сложнее, чем сама повесть. Недаром Тарковский несколько раз заставлял Стругацких переписывать сценарий. Это уже больше его трактовка, чем изначальный вариант. Только кто же эту картину посмотрит? И кто поймет? А если и не поймет, то что тогда, огорчиться на этих людей как Сталкер в финале? Сказать : "Что за люди! У них глаза пустые..." ? Можно ли судить людей за то, что они люди обыкновенные?
Фильм тяжелый, длинный и неинтересный. Такая себе своеобразная проповедь от Тарковского. Из Сталкера он сделал блаженного юродивого, совсем не похожего на Сталкера Стругацких. Вот Зона хороша, такой я ее себе и представляла, когда читала повесть. У Тарковского это не просто Зона, а некое духовное место, путь к самопознанию. Это подчеркнуто и цветовой гаммой фильма. Мир, где живут люди черно-белый и какой-то постапокалиптический - разруха, грязь, развалины, грязная река, трубы дымят... А когда герои фильма наконец попадают в Зону - появляется цвет, трава зеленая. Сталкер падает в эту траву и дышит ее запахом, как человек истосковавшийся по родной земле...
Ни динамики, никакого развития событий нет в фильме. Только философские диалоги и драма. У каждого из действующих лиц своя драма, свой скелет в шкафу. На Зону каждый из них отправился с четко определенной целью и желанием, но так ничего и не попросил в волшебной комнате, ибо все поняли, что недостойны и получат по заслугам, а не так, как хотелось бы... Самопознание, отрицание, принятие - это ли кино? Это видеотрактат по философии))
Запомнился монолог Гуты, жены Сталкера в финале фильма, которую сыграла Фрейндлих. Я впервые обратила внимание, какие маленькие у нее ручки. Наверное для этого ей и дали сигарету в кадре, чтобы привлечь к ним внимание. Руки хрупкой, но сильной духом женщины, которая тянет лямку жизни с юродивым и дочь - инвалида. Потому что любит, в этой любви ее счастье. Счастье через боль. Наверное об этом и стихотворение Тютчева, мысленно произнесенное Мартышкой в самом конце фильма:
"Люблю глаза твои, мой друг,
С игрой их пламенно-чудесной,
Когда их приподымешь вдруг
И, словно молнией небесной,
Окинешь бегло целый круг...
Но есть сильней очарованья:
Глаза, потупленные ниц
В минуты страстного лобзанья,
И сквозь опущенных ресниц
Угрюмый, тусклый огнь желанья."
Да, сильная работа, где каждая мелочь продумана, каждый актер подобран филигранно, каждый эпизод как метафора каких-то непреложных истин...
И все-таки, разве это кино ?
Нет, я, безусловно, признаю, что это шедевр. Глубокая, многогранная и сложная картина. Еще сложнее, чем сама повесть. Недаром Тарковский несколько раз заставлял Стругацких переписывать сценарий. Это уже больше его трактовка, чем изначальный вариант. Только кто же эту картину посмотрит? И кто поймет? А если и не поймет, то что тогда, огорчиться на этих людей как Сталкер в финале? Сказать : "Что за люди! У них глаза пустые..." ? Можно ли судить людей за то, что они люди обыкновенные?
Фильм тяжелый, длинный и неинтересный. Такая себе своеобразная проповедь от Тарковского. Из Сталкера он сделал блаженного юродивого, совсем не похожего на Сталкера Стругацких. Вот Зона хороша, такой я ее себе и представляла, когда читала повесть. У Тарковского это не просто Зона, а некое духовное место, путь к самопознанию. Это подчеркнуто и цветовой гаммой фильма. Мир, где живут люди черно-белый и какой-то постапокалиптический - разруха, грязь, развалины, грязная река, трубы дымят... А когда герои фильма наконец попадают в Зону - появляется цвет, трава зеленая. Сталкер падает в эту траву и дышит ее запахом, как человек истосковавшийся по родной земле...
Ни динамики, никакого развития событий нет в фильме. Только философские диалоги и драма. У каждого из действующих лиц своя драма, свой скелет в шкафу. На Зону каждый из них отправился с четко определенной целью и желанием, но так ничего и не попросил в волшебной комнате, ибо все поняли, что недостойны и получат по заслугам, а не так, как хотелось бы... Самопознание, отрицание, принятие - это ли кино? Это видеотрактат по философии))
Запомнился монолог Гуты, жены Сталкера в финале фильма, которую сыграла Фрейндлих. Я впервые обратила внимание, какие маленькие у нее ручки. Наверное для этого ей и дали сигарету в кадре, чтобы привлечь к ним внимание. Руки хрупкой, но сильной духом женщины, которая тянет лямку жизни с юродивым и дочь - инвалида. Потому что любит, в этой любви ее счастье. Счастье через боль. Наверное об этом и стихотворение Тютчева, мысленно произнесенное Мартышкой в самом конце фильма:
"Люблю глаза твои, мой друг,
С игрой их пламенно-чудесной,
Когда их приподымешь вдруг
И, словно молнией небесной,
Окинешь бегло целый круг...
Но есть сильней очарованья:
Глаза, потупленные ниц
В минуты страстного лобзанья,
И сквозь опущенных ресниц
Угрюмый, тусклый огнь желанья."
Да, сильная работа, где каждая мелочь продумана, каждый актер подобран филигранно, каждый эпизод как метафора каких-то непреложных истин...
И все-таки, разве это кино ?
Время использования | 1 раз |
Общее впечатление | Во времена премьеры это, наверное, было очень необычно... |
Моя оценка | |
Рекомендую друзьям | ДА |
Комментарии к отзыву71
сталкер очень нравился зарубежным пратнерам. Включен был в каждую программу. До зубовного скрежета у меня этот фильм:))
(личное, возможно, "нынешнее"…)
прилепина, ТГ и дзен много такие граждане читают, явно. поэтому и отписываются.
тут, говорят, ваши наши рассказы о выставке техники на поклонке не прочитали даже коротенько. …если бы они, как выше, не накручивали себя… нервные клетки не восстанавливаются, и это уже не шутка.
Мне по-прежнему так и непонятно, в чем же именно заключается гениальность Тарковского, если его фильмы множество (не буду говорить большинство, хотя и хочется) обычных людей смотреть не могут и не хотят. Или мы будем изначально считать , что мнение нескольких сотен одних людей, которым нравятся фильмы Тарковского, однозначно важнее мнения многократно большего количества обывателей, которым его фильмы не нравятся? На мой взгляд, это неправильно, если не сказать больше.
Здесь правильно в комментах выше написали, что фильмы снимаются для зрителей, а не для того, чтобы некий "Мастер" самовыразился, оставив нас гадать, что именно он хотел сказать каждой сценой или кадром.
И это мы еще не поднимаем тему о том, что самовыражался "Мастер" на государственные деньги, а вовсе не на свои. Как я понимаю, если таких "Мастеров" оставить без господдержки, то они просто вымрут с голоду.
Книги действительно редко экранизируют буквально. Только вот почему-то одни экранизации книг живут долго, а другие не смотрят вовсе. При этом мне, как простому обывателю вовсе неинтересно, привнес
"Мастер" в них что-то свое или нет, мне важно, интересно смотреть экранизацию книги или она скучная. И сделать из замечательной книги одного мастера(вернее двух мастеров-братьев Стругацких) такой скучный фильм-это надо сильно постараться.
Буду следить