5
Отзыв рекомендуют 4 0

Отзыв: Книга "Розовый чулок" - А. П. Чехов - О сторонниках мужского неравноправия

Достоинства: Важная мысль, короткий, читается легко и быстро
Недостатки: Без
Рассказ повествует о человеке, которого можно определить как сторонника мужского превосходства, хотя сам он едва ли это понимает. "Ненавижу синих чулков! Никогда бы не женился на ученой...", — говорит он. Герой рассуждает об уровне образованности своей жены, но, на самом-то деле, его тревожит что-то другое. Не наличие/отсутствие знаний у жены, а то что ему с такой женой неудобно - тут и стыд за неё ("но ведь ты и по части морали хромаешь! Ты ведь иногда такое ляпнешь, что уши вянут!"), и её возможная неспособность из-за отсутствия знаний быть правильной, хорошей матерью, учить детей ("Как же ты будешь детей учить, если сама ничего не знаешь?"). Чисто бытовые вопросы. Поэтому и решение этих вопросов герой находит достаточно быстро: "Ну, плевать на знания... знания дети и в школе получат", "Быть может, тысячу раз правы те, которые говорят, что женское недомыслие зиждется на призвании женском...". Суть в том, что на женщин и женское образование герою наплевать, для такого, как он, необразованная, и даже не умная, жена - даже идеал. Потому что с такой женой можно делать, что хочешь, главное, чтобы эта жена справлялась с задачей обеспечения комфорта своего "властителя". Иван Петрович Сомов из этого рассказа, конечно, на "властителя" не тянет, но обеспечения комфортного существования для себя от жены ждёт: "Он глядит, как его хорошенькая жена с озабоченным лицом приготовляет салат, и на него набегает порыв женолюбия, снисходительности, всепрощения...". По-видимому, жена как ЧЕЛОВЕК для Сомова не существует. Он, видимо, даже не понимает, что его жена действительно ограниченное существо, которое не развилось бы, даже если бы её отдали "в гимназию", а из гимназии (...) наверное пошла бы на курсы!". Это очевидным образом бесполезно, у героини "мыслей нет в письме", потому что их нет и в голове. Только парадокс в том, что если миром будут править Сомовы, ненавидящие "синих чулков!", то какие-то другие женщины и не появятся. А сам Сомов, хотя он этого и не осознаёт, предельно ограниченной человек, для которого вся жизнь ограничивается пространством мещанского быта, а главные цели - научить детей, и, как я понимаю, не ударить в грязь лицом с такой необразованной женой перед "приличными людьми". Легко представить себе, из чего может состоять вся жизнь этого героя ("Газет еще не привозили, на охоту идти нет возможности, обедать еще не скоро..."), где все интеллектуальные жизнь и деятельность сводятся к пустой болтовне на "умные" темы во время великосветских приёмов. В представлении этого героя равнозначны понятия "жена университетского человека" и "дочь генерала". Стало быть, генерал, как и его дочь, тоже принадлежит "к образованному, интеллигентному кругу". Смешно. Но главное разоблачение героя в том, что он, принадлежа к "интеллигентному кругу", ненавидит "синих чулков!" и "Никогда бы не женился на ученой...". Значит, для "образованного" Сомова нормально ненавидеть образованную и умную женщину. И уж точно образованную и умную ЖЕНУ. И что значит, что Сомов - "университетский человек", профессор он, что ли? Так ведь и профессора бывают разные, бывают реакционеры. Да и какой профессор может получится из человека с такими 'благонамеренными" взглядами, как у Сомова. Такой профессор только по приказу пошёл бы преподавать даже не на женских, а на каких-нибудь смешанных курсах, где учились бы студенты как мужского, так и женского пола. Формулирую просто: для "университетского человека" Сомова умная жена, "синий чулок", хуже чумы. Может ли образование привести к революции в стране? Это зависит от того, кто, что, как преподаёт. Ясно, что понятие "синий чулок" практически равно понятию "революционерка". Но не обязательно образованная женщина должна стать "синим чулком", такое "становление" происходит не от образования, а от убеждений. Рассказывайте материал, а не ведите пропаганду. Старайтесь привести своих подопечных на путь науки, а не изготовления бомб в подпольных мастерских. Объяснить механизм переноса ветром пыльцы растений и объявить этот перенос пыльцы фактором естественного отбора в природе - это РАЗНЫЕ ВЕЩИ. Первое - информация, второе - идеология. И тот профессор, который начинает говорить про перенос пыльцы как про фактор естественного отбора, - уже не учёный, а пропагандист. Возможно, и сам мечтающий о революции, или даже сам - революционер.

Всё это так, но тревога Сомова ведь тоже носит идеологический характер. А ведь Сомов знает наверняка, что умные жены на свете есть, ведь есть же на свете жены, которые и учат своих детей, и пишут письма грамотно и с мыслями в них, и не хромают "по части морали". Сомов не смог бы предъявить никаких претензий своей жене, если бы не с кем было сравнивать. Только неясно, понимает ли он, что стали бы ДЕЛАТЬ эти умные жены, услышав его выступление против ненавистных ему "синих чулков!". Сегодня-то уже мужья едва ли могут повлиять на факт наличия у их жен образования. Но и "синих чулков" сейчас, пожалуй, найдётся немало. Так что имеет смысл изучить этот рассказ, он короткий, читается легко и быстро.
Общее впечатление О сторонниках мужского неравноправия
Моя оценка
5
Рекомендую друзьямДА

Комментарии к отзыву

Комментариев пока нет