Отзыв: Сериал "Чернобыль. Зона отчуждения" (2014) - «И посмотри: что мы наделали…»
Достоинства: Очень приличный молодёжный сериал, значимость которого стала очевидной с годами. Первый сезон без сомнений входит в список лучших российских проектов, особенно в жанре мистики.
Недостатки: Где-то с середины сезона лента начинает слетать с катушек, так что ей очень помогает появление толкового антагониста.
Больница эта – край чудес,
В неё зашел – и там исчез.
Там шахты прыгнуть вниз зовут,
Там привидения живут…
Московские острословы сочинили этот чернушный стишок о печально известной и лишь в 2018 году снесённой Ховринской больнице, заброшенной с перестроечной поры, однако это народное творчество наиболее полно отражает суть первого сезона приключенческого сериала «Чернобыль. Зона отчуждения». Амбициозный проект канала ТНТ стал первым художественным фильмом, снятым не в декорациях покинутой Припяти, а в ней самой. Это производит убойное впечатление и спустя пять лет после премьеры американского творения от сети HBO. Наши продюсеры затеяли рискованное предприятие, намесили тот ещё салат из жанров, но в итоге сумели не запутаться в сплетении мистики и фантастики, сняв захватывающую историю, показанную глазами обычных столичных подростков.
Время спустя кажется даже логичным, что никто из пятёрки главных героев знаменитым актёром не стал. Последствия нахождения в зоне радиации, не иначе! Сергей Романович, сыгравший местного хулигана и главного хохмача Лёху, вообще завязал с лицедейством и ушёл в ислам. Кристина же Казинская, очень похожая на поп-певицу Татьяну Овсиенко, после «Чернобыля» отметилась ролью призрачной девушки в хоррор-комедии «Парень с нашего кладбища» – тоже любопытная деталь. Настоящий класс актёрской игры в сериале выдаёт старшее поколение в лице Евгения Стычкина. На контрасте с ещё неоперившейся молодёжью он просто божит на экране. Впервые появившись в предпоследней серии, этот коротышка с выраженной отрицательной харизмой сразу даёт понять, кто тут заказывает музыку, а кому приходится держать темп – с высунутым языком. Стычкин противостоит сразу всем и самому себе – в первую очередь. К моменту дебюта в сюжете капитана КГБ Костенко сериал успевает навертеть чересчур много оборотов с временными скачками и людьми-фантомами в Зоне отчуждения. Действия же классического антагониста, который наделён внятной и чёткой мотивацией, взбадривают повествование, и последняя серия по накалу страстей превосходит все семь предыдущие вместе взятые.
Однако и до встречи с Костенко сериалу находится чем удивить. Первые две серии так и вовсе кажутся бессовестно сворованными у «Бумера». Та же долгая дорога навстречу неведомой опасности, та же «травка» в салоне машины, те же продажные менты и те же крутые дальнобойщики. Только старухи-знахарки для полного соответствия не хватает. К счастью, в дальнейшем «Чернобыль» идёт инновационным путём, и это неудивительно: Припять настолько загадочна и страшна. При этом немаловажно, что в город-призрак ребят приводит вполне бытовое происшествие – кража денег из сейфа нечистым на руку кабельщиком. Образ нелепого айтишника к тому же предсказал докучливую моду на блогеров в современном кино. Погоня за вором оборачивается такими проблемами для хозяина сейфа и его приятелей, что проще было бы покаяться перед родителями за организованную пьянку и поломанный интернет. Деваться, однако, некуда, если бежать – то только вперёд, и это – неофициальный слоган картины.
Трудности сериала с причинно-следственными связями типичны для большинства лент о путешествиях в прошлое – в этом «Зона отчуждения» не лучше и не хуже какого-нибудь «Патруля времени» с Итаном Хоуком. Создателям эти прыжки скорее дают возможность окунуться в нашу историю и показать Припять утопающим в зелени цветущим молодым городом, населённым приветливыми энергетиками, трудящимися на «Гордости Советского Союза» – ЧАЭС. Какой Припять и была на самом деле... Вставки с секундомером, отсчитывающим последние мгновения перед взрывом четвёртого энергоблока, постоянно держат в ощущении, что чем дальше в сюжет, тем больше трупов, хотя и до роковой даты 01:23:47 26 апреля 1986 года в сериале хватает крови. Один эпизод с харьковскими любителями сафари на живых людей чего стоит. Да и сами ребятки не выглядят слаженной командой, что легко объяснимо разницей в темпераментах. С характерами героев идеологи вообще мудрить не стали и ограничились типовым набором клише: красавчик, плохиш, ботаник, пацанка и скромница. Прикипеть всей душой ни к кому не успеваешь – они слишком обычные, хотя это работает в обе стороны, как в положительную, так и отрицательную.
Зато в несомненный плюс сериалу уходит идея с альтернативной судьбой страны, как могла бы пойти вся наша история, не случись весенней трагедии в 1986-м. Второй сезон понесёт эту фантазию со всей пылкостью агитационной натуры, первый же обрывается одним из лучших клиффхэнгеров в российском кино. Если оценивать его без привязки к продолжению, то это зрелищная, качественная картина уже ушедшей эпохи, когда канал ТНТ поставлял годные продукты. Создатели не побоялись поиронизировать над несменяемостью правителя, которого как ни назови, а всё одно – царь, не допустили ни намёка на антисоветчину, за что удостоились отдельной благодарности, и не скатились в экранизацию чернобыльской мифологии. «Зона отчуждения» проложила колею и для «Перевала Дятлова», и для «Игры на выживание», да и в целом показала, что исходная комедийность вещателя отнюдь не приговор его способности говорить на серьёзные темы. Ну а что произошло потом, и почему пошло не так, это уже совсем другой разговор…
В неё зашел – и там исчез.
Там шахты прыгнуть вниз зовут,
Там привидения живут…
Московские острословы сочинили этот чернушный стишок о печально известной и лишь в 2018 году снесённой Ховринской больнице, заброшенной с перестроечной поры, однако это народное творчество наиболее полно отражает суть первого сезона приключенческого сериала «Чернобыль. Зона отчуждения». Амбициозный проект канала ТНТ стал первым художественным фильмом, снятым не в декорациях покинутой Припяти, а в ней самой. Это производит убойное впечатление и спустя пять лет после премьеры американского творения от сети HBO. Наши продюсеры затеяли рискованное предприятие, намесили тот ещё салат из жанров, но в итоге сумели не запутаться в сплетении мистики и фантастики, сняв захватывающую историю, показанную глазами обычных столичных подростков.
Время спустя кажется даже логичным, что никто из пятёрки главных героев знаменитым актёром не стал. Последствия нахождения в зоне радиации, не иначе! Сергей Романович, сыгравший местного хулигана и главного хохмача Лёху, вообще завязал с лицедейством и ушёл в ислам. Кристина же Казинская, очень похожая на поп-певицу Татьяну Овсиенко, после «Чернобыля» отметилась ролью призрачной девушки в хоррор-комедии «Парень с нашего кладбища» – тоже любопытная деталь. Настоящий класс актёрской игры в сериале выдаёт старшее поколение в лице Евгения Стычкина. На контрасте с ещё неоперившейся молодёжью он просто божит на экране. Впервые появившись в предпоследней серии, этот коротышка с выраженной отрицательной харизмой сразу даёт понять, кто тут заказывает музыку, а кому приходится держать темп – с высунутым языком. Стычкин противостоит сразу всем и самому себе – в первую очередь. К моменту дебюта в сюжете капитана КГБ Костенко сериал успевает навертеть чересчур много оборотов с временными скачками и людьми-фантомами в Зоне отчуждения. Действия же классического антагониста, который наделён внятной и чёткой мотивацией, взбадривают повествование, и последняя серия по накалу страстей превосходит все семь предыдущие вместе взятые.
Однако и до встречи с Костенко сериалу находится чем удивить. Первые две серии так и вовсе кажутся бессовестно сворованными у «Бумера». Та же долгая дорога навстречу неведомой опасности, та же «травка» в салоне машины, те же продажные менты и те же крутые дальнобойщики. Только старухи-знахарки для полного соответствия не хватает. К счастью, в дальнейшем «Чернобыль» идёт инновационным путём, и это неудивительно: Припять настолько загадочна и страшна. При этом немаловажно, что в город-призрак ребят приводит вполне бытовое происшествие – кража денег из сейфа нечистым на руку кабельщиком. Образ нелепого айтишника к тому же предсказал докучливую моду на блогеров в современном кино. Погоня за вором оборачивается такими проблемами для хозяина сейфа и его приятелей, что проще было бы покаяться перед родителями за организованную пьянку и поломанный интернет. Деваться, однако, некуда, если бежать – то только вперёд, и это – неофициальный слоган картины.
Трудности сериала с причинно-следственными связями типичны для большинства лент о путешествиях в прошлое – в этом «Зона отчуждения» не лучше и не хуже какого-нибудь «Патруля времени» с Итаном Хоуком. Создателям эти прыжки скорее дают возможность окунуться в нашу историю и показать Припять утопающим в зелени цветущим молодым городом, населённым приветливыми энергетиками, трудящимися на «Гордости Советского Союза» – ЧАЭС. Какой Припять и была на самом деле... Вставки с секундомером, отсчитывающим последние мгновения перед взрывом четвёртого энергоблока, постоянно держат в ощущении, что чем дальше в сюжет, тем больше трупов, хотя и до роковой даты 01:23:47 26 апреля 1986 года в сериале хватает крови. Один эпизод с харьковскими любителями сафари на живых людей чего стоит. Да и сами ребятки не выглядят слаженной командой, что легко объяснимо разницей в темпераментах. С характерами героев идеологи вообще мудрить не стали и ограничились типовым набором клише: красавчик, плохиш, ботаник, пацанка и скромница. Прикипеть всей душой ни к кому не успеваешь – они слишком обычные, хотя это работает в обе стороны, как в положительную, так и отрицательную.
Зато в несомненный плюс сериалу уходит идея с альтернативной судьбой страны, как могла бы пойти вся наша история, не случись весенней трагедии в 1986-м. Второй сезон понесёт эту фантазию со всей пылкостью агитационной натуры, первый же обрывается одним из лучших клиффхэнгеров в российском кино. Если оценивать его без привязки к продолжению, то это зрелищная, качественная картина уже ушедшей эпохи, когда канал ТНТ поставлял годные продукты. Создатели не побоялись поиронизировать над несменяемостью правителя, которого как ни назови, а всё одно – царь, не допустили ни намёка на антисоветчину, за что удостоились отдельной благодарности, и не скатились в экранизацию чернобыльской мифологии. «Зона отчуждения» проложила колею и для «Перевала Дятлова», и для «Игры на выживание», да и в целом показала, что исходная комедийность вещателя отнюдь не приговор его способности говорить на серьёзные темы. Ну а что произошло потом, и почему пошло не так, это уже совсем другой разговор…
Общее впечатление | «И посмотри: что мы наделали…» |
Моя оценка | |
Рекомендую друзьям | ДА |
Комментарии к отзыву54
Но когда на каникулы вернулась из Питера уже в 89м, перечитала публикации в Юности и была ошарашена. От ужасов до черного юмора "радиация вагонов с хвоста поезда", "редкая птица долетит до середины Днепра" и "Здесь будет город заражён". И много, много позже окончательно дошло, какая же это была беда.
Причём задолго до этого во сне мне снилось гиблое место и слова: "Это Зона". Я проснулась тогда и думала - что за фантастика…
А вот в Чернобыле (не в Припяти, а именно в городе Чернобыле) была в 2006 году. Впечатлений на всю жизнь…
А что касается самой трагедии, то мне кажется ещё не всё известно о её причинах. Слишком вовремя и в нужном месте она произошла. В СССР уже пришла к власти "похоронная команда".
Сейчас молодёжь привыкла к тик-токовским скоростям.Возможно поэтому кому-то сериал кажется скучноватым.
С 86 года тема эта волнует и не отпускает…
В 86 в центральной Беларуси заканчивала школу, не раз гуляли под майскими радиоактивными дождиками(
В наших краях, хоть и далековато от зоны, образовались так называемые пятна. Людей не отселяли, но они жили на зараженной земле со всеми вытекающими …
Сериал подмывает посмотреть.
А в Припять когда-то мечтала поехать, побродить там… Всё надо делать вовремя.